Экс-депутат рады рассказал о последствиях блокады Крыма для Украины
Береги жизнь смолоду Назад
Береги жизнь смолоду

В главном финансовом документе страны - бюджете почему-то мало внимания уделяется детям. К тому же, как утверждает директор Научного центра здоровья детей академик РАМН Александр Баранов, у нас нет чёткой законодательной базы по охра-не здоровья детей. Как ликвидировать эти пробелы в законодательстве?

В Госдуме идёт работа над главным финансовым документом страны - бюджетом на 2007 год. В него заложено финансирование приоритетного национального проекта "Здоровье", других нацпроектов и средства на реализацию мер, предложенных Президентом по улучшению демографической ситуации в стране. Но уже из нулевого варианта финансового документа видно - про детей опять забыли. О том, что нужно для того, чтобы молодое поколение выжило, беседа с членом Общественной палаты РФ, директором Научного центра здоровья детей РАМН, академиком РАМН Александром БАРАНОВЫМ.

- Александр Александрович, демографы говорят о том, что ситуация в стране просто катастрофическая. Но каковы последние тенденции?

- В последние годы мы отмечаем некоторое увеличение рождаемости, но оно крайне незначительно, и при этом растёт смертность населения. Уровень смертности более чем в 1,5 раза превышает рождаемость. Крайне высок уровень младенческой смертности, он превышает показатель стран западной и северной Европы в 2,5-3,5 раза, и смертности в зрелом, трудоспособном возрасте, особенно среди мужчин.

Об этом мало говорят, но следует обратить внимание и на уровень смертности среди детей в возрасте от 0 до 4 лет включительно - 15,5 на 1000 детей. Это в 2,5 раза выше, чем в развитых странах! Смертность детей подросткового возраста также почти в 2 раза выше европейских показателей. Кроме того, в последние годы на 45 процентов (!) увеличился уровень смертности детей в возрасте старше 10 лет от сосудистых поражений сердца и головного мозга.

- Цифры страшные. Изменится ли в ближайшее время ситуация с детской смертностью?

- Вряд ли. Уровень младенческой смертности и смертности детей до 5 лет напрямую зависит от качества и эффективности оказания медицинской помощи детям раннего возраста. Чтобы снизить детскую смертность, надо решить несколько проблем. Во-первых, необходимо провести полноценную профессиональную переподготовку врачей-неонатологов, врачей-педиатров стационарных отделений, оказывающих медицинскую помощь детям раннего возраста и врачей-педиатров амбулаторно-поликлинических учреждений. Во-вторых, надо кардинально улучшить материально-техническую базу учреждений родовспоможения, детских стационаров, в которых осуществляется второй этап выхаживания недоношенных и маловесных детей, а также детских поликлиник.

Одним из условий, позволяющих приступить к реальному решению проблем, является переход России на принятые в большинстве развитых стран критерии живорождения и мертворождения. Это станет стимулом развития кадрового потенциала и материально-технической базы учреждений детства и родовспоможения. Меры, принятые в связи с переходом на новые критерии, позволят внедрить современные перинатальные технологии охраны здоровья детей.

Реализация всех перечисленных мероприятий требует значительных средств бюджетов всех уровней. При этом финансовые вливания в систему охраны материнства и детства необходимы уже сейчас. Через несколько лет никакие деньги уже не помогут решить проблем демографии, сохранения репродуктивного, трудового, интеллектуального и военного потенциала страны.

- А как же подростки?

- Что касается снижения смертности детей подросткового возраста, то для этого необходимо внедрить, кстати, уже существующие эффективные технологии формирования устойчивых стереотипов здорового образа жизни и технологий профилактики хронических неинфекционных заболеваний. Однако эти меры также требуют достаточно больших финансовых вложений.

В отношении другого показателя, определяющего демографическую ситуацию, - рождаемости, её повышения, наиболее значимыми являются меры социального характера. Это не только меры экономического стимулирования рождаемости, но и государственные меры, направленные на повышение социального статуса семьи и престижности семейных ценностей.

Реальные и эффективные комплексные меры снижения смертности и повышения рождаемости связаны с крайне высокими финансовыми затратами государства. В ближайшие годы оно вряд ли в состоянии пойти на такие значительные вложения в социальную сферу. Именно поэтому в ближайшей перспективе не стоит ждать каких-то значимых сдвигов в отношении уровней рождаемости и смертности в России.

- Национальный проект "Здоровье" требует дальнейшего совершенствования. Какие еще направления могут быть охвачены проектом?

- Следует отметить, что нынешние финансовые вливания в здравоохранение действительно являются наиболее значительными за последние десятилетия.

Для укрепления кадрового потенциала было бы целесообразным увеличить размер выделяемых средств на повышение заработной платы не только участковым врачам, но и врачам-специалистам, работающим в первичном звене, врачам и среднему медицинскому персоналу отделений организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях.

Значительные средства затрачиваются на повышение квалификации врачей участковой службы. Однако весь курс ограничивается 72 часами. Такой срок переподготовки как по педиатрии, так и по терапии является крайне недостаточным. Сертифицировать специалиста после столь краткого обучения невозможно.

- Улучшение демографической ситуации зависит не только от увеличения рождаемости, но и от снижения уровня смертности...

- А также от улучшения состояния здоровья подрастающих поколений россиян. Жизнь надо не только "получить", но и сохранить, укрепить здоровье ребёнка в процессе роста и развития организма, воспитать полноценного в физическом и моральном отношении гражданина страны.

В этом свете крайне важно то, что Президент и Правительство РФ на протяжении более чем 15 лет поддерживают реализацию федеральной целевой программы "Дети России". С 2003 года в структуре программы действует подпрограмма "Здоровый ребёнок". При разработке подпрограммы предполагалась её ориентация на преимущественное развитие профилактических технологий. Однако в принятом варианте подпрограммы был сделан акцент на финансирование строительства объектов здравоохранения, зачастую "долгостроя", оснащение учреждений родовспоможения, финансирование питания детей, больных фенилкетонурией. При этом названные программы уже были ранее апробированы, эффективность доказана. Их проведение было бы целесообразно финансировать не за счёт программных средств, а за счёт бюджетов всех уровней. Таким образом, профилактическая направленность подпрограммы была утрачена.

Поэтому я считаю, что реализация подпрограммы "Здоровый ребёнок" достигает только краткосрочные, тактические цели. При этом стратегические задачи профилактического характера по сохранению и укреплению здоровья детей подпрограммой не решаются. Остаётся надеяться, что предполагаемая к принятию на 2007-2010 годы подпрограмма "Здоровое поколение" программы "Дети России" будет носить действительно профилактический характер, а её реализация даст долговременный позитивный эффект в отношении формирования здоровья юных россиян.

- То есть вы за профилактику?

- Да, это направление я считаю наиболее актуальным и перспективным. Однако его развитие до сих пор не закреплено в правовых и нормативных актах, практически не финансируется. Именно это свидетельствует о недостатке политической воли для коренного реформирования детского здравоохранения, его поворота в сторону профилактики.

Только один пример. Практически во всех развитых странах давно действует закон о профилактике йододефицитных состояний. В нашей стране, где 80 процентов населения проживают на территориях с природным дефицитом йода, такого закона до сих пор нет. В то же время доказано и уже общеизвестно, что при отсутствии йододефицита на 20 процентов у новорождённых снижается частота перинатальных поражений центральной нервной системы, на 20-40 процентов уменьшается заболеваемость детей в раннем возрасте. Профилактика не бывает бесплатной, она в определённой мере затратна, но экономический эффект от её проведения гораздо выше, чем затраты. Так, в случае с йододефицитом ежегодные затраты на профилактику среди беременных, кормящих матерей и детей первого года жизни составляют 3 млрд. рублей, а экономические потери при её отсутствии - 43 млрд. Экономическая целесообразность очевидна.

- А какие "пробелы" в нашем законодательстве, на ваш взгляд, наиболее очевидны, каких законов не хватает?

- Законодательной базы по охране здоровья детей в Российской Федерации не существует. По мнению специалистов, высказанному на X Съезде и X Конгрессе педиатров России, назрела острая необходимость разработки и принятия федерального закона "Об охране здоровья детей в Российской Федерации", который бы определил правовую базу для консолидированной межведомственной работы в этом важнейшем для государства направлении на всех уровнях исполнительной власти.

комментарий депутата

ТАТЬЯНА ЯКОВЛЕВА, председатель Комитета Госдумы по охране здоровья

Расходы федерального бюджета на здравоохранение и спорт увеличатся в следующем году на 32,3 процента - со 136 до 179 млрд. рублей. На проект "Здоровье" предполагается выделить 107,5 млрд., что на 71,7 процента больше изначально запланированной суммы на этот год. Видимо, вся прибавка ушла на национальный проект. Нас волнует и то, что повышение расходов покрывает только инфляцию.

Так и получается, по данным Счетной палаты, объем перспективного финансового плана на 2007-2009 годы в части расходов на здравоохранение и спорт определены в следующих размерах: 2007 год - 179 миллиардов рублей, 2008 год - 174 миллиарда, 2009 год - 178 миллиардов. Реального увеличения не наблюдается.

Вызывает беспокойство то, что программы, входящие в национальный проект "Здоровье", никак не увязаны с конкретными количественными и качественными показателями, характеризующими деятельность здравоохранения как отрасли. Это приводит к тому, что механизмы финансирования здравоохранения недостаточно прозрачны. Эффективность использования средств - одна из самых болевых точек.

Если говорить о федеральных целевых программах, мы считаем целесообразным как можно быстрее внести в Правительство Российской Федерации федеральную целевую программу "Дети России на 2007- 2010 годы". В подпрограмме "Здоровое поколение" нужно расширить мероприятия по профилактике заболеваний матери и ребенка, по созданию сети современных перинатальных центров и оснащению родовспомогательных учреждений современным оборудованием. Надо отметить, что, по данным Счетной палаты, увеличение финансирования программы "Дети России" предполагается на 2007 год ровно на уровень индексации, связанной с инфляцией. О каком приоритете в данном случае можно говорить?

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БАРАНОВ - академик РАМН, профессор, директор Научного центра здоровья детей РАМН, член Президиума РАМН, председатель Исполкома Союза педиатров России, главный специалист-эксперт педиатр Министерства здравоохранения и социального развития РФ, член Общественной палаты РФ, член Научного совета при Совете безопасности России.





http://www.oprf.ru/

Док. 352468
Перв. публик.: 27.07.06
Последн. ред.: 12.08.07
Число обращений: 371

  • Баранов Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``