Экс-депутат рады рассказал о последствиях блокады Крыма для Украины
`Здоровье и образование детей - основа устойчивого развития российского общества и государства` Назад
`Здоровье и образование детей - основа устойчивого развития российского общества и государства`
"МЕДИЦИНСКИЙ ВЕСТНИК", No34, 25 октября 2006г, No33, 18 октября 2006г.; "МЕДИЦИНСКАЯ ГАЗЕТА", No81, 25 октября 2006г; "ТРУД", 7 октября 2006г; "АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ. ЗДОРОВЬЕ", No43, октябрь 2006г; "ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА", 25 октября 2006г, 9 ноября 2006г,

"МЕДИЦИНСКИЙ ВЕСТНИК", No34, 25 октября 2006г.



Дети в поле зрения академиков



Впервые за всю историю отечественной науки в Москве прошла совместная сессия шести академий, имеющих государственный статус. В течение двух дней ученые Российской академии наук, Российской академии медицинских наук. Российской академии образования (РАО), Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН), Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) и Российской академии художеств обсуждали вопрос, вынесенный на повестку дня: "Здоровье и образование детей - основа устойчивого развития российского общества и государства". Каждое из этих научных сообществ представило свое видение проблемы и свой возможный вклад в воспитание, образование и улучшение состояния здоровья и условий жизни маленьких граждан России.



С приветствием в адрес сессии обратился Президент РФ В.В. Путин: "Интеллектуальная элита страны, представители ведущих научных школ собрались для обсуждения чрезвычайно важной, волнующей российское общество темы здоровья, гармоничного развития и воспитания подрастающего поколения. Убежден, что работа научной сессии вызовет заинтересованное внимание и широкий общественный резонанс, а ее решения и рекомендации будут востребованы на практике".

В своем вступительном слове президент РАН академик РАН Ю.С. Осипов подчеркнул, что особое значение имеет научное обоснование современных и адекватных подходов к проблеме здоровья и образования детей, преломление этих проблем в свете национальных приоритетных государственных проектов, призванных улучшить качество жизни нашего населения.

Сессия была инициирована и организована руководством Российской академии медицинских наук. Пленарное заседание открыл президент РАМН академик РАН и РАМН М.И. Давыдов:

- Несмотря на героические усилия наших педиатров и скоординированные действия многих научных школ, большая часть детей имеет тяжелейшие функциональные и органические расстройства, приобретая их в детском возрасте и закрепляя в виде хронических болезней на выходе из школы. Каковы же причины высокого уровня заболеваемости и детской инвалидности? Это - медленное внедрение современных технологий для выявления ранних стадий заболевания, слабое оснащение педиатрических ЛПУ, недостаточная сеть учреждений восстановительного лечения для детей и низкий уровень состояния здоровья родителей, что является основным фактором. Повышенная утомляемость, перегрузка учебными программами, недостаточное питание и масса других негативных факторов, влияющих на здоровье школьников, требуют незамедлительной корректировки. Прямую угрозу представляют распространенность курения и употребления алкоголя среди школьников. В 10- 11 лет курят 17% подростков и употребляют алкоголь до 39%, к 15- 17 годам их число возрастает до 73%. К 30 годам эти люди становятся инвалидами и тяжелыми "хрониками". Социальные последствия ухудшающегося состояния здоровья школьников, снижение интеллектуального, трудового, репродуктивного и военного потенциала общества и государства - это сегодня, заметил М.И. Давыдов, одна из самых важных проблем, требующих глубокого обсуждения, ибо несет в себе угрозу безопасности и самому существованию нации.



В заключение президент РАМН отметил важность комплексного решения наиболее актуальных вопросов детского здравоохранения, при этом система организации образовательного процесса должна способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.

Выступление президента РАО академика РАО Н.Д. Никандрова было посвящено рискам и возможностям воспитания и социализации в современной России. Каналы социализации, пояснил выступающий, очень разнообразны: массовая культура, доступная всем, телевидение, улица с ее рекламой, радио, книжный рынок и, конечно, образование, включающее воспитание и обучение. Заметные трудности в деле воспитания достойных граждан связаны, прежде всего, с быстрым изменением ценностей жизни после известных событий 90-х годов. Освещение многих вопросов нашей истории в разных учебниках различно, а та свобода, с которой современный российский учитель может отбирать и интерпретировать материал, немыслима была ни ранее у нас, ни теперь в тех же США. В этой ситуации невозможно говорить о воспитании гражданского патриотического сознания народа как целостного субъекта.

Ученые РАО сделали вывод, что есть ряд посылов, которые негативно влияют на социализацию и воспитание, и в то же время усиленно пропагандируются с помощью технологий радио и телевидения. Это идея о всевластии денег и о легкости применения насилия, сексуальная тематика, дегероизация прежней жизни и ее осмеяние, неуважение к уходящим поколениям и к своей истории. Следствием являются разрушение семьи, рост социального сиротства и проституции. Надо признать груз этих проблем, реальность угроз и принять адекватные меры. Первая из них - усиление гуманитарной составляющей образования и патриотическая направленность воспитания.

Н.Д. Никандров призвал проявить политическую волю и ввести цензуру по мотивам нравственности, давно уже существующую во всех так называемых цивилизованных странах. Он также считает необходимым принятие общенациональной программы "Воспитание и социализация".

О современных достижениях аграрной науки и ее роли в обеспечении здорового питания детей говорил на сессии президент РАСХН академик РАСХН ГА. Романенко. Известно, что нерациональное питание, медленное внедрение новых форм организации школьного питания усугубляют негативные факторы, влияющие на формирование патологических процессов в детском организме: нарушение физического и умственного развития, сниженный иммунитет, частые простуды, заболевания желудочно-кишечного тракта. Индустрия детского питания, ее научное обеспечение должны рассматриваться как одно из приоритетных направлений в национальных проектах. Тревожит тот факт, что в настоящее время происходит снижение объемов производства отечественных детских продуктов. ГА. Романенко в качестве примера привел случай, когда в качестве сырья для производства детского питания используют морковь, привезенную из Латинской Америки, в то время как учеными РАСХН выведены сорта этих корнеплодов с рекордным содержанием каротина.



Президент РААСН академик РААСН А.П. Кудрявцев считает, что сегодня нужны новые принципы пространственной организации "мира детей", в том числе и детей-инвалидов. Необходимо проектировать многофункциональные школьные комплексы, имеющие перекрытые внутренние дворы (атриумы), которые предоставляют возможности для общения, игровых и спортивных мероприятий. И несколько таких школ уже введены в эксплуатацию, но пока это отдельные примеры. Необходимы новые стандарты детских учреждений, разработанные совместными усилиями наших академий. Такая среда обитания обеспечит оптимальное духовное и физическое развитие детей. Важнейшим вопросом остается безопасность учреждений для детей. Но наши научные разработки, констатировал А.П. Кудрявцев, часто остаются невостребованными, хотя известно, в каком плачевном состоянии находится множество школьных зданий в стране; особенно удручающее впечатление производят сельские школы.

Вопрос обучения в сельских школах затронул в своем выступлении и главный государственный санитарный врач России академик РАМН ГГ. Онищенко. Выступая перед академиками с докладом о санитарно-эпидемиологическом благополучии детей и подростков, он негативно отозвался о преждевременной и часто необоснованной ликвидации сельских школ. Такие "мероприятия" практически повсеместно привели к учебе в две и даже три смены в укрупненных школах, что, конечно же, негативно отразилось на здоровье учеников.



Состоялось семь секционных заседаний, среди них хотелось бы отметить некоторые: "Научные основы укрепления здоровья детей" - под председательством директора Научного центра здоровья детей РАМН академика РАМН А.А. Баранова (кстати, именно в эти дни ему был вручен орден "За заслуги перед Отечеством" FV степени); "Научные основы обеспечения безопасных условий жизнедеятельности детей" - под руководством академика РАМН В.В. Зверева и академика РААСН А. В. Кузьмина. Большой интерес вызвали и "круглые столы", проведенные в рамках сессии! "Медико-социальная реабилитация детей-инвалидов", "Среда обитания как фактор, формирующий физическое и нравственное здоровье детей "и" Здоровое питание - здоровые дети".

Прошедшая сессия убедительно показала, что без использования достижений фундаментальной науки невозможно решать важнейшие государственные задачи, в том числе и такие, как реализация национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, сельского хозяйства, обеспечения доступного жилья, а также выход России из демографического кризиса. Кроме того, она явилась очередной попыткой научного сообщества наладить диалог с правительством, предложив свою помощь в научном сопровождении проектов, предлагаемых властью. Каждая из шести академий, принявших участие в сессии, может внести свой вклад в воспитание, образование и улучшение здоровья детей нашей страны



Надежда СТАУРИНА



"МЕДИЦИНСКАЯ ГАЗЕТА", No81, 25 октября 2006г.





Отступать дальше некуда

Такой подспудный смысл содержался во многих высказываниях наших видных ученых на встрече по поводу здоровья молодого поколения



Как мы уже сообщали (см. "МГ" No 77 от 11.10.06), в Колонном зале Дома союзов состоялась совместная научная сессия академий наук, имеющих государственный статус. Ее тема: "Здоровье и образование детей - основа устойчивого развития российского общества и государства".

Что можно и нужно предпринять для улучшения состояния здоровья подрастающего поколения? Какой должна стать школа, чтобы соответствовать требованиям времени? Как уберечь учеников от негативных факторов окружающей среды? Эти и многие другие вопросы широко и всесторонне обсуждались научным сообществом в течение двух дней.

Решение проблем, накопившихся в сфере образования, здравоохранения, градостроительства, обеспечения здоровым питанием требует скоординированной и системной работы коллективов образовательных и медицинских учреждений, органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций, считают ученые. Вот поэтому и собрались в Колонном зале вместе сразу шесть академий, каждая из которых имеет свои достижения. Например, Российская академия наук многие годы разрабатывает фундаментальные проблемы, уделяет серьезное внимание вопросам психологии. Российская академия сельскохозяйственных наук трудится над созданием новых продуктов питания для детей. Российская академия образования работает над изменением системы школьного воспитания. Академия архитектуры и строительных наук решает вопросы по созданию современных комплексов жилых зданий, детских садов и школ, которые являлись бы наиболее комфортными и удобными для детей, сохраняли их здоровье. Российская академия художеств многие годы занимается разработкой программ, связанных с развитием творческих способностей у детей и молодежи. Словом, каждая из шести академий готова внести свой вклад в воспитание, образование и улучшение состояния здоровья юных граждан нашей страны.







Портрет современного ребенка



- Мы не будем вспоминать прошлое России или разбирать ее настоящее, - заметил академик РАН и РАМН Михаил Пальцев накануне научной сессии академий. - Мы хотим думать о будущем.

Каким же оно видится с позиций сегодняшнего дня? Весьма тревожным, поскольку человеческий ресурс страны находится на грани исчерпания. Высокая детская смертность, широкое распространение инфекционных, сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, психических расстройств, угроза разрушения духовного здоровья нации, деградация среды обитания - все это не оставляет надежд на радужные перспективы.

Как отмечалось на сессии, негативные тенденции в состоянии здоровья детей за последнее десятилетие приобрели устойчивый характер и стали еще более очевидными, поскольку не преодолен демографический кризис. По словам академика РАМН Александра Баранова, число родившихся сокращается, и их качество ухудшается. 60% новорожденных имеют те или иные отклонения.

- Состояние здоровья детей, к сожалению, остается неутешительным, - с грустью констатировал президент РАМН Михаил Давыдов. - Отмечается неуклонная тенденция роста заболеваемости, причем в абсолютных цифрах один и тот же ребенок имеет несколько заболеваний.

Значительная доля болезней формируется в школьном возрасте. К окончанию школы более половины детей имеют ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья.

Российские ученые, проводя анализ функциональных нарушений среди нынешних подростков и их сверстников 90-х годов, отмечают весьма существенные изменения в здоровье, которые произошли за 10 лет. За последнее десятилетие распространенность расстройств сердечно-сосудистой системы у школьников возросла в 3 раза и выявляется у каждого второго (!) подростка. Уровень смертности детей различных возрастных групп в России в 2-4 раза выше, чем в экономически развитых странах. Если бы удалось ее снизить до уровня европейских стран, продолжительность жизни выросла бы на 2 года.



Неблагополучна ситуация с физическим развитием детей, снижается число имеющих нормальную массу тела и увеличивается количество низкорослых ребят. У 30% юношей и девушек выявляется задержка полового развития, а 40% юношей и девушек имеют болезни, которые могут ограничить возможность реализации репродуктивной функции.

Показатели психической болезненности детского населения и подростков в 2 раза выше, чем взрослых, и имеют неуклонную тенденцию к росту. Очень высока смертность от самоубийств по сравнению с другими странами, суициды наблюдаются даже у детей 5-10 лет. По данным Психологического института РАО, в школу в настоящее время приходят 20% детей с различными нарушениями психического здоровья. К концу их обучения в начальной школе эта цифра увеличивается до 60%.

Медицинская наука располагает убедительными доказательствами того, что большая учебная нагрузка создает серьезные препятствия для реализации возрастных биологических потребностей детского организма. Напряженный характер учебы, значительный объем учебной нагрузки, дефицит времени для усвоения информации - все это вместе взятое является психотравмирующими факторами для ребенка.

Они оказывают стрессорное воздействие на развивающийся детский организм, формируют невротические расстройства с последующими нарушениями работы сердца, желудочно-кишечного тракта, других органов и систем.

Степень утомления учащихся, уровень их невротизации, эмоциональный комфорт и в конечном итоге состояние здоровья детей зависят не только от объема учебной нагрузки и ее содержания, но также и от методов, режимов и технологий обучения, от качества школьных помещений.

Материально-техническая база многих образовательных учреждений, и, прежде всего дошкольных, особенно в сельской местности, требует коренного улучшения.



Недоедал в детстве - проживешь на 3-5 лет меньше.



Словом, ребенок, не обладая завидным здоровьем от рождения (а здоровыми появляются на свет, по некоторым данным, лишь треть детей), идет в школу. Там на него наваливается множество проблем. Учебная перегрузка, эмоциональное напряжение, вынужденная многочасовая поза - все это атрибуты современной школы. Хорошо еще, если здание образовательного учреждения современное (в стране только 22% школ обладает здоровьесберегающей средой), а если нет... Ребенок попадает под огромное количество факторов, усугубляющих его состояние. Какое уж тут здоровье...

Нерациональное питание, недостаточный охват им детей в школьном возрасте усугубляют негативное влияние. Кстати, нарушения питания в раннем возрасте приводят к нарушениям физического и умственного развития, расстройству иммунитета, частым респираторным заболеваниям, заболеваниям желудочно-кишечного тракта и, в конце концов, к снижению ожидаемой продолжительности жизни на 3-5 лет. Между тем, по словам Геннадия Онищенко, руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, гипотрофия отмечается у 5% детей, что говорит об алиментарном голоде среди детей младших возрастных групп.

Как отметил президент РАСХН Геннадий Романенко, на питание детей в школах выделяется из местного бюджета от 1,5 до 10 руб. на одного человека. Как можно позавтракать на 1,5 руб. при современных ценах? Для сравнения отметим, что на американского школьника выделяется в десятки раз больше. А питанием по льготным ценам в США обеспечивается около 32 млн. детей школьного и старшего дошкольного возраста. В ряде европейских стран вводится или введено бесплатное школьное питание. В Америке разрабатывается программа второго завтрака для школьников. Мы же, как отметил Г.Романенко, об этом боимся даже говорить.

Президент РАСХН призвал обратить особое внимание на детей, которые проживают не в крупных городах, а в небольших населенных пунктах, заброшенных поселках.

- Есть деревни, где живет 2-3 ученика, и они за много километров вынуждены добираться в школу, -сказал Геннадий Алексеевич. -Стыдно смотреть на детвору, которая, добираясь в дождь, непогоду, несет с собой сумочку с бутербродами. Государство должно взять заботу на себя за этих будущих селян, их обязательно надо кормить.

Безусловно, тревожен тот факт, что происходит снижение объемов производства детских продуктов отечественными производителями, российский рынок испытывает дефицит продуктов лечебно-профилактической направленности.

В настоящее время производство детских продуктов не покрывает самую минимальную потребность. Недостающие объемы восполняются импортом. А импортные продукты, как правило, не сориентированы на метаболическую специфику России, связанную с условиями проживания наших детей и предопределяемую социальными, климатическими, экологическими факторами, да и традициями местного населения. Та же морковь, выращенная в Подмосковье, содержит каротина в два раза больше, чем зарубежная.

По словам Г.Романенко, продукты российского производства получают высокую оценку практически во всех уголках земного шара. Г.Романенко привел пример, когда во время сессии принесли телеграмму "SOS" из космоса, что закончились продукты питания российского производства, срочно просили добавку, так как продукцию других стран космонавты не особо охотно используют.

За 10 лет разработано 375 наименований продуктов для детей, создано большое количество новых сортов и гибридов специально для детского питания, в частности выведены диетические сорта риса, способные осаждать на себе токсины, однако многие разработки плохо осваиваются производством. По словам президента РАСХН, без дотации детское питание производить в условиях сегодняшнего рынка не многим фирмам выгодно. Все подстраиваются под массового потребителя, а не под отдельные группы, имеющие заболевания, проживающие в особых условиях и т.д.



Красна школа и углами и дворами



Создание условий для здоровья, образования, воспитания детей должно начинаться с создания материальной базы: родильных домов, детских садов, школ, интернатов, баз спорта и отдыха, домов творчества, больниц, санаториев, трудовых лагерей, словом, всех составляющих среды, в которой живет ребенок, считает президент РААСН Алексей Кудрявцев.

У детей свои потребности, своя психология, свои взаимоотношения, свои особенности организма. Отсюда необходимость внимательнейшим образом выявлять эту специфику и воплощать ее в проектах и постройках для детей. Оттого, насколько правильно и грамотно построены школы, сформированы рекреационные зоны, спланированы столовые и физкультурно-оздоровительные залы, зависит развитие наших детей, уровень заболеваемости, их ежедневное самочувствие. Архитектура школьных зданий - одна из сложнейших тем, которая часто выпадет из практики проектирования и строительства.

- Сегодня нужны новые принципы пространственной организации "мира детей", - отметил А.Кудрявцев, - важно помнить о детях-инвалидах, чье будущее во многом зависит от среды обитания, ее доступности и комфортности. Нужно, к примеру, проектировать многофункциональные школьные комплексы, имеющие перекрытые внутренние дворы, что представляет отличные возможности для общения, игровых и спортивных мероприятий для школьников и позволяет взять на себя функции прежних дворовых пространств. Некоторые примеры уже можно назвать, в частности новые школьные комплексы в Иркутске, общеобразовательная школа на ул. Щепкина и школа искусств в Выхино в Москве, но пока это еще частные примеры. Необходимы новые стандарты детских учреждений, обеспечивающие оптимальное духовное и физическое развитие детей. Нужна новая современная типология зданий и сооружений для детей.

Говорят, стены учат, стены лечат. Мир детства проходит в материальной среде. Совершенно очевидно, что аспекты градостроительной координации должны быть объединены под общим профессиональным руководством, с тем чтобы, например, национальный проект доступного и комфортного жилья не стал бы только строительством жилищ.

- У нас есть замечательные достижения в области школьного строительства, строительства детских садов, физкультурных сооружений в Москве, - сказал президент РААСН. - И вместе с тем мы видим, как угасает интеллектуальная жизнь на селе. Особенно я хотел бы обратить внимание на так называемые закрытые сферы пребывания трудных подростков. Мы практически не знаем, в какой среде находятся малолетние преступники.

По мнению Алексея Кудрявцева, следовало бы создать координационный совет научного сопровождения национальных проектов при Правительстве РФ.

Вернуть школе воспитательную функцию



- Нам надо действовать вместе для того, чтобы четко выявить систему рисков, которые есть в нашей действительности, и в материальной, и в духовной. И посмотреть, что мы можем сделать, чтобы эти риски предотвратить, - сказал президент РАО Николай Никандров.

По его словам, в обществе могут возрастать такие характеристики, как антипатриотизм и утрата чувства Родины, неуважение к власти, армии и силовым структурам, национализм в различных формах, жестокость, равнодушие к людям, обострение проблемы отцов и детей, неуважение к старшим поколениям, к отечественной истории, равнодушие к созданию семьи, пробные браки и т.д. Это все риски для физического, нравственного и психического здоровья человека, для безопасности страны. Следует признать реальность этих рисков и, принять контрмеры. Необходимо усилить гуманитарную составляющую содержания образования, проявить политическую волю и принять ряд ограничительных мер, что в ряде стран именуется как цензура по мотивам нравственности. С другой стороны, нужно всемерно воспитывать разумную систему ценностей, в том числе и через искусство.

- Российская живопись и скульптура, - считает президент PAX Зураб Церетели, - опирается на традиции высоких нравственных идеалов. Произведения искусства могут и должны помогать подрастающему поколению в обретении истинных жизненных ориентиров, призывать его к добру, к чистоте. Если у молодого человека нет гармонии в душе, он не сможет создать полноценную семью и воспитать достойных детей.



Консолидация необходима



Совершенно очевидно, что для коренного улучшения ситуации с состоянием здоровья детей необходимо комплексное решение наиболее актуальных проблем детства.

- Мы теряем многие ценнейшие интеллектуальные силы, физический ресурс, при этом страдает экономика страны, оборонный потенциал, национальная независимость государства, - заметил вице-президент Российской академии наук Николай Платэ. - Надо консолидироваться, попытаться собрать все воедино и предложить комплекс мер. Национальные проекты - хорошая инициатива президента В.Путина, но их явно нужно дорабатывать с заботой о подрастающем поколении.

По словам президента РАМН Михаила Давыдова, эффект от государственных мероприятий, связанных с повышением рождаемости, будет не ранее чем через 15-20 лет. Сегодня состояние детей находится в таком статусе, что рассчитывать на воспроизводство нации с помощью нынешней генерации не представляется возможным. Только 6% девочек от 0 до 14 лет здоровы, остальные имеют ту или иную патологию.

Медики и ученые готовы предложить самые высокие технологии и купировать многие заболевания, снизить смертность в 2 раза в ближайшие 2-3 года при определенном консолидированном подходе РАМН и Минздравсоцразвития России. Однако существуют социальные факторы и чиновничья ригидность, которые мешают реализовать эти технологии и сегодня же внедрить в жизнь, сказал М.Давыдов.



Науке есть что предложить



Что же может предложить наука для изменения ситуации?

Как отметил Николай Платэ, сегодня в РАН, в ее институтах, занятых фундаментальными исследованиями, разработаны очень хорошие методы диагностики, аналитические приборы и всякого рода измерительные комплексы. Например, в Институте молекулярной биологии им. В.А.Энгельгардта РАМН созданы диагностикумы, позволяющие быстро, в течение 45-60 минут провести скрининг, какие вирусы и бактерии содержатся в биологической жидкости человека.

В стране принято решение об открытии программы нанотехнологий и наноструктур. Это качественно новый прорыв в области не только фундаментального знания, но и молекулярной медицины. Сегодня техника, физические приборы позволяют видеть молекулу и определять, где происходит нарушение. А раз мы это видим, то можем диагностировать, вмешиваться, и можем лечить десятки заболеваний, с которыми до сих пор не могли справиться.

Однако проблема не только в том, чтобы сделать что-то новое, но и в том, чтобы это новое дошло до областной и, хорошо бы, районной больницы.

Учеными разработаны научные основы массовых программ профилактики детского травматизма, нарушений репродуктивного здоровья девочек, табакокурения, наркозависимости и психогигиены. Научное сообщество в состоянии обеспечить научные основы разработки, внедрения, оценки эффективности массовых профилактических программ в современных условиях.

РАН может и должна, подчеркивалось на сессии, усилить исследования в гуманитарно-социологической сфере вместе с РАО и другими государственными и общественными институтами, чтобы понять, почему у нас цифры по заболеваемости и смертности в разы отличаются в зависимости от регионов.

- Институтами РАМН, - дополнил М.Давыдов, - накоплено очень много ценных идей, разработок, современных технологий, и диагностических, и лечебных, и профилактических. Загвоздка в том, как эти достижения, которые не уступают мировому уровню, довести до регионов.

По мнению М.Давыдова, нужно создавать эффективные структуры, отвечающие за эту функцию, поскольку то образование, которые сегодня существует в виде Министерства здравоохранения и социального развития РФ, не способно это делать. Нужно вычленить Министерство здравоохранения, медицинской и фармацевтической промышленности. Надо создать 7-8 национальных центров по основным разделам медицины. В качестве примера М.Давыдов назвал организацию онкологической службы Японии. Там имеется один противораковый центр и 70 госпиталей, работающих по единой технологии. Так же можно сделать по педиатрии, травматологии, нейрохирургии. Все в стране для этого есть, утверждает М.Давыдов. Вопрос - в создании эффективно действующей и ответственной структуры.

- Я считаю, - сказал президент РАМН, - что отвечать должен не чиновник, который в этом мало смыслит, а руководитель конкретного национального центра, ответственного за эту проблему. Нужно все-таки опираться на профессионалов. В РАМН большинство ученых имеют непререкаемый международный авторитет. И строить надо взаимоотношения от науки к практике, потому что здравоохранение сегодня - это в первую очередь наука, которая постоянно развивается, рождает новые технологии. Вопросы взаимодействия имеют стратегическое значение. Попытки реформировать отраслевые академии, в частности РАМН, большую академию, носят разрушительный, деструктивный характер. Потому что академия - это иммунная система страны. Это институт экспертов государственной значимости, который должен вовремя подсказать направления деятельности здравоохранения, необходимость их смены, уровня оснащения, давать независимую оценку ситуации. Тогда это принесет ощутимые результаты.

- Вопрос - в консолидированных действиях правительства и академических сил, которые не востребованы сегодня, - заявил М.Давыдов. - Если такая востребованность будет, то совместными усилиями мы можем решить любой вопрос, причем в минимальные сроки. Например, за 3-4 года снизить смертность до мирового уровня.

- Драма нынешнего времени состоит в том, - полагает Николай Платэ, - что и здравоохранение, и наука, и образование в глазах управляющих структур выглядят иждивенцами. Считается, что это затратные области. А ведь система здравоохранения возвращает людей в строй. Если мы хотя бы на 2 года за счет хорошего лечения увеличим продолжительность жизни мужчин, уже какой выигрыш будет для страны. И вложение средств в детей - вовсе не затратное дело, а просто отложенная прибыль. Здравоохранение - категория экономическая. Просто не надо требовать от него 100-процентной прибыли к 10 часам завтрашнего дня.



Плюс организационные меры



- Сегодня уровень состояния здоровья детей в большей мере зависит от организационных недостатков, а не от состояния научных исследований, - считает академик РАМН А.Баранов. - Только организационными мерами можно на 80% снизить смертность. Потому что в структуре смертности 80% составляют причины предотвратимые или условно предотвратимые. То есть те, которых (при соблюдении всех норм и правил профилактики, диагностики и лечения) можно избежать. Это колоссальный резерв.





В числе организационных мероприятий А.Баранов назвал внедрение современных форм работы в деятельность детских амбулаторно-поликлинических учреждений, направленных на снижение смертности от острых заболеваний, внедрение современных технологий реанимации и интенсивной терапии в деятельность скорой медицинской помощи (сегодня до 10% умерших погибают при перевозке), снижение инвалидности и смертности от дорожно-транспортных и бытовых травм, острых и неотложных состояний, совершенствование системы иммунопрофилактики.

По мнению А.Баранова, очень важно внедрение в деятельность детских поликлиник современных медико-социальных профилактических технологий, прежде всего, формирование стереотипов здорового образа жизни в семье, в школе.

- Необходимо комплексное решение наиболее актуальных вопросов детского здравоохранения, использование новых технологий в медицине, при этом следует понять, что система и организация образовательного процесса должны способствовать сохранению и укреплению здоровья, - подчеркнул президент РАМН М.Давыдов.

На сессии ученые не только проанализировали ситуацию, но и наметили шаги к ее исправлению.

Научный потенциал академий, имеющих государственный статус, позволяет обеспечить как фундаментальные основы, так и научное сопровождение национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, сельского хозяйства и обеспечения доступного жилья с целью формирования здорового поколения россиян, а также выход России из демографического кризиса.

Ученые считают важными комплексные исследования возрастно-половых закономерностей роста, развития и формирования здоровья человека от рождения до зрелого возраста; совершенствование критериев и подходов к оценке состояния здоровья на индивидуальном и популяционном уровнях; разработку новых возрастных нормативов развития детей и подростков, критериев оценки адаптационных возможностей детей к учебным нагрузкам и воздействию факторов среды; новых технологий сохранения здоровья, основанных на прогнозе адаптации, повышении функциональных резервов организма и воздействии на факторы риска; медико-педагогических критериев, нормативов и показателей адекватности учебных нагрузок, программ и технологий обучения функциональным возможностям детей.

Решено было обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой при планировании национальных проектов в сфере здравоохранения, образования и сельского хозяйства в 2007 и последующих годах включить в них программы медицинского обеспечения детей и подростков в образовательных учреждениях ("школьное здравоохранение"), обеспечения детей и подростков здоровым питанием в образовательных учреждениях ("школьное здоровое питание"), развития физической культуры и спорта на базе образовательных учреждений, увеличить финансирование Федеральной целевой программы "Дети России" и подпрограммы "Здоровый ребенок" в части медицинского обеспечения детей и подростков в образовательных учреждениях. По мнению ученых, в рамках программы "Дети России" необходима подпрограмма "Формирование здорового образа жизни детей и подростков".

- Концентрация усилий академий, имеющих государственный статус, - отметил М.Пальцев, - может оказать серьезное влияние на те процессы, которые происходят в России, и тем самым оказать поддержку государству, Правительству и Президенту страны в решении назревших проблем нашего общества.

Проводимая сессия явилась очередной попыткой научного сообщества наладить диалог с Правительством РФ, предложить свою помощь в улучшении ситуации, связанной с реализацией национальных проектов.

...К сожалению, ни одного министра, которые и должны реализовывать многие предложения ученых, на сессии не было, хотя, говорят, всех их приглашали.

Валентина ЕВЛАНОВА, корр. "МГ".





"ТРУД", 7 октября 2006г.





Учебные потери

Президент призывает больше не мучить детей непосильными школьными нагрузками





Все родители мечтают, чтобы чадам в школе было комфортно. Но в реальной жизни детям приходится оплачивать знания собственным здоровьем: на уроках - перегрузки, питание - скудное, медицинские кабинеты оснащены плохо. Об этом шла речь на встрече Владимира Путина с лучшими российскими педагогами. Президент защитил детей, высказавшись против произвольного введения в школах новых предметов для обязательного обучения: "Мне кажется, это старый подход - выучить программу. В современном мире все выучить невозможно. У ребенка есть ограничения, связанные и со здоровьем, и с возрастом, а мы, к сожалению, это не учитываем".



Может, это просто совпадение, но именно в эти дни в Москве проходил уникальный форум. Все шесть российских академий собрались на сессию, посвященную той же теме - здоровью наших детей. Почему это случилось именно сейчас? Наверное, с высоты своих знаний люди науки лучше других видят и понимают: нация оказалась на самом краешке пропасти. "Если не примем консолидированных мер для изменения ситуации, проиграем будущее", - лаконично сказал вице-президент РАН Николай Плате.

На сессии прозвучали пугающие цифры. Президент РАМН Михаил Давыдов сказал, что среди выпускников школ не осталось НИ ОДНОГО абсолютно здорового учащегося. От начальных классов к старшим стремительно растет доля хронических заболеваний. Например, в школу приходят 20 процентов детей с различными нарушениями психического здоровья, а к концу обучения только в НАЧАЛЬНОЙ школе эта цифра вырастает до 60 процентов. В чем дело? Почему школа вместо того, чтобы дарить знания, перемалывает, разрушает здоровье ребенка?

- Сегодня наши дети чрезвычайно перезагружены в образовательных учреждениях, - высказал свое мнение главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко. - Многие школы закрываются, оставшиеся вынуждены работать иногда даже в три смены, что очень вредно для здоровья детей. Бывает, учебный день длится около десяти часов.

Школам не хватает денег, свернуты социальные программы. В результате плохое питание порождает болезни органов пищеварения, плохая мебель губит позвоночник, из-за неправильного освещения дети теряют зрение. Отдельная тема - новые компьютерные технологии в школе. Медики их уже именуют "агрессивной средой". Как выяснилось, компьютерные средства обучения не учитывают особенностей детского восприятия, резко увеличивают утомление школьников. Нагрузки при чтении с экрана дисплея гораздо выше, чем при чтении с листа.

Еще одна беда - нехватка движения, которое, как воздух, нужно ребенку. Опыт показывает, что продление уроков физкультуры до 3 - 4 часов в неделю позволяет втрое снизить заболеваемость у детей. Увы, состояние спортзалов и бассейнов во многих школах плачевное.





- Вы только представьте себе масштабы трагедии: за последние годы численность детского населения уменьшилась на пять миллионов! -сказал корреспонденту "Труда" академик Александр Баранов. - Смертность детей разных возрастов в России в 2-4 раза выше, чем в экономически развитых странах. Уровень детской инвалидности за пять лет вырос более чем на 30 процентов.

Есть и другое страшное явление: дети все чаще вообще не хотят жить. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, превышение порога 20 случаев самоубийств на 100 тысяч населения указывает на чрезвычайную ситуацию в обществе. У нас этот показатель среди подростков в возрасте от 14до 18 лет составляет 21,55.

Самое обидное, что замечательные наработки ученых часто так и остаются в кабинетах, не доходят до уровня рядовой школы или больницы. Нам рассказали о специальных обогащенных продуктах, разработанных для детского питания, современных методах, позволяющих успешно лечить рак, об эффективных профилактических и оздоровительных методиках. И, конечно, о школах, где обязательно должен быть бассейн и зимний сад... А я слушала все это и вспоминала, что, поданным Роспотребнадзора, почти в половине сельских школ нет даже канализации и водопровода. А на школьный завтрак в депрессивных регионах выделяется полтора рубля на ребенка.

Я попыталась у президента РАМН Михаила Давыдова получить ответ на "наивный" вопрос: если мы такие умные, то почему у нас дети такие больные?

- Действительно, в РАМН созданы эффективные методики и технологии - и лечебные, и диагностические, и профилактические, в том числе и в педиатрии, - ответил Михаил Иванович. - Но за время моей работы в должности президента РАМН не было ни одного обращения или предложения от Минздрава. А наши обращения просто игнорируются. И за последние два года в здравоохранении не сделано ничего существенного, что реально улучшило бы ситуацию по показателям смертности и заболеваемости. А ведь это большой срок! Чтобы добиться успеха, нужно объединить действия правительства и научного сообщества.

Предложение бесспорное. И как видим, президент страны тоже требует заботы о здоровье подрастающего поколения. Но вот вопрос: почему же чиновники этих призывов не слышат? Может, потому что всемерная поддержка материнства и детства не вошла в число национальных проектов? Но, может быть, еще не поздно исправить эту ошибку.

Светлана СУХАЯ, обозреватель "Труда"



ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр БАРАНОВ, академик РАМН;



- Я уверен, что все главные государственные проекты должны быть подчинены интересам детей - от повышения качества образований, решения жилищного вопроса до улучшения здравоохранения и питания детей. Мало кто знает, что сегодня среди детей на первом месте болезни органов пищеварения. Причина - именно плохая еда. Не так давно я встречался с министром сельского хозяйства. И мы обсуждали простейший, казалось бы, вопрос: надо дать каждому ребенку в школе стакан молока или кефира вместо сладкой газировки. Если удастся сделать это в российских школах, то, уверяю вас, польза будет огромная!






"АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ. ЗДОРОВЬЕ", No43, октябрь 2006г.



Большая наука для маленьких детей



На днях в Москве прошла совместная сессия шести российских академий наук, посвященная здоровью и образованию детей.





ВПЕРВЫЕ представители "Большой академии" (РАН), Академии медицинских наук (РАМН), Академии образования (РАО), Академии сельскохозяйственных наук (РАСХН), Академии архитектуры и строительных наук (РААСН) и Академии художеств (PAX) собрались вместе, чтобы обсудить детские проблемы. Повестка сессии - "Основа устойчивого развития российского общества и государства".

Поскольку нашим читателям особенно интересны проблемы здоровья, мы знакомим вас с основными фактами, изложенными на сессии Александром Барановым, директором Научного центра здоровья детей РАМН.



Печальные цифры

К СОЖАЛЕНИЮ, состояние здоровья детей в России нельзя признать удовлетворительным, об этом свидетельствуют следующие факты:

Уменьшение численности детей неуклонно продолжается. Число детей в возрасте от рождения до 17 лет за последние 6 лет уменьшилось с 34,9 млн. (1999 г.) до 29,0 млн. (2005 г.).
Дальнейшее снижение детской смертности по-прежнему остаётся острой проблемой. Несмотря на то, что смертность детей в России последние годы неуклонно снижалась, она остаётся в 2-4 раза выше, чем в экономически развитых странах.
Уровень детской инвалидности за последние пять лет увеличился более чем на 30%. Из каждых 10 тысяч детей инвалидами признаны 196.
За последние 5 лет заболеваемость новорождённых выросла на 13%, а среди детей от рождения до 14 лет - на 19,2%, с 15 до 17 лет - на 20,2%.
За последние 10 лет количество детей с нормальным весом снизилось среди мальчиков на 16,9%, среди девочек - на 13,9%.


Экономика - не главное

ПО МНЕНИЮ Александра Баранова, улучшить ситуацию с детским здоровьем в стране нельзя, не учитывая специфику различных регионов. Ведь официальная статистика и специальные исследования свидетельствуют, что различия в здоровье детей в разных регионах России достаточно велики и единого рецепта для всех не существует.

Например, в 2003 году в России общая заболеваемость детей от рождения до 14 лет, подсчитанная по обращению к врачам, составила 2106,9 случая на 1000 детей (получается, что среднестатистический ребёнок обращался к врачу более чем 2 раза в год). Но вот в Южном федеральном округе дети болели гораздо реже - 1700 на 1000 детей, а в Северо-Западном почти в 2,4 раза чаще - 2400 случаев на тысячу детей.

Укрепить здоровье детей и снизить инвалидность и смертность в разных регионах поможет "социальная медицинская география". Так называется новый концептуальный подход к исследованию и оценке здоровья детей. При этом изучаются не только региональные различия в показателях здоровья, как это было раньше, но и их взаимосвязь с так называемым "региональным фактором" - с особенностями местной социальной среды.

Суть такого нового подхода можно проиллюстрировать следующим примером. Ещё с позапрошлого века известна взаимосвязь между уровнем экономического благополучия населения и детской смертностью. В России доход на душу населения в разных областях очень сильно отличается. Например, в областях-донорах он в 160 раз выше, чем на Северном Кавказе. И если исходить из классической взаимосвязи, то можно предположить, что в депрессивных регионах нашей Родины детская смертность должна быть заметно выше. Но это не так. Мы провели исследования и выяснили, что между экономическим потенциалом российских территорий и детской смертностью отсутствует какая-либо значимая зависимость. Как видите, старые классические концепции у нас не работают. Более того, значительные диспропорции между экономическими возможностями региона и детской смертностью существуют как в "богатых", так и в "бедных" территориях. Чем это объяснить? Анализ показал, что экономический рост в российских территориях не сопровождается ответственной социальной политикой, направленной на поддержку бедных групп населения.

Таким образом, пока в России региональные различия в детской заболеваемости, инвалидности и смертности определяются не экономическим положением населения, а социокультурными и медицинскими факторами. Из первых важнее всего менталитет местного населения. Его влияние особенно сильно на подростков, и поэтому в некоторых регионах среди них практически отсутствуют вредные и опасные привычки, которые могут приводить к преждевременной смертности. А уровень развития местного здравоохранения сильно влияет на детей раннего возраста. На каждой российской территории действуют свои специфические факторы, и выявление такой специфики - важнейшая задача для медицинской науки и практики.

Александр МЕЛЬНИКОВ



"ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА", 25 октября 2006г.



1 школьник = 2 заболевания



Последнее десятилетие характеризуется неуклонным ростом количества больных детей всех возрастных групп. По результатам всероссийской диспансеризации, за последние пять лет доля здоровых детей снизилась до 33,9 процента с одновременным увеличением в два раза доли детей с хронической патологией, что формирует серьезные препятствия для социально-экономического и интеллектуального прогресса общества.



СОГЛАСНО ДАННЫМ НИИ ГИГИЕНЫ И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НАУЧНОГО ЦЕНТРА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ РАМН, В РОССИИ РОЖДАЕТСЯ ТОЛЬКО 10 ПРОЦЕНТОВ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ, А К ШКОЛЬНОМУ ВОЗРАСТУ ДО 60 ПРОЦЕНТОВ ИЗ НИХ ИМЕЮТ ХРОНИЧЕСКИЕ ПАТОЛОГИИ.



Никого теперь не удив-ляют десятилетние гиперто-ники, язвенники и диабети-ки. Значительный вклад в это вносит образователь-ная среда с ее недостаточ-ными гигиеническими и статическими условиями обучения, акцентом на ин-теллект в ущерб физическо-му и психоэмоциональному развитию.

За последние 10 лет ре-альное финансирование об-разования сократилось вдвое. Оно дошло у нас до уровня беднейших афри-канских стран. По расхо-дам на одного учащегося средней школы в процентах к подушевому ВВП мы за-нимаем, по данным акаде-мика Российской академии образования Эдуарда Днепрова, предпоследнее место в мире - перед Зимбабве.

Учебная, перегрузка до-стигла катастрофических размеров. Рабочий день учащихся гимназии, лице-ев, специализированных школ достиг 16 часов. Дет-скую голову забивают бал-ластом," с которым потом человек не знает что де-лать. Объем знаний, напри-мер, по математике, химии, физике, биологии в два ра-за больше, чем в американ-ской школе. До 40 процентов школьных программ рассчитаны на одаренных детей. 50 про-центов школьников не усва-ивают даже половины про-граммы по этим предметам.

В наших учебниках по физике 1300 понятий, в анг-лийских 600, в амери-канских 300. Нобелев-ских же лауреатов по физи-ке в США - 61, в Анг-лии - 20, в России - 9.
60 - 80 процентов детей годами занимаются тем, что им не нужно и непосильно.
Ни в одной стране мира не учат, как мы, - жестко, мощно, получая в итоге все больше больных детей. Для сохранения здоровья и предотвращения болезней школьникам необходимо больше спортивных игр и занятий физкультурой. В американских школах в конце школьного дня дети занимаются 2 - 3 часа гим-настикой, бейсболом и дру-гими подвижными играми.

Уроки физкультуры должны стать в наших шко-лах чуть ли не главными. У нас ситуация сегодня та-кая. Согласно данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подрост-ков Научного центра здоро-вья детей РАМН, в России рождается только 10 про-центов здоровых детей, а к школьному возрасту до 60 процентов из них имеют хронические патологии. К моменту окончания сред-ней школы наблюдается пя-тикратное ухудшение рабо-ты опорно-двигательного аппарата, которое влияет на общее самочувствие и функциональное состоя-ние организма. Функцио-нальные отклонения среди юношей 15-17 лет за по-следние 15 лет увеличились на 89 процентов, среди де-вушек - на 51,6 процента. Частота хронических болез-ней юношей возросла на 33,6 процента. Среди уча-щихся 11-х классов абсо-лютно здоровых не выявле-но. Более чем у 40 процен-тов детей школьного возра-ста имеются скрытые и ла-тентно протекающие забо-левания почек. В среднем каждый школьник имеет по два хронических заболева-ния. 83 процента школьни-ков нуждаются в поликли-нической помощи. Согласно некоторым прогнозам, к 2010 году 97 процентов выпускников школ будут "хрониками".

И при этой сложнейшей ситуации организация ме-дицинского обеспечения
школьников пребывает в плачевнейшем состоянии. Лишь в 42 процентах школ имеются оборудованные ме-дицинские кабинеты. Если раньше в любом крупном городе в отделе гигиены де-тей и подростков было 15 специалистов, то сейчас там не более трех. По дан-ным главного государствен-ного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко, в стране резко увеличилось количество заболеваний у детей, связанных с элект-ромагнитной нагрузкой, не-удовлетворительным мик-роклиматом, плохим каче-ством мебели, нарушением питания. Из федерального бюджета выделяется фи-нансирование на питание только детям, проживаю-щим в зоне радиоактивного загрязнения и в некоторых дотационных территориях. Из местных же бюджетов выделяются средства толь-ко на питание детей из ма-лообеспеченных и много-детных семей. Многие дети большую часть дня голода-ют, потому что в.школах не могут организовать нормальное питание. Зачастую оно напоминает нищенское подаяние.

Плохо и в городских, и в сельских школах. Поня-тие "деревенское здоровье"
прочно ушло в прошлое. Средняя стоимость завтра-ка на селе - 3 - 5 руб., в городах - 5 - 7 руб., обе-да - 5 -10 и 7 -18 руб. со-ответственно. В рязанских
школах, например, на пита-ние выделяется по 2,5 руб-ля в день. Плюшки никак
не могут быть заменой мяса, овощей, полноценного горячего питания. 40 про-центов детей недополучают белок, витаминные продукты, что отражается на уров-не их нервно-психического развития. Они не могут полностью выполнять школьные функции. Недо-статок белка в рационе при-водит также к снижению массы тела и роста. Число учащихся с дефицитом массы увеличилось в городах до 35 процентов, в сельской местности до 12,5 процента. Сегодня каждый десятый дошкольник и каждый тре-тий школьник имеют сни-женную костную массу.

По утверждению акаде-мика РАМН А.А. Баранова,
школа сегодня формирует нездоровье. И трудно не согласиться с подобным ут-верждением. А значит, срочно, не откладывая в долгий ящик, необходимо
заняться укреплением школьного здравоохране-ния. Надо улучшать соци-альные условия, а не зани-маться монетизацией. В Арабских Эмиратах просто распределили богатства недр между всеми гражда-нами. А где наша нефть? Среди кого мы ее распреде-лили? Дети - вот наше бо-гатство. Но это богатство требует о себе особой забо-ты. Японские политики 50 лет назад отдали приори-тет детям и получили "эко-номическое чудо". Мы ведь тоже стремимся к чуду...

ЕВГЕНИЙ СЕЛЕЗНЕВ, кандидат фармацевтических наук









"ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА", 9 ноября 2006г.



Дети хотят быть здоровыми.

Независимо от региона





Парламентская газета" открывает новую рубрику, под которой мы будем публиковать различные предложения депутатам от наших неравнодушных читателей. Их мысли, опыт, мы надеемся, помогут в совершенствовании законодательного поля нашей страны. О здоровье детского населения пекутся не только депутаты и заинтересованные министерства, но и научные сообщества. Сегодня мы публикуем предложения директора Научного центра здоровья детей РАМН, академика РАМН Александра БАРАНОВА.

Опыт развития отечественной системы охраны материнства и детства убедительно свидетельствует о том, что методологической основой и важнейшими принципами охраны здоровья подрастающего поколения должны быть законодательное обеспечение прав детей, приоритет профилактических мер, направленных на устранение предотвратимых причин их заболеваемости, инвалидности и смертности.

Подход к решению проблемы должен быть как федеральный, так и региональный. Еще в достаточно давние времена выдающимися российскими учеными, философами и историками Ломоносовым, Карамзиным, Менделеевым, Бердяевым, Гумилевым и многими другими была приведена убедительная аргументация о том, что в становлении и развитии России географический и региональный факторы всегда играли определяющую роль. Так, например, в конце XIX начале XX веков показатели смертности и инфекционной заболеваемости населения были заметно ниже в тех губерниях Российской империи, где действовало земское самоуправление, то есть на практике реализовывался региональный подход в сфере здравоохранения.

Однако все это было забыто во время становления нового государства Российского, и сейчас мы "пожинаем плоды". Наименьшее число заболеваний отмечается в Южном федеральном округе (1 700 на 10 000 детей), наибольшее - в Северо-Западном (2 400). Разница показателей между Чукотским автономным округом и Кабардино Бал-карией составляет 3,3 раза.

Уровень показателя общей инвалидности заметно выше в Дальневосточном и Северо-Западном регионах. Ярко выражены региональные особенности показателей смертности детского населения. Восемнадцать территорий, представляющих пре имущественно регион Восточной Сибири и Дальнего Востока, характеризуются существенным превышением смертности почти на 30 процентов в сравнении с общероссийским уровнем на всем возрастном диапазоне.

Применение регионального анализа позволит установить в пределах каждого федерального округа территории с максимальными тендерными уровнями смертности и инвалидности в различные периоды детского возраста от отдельных причин и оценить имеющиеся резервы сокращения потерь. На этой основе появляется возможность сформулировать адекватные мероприятия по профилактике и снижению детской инвалидности и смертности, дать рекомендации по коррекции федерального и региональных законодательств в области охраны здоровья подрастающего поколения.

Научное обеспечение регионального подхода может быть осуществлено с помощью новой концепции в исследовании и оценке здоровья детского населения, суть которого ориентировочно можно обозначить термином "социальная медицинская география". Предметом исследования при этом становятся не только региональные различия в показателях здоровья, но и их взаимосвязь с особенностями социальной среды региона, то есть воздействие "регионального фактора".

Более того, как в "богатых", так и в "бедных" территориях существуют значительные диспропорции между экономическими возможностями региона и детской смертностью. В регионах-донорах уровень детской смертности может быть выше, чем в дотационных.

Пока в России вариация уровней и причин смертности детей определяется не экономическим положением населения и активной социальной политикой в регионе, а социокультурным фактором, менталитетом, поведением людей, влияние которого более значимо для подростков, а также ролью здравоохранения, уровнем его материально технического и кадрового обеспечения, что более важно для малышей.

Соотношение социокультурных и здравоохраненческих факторов специфично для каждой российской территории. Специфичен и их вклад в формирование уровней, тенденций и причин детской заболеваемости, инвалидности и смертности. Отсюда выявление этой специфики - важнейшая задача для медицинской науки и практики.

Научное обоснование региональной политики в области охраны здоровья детей на ближайшую перспективу должно включать разработку основных принципов, направлений и параметров медицинской составляющей целевых региональных программ по охране детства, создание медико-географических атласов показателей детского здоровья.

ПОДГОТОВИЛА ОЛЬГА ЗЕНЬКОВИЧ



"МЕДИЦИНСКИЙ ВЕСТНИК", No33, 18 октября 2006г.





Надежный советник или парадная витрина?



Под председательством главы Общественной пала- ты Российской Федерации академика Е.П. Велихова состоялось первое пленарное заседание, посвящен- ное состоянию здравоохранения в стране.





С момента образования Общественной палаты ее Комиссия по вопросам здравоохранения собиралась, по меньшей мере, раз десять.

Проделана немалая работа, приняты конструктивные решения. А отдача? В ответ на все предложения получены две бюрократические отписки классического образца, с горечью говорил председатель комиссии профессор Леонид Михайлович Рошаль в своем докладе на пленарном заседании.

Некое пренебрежение к Общественной палате проявляется и в том, что нередко судьбоносные для здравоохранения вопросы решаются кулуарно, без учета мнения ее членов. В частности, это относилось к тенденции разрушить Российскую академию медицинских наук. "И я постоянно испытываю на себе давление чиновников разных рангов. Мне то и дело дают понять, что в советах Общественной палаты не больно нуждаются", - признался с трибуны профессор Рошаль. Благо еще на стойкость и целеустремленность его это никак не влияет.





По данным ВОЗ, Россия по показателям здоровья нации находится на 127-м месте. Высок уровень смертности людей трудоспособного возраста, а среди детей до пяти лет этот показатель вдвое выше, чем в развитых странах. По результатам диспансеризации здоровым признан лишь каждый третий ребенок. Ухудшается здоровье школьников, а постоянное медицинское наблюдение за ними перестало быть обязательным. Одна из причин - школьные врачи и медицинские сестры, не приравненные по зарплате к работникам первичного звена, в массовом порядке переходят в участковую сеть. Развалено большинство медико-санитарных частей. На фоне социального и медицинского неблагополучия растет распространенность туберкулеза, гепатита, других заболеваний.

Тревожит профессора Рошаля отсутствие четкого разграничения между платной и бесплатной лечебно-диагностической помощью. Большая часть населения не в состоянии обращаться к услугам платной медицины, и многие больные погибают оттого, что не могут воспользоваться современными высокотехнологичными методами лечения (из выступления члена Общественной палаты РФ Я.И. Кузьминова: 38% больных по причине неплатежеспособности не долечивается). А квоты, выделяемые органами здравоохранения на дорогостоящие виды лечения, при всей неконституционности самой этой системы, мизерны и достаются очень немногим. "Я испытываю невыразимый стыд, когда читаю в прессе или слышу по радио обращения собрать деньги на лечение ребенка, находящегося в критическом состоянии, - признался доктор Рошаль. - Позорище! И это при том, что деньги в стране имеются". Создается впечатление, добавил докладчик, что Минздравсоцразвития России не заняло активной позиции по увеличению ассигнований, выделяемых на медицину, и не владеет четкими представлениями, сколько потребуется денег на финансирование отрасли в грядущем году. "Здравоохранение России в тяжелом кризисе, а созданное плохо управляемое министерство со своими задачами не справляется, - заключил профессор Рошаль. - Надо вернуться к "чистому" Минздраву".

Дополнил основного докладчика председатель Счетной палаты Российской Федерации СВ. Степашин. И он отметил явно наблюдающуюся тенденцию ухудшения состояния здоровья нации: по продолжительности жизни население России на 134-м месте. Основное внимание содокладчик сосредоточил на материально-техническом оснащении службы здравоохранения. Две трети медицинского оборудования устарело. Не установлена прозрачность в закупке новой техники даже по национальному проекту "Здоровье". Неизвестно, по адресу ли она попадает.






http://www.oprf.ru/

Док. 352469
Перв. публик.: 12.11.05
Последн. ред.: 13.08.07
Число обращений: 430

  • Баранов Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``