Экс-депутат рады рассказал о последствиях блокады Крыма для Украины
В МАЛЕНЬКИХ ГОРОДАХ ОБО ВСЁМ ЛУЧШЕ СЛЫШНО, А В БОЛЬШИХ ЛУЧШЕ ВИДНО Назад
В МАЛЕНЬКИХ ГОРОДАХ ОБО ВСЁМ ЛУЧШЕ СЛЫШНО, А В БОЛЬШИХ ЛУЧШЕ ВИДНО
Приоритетные национальные проекты существуют всего год , и за это время нелегко добиться каких бы то ни было серьезных результатов . Проблемы , которые сформулированы в виде нацпроектов , слишком долго накапливались , слишком много вобрали в себя нерешенных вопросов . Чтобы подвести предварительные итоги за год , разделю все время существования проекта "Здоровье" на три периода .

Старт проекту был дан в январе 2006- го , и до конца апреля прошел начальный этап внедрения и обкатки нацпроекта , в течение которого в регионы поступили и были изучены все соответствующие нормативно - правовые документы . В этот период к проекту подключились руководители , участковые врачи , специалисты первичного звена здравоохранения , врачи общей практики перешли на новую систему работы ( дополнительные формы отчетности , переход на непатентованные названия лекарственных средств и т . д .), открылись курсы повышения квалификации для медиков . Кроме этого , была проведена дополнительная работа по выявлению учреждений , нуждающихся в новом оборудовании и санитарном автотранспорте . Прошли многочисленные тендеры по закупкам и установке оборудования , полученного по нацпроекту . Началась подготовка к проведению диспансеризации дополнительных категорий населения .

Второй период я бы назвал организационно - технологическим . Он длился с мая по сентябрь и включил в себя весь комплекс мер по доставке , установке и введению в строй нового оборудования для медучреждений , внедрение программного обеспечения проекта на уровне отдельных учреждений , проведение мероприятий по укомплектованию первичного звена вновь пришедшими на работу кадрами .

В течение октября - декабря 2006 года ( третий период ) были проведены меры по оценке качественных показателей проделанной работы . Изучены мнения пациентов о доступности и качестве медицинских услуг , проанализированы работы участковых врачей и специалистов , занятых в первичном звене , разработаны планы работы учреждений на следующий год с учетом продолжения реализации нацпроекта .

Оценить итоги 2006 года можно по двум группам показателей . Первая группа - показатели системы здравоохранения ( поставки оборудования , лекарств , вакцин , реактивов , обеспеченность кадрами , коэффициент совместительства участковых врачей , охват соответствующих групп населения профилактической работой и др .), по которым можно получить достаточно оперативную информацию . Вторая группа - показатели здоровья населения . Эффективность проекта по этим показателям можно полностью оценить лишь по прошествии нескольких лет , так как существенные сдвиги в состоянии здоровья происходят достаточно медленно . По первой группе показателей Минздравсоцразвития сообщило , что все запланированные на 2006 год поставки оборудования , реактивов , вакцин и др . выполнены . Повышение заработной платы врачам первичного звена привело к увеличению обеспеченности населения данными специалистами , снизило коэффициент совместительства . Отсутствие повышения заработной платы врачам - специалистам первичного звена привело к снижению их числа , что создает определенные трудности для пациентов . Так что эта проблема должна незамедлительно решаться .

По второй группе индикаторов можно предположить , что в ближайшие 1 -2 года такой показатель , как заболеваемость , даже будет расти . Это объясняется расширением программы профилактических медицинских осмотров и улучшением оснащенности учреждений первичного звена диагностическим оборудованием .

Для дальнейшей успешной реализации проекта существующей законодательной базы явно недостаточно . Это касается системы ОМС , страхования профессиональной ответственности врачей , государственного распределения выпускников , окончивших медицинские образовательные учреждения на бюджетной основе , и т . д .

Необходимо разработать и принять пакет законов , действие которых охватывало бы не только систему здравоохранения , но и смежные с ним области . Ждут принятия или доработки законы "О здравоохранении в Российской Федерации" , "Об охране здоровья детей в Российской Федерации" , "О государственных гарантиях бесплатной медицинской помощи" , "О медицинском страховании в Российской Федерации" , "О с траховании профессиональной ответственности медицинских работников" , "О регулировании частной медицинской деятельности" , "О правах пациентов" .

Следует также отметить , что динамичные процессы в здравоохранении , обусловленные реализацией нацпроекта , нуждаются в очень быстром изменении нормативной базы ( подзаконных актов ). А этот процесс - в частности , в системе здравоохранения - запаздывает .

На мой взгляд , здравоохранению уделено недостаточное внимание и в госбюджете . Для устойчивого развития отрасли ее финансирование должно составлять в соответствии с рекомендациями ВОЗ не менее 6-7% от ВВП , а не 2,9%, как в 2006 году , и не 3,6%, как это запланировано на 2007 год . При общем бюджете страны в почти 7 трлн. рублей на здравоохранение выделяется 172 млрд. рублей , 63% из которых - средства в рамках нацпроекта "Здоровье" .

Безусловно , общественность внимательно следит за ходом реализации нацпроекта . Хотя в целом оценка позитивна , вызывают критику имеющиеся просчеты и ошибки в его выполнении . Так , очевидным недостатком нацпроекта является образовавшееся в ходе неравномерного распределения надбавок резкое расхождение в размере заработной платы участковых врачей и остальных специалистов первичного звена . Также вызывает недовольство слишком большой объем новой отчетной документации в медучреждениях без соответствующего компьютерного и программного обеспечения . Еще одно неоднозначное решение : отказ на муниципальном уровне от оказания специализированной медицинской помощи , а на уровне субъектов Федерации - высокотехнологичной . При этом в 48 крупных городах России имеются медицинские вузы , обладающие высококвалифицированными кадрами , клинические базы которых расположены преимущественно в муниципальных учреждениях здравоохранения .

Разъяснительная работа по проекту "Здоровье" со стороны федерального центра недостаточна . Работники аппарата Минздравсоцразвития пытаются , но не могут охватить разъяснениями медицинское сообщество страны в ходе командировок . Информационные брошюры , рассчитанные на врачей , часто не доходят до конкретных исполнителей . Средства массовой информации , в том числе телевизионные программы "Здоровье" , также слабо ориентированы на эту работу .

Региональный уровень отражает ситуацию на федеральном уровне . Общественные организации , как правило , не имеют доступа в СМИ , так как пропаганда здорового образа жизни рассматривается как реклама .

Разъяснительная работа в области проекта "Здоровье" осложняется скандалами вокруг ФФОМС , Пенсионного фонда и игнорированием роли и места общественных организаций , в частности Общественной палаты .

Хотя есть и регионы , активно пропагандирующие и развивающие нацпроект "Здоровье" , например регионы Центрального федерального округа . В настоящее время Аппарат представителя Президента в ЦФО и Общественный совет округа рассматривают возможность принятия и реализации в рамках нацпроекта программы "Здоровье детей центральной России" .

Здесь в пример можно поставить наиболее успешно освещающиеся нацпроекты в области сельского хозяйства и жилищного строительства , так как имеется возможность конкретно проследить , сколько тысяч квадратных метров жилья построено и сдано в эксплуатацию или сколько кредитов было выдано сельхозпроизводителям , на что эти кредиты были потрачены .

Результаты проекта "Здоровье" требуют от СМИ особого подхода . Успехи нельзя свести только к деньгам , затраченным на медоборудование . Главными критериями эффективности системы является набор показателей , касающихся здравоохранения и здоровья населения . Только стабильная динамика таких показателей будет свидетельствовать о достижении цели .

С сожалением можно отметить , что достаточно большая часть населения не интересуется национальными проектами . По - видимому , их принимают за очередную попытку государства улучшить свой имидж в глазах россиян . Данный факт может объясняться и тем , что отсутствует систематическая работа по широкой популяризации и освещению национальных проектов в СМИ на федеральном и региональном уровнях .

Уверен , что универсального способа информационного сопровождения проекта "Здоровье" нет . Трудно выделить какой - либо приоритетный подход , так как каждый из них ориентирован на определенный сегмент населения или профессиональную группу . На мой взгляд , каждый из элементов информационного сопровождения , реализуемый определенными механизмами коммуникаций , должен иметь адресность . Для населения эти параметры и методы должны быть дифференцированы в зависимости от возраста и принадлежности к конкретным социальным группам . Для профессиональных групп и подгрупп ( врачи разных специальностей , педагоги , социальные работники ) - в зависимости от принадлежности к группе . Естественно , что содержание таких программ , как "Родовой сертификат" , "Вакцинопрофилактика инфекционных болезней" , "Неонатальный скрининг" , и их коммуникация для врачей и населения должны быть различными .

Популяризация национальных проектов в различных возрастных группах населения возможна при дифференцированном подходе к выбору наиболее популярных в определенном возрасте СМИ и с учетом предпочтений по отдельным телепрограммам , печатным изданиям , Интернет - сайтам и др . Это достаточно большой объем работы , она должна носить систематический характер и базироваться на результатах регулярных социологических исследований . Такая работа - это социальный мониторинг результативности приоритетных национальных проектов .

В настоящее время обеспечить равную информированность всех жителей России о проекте "Здоровье" невозможно . Социологи шутя говорят о том , что в маленьких городах обо всем лучше слышно , а в больших - лучше видно . В маленьких городах и поселках , в сельской местности это , как правило , новости от человека к человеку и прочитанная в доступных изданиях информация . В крупных городах подключаются и электронные СМИ , и печатные издания . А в городах миллионниках , кроме того , - наружная реклама и другие средства визуального воздействия .

В любом случае население в нацпроекты нужно вовлекать . Каждый гражданин России должен почувствовать , что-то , что сейчас делается государством , касается непосредственно его жизни , а также жизни его родных и близких . Только так национальные проекты найдут отклик в сердцах людей и заставят государство относиться к своим инициативам максимально ответственно .





http://www.oprf.ru/

Док. 352476
Перв. публик.: 13.05.07
Последн. ред.: 13.08.07
Число обращений: 316

  • Баранов Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``