В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Артур Чилингаров: Притяжение полюса Назад
Артур Чилингаров: Притяжение полюса
Нынешний год наверняка войдет в историю как год небывалого по своим масштабам научного исследования полярных широт. Сегодня, 1 марта 2007 года, стартует Международный полярный год (МПГ). Его главная цель - получить новые данные об Арктике и Антарктике - полярных "шапках" нашей планеты, активно влияющих на погоду и климат всего земного шара.
Одним из инициаторов столь крупной международной научной атаки на полюса Земли стал президент Ассоциации полярников, Герой Советского Союза Артур Чилингаров .
Один из самых авторитетных полярных исследователей, организатор многих уникальных экспедиций в высокие широты, заместитель председателя Государственной Думы, Артур Чилингаров является и специальным представителем президента России по вопросам Международного полярного года.
В последние недели Чилингаров часто бывает в Петербурге - городе, где родился, мальчишкой пережил блокаду, где работал на Балтийском заводе, учился в знаменитой Макаровке; городе, где расположен его родной Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт и откуда не раз отправлялся в экспедиции к полюсам Земли. Накануне МПГ Чилингаров встречался с полярниками и студентами, руководителями крупнейших научных центров и городскими властями.
А в редакцию "Санкт-Петербургских ведомостей" Артур Чилингаров пришел в гости, как говорится, через дорогу - из музея Арктики и Антарктики.
И разговор начал без предисловий:
- Петербург всегда был, есть и будет не только морской, но и полярной столицей России. Отсюда на протяжении последних веков отправлялись все крупнейшие полярные экспедиции. Отсюда отправлялись на север первопроходцы Арктики - те, кто открывал неизведанные земли, острова, архипелаги, кто начинал осваивать Северный морской путь - нашу главную национальную транспортную магистраль. Отсюда отправлялись и шлюпы Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева "Восток" и "Мирный" в кругосветное путешествие, во время которого удалось в начале девятнадцатого века открыть шестой континент - Антарктиду. Ленинград встречал и провожал героев-челюскинцев, папанинцев...
Именно в нашем городе расположены многие конструкторские бюро и судостроительные заводы, создавшие самый мощный в мире ледокольный флот, многие арктические суда. Наш город, пожалуй, и крупнейший в мире научный полярный центр, где расположен прежде всего штаб двух полюсов - Арктический и антарктический научно-исследовательский институт.
И я очень рад, что сегодня Петербург возрождается и как морская, полярная столица нашего Отечества.
- Артур Николаевич , почему именно сейчас мировое сообщество поддержало инициативу России по проведению Международного полярного года?
- Вы сами видите, что последнее время происходит с погодой и климатом. Вспомните: еще несколько недель назад нам казалось, что зима в этом году так и не наступит, в декабре стояли по-весеннему теплые дни. Климат на Земле явно меняется. Многие говорят о надвигающемся резком потеплении, о том, что льды в Арктике и Антарктиде вот-вот растают, что поднимется уровень Мирового океана и многие прибрежные города будут затоплены. Я думаю, что для столь пессимистичных прогнозов нет достаточных научных оснований. Многие мои коллеги тоже придерживаются мнения, что колебания климата в масштабах истории носят цикличный характер, периоды потепления неминуемо сменяются периодами похолодания, и наоборот.
Полярным широтам - Арктике и Антарктиде - в этих процессах принадлежит главная роль. И от того, что происходит сегодня и будет происходить завтра в этих широтах, зависит климат на Земле. Вот для того чтобы как можно глубже проникнуть в тайны этих процессов, понять, насколько велико антропогенное воздействие на эти широты, вызвано ли потепление усиливающейся хозяйственной деятельностью, ученые и правительства более чем шестидесяти стран и решили провести третий в истории Международный полярный год.
Кстати, первый полярный год проходил в восьмидесятые годы девятнадцатого века и его штаб-квартира была в Петербурге. Второй - через полвека. И в начале тридцатых годов наша страна открыла десятки полярных станций в Арктике, начала активно осваивать Северный морской путь. Да и открытие в 1937 году первой в мире дрейфующей станции - папанинской - стало продолжением второго полярного года. Результаты, полученные в ходе первого и второго международного года, можно сказать, бесценны. Они используются до сих пор.
- В чем отличие нынешнего полярного года? Каковы планы на этот год?
- Отличие прежде всего в масштабах и в том, что к изучению полярных широт мы подходим с новыми методами, более совершенными приборами, стремимся получить более точные данные о глубинах и течениях Северного Ледовитого океана и его окраинных морей, о строении дна океана и громадных ледников Антарктики, об атмосферных процессах...
Я уже говорил, что свыше 60 стран выразили желание участвовать в МПГ. Уже сегодня разработано свыше двухсот крупных международных проектов. В их осуществлении примут участие свыше 50 тысяч ученых и специалистов. И с гордостью могу сказать, что в более чем половине этих проектов участвуют и наши российские ученые и полярники.
Россия крайне заинтересована в том, чтобы эти проекты были реализованы. Ведь своими северными границами наша страна выходит на Северный Ледовитый океан, многие наши города и поселки стоят на вечной мерзлоте, там расположены многие крупные нефтяные и газовые месторождения, живут миллионы людей. И поэтому изучение полярных широт - наша прямая задача.
У нас в стране создан оргкомитет по участию России в подготовке и проведении мероприятий в рамках Международного полярного года. Вместе с руководителем "Росгидромета" Александром Бедрицким я являюсь сопредседателем этого комитета.
Уже многие наши и зарубежные полярные экспедиции работают по программам МПГ. В частности, у берегов Антарктиды, в море Содружества в совместном эксперименте участвуют российское судно "Александр Карпинский" и немецкое "Полар Штерн". Начинаются и совместные работы с немецкими геодезистами по съемкам ледников в районе обсерватории "Мирный" - первой советской станции, открытой на шестом континенте полвека назад. Подобная съемка производилась в середине шестидесятых годов, и теперь появится возможность сравнить, как ведут себя ледники Антарктиды, какое влияние на них оказывает человеческая деятельность.
Мы надеемся, что во время проведения МПГ нам удастся завершить бурение громадного ледникового щита в районе станции "Восток", где расположено уникальное подледниковое озеро. Уже пробурено 3658 метров, до поверхности озера остались последние десятки метров. Возраст керна, поднятого с таких глубин, - 450 тысяч лет. Этот керн способен рассказать о том, каким был климат на Земле на протяжении сотен веков. Проникновение в глубины озера Восток - а его по площади можно сравнить с Ладогой - может стать крупнейшим географическим событием нынешнего века. По значимости оно вполне сравнимо с высадкой на Луну. И в этом открытии ведущая роль принадлежит ученым нашей страны...
Накануне Международного полярного года, в начале января, мы предприняли небывалую по своей сложности воздушную антарктическую экспедицию. Впервые в истории российские вертолеты достигли Южного полюса, совершили там посадку. От Южной Америки - а вылетали мы из чилийского города Пунта-Аренас, который называют порой трамплином к полюсу, - наши вертолеты Ми-8 преодолели свыше четырех тысяч километров. По пути мы побывали на нашей станции "Беллинсгаузен", где я зимовал три десятка лет назад, на американской станции "Амундсен-Скотт". Вместе с российскими и американскими полярниками обсудили планы, связанные с проведением третьего Международного полярного года. С полюса мы позвонили президенту России, и Владимир Владимирович поздравил всех участников экспедиции с достижением полюса на российских вертолетах, пожелал всем полярникам успехов...
- Но давайте вернемся в Арктику.
- К сожалению, в конце прошлого века Россия начала терять позиции, завоеванные в Арктике. У нашей страны не нашлось средств на организацию новых дрейфующих станций, сеть полярных станций, которая давала множество ценнейших данных для составления прогнозов погоды, начала стремительно сокращаться. Последняя советская дрейфующая станция "СП-31" была закрыта в начале девяностых годов. А ведь порой в Арктике работало одновременно даже несколько наших станций. И только в 2003 году нам удалось открыть новую станцию - первую российскую - "СП-32". И то только благодаря помощи спонсоров, а не на государственные средства. Просуществовала эта станция недолго - через девять месяцев нам пришлось ее срочно эвакуировать. 3 марта 2004 года ее накрыл вал торосов, подмяв под себя чуть ли не все станционные строения, и необходимо было организовывать уникальную спасательную экспедицию. Представьте себе - через 72 часа после того, как я узнал о том, что случилось на "СП-32", мы станцию эвакуировали с помощью вертолетов, и все ее полярники живыми-невредимыми возвратились в Петербург.
Хотя должен сказать, что для нас, полярников, разломы льдин - дело привычное. Я помню, когда был начальником комсомольско-молодежной "СП-19" - а она располагалась не на хрупкой льдине, а на прочном ледяном острове толщиной почти 30 метров, - мы наскочили на подводный хребет и наша льдина развалилась на части. Это было во мраке полярной ночи - с 5 на 6 января 1970 года. Полярники даже сочинили тогда гимн "СП-19". И мы пели: "А бывало так ломало, что звенел струной под ногами остров, остров ледяной". Тогда нам удалось перетащить станционное имущество на прочную часть льдины и продолжить работу станции...
Но на "СП-32" масштабы бедствия были совсем иными. И тем более льдину начало выносить к Атлантике - в пролив между Гренландией и Шпицбергеном, где заканчивают свою жизнь многие дрейфующие станции. Огромное значение "СП-32" в том, что, начиная с нее, нам удалось уже на современном уровне продолжить небывалую по своим масштабам экспедиционную программу, начатую еще на папанинской "СП-1". Исследования, проведенные на советских дрейфующих станциях и в советских арктических высокоширотных экспедициях, во всем мире считаются самой крупной и успешной экспедиционной программой ХХ века. Благодаря им были совершены крупнейшие географические открытия - например открыты громадные - протяженностью около двух тысяч километров - хребты на дне Северного Ледовитого океана.
В этом году мы планируем организовать несколько небывалых по своим масштабам арктических экспедиций, в которых примут участие ученые десятков российских научных центров. Флагман нашего полярного флота научно-экспедиционное судно "Академик Федоров" в сопровождении атомного ледокола летом отправится к Северному полюсу. Во время этой экспедиции - а я собираюсь ее возглавить - на отечественных глубоководных аппаратах "Мир" будут совершены погружения на дно Ледовитого океана и в точке полюса и в районе тех самых хребтов Ломоносова и Гаккеля, которые в свое время открыли наши предшественники - в том числе и мой учитель, один из самых известных советских полярников и директоров института Арктики и Антарктики академик Алексей Федорович Трешников.
Никогда еще подводные аппараты не работали на тех глубинах, на которые мы собираемся погружаться. Ведь глубина в районе полюса превышает 4200 метров. Благодаря этой экспедиция, я надеюсь, удастся получить новые сведения о строении дна самого северного и самого сурового на Земле океана, уточнить границы российского шельфа. А это уже вопросы, связанные с экономикой, с добычей полезных ископаемых на континентальном шельфе. Эта экспедиция будет предпринята на деньги спонсоров. Сегодня не только за рубежом, но и в России все чаще находятся люди, готовые безвозмездно вкладывать деньги в изучение Арктики, - они прекрасно понимают, какие неисчерпаемые возможности таит этот регион и как важно полнее его изучить.
Планируется этим летом высадка и новой российской дрейфующей станции "СП-35". Ведь после работы "СП-32" в нашей стране возродился интерес к Арктике, к ее исследованию. Нам удалось найти понимание и в правительстве, и у президента. "СП-33" и "СП-34" работали благодаря государственной поддержке. И выделение бюджетных средств на полярные исследования с каждым годом все увеличивается. Только в связи с предстоящим МПГ в бюджете нынешнего года на экспедиционные расходы дополнительно выделено 250 миллионов рублей.
Так что я уверен, что дорога, проложенная папанинцами, будет продолжена и в ХХI веке. А это очень интересный, уникальный путь. За 70 лет наши дрейфующие станции - от "СП-1" до "СП-34" - преодолели по Северному Ледовитому океану свыше 176 тысяч километров. Проработали они в общей сложности свыше 30 тысяч суток.
Я мог бы еще рассказать о многих других экспедициях, которые будут предприняты Россией в период третьего МПГ. Тем более, что их - десятки... Кстати, мировое сообщество договорилось о том, что продлится Международный полярный год до марта 2009 года - то есть не год, а два. Слишком грандиозные задачи предстоит нам решить и на многие вопросы, волнующие сегодня все человечество, постараться дать ответы.
В этом году во многих странах проходят торжественные мероприятия, посвященные столь крупному научному и политическому событию, как третий МПГ. В них, как правило, принимают участие лидеры стран. В нашей стране состоятся "Дни Арктики в России". Они одновременно посвящены и МПГ, и 70-летию первой в мире дрейфующей станции. Откроются они 25 мая в Колонном зале Дома Союзов.
Я уверен, что начинающийся Международный полярный год позволит получить ценнейшие данные о процессах, происходящих в высоких широтах, расширить международное сотрудничество в Арктике и Антарктике и даст возможность России упрочить свои позиции как ведущей полярной державы.
И я счастлив, что для меня это будет время новых увлекательных экспедиций, без которых я свою жизнь просто не представляю.



http://www.er-duma.ru/pubs/21254
Санкт-Петербургские ведомости, Город: Санкт-Петербург
01.03.2007



Док. 352920
Перв. публик.: 01.03.07
Последн. ред.: 13.08.07
Число обращений: 581

  • Чилингаров Артур Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``