В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Митволь: Российские нефтяники рискуют попасть в зону турбулентности Назад
Олег Митволь: Российские нефтяники рискуют попасть в зону турбулентности
На прошлой неделе замруководителя Росприроднадзора РФ Олег Митволь объявил о внеплановой проверке соблюдения условий лицензионных соглашений компаниями-недропользователями в нефтедобывающих регионах России. Это событие стало еще одним поводом для внимания журналистов к одному из самых главных ньюсмейкеров и популярных чиновников в России. Но Митволь может сообщить много интересного не только про недропользователей. В конце 2006 и начале 2007 года в территориальных органах Росприроднадзора по УрФО произошли кадровые перестановки. В интервью экспертному каналу "УралПолит.Ru" Олег Митволь рассказал о том, что удалось сделать новым руководителям подразделений за полгода, и сравнил их деятельность с аналогичной работой коллег в Дагестане. Затем он объяснил, как мелкие добывающие компании могут навредить крупным и имиджу России в целом, в чем заключается главная проблема Росприроднадзора и по каким вопросам ведомство конфликтует с МПР и Ростехнадзором.

Олег Львович, Вы неоднократно говорили о том, что территориальные управления Росприроднадзора должны быть более требовательны к нарушителям законодательства. Но не секрет, что они могут подвергаться серьезному давлению со стороны местных властей и компаний. Какие действия предпринимает центральное ведомство для того, чтобы не допустить коррумпированности региональных органов?

Соглашусь, что основное давление, которому они могут подвергаться - коррупционное. Но здесь многое зависит от человека. Например, у нас в Дагестане есть сотрудник, в адрес которого поступают не только предложения о взятках, но и многочисленные угрозы. Были и покушения.... Но за год он насчитывает огромные суммы причиненного предприятиями ущерба. По документам этого руководителя привлечены к уголовной ответственности многие нарушители. К примеру, в ЯНАО работать значительно легче, чем в Дагестане.

Другая проблема - недоработки в части выполнения лицензионных соглашений в законодательном поле. Их пытаются компенсировать добрым отношением инспектора. А это никуда не годится.

В начале 2007 года в территориальных органах Росприроднадзора РФ по Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам произошли кадровые перестановки, а именно: Росприроднадзор по УрФО возглавил Борис Леонтьев, в ХМАО - Вячеслав Антипов, в ЯНАО - Андрей Балицкий. Какие можно сейчас сделать выводы об их работе? Подведите краткие итоги. Можно ли в ближайшем будущем ожидать новые назначения?

Вообще-то, кресло руководителя Росприроднадзора в УрФО до сих пор пустует. А исполняет обязанности Борис Леонтьев, который занимает должность заместителя. Насколько я знаю, у нынешнего - временного руководства опыта мало. Но, похоже, МПР, в компетенции которого находится этот вопрос, пока не знает - кого назначить на пост главы ведомства в УрФО. Хотя достойные люди есть. И непонятно, почему до сих пор никто не назначен. Но то, что такое большое подразделение по-прежнему без руководителя, ничего хорошего нет.

Что касается Ханты-Мансийского автономного округа, то нынешний глава Вячеслав Антипов работает значительно лучше, чем предыдущий Рамиль Чермаков. Пока он также является исполняющим обязанности руководителя территориального органа. Но надеюсь, что в конечном итоге Антипов займет должность главы Росприроднадзора по ХМАО, а сложная ситуация в органах Росприроднадзора Югры нормализуется. Ранее, здесь в основном занимались интригами, а прямые обязанности - то есть проверки - производились с многочисленными нарушениями закона.

Проблемным является и Ямало-Ненецкий автономный округ. Здесь мы тоже никак не можем найти постоянного руководителя. К исполняющему обязанности Андрею Балицкому, как и к предыдущему, у нас много претензий. Он недостаточно активен. Но я надеюсь, что Балицкий организует эффективную работу. Пока же результаты деятельности Росприроднадзора в одном из крупнейших в России по части недропользования регионов оставляют желать лучшего.

Как Вы считаете, есть ли необходимость расширить перечень полномочий Росприроднадзора? Какие из них необходимо усилить?

У нас полномочий больше, чем сотрудников. В частности, мы осуществляем морской контроль - это 12 тыс. км. границы, а в ведомстве работает всего 300 человек. Эти же инспектора занимаются вопросами об экспорте геологической, палеонтологической и иной информации. Они же ведут учет редких, исчезающих видов животных. Наконец, приоритетная задача Росприроднадзора - контроль за использованием недр, особенно это касается УрФО. Все это выполняют одни и те же люди.

Так что полномочий достаточно. Нам бы еще обеспечить нужную численность и должное финансирование.

Вы заявляли о том, что в ведомстве существует проблема, связанная с некомпетентностью кадров. Каким образом она решается?

Еще раз повторюсь, что Росприроднадзору просто-напросто не хватает сотрудников. Кроме того, не так просто обстоит дело с руководителями. Чтобы, к примеру, уволить нерадивого руководителя Росприроднадзора по УрФО, нужно провести несколько проверок, составить массу докладных, а затем дожидаться решения министра.

При этом, имеют место быть случаи, когда в территориальные органы Росприроднадзора направляются люди, которых категорически запрещается допускать до такой работы. Например, в Липецкой области, кандидат на пост руководителя имел справку из психбольницы. А в Иркутской области пост главы пытался занять человек, ранее судимый по статье "превышение должностными полномочий".

На подобные вещи нельзя смотреть спокойно. По этой причине у нас существуют внутренние конфликты. А проблема некомпетентных кадров для нас остается очень актуальной.

На сегодняшний момент, если судить по делу томской компании Imperial Energy, актуальна проблема завышения ресурсов недропользователей, в том числе и для создания благоприятного образа у инвесторов. По Вашим данным, это в основном делается небольшие компаниями или нефтяные гиганты также искажают данные по запасам?

В основном, на подобные действия идут небольшие иностранные компании, потому что им выгоднее покупать какие-нибудь ненужные месторождения, чем добывать нефть. У нефтяных же гигантов другой бизнес. Он как раз построен на добыче.

Ситуация здесь складывается очень интересная. К примеру, на одном сайте мы находим, что одна компания с капитализацией в $1 млрд. имеет месторождение ЛУКОЙЛа, другая радостно делится с инвесторами об успехах на Каспийском шельфе, но выясняется, что давным-давно эти месторождения изъяты. Это в чистом виде мошенничество. И подобных примеров очень много.

Подобные схемы практически ничем не отличаются от финансовых пирамид. Если бы Мавроди посмотрел, что делают его последователи сегодня, то он кусал бы себе локти, потому что компании обманывают не только российских граждан, но и, к примеру, американские пенсионные фонды, которые не очень-то считают деньги.

Однако, подобная ситуация с мелкими компаниями может негативно сказаться на имидже России в целом. Если она не будет взята под контроль, то может случиться кризис, а крупнейшие компании попадут в некую зону турбулентности. Иностранные инвесторы будут утверждать, что они потеряли деньги в России, хотя на самом деле инвестиции уйдут в карманы организаторов таких пирамид. Именно по этой причине мы организовали проверки недропользователей

В Уральском федеральном округе остро стоит вопрос с питьевой водой. При этом промышленность использует в своей деятельности водные ресурсы. Как решается вопрос с их защитой и ответственностью предприятий за загрязнение окружающей среды? Выстроено ли взаимодействие с Ростехнадзором в этой сфере?

У нас, как вы знаете, охрана окружающей среды разделена между десятками ведомств. Это и департамент соответствующего субъекта и федеральная служба по экологическому и технологическому надзору Ростехнадзора РФ, которая конкретно занимается очистными, и, что очень важно, дает, так называемые лимиты на сбросы.

Но данные нормы имеют такие рамки, что фактически компаниям официально разрешается загрязнять водоемы. И, к сожалению, по этой части, у нас очень много конфликтов с нашими коллегами Ростехнадзора, потому что мы отвечаем только за сами водоемы, а за очистные отвечают они. Но нам работать по принципу известной миниатюры Райкина о костюме, который шила целая бригада, тяжело.

Росприроднадзор РФ направил большое количество писем в прокуратуру, в том числе и по предприятиям УрФО. В одном из них была изложена ситуация, связанная с заводом "Русский хром". Однако, эффекта от жалоб мало, потому что Ростехнадзор устанавливает неоправданно высокие лимиты на сброс отходов и "связывает руки" Росприроднадзору, то есть не дает привлечь к ответственности предприятие-нарушителя. Водоемы, тем временем, приходят в упадок.

Мы уже в течение двух лет говорим о том, что необходим единый орган экологического контроля. Ранее этим занималась экологическая экспертиза, но ее отменили. И теперь чиновник может написать любую цифру.
01.08.07

Экспертный канал "УралПолит.Ru"

Док. 353526
Перв. публик.: 01.08.07
Последн. ред.: 14.08.07
Число обращений: 511

  • Митволь Олег Львович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``