В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Доклад председателя Комиссии Общественной палаты по вопросам развития культуры А.А.Калягина Назад
Доклад председателя Комиссии Общественной палаты по вопросам развития культуры А.А.Калягина





Сетовать на положение дел в культуре (науке, здравоохранении, милиции, футболе et cetera, et cetera) стало уже привычной риторикой, причитаниями, которых никто не слышит. Значит ли это, что нам надо с этим смириться, привыкнуть, что мы живем в стране глухих? Во всяком случае, глухих правителей. Или что-то предпринять, чтобы во власть пришли нормально слышащие?

Я, например, как вы знаете, еще 9 февраля обратился к Председателю Правительства с письмом, в котором изложил отчаянное положение в организациях культуры в связи с ужесточением с нового года финансовых правил в бюджетных учреждениях и, в частности, в связи с введением в действие норм закона 94-ФЗ (о конкурсах и тендерах). Понимая, что не все письма, даже от членов Общественной палаты, показывают Председателю Правительства, я опубликовал это письмо как "открытое" в "Российской газете". Отклики на него пришли за это время из всех регионов России. Но только не от того, кому оно было адресовано.

Мой первый вопрос к вам, уважаемый Евгений Павлович. Вы недавно встречались с М.Фрадковым. Речь на встрече, как мы понимаем, шла о взаимодействии Правительства и Общественной палаты. Скажите: мы будем общаться с Правительством по-прежнему через посредников в лице чиновников из министерств? Или все-таки напрямую?

Второй мой вопрос связан вот с чем. Я обращался к Вам, уважаемый Евгений Павлович, с предложением рассмотреть на Совете возможность включения в повестку дня одного из пленарных заседаний Палаты вопроса "Социально-экономические и социально-культурные последствия реализации "Принципов реструктуризации бюджетного сектора в Российской федерации в 2003-2004 гг. и на период до 2006 года". С докладом по обсуждаемому вопросу я предлагал заслушать министра финансов РФ А.Кудрина как руководителя ведомства-разработчика Принципов. Для участия в дискуссии по данному вопросу я также предложил пригласить руководителей федеральных ведомств социально-культурной сферы (Минкультуры, Минздравсоцразвития, Минобрнауки), представителей законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, руководителей организаций культуры, образования, науки, здравоохранения.

Острая актуальность рассмотрения этого вопроса и привлечения к нему внимания общественности вызвана, с одной стороны, нынешним критическим положением бюджетных учреждений. А с другой - нельзя дальше мириться с положением, когда реформы проводятся без учета их возможных последствий для людей. Просчитывается только экономический эффект. Кто-то определил такую политику государства как бездушную.

Общество должно услышать от авторов реформы: наша цель не денег накопить побольше, а обеспечить и повысить конституционные гарантии реализации гражданами своих прав на свободу творческой деятельности и доступ к культурным ценностям. Это в сфере культуры. То же самое в здравоохранении, образовании и т.д.

Теперь еще об одной "горячей" и уже "перезревшей", на мой взгляд, проблеме, в решение которой нам, как мне кажется, следует вмешаться.

Все здание государственной культурной политики должно крепко стоять на трех опорах, трех китах:

- нормативно-правовая база культуры;

- специальный бюджет культуры;

- система органов управления в сфере культуры.

Если хотя бы одна опора рухнет, рухнет и все здание. Сегодня все опоры, согласитесь, имеют серьезные изъяны.

Я не стану подробно говорить о недостатках правового обеспечения культуры, они известны; лоскутный принцип построения специального законодательства и полное игнорирование специфики нашей сферы в законодательстве общем.

Я не стану говорить и о недостаточном бюджете культуры, особенно в части социальной поддержки творческих работников - это общее место.

Я хочу обратить ваше внимание на разрушенную систему органов управления в культуре. Начну с федерального уровня.

Административная реформа привела к тому, что в России де-факто образовалось два министерства культуры. Одно возглавляет А.Соколов - формальный министр с портфелем, другое М.Швыдкой - министр без портфеля, зато с мешком денег. Нетрудно было предположить, что эта уродливая конструкция приведет к дурным последствиям, неразберихе, от которой пострадают организации культуры и федеральные, и местные. Что мы с вами и наблюдаем.

Я бы еще понял это реформирование, если бы в результате такого разделения существенно изменилась бы ситуация с правовым обеспечением культуры - это в зоне ответственности министерства. Но ведь и этого нет. Специальное законодательство в глубокой заморозке. А в общем - нас даже в телескоп не видят. И в микроскоп тоже. Не лучше ситуация и на уровне региональном, а уж тем более - на муниципальном. Ни министерство культуры, ни федеральное агентство по культуре и кинематографии никак не влияют на формирование корпуса руководителей органов культуры на местах. Должность начальника управления культуры зачастую становится "разменной монетой", которой избранный губернатор расплачивается с членами своей команды. И при таких назначениях мотивы личной преданности всегда выше профессиональной пригодности назначенца. И таким образом происходит разрушение системы управления культурой на уровне субъектов РФ.

Может ли в эту ситуацию вмешаться министерство или федеральное агентство? Убежден, не только может, но и должно!

Да, нет такого закона, который давал бы министерству полномочия по назначению руководителя органа культуры в субъекте РФ. Но кто запрещает министерству заключить с губернатором края, области, президентом республики в составе России, например, рамочный договор о совместной деятельности по реализации государственной культурной политики на территории конкретного субъекта? А в договор, среди прочего, записать: назначение и освобождение от должности руководителя органа культуры субъекта федерации производится с учетом мнения министерства.



http://www.oprf.ru/


Док. 353689
Перв. публик.: 20.04.06
Последн. ред.: 14.08.07
Число обращений: 468

  • Калягин Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``