В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Родился и умру актером Назад
Родился и умру актером


Александр КАЛЯГИН теперь стал лицом общественным: помимо того что председатель Союза театральных деятелей России, год назад он возглавил Комиссию по вопросам развития культуры Общественной палаты. Накануне съезда театральных деятелей, который начинается на этой неделе, "Огонек" расспросил актера о трудностях перевода с бюрократического языка на человеческий.

Журналист вынужден ходить по линии фронта: я общаюсь и с вами, и с, условно говоря, театральным поколением 30-летних. И вижу, что прошел необычайно острый раскол, водораздел-между вашим поколением и нашим. И это-не обычный конфликт поколений: между поколениями все равно должна быть преемственность, а у нас-два разных, параллельно существующих мира. В этом есть что-то неправильное, нездоровое...

-У меня нет ощущения такого уж стра-а-ашного раскола. Глобальной катастрофы. Но вы правы в одном: действительно есть некий водораздел. Овраг между поколениями. Но причиной ему-огромный разлом, который произошел со страной. С политической системой, с революцией в мозгах. С моральными устоями. Когда этот развал произошел, разом случилось появление новых людей, грандиозные заблуждения в 90-е... Эта ситуация революции-а это была революция!-породила новые болячки, причем их было больше, чем побед. Все это отразилось на театре и обществе. А кому мы нужны, а зачем мы нужны... И наше условное непонимание друг друга-оно этим вызвано. И это естественно: вы хотите все не так, как у нас, по-другому, прекрасно. Но все рано или поздно устаканится, поверьте.

-Судя по тому, как быстро закончились в обществе либеральные иллюзии, да-все действительно устаканится.

-Хоть вы меня заочно к ретроградам приписываете, а, между прочим, эти либеральные иллюзии есть в каждом поколении. В нашем-тоже. Вы об этом забываете. Я как-то был в юности влюблен в одну девушку. Закончили медучилище, все было так прекрасно. Это был год 56-й-когда наши танки вошли в Венгрию. Я помню, собирал все газеты, которые писали о венгерских событиях, что-то внутри бунтовало. Что это несправедливо. Я еще мало что понимал. Но-несправедливо! Нельзя танками давить мысль. Людей. А девушка моя придерживалась противоположной точки зрения. И была уверена, что так и надо. И мы-представьте-с ней перестали встречаться! Я все понимаю, максимализм, но ведь это юность... И мы всю ночь спорили! Вся ночь прошла у нас в спорах! Представляете? Смешно, да?

-Почему же, вовсе нет.

-И отвернувшись друг от друга... Вы можете представить, как нам важно было...

-Думать одинаково, да?

-Думать заодно. Но это было проще тогда. Потому что там надо было ответить на простой вопрос-ты за или против? И-все. А сейчас мне жизнь предлагает тысячу вариантов, и я должен сделать выбор. Это чудовищно трудно. Всем.

-На этой неделе начнется съезд театральных деятелей. Сейчас идет полемика-нужно ли государству поддерживать плохие театры? Я, извините, считаю, что раз театр плохой-то на фиг он нужен. Но у вас есть один аргумент, который, честно говоря, меня сразил. Вы сказали, что если закрыть плохой театр в провинции, то не останется вообще никакого театра. И культуры. На этом месте будет супермаркет. Какой-то замкнутый круг получается. Либо плохо, либо вообще ничего.

-Да. Будет выжженное поле. А мне говорят: закроем, закроем...

-Но если театр чудовищный!

-Ну да. Вот были в свое время массовые закрытия заводов оборонных. Самолетостроительных. Прочих. НИИ. Закрыли. А теперь спохватились, без этого нельзя, бросились опять открывать- а сколько за десять лет потеряно людей, а навыков, сколько теперь уйдет времени на восстановление элиты научной, технической... То же -и с театром. И с культурой. Да я, может, для того и хочу сохранить театр... в надежде, что когда-нибудь в этот-плохой, но театр!-придет самобытный художник, творец, идеолог, вокруг него сформируются какие-то группы артистов, поверят в своего бога-и все. И возникнет новый театр, а там, глядишь, премия "Золотая маска"... Гастроли. И будет в этом городе актуальная культурная жизнь, которую вы так любите. Но поймите: она не может возникнуть на пустом месте. Это как с биржей актеров, которую мы сделали. Этот шаг-он в своем окончании, сегодня, может быть, не так проявлен, это даст свои плоды только в будущем, но первый шаг нужно сделать.

-"Все попытки последних лет жить по законам коммерческого искусства оказались для российского театра провальными"-это слова из вашей статьи недавней. В России почему-то умеют либо творить, либо зарабатывать-соединить никак не получается. Почему у нас нельзя, за редким исключением, одновременно заниматься приличным делом и получать за это нормальные деньги?

-Да нет, да нет, все прекрасно уживалось... И зарабатывали, и делали дело. У того же Эфроса, доживи он, сегодня были бы дела хороши, помимо того, что они оплодотворяли духовное поле, театральное. Но именно этот водораздел- он виной тому, что не родилось еще новое племя режиссеров-в широком смысле,-которые могли бы адекватно воспринимать мир. И ответственно. После этого водораздела люди потеряли что-то друг в друге и подумали: а может, плюнуть, буду просто зарабатывать...

-А такая была главная ценность в 90-е-заработать.

-Многие, знаете, восприняли эту ценность слишком буквально. Слишком прямолинейно и однозначно. Меня, знаете, даже не провокации, не эксперименты в театре раздражают-поиск новых форм был всегда. Поражает скорее прямолинейность нынешнего мира. Даже на бытовом уровне. Сейчас каждый второй актер-"гениальный". Тебя знакомят с ним и представляют-"гениальный актер!".

-Это просто присказка такая. Фишка. Самоирония.

-Он сыграл в двух сериалах. Это гениальный актер. Вы думаете, это брюзжание? Мне самому это смешно. Но поймите... Или напротив-вот ругают актера. Если уж ругают-то его смешивают с дерьмом. Есть же в русском языке столько слов. Язык прекрасные предоставляет возможности! Ну, бывает плохой спектакль, я сам их видел сотни, но не обижай ты его. Он же художник! Мы все ранимые-а уж художники! Ведь можно сказать: "Необычный актер", "Подающий надежды актер", "Интересный актер". Понимаете?

-Вы в Общественной палате- один из самых узнаваемых ее представителей. Что скажете после почти года работы?

-Вы знаете, актер обязан быть больным. Потому что, в отличие от композитора или писателя, актер-если вы его сегодня на сцене не увидите, то завтра будет поздно. И в этом трагизм профессии, и оттого у актера более острое ощущение сегодняшнего. Что такое быть гражданином? Это то же самое-быть больным. То есть он боль общества должен носить в себе. Вот так я воспринимаю и эту палату. К сожалению, после года работы я должен констатировать, что обратной связи нет-ни с Думой, ни с правительством. С трудом пробиваемся к ним. Общественная палата-это консультация. Мы делаем резюме, заключение. Но у меня ощущение, что мы живем параллельно-у Госдумы своя жизнь, у правительства-своя. Голубая кровь, белая кость. Диалога нет. Нас слушают, но не слышат. Мы еще совершенно византийцы в этом смысле.

-И какой можно обществу диагноз поставить-если медицинской терминологией пользоваться?

-(После долгой паузы.) Это не предкризисное состояние, это кризис. Кризис. Мне иногда кажется, что многие не чувствуют опасности. Откладывают на будущее. А это сейчас нужно лечить. Сейчас надо книги выносить. Уже горит.

-А принято считать, что кризис миновал.

-Мы слишком благодушно отнеслись к тому, что стало с человеком в 90-е. Да, на фоне обнищания, с одной сторон, с другой-трагического смятения, которое было тогда у всех, понимаете... Боль перестает быть болью, когда она постоянна, привыкаешь. Но вот классики были правы-российское общество надо постоянно предупреждать об опасности. Они знали: русский человек действительно талантлив, умен, изворотлив, он может долго лежать на печи, с одной стороны, а с другой-может так ахнуть... И баланса между этими двумя состояниями общество так до сих пор и не выработало. В этой роли сегодня и должна выступать Палата. Опасно как успокоиться, заснуть-так и впасть в испепеляющее обличение. Знаете, есть изречение: "Лечение не должно быть тяжелее болезни".

-Актеры, писатели шли во власть в 80-е и потом долго плевались, говоря, что ничего нельзя изменить. И в них все плевали. Вы пошли во власть в 2000-е и весьма уверенно, кажется, там себя чувствуете. Вы психологию чиновника, наверное, хорошо поняли-что они за люди?

-Вы знаете, я как родился актером, так им и умру. И все мои наблюдения за этими людьми-актерские. И как актер, я от этих наблюдений испытываю своеобразное профессиональное удовольствие-где бы я еще насмотрелся... С другой стороны, меня восхищает ум некоторых людей, умение вычленить проблему-я говорю не о глупых людях, с глупыми понятно, об этом "Ревизор" написан. Но власть вообще-абсолютно другое состояние. Язык другой.

-Но вы освоили этот язык бюрократический? Все эти "ускорить результативность принятия решений"...

-(Смеется.) Это гениально! Хармс! На самом деле они понимают человеческий язык! Я говорю с ними нормальным языком, и они все понимают. Но вы говорите об условном провинциальном чиновничишке, о штампе. А на высшем уровне-там совсем уже другие люди. Но главное отличие политика не в языке, а в самой сути профессии-в такой вот склонности к быстрым решениям. "Я вас накормлю завтра!-говорит Жириновский, как он это умеет, своим резким голосом.-Я вас завтра накормлю!" Понимаете. Актер же не может быть таким. Даже если притворяться. Мы привыкли эмоционально воспринимать. Мы больше работаем на подсознание. А в политике работает инстинкт.

-А вот еще пишут: "Для образа Варравина Александр Калягин щедро использовал свои многолетние наблюдения над российскими сановниками эпохи, когда чиновники стали почти неотличимы от мафиози..."

-Они такое пишут... Да ну, бред! Бред. А когда я Ленина играл-за кем я, по-вашему, наблюдал? За Лениным? За политбюро? У актера ведь есть еще воображение, способность к перевоплощению. А интуиция, что, исключена в нашей профессии? А подсознание виденного, прочитанного, слышанного? Кем-то рассказанного? Что, Льву Толстому обязательно было кидаться под поезд, чтобы узнать, что чувствовала Анна Каренина? Чушь собачья. Нет, это критик просто хочет выглядеть поумнее: вот, раз у нас Калягин-общественный деятель, значит, он списал эту роль с чиновников. А если бы я был пенсионером и сыграл бы Варравина, они бы написали, что я списал эту роль с пенсионеров в парке?..

-"Огоньку" ведь 106 лет: вот, листаешь подшивку, а в 30-е годы там постоянно всякие деятели искусств выступали со статьями. Это смешно, грустно... но и прикольно. Интересно узнать, что актер, режиссер думает. А то диалога никакого нет сейчас в прессе. Нет обратной связи, как вы говорите. Из нынешних режиссеров пишете только вы, да лет пять назад еще Марк Захаров-и все.

-Вообще, актер не должен ничего писать. Он играет, и слава тебе господи-это моя точка зрения. Актер должен писать только на тему методологии и школы. Которая пригодится следующим поколениям актеров. Потому что каждый актер-это своего рода школа. А описывать какие-то байки... Нет, впрочем, есть люди, у которых это удачно получается. Но мой "эпистолярный жанр" касается только положения дел в Союзе театральных деятелей, реформы театра российского... А теперь еще и всего, что связано с Общественной палатой. Все!

"Что такое быть гражданином? Это значит быть все время... больным- то есть чувствовать боль страны, как свою собственную. Но, к сожалению, мы со своей болью никому особо не нужны"





http://www.oprf.ru/


Док. 353699
Перв. публик.: 16.12.06
Последн. ред.: 14.08.07
Число обращений: 416

  • Калягин Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``