В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Не будет людей - не будет и проблем Назад
Не будет людей - не будет и проблем
Нацпроект "Здоровье" недофинансирован, а самые уязвимые группы остаются без медицинской помощи. О состоянии системы здравоохранения в России "Газете.Ru" рассказал известный детский врач Леонид Рошаль.

- Леонид Михайлович, в сентябре состоится расширенное заседание Общественной палаты с правительством, где будут критиковать приоритетный национальный проект "Здоровье". Что там будет обсуждаться, какие претензии есть к реализации проекта?

- Заседание действительно состоится 29 сентября, но оно не будет посвящено ругани нацпроекта. И заседание не числится в плане правительства. Если члены правительства будут участвовать в заседании, мы это будем приветствовать. Надо благодарить президента за нацпроект "Здоровье". О нацпроекте тоже будут говорить на заседании, но это только малая часть. Речь будет идти о взвешенном взгляде гражданского общества на то состояние здравоохранения в целом, которое сегодня есть в России. Надо понимать, что нацпроект затрагивает приблизительно 10-12% тех проблем, которые должны решаться. Он должен решать самые важные проблемы. Сегодня это в первую очередь первичное звено - поликлиники, амбулатории, село, скорая помощь, детские дошкольные учреждения, школы.
К сожалению, сейчас нацпроект "Здоровье" совершенно не касается стационарной помощи, которая тоже занимает очень важное место.
Но с чего-то ведь надо начинать. Я надеюсь, что работа над нацпроектом означает реальное начало поворота государства к здоровью народа.

- Считаете ли вы план нацпроекта обоснованным, продуманным и правильным?

- Я считаю, что идея правильная. В деталях я со многим не согласен. Я не согласен с тем, что увеличили зарплату только участковым врачам и участковым медсестрам, но забыли при разработке в том проекте, который подсунули президенту, про врачей скорой помощи (потом добавили их вдогонку и не в том объеме), про фельдшеров ФАП (фельдшерско-акушерских пунктов. - "Газета.Ru"), забыли про узких специалистов в поликлиниках, заведующих отделениями поликлиник и других врачей. Это действительно внесло большую сумятицу. Я говорил об этом президенту, я надеюсь, что найдется какое-то решение. Происходит все это потому, что нацпроект делался и продолжают делаться другие "проекты" очень "кулуарно".
Не надо считать народ быдлом, которое все может проглотить.
С ним надо советоваться, народ у нас мудрый. Для чего создали Общественную палату? С моей точки зрения, для того, чтобы советоваться с ней. Ну и советуйтесь. Правда, есть такие руководители в области здравоохранения, которые боятся говорить, опасаясь за свое место. Но есть и те, кто не боится и кто говорит. На них мы и опираемся.

- Но это не единственная проблема?

- Да, в нацпроекте есть, например, проблема с высокотехнологическими центрами. У нас сегодня уже есть центры, которые занимаются высокими технологиями, или центры, использующие дорогостоящие методики. Эти центры недофинансированы, и надо дать им деньги, чтобы они заработали на 100%, а потом плюс к этому построить и оборудовать новые центры. Мы говорим об этом, а ответа четкого от Минздравсоцразвития с обоснованием, почему они делают именно так, мы до сих пор не услышали. Объясните, пожалуйста, свою настойчивость, докажите нам, что именно эти центры и именно там нужно строить. Может быть, все с вами согласятся, а может, что-либо и подскажут. Опять идет какой-то кулуарный разговор: вы болтайте, а мы будем делать свое дело.
Вот в Твери запланировали центр сердечно-сосудистой хирургии, это четыре часа от Москвы! А в Москве Институт сердечно-сосудистой хирургии пустует и не может в полную силу работать. Глупость? Глупость!
Кроме того, при Минздравсоцразвития в рамках национального проекта сейчас создается агентство высоких технологий. Такой организационный орган, может быть, и нужен. Но создается именно федеральный орган, а у нас высокие технологии не только на федеральном уровне. Я был в Казани, там в республиканской детской больнице оперируют на сердце - высокая технология, и им куда - тоже в это агентство? Таких примеров можно привести очень много по разным направлениям. И потом нужно подумать. Если это агентство будет создано плюс к Академии медицинских наук, а не для того, чтобы развалить ее, то я поддерживаю эту инициативу. Но если людей из Академии медицинских наук будут деньгами переманивать в агентство или ставить уважаемых людей между выбором: или вы переходите, или мы вас фактически лишим финансирования, - я думаю, что это нанесет ущерб российской науке. А недооценивать ее нельзя. Мы ведь идем по линии саморегуляции общества гражданским обществом, мы же хотим сделать "как на Западе", где гражданские союзы определяют политику конкретной дисциплины.

Например, в США есть союз хирургов, медицинский союз - они определяют политику, кадровую и научную. А у нас есть Академия медицинских наук. Так работайте! Улучшайте работу академии! Но не обескровливайте ее, что равно убийству. Не заменяйте гражданское общество административным ресурсом. Они и здесь не объясняют разумно, почему делают так, а не по-другому. И такое впечатление, что все дело в деньгах и в собственности. Я думаю, что такая организационная структура, может быть, и нужна, но надо сделать все очень аккуратно, очень осторожно, не навредив. Она должна укрепить академию и опираться на академию. Ведь она создавалась в труднейший период жизни нашей страны и доказала свою эффективность. Все самые передовые высокие технологии созданы именно в лоне Академии медицинских наук. Разрушить легко, а создать сложно. И в какой век мы живем? В век разрушителей или созидателей?

- Одно из направлений нацпроекта "Здоровье" - обеспечение материально-технической базы медучреждений. Это направление постоянно критикуется, в регионах говорят: не те машины скорой помощи поставили, не то оборудование. Действительно есть проблемы?

- Обеспечивать медицинским оборудованием, конечно, надо. Речь идет не только о снабжении оборудованием первичного звена. У нас, по данным Счетной палаты, недостает 70% оборудования. Если столько недостает, а государство начало его давать, разве это плохо? Это хорошо. Но встает вопрос: то оборудование покупают или не то? В целом люди, которые закупали оборудование, тоже не вредители, пытались закупить то, что надо, и за цену боролись. Особенно это касается зарубежного оборудования. И очень хорошо, что сделан крен в сторону российских производителей, но, к сожалению, недостаточный. Потому что когда мы покупаем зарубежное оборудование, мы сидим на игле. Вот они дают гарантию на один-два года, она кончается, оборудование стоит в поликлинике в Сибири. Сломалась какая-нибудь штучка - как ее будут чинить? Этот сервис налажен или не налажен? Как это все будет организовано? Или реактивы закончатся - за какие деньги их закупать? Здесь должно помогать государство, и при закупке оборудования все это нужно предусмотреть минимум на пять лет.

- Так получается, что в ходе реализации проекта, даже если задумка хорошая, что-то делается, но не совсем то, что нужно?

- Нет, я призываю к объективности. Не все так плохо. Это хорошая задумка, это надо! Или давайте скажем: "Нет, ничего нам не надо"? Другое дело, что это все очень по-нашему, по-российски, когда посидели за столом пять-шесть человек, решили: давайте сделаем это или это. Хотя, говорят, запрашивали регионы... Но регионы запрашивали раз, потом регионы присылали свои пожелания, им отвечали, что этого нет, а есть это. Шел торг. И в конце концов не все получили то, что им надо. Но ведь не все высказывают свои претензии. Например, руководитель департамента здравоохранения Новосибирска взахлеб говорит, что все замечательно. Не может же он так врать. Значит, где-то все так, где-то не так. В большом деле могут быть недостатки. Но хотелось бы, чтобы их было меньше.

Я сторонник хороших планов, хорошей реализации, не ажиотажной, продуманной, цельной. Сейчас очень много проблем, конечно. Хотя в целом направление хорошее. Но это только начало. Маленькое начало. Умные учатся на своих ошибках - сейчас прошел год, на ошибки посмотрели, теперь на них надо учиться.
Я надеюсь, что Дмитрий Медведев, который отвечает за этот проект, уже перестал слушать только Зурабова и как "Министерство здравоохранения встречается с народом".
Если он посидит один на один с фельдшером, врачом скорой, главным врачом поликлиники, врачами ЦРБ и так далее в неформальной обстановке за чашечкой чая или 100 граммами водки (шутка) и они не испугаются гонений после этой встречи, то это будет очень полезно для правительства. Я прилетел в Казань и по дороге из аэропорта завернул в первую попавшуюся деревню. Встретил первую попавшуюся женщину и заговорил с ней о проблемах российского здравоохранения. Можно было уже больше никуда не ездить.

- Вы согласны, что не хватает координации в реализации проекта?

- Сейчас пытаются эту координацию наладить. Но я считаю, что объединение Минздрава с трудом и социалкой было грубой ошибкой. Мы неоднократно выступали против этого, потому что теперь плачут и труд, и социалка, и здравоохранение. Отрасль потеряла управляемость. Проэкспериментировали - а сейчас всё нужно вернуть назад. И чем быстрее, тем лучше.

- Я знаю, что возникают перебои с лекарственным обеспечением. ВИЧ-инфицированные жалуются, больные лейкемией, туберкулезом...

- Да, ситуация с лекарственным обеспечением непростая. Комиссия по здравоохранению Общественной палаты разбирала эту ситуацию. Сейчас все уткнулись в вопрос лекарственного обеспечения льготных категорий. Льготных категорий ведь не так много, в сумме около 16 млн человек. А больше 100 млн не относятся к льготным категориям, но они тоже нуждаются в достойном, доступном и качественном лекарственном обеспечении.

Но если взять льготные категории... Монетизация привела к печальным результатам. Может быть, разъяснительная работа со стороны Минздрава была проведена неправильно, потому что не у всех достаточный культурный образовательный уровень. К какой-то семье, у которой тяжелобольной ребенок, приходят и спрашивают: вы хотите "денюжки" получать по 400-500 рублей или пакет?
Мать услышала слово "денюжки", а ей надо купить ботинки или еще что. Она "денюжки" взяла, а ребенка лечить (а это может стоить тысячи) не на что.
И сейчас они бегают по стране и думают, что делать. Конечно, они бегают по своей глупости. Но вина государства тоже есть, которое не объяснило им толком, что это такое происходит. А им сейчас говорят, чтобы они подождали до 2007 года, когда вопрос будет пересмотрен. А дети уже сегодня нуждаются в этом лекарстве, например, в области онкогематологии. Что они, должны умирать?

- А что делать?

- Государство обязано исправить это немедленно.

- Каким образом?

- Выделить финансирование - очень просто. И это окажутся не очень большие деньги.

- Но с момента выделения средств до поступления лекарств у нас, как правило, проходит очень много времени...

- Да, но я думаю, что если бы это случилось с кем-то из детей высоких чиновников, эта проблема была бы решена за одну минуту. Я не знаю, правда, сколько таких "отказников" - 50 на всю страну или 100 на всю страну? Вопрос в том, какова цена вопроса. Но если даже один такой ребенок есть, это одна жизнь. Мы обязаны помочь ему.

А вот вообще преступление - приказ Минздравсоцразвития России No 220 от 29 марта этого года об организации оказания дорогостоящей медицинской помощи за счет средств федерального бюджета в федеральных специализированных стационарах. На основании этого приказа лечение гемодиализом и перитонеальным диализом (методы очищения крови. - "Газета.Ru") пациентов с терминальной почечной недостаточностью (часто развивается у больных сахарным диабетом и в отсутствие лечения приводит к смерти. - "Газета.Ru") перестали сегодня оплачивать, то есть федеральные центры не берут сегодня этих пациентов! В некоторых регионах на местном уровне нет условий для лечения таких больных. Пока они будут создавать такую службу, больные будут умирать и уже умирают, например в Тульской области. Губернатор сделал программу. Она заработает через несколько лет. А люди умирают сегодня. Подчеркиваю: сегодня.
А с Минздравсоцразвития как с гуся вода. Я не первый раз повторяю: у нас никто ни за что не отвечает, даже за смерть людей.

- Как вы относитесь к проекту о лицензировании лекарств? Люди опасаются, что получится как с алкоголем: пропадет анальгин из аптек.

- Я не знаю про проект, поэтому не могу его прокомментировать. Но с подделками надо бороться по-другому. Сейчас лекарственные средства проверяются либо на границе, если они зарубежные, либо на складах. А надо организовать проверку на выходе, в аптечной сети. Может быть, увеличить число диагностических лабораторий. Это очень важный вопрос, мы должны предохранить себя от подделок. Очень большая проблема с этими ларьками, их работу надо регулировать. Если еще в стационарных аптеках более или менее контроль есть, то по ларькам он очень плохой. Хотя эти ларьки очень важны, в первую очередь для села.

- Возвращаясь к нацпроекту "Здоровье". Нет ли опасений, что из-за повышения зарплаты первому звену туда будут уходить высококвалифицированные специалисты? На дорогом оборудовании некому будет работать?

- Во-первых, если специалисты будут уходить в первичное звено, я буду только рад. Будет усиливаться первичное звено. Только ведь в поликлиниках и амбулаториях не нужна очень сложная аппаратура. Здесь должно быть скрининго-диагностическое оборудование. Хорошие аппараты рентгеновские, хорошие УЗИ - все, что относится к исследованиям сердечно-сосудистой системы. Потому что мы должны выявлять патологию как можно раньше. Сложную аппаратуру в первичном звене правильнее концентрировать в диагностических центрах. Но даже и для обычной аппаратуры нужно готовить кадры. Ведь не бывает, что поставил машину - и человек начал работать. Все равно год-полтора нужно на подготовку кадров и накопления опыта. Надо готовить кадры, а иначе как?

- Этот пункт реализуется в нацпроекте?

- Там есть пункт по подготовке кадров участковых, врачей общей практики и очень плохо с подготовкой узких специалистов.
Комиссия по здравоохранению Общественной палаты рассматривала этот вопрос и пришла к выводу, что вообще в Минздравсоцразвития нет никакого перспективного выверенного и обоснованного плана подготовки кадров для здравоохранения в стране.

- То есть национальный проект требует серьезной доработки?

- Да, ну мы ведь каждый день работаем... Всегда нужно что-то еще иметь. Человек по натуре такой, что никогда не остановится.

- А финансирование достаточное?

- Нет, конечно. В два раза недостает финансирования здравоохранения. Оно никогда не станет нормальным. Если и дальше будем так относится к нему, то не решим никаких демографических проблем, не добьемся снижения смертности и нормальной профилактики.
Посмотрим, что будет в бюджете 2007 года. Услышат ли нас? Меня несколько насторожил недавний разговор президента с Медведевым. Медведев подчеркнул, что фактически целью пилотного проекта по одноканальному финансированию является выявление внутренних резервов в здравоохранении и никакой финансовой добавки эти регионы не получат. Не исключаю, может быть, журналисты что-то напутали. Что из нас, еле сводящих концы с концами, еще выжимать? Помрем окончательно.

- По вашему мнению, финансирование - решаемая в ближайшее время проблема?

- Да. Решаемая. Это политически решаемая проблема. Если Министерство финансов и Минэкономразвития это поймут и представят президенту настоящие цифры хотя бы по скромным потребностям здравоохранения, все будет решено. Я знаю, что у государства много проблем, за что ни возьмись - везде проблемы: в науке, в милиции, в судействе, в ФСБ, в администрации президента. Кругом проблемы. Но самое главное - здоровье народа. Потому что людей не будет - и проблем не будет. Но кому это нужно?


http://www.oprf.ru/

Док. 355186
Перв. публик.: 28.08.06
Последн. ред.: 16.08.07
Число обращений: 494

  • Рошаль Леонид Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``