В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Губернатор о жизни, о себе и о других Назад
Губернатор о жизни, о себе и о других
1 и 8 февраля этого года на канале ТНТ в эфир вышли два выпуска авторской программы Сергея Новикова "Диалоги" (совместный проект газеты "Смоленские новости" и телекомпании "Феникс") с участием губернатора Смоленской области Виктора Николаевича Маслова. Сегодня мы публикуем газетный вариант этой беседы.



- Добрый вечер, Виктор Николаевич. Спасибо, что нашли время придти в программу "Диалоги".

- Добрый вечер.

- Как главный редактор "СН" не могу, прежде всего, не поздравить Вас с итогами нашего традиционного опроса на звание "Человек года". Вы им стали. И с впечатляющим отрывом. Кстати, правильно ли я предположил в своем комментарии к опросу, что эта оценка подороже многих подарков, которые Вы получили в честь своего 55-летия?

- Я полагаю, правильно. Когда люди - и весьма авторитетные - так оценивают тебя, твою работу, - это, конечно, приятно. 2005 год не только для меня, но и в целом для администрации области, был по многим параметрам успешным. Это и послужило, вероятно, главным основанием для принятия такого решения участниками опроса.



- У Вас уже немало и званий, и наград. А какая самая дорогая?

- Признаться, я достаточно спокойно отношусь к наградам и не комплексую, как многие другие, по этому поводу. Но для меня очень ценна, например, медаль "За трудовое отличие", которую я получил за участие в раскрытии экономического преступления на "Кристалле".



- Наша программа "Диалоги" имеет подзаголовок - "Беседы о жизни с интересными людьми". Поэтому у меня много вопросов из самых разных сфер. Вот, например, такой. У вас, у генералов, есть выражение: "генерал - это не звание, это - счастье". Имеются в виду, вероятно, и большая власть, и новые возможности. Но должность губернатора, я так подозреваю, Виктор Николаевич, - это еще большее счастье?

- Я бы так не сказал. Да, у генералов есть такая поговорка, и многие офицеры, мечтающие о генеральском звании, действительно воспринимают это как счастье. Но не будем забывать, что за этим стоит кропотливый труд. Везение тут редко бывает. Так же, как и у губернатора. Ведь сколько примеров, когда человек приходит во власть и с хорошим потенциалом, но почему-то через год-два все это куда-то уходит, и человек попадает под очень жесткий пресс критики. Почему? Очень большая ответственность, очень большой объем работы. Так что не такое уж это большое счастье быть губернатором.



- Одним из самых значительных событий 2005 года стала Ваша встреча с Президентом, в ходе которой Вы поставили вопрос о доверии. Я мог бы много вопросов задать о Путине. Но понимаю, что это в сегодняшних реалиях прозвучит для Вас не очень корректно. Задам один: почему он до нас никак не доедет?

- С учетом того, что график у Президента очень напряженный, каждая его поездка должна преследовать какую-то цель: то ли обсудить проблему стабилизации ситуации в регионе, то ли решить какие-то конкретные вопросы по крупным проектам. На сегодняшний день, и это отметил Георгий Сергеевич Полтавченко, Смоленщина не входит в число регионов, где есть какие-то проблемы в социально-политическом плане. Мы - стабильно развивающийся регион. Но, к сожалению, и другой повод отсутствует, т.е. у нас нет предложений по масштабным экономическим проектам. Есть локальные предложения, которые должны обсуждаться на уровне правительства. Этим я и объясняю тот факт, что Владимир Владимирович к нам не едет. Но хочу подчеркнуть, что при каждой встрече, в том числе и в неформальной обстановке, он всегда интересуется положением дел в регионе, и должен сказать, что впечатление от Смоленщины у Президента очень хорошее.

- Виктор Николаевич, вернемся в 2005 год. Каждый из участников опроса на звание "Человек года", отдавший Вам свой голос, подразумевал свое. Но что Вы сами могли бы записать в свой актив, в актив администрации области в первую очередь?

- Как мне представляется, мы очень взвешенно, продуманно прошли первый этап монетизации льгот. Мы одни из немногих, а в ЦФО единственные, кто не побежал сломя голову заменять льготы на деньги. В результате у нас не было очагов социальной напряженности, не было для этого предпосылок. Мы вели открытую политику, встречались с ветеранами, общественными организациями, советовались, преследуя одну цель - не сделать людям плохо. И это, по-моему, удалось. Я расцениваю это как успех. В 2005 году мы начали реализацию 131-го закона (имеется в виду ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления" - Ред.). Он имеет одну стратегическую цель - приблизить власть к народу. Это полностью корреспондируется с теми обещаниями, которые я давал в ходе предвыборной кампании 2002 года. Сделать власть максимально прозрачной, максимально подконтрольной населению. Именно поэтому в данном случае мы не ратовали за то, чтобы отложить реализацию этого закона. (Исполнение закона по решению Центра можно отложить до 2008 года. - Ред.) Наоборот, мы сделали все, чтобы в 2005 году начать поэтапное его претворение в жизнь: неплохо провели выборы глав сельских поселений, представительных органов власти. У нас теперь свыше 2750 депутатов, 350 новых руководителей сельских поселений. Мы сегодня четко понимаем, как будут выстраиваться бюджеты этих образований, как мы будем им помогать. Ни одно поселение мы не бросим. Для этого создан целый ряд страховочных механизмов, которые будут это гарантировать. Прошел январь, и скажу, что мы удовлетворены положением дел. Мы не ошиблись. Во власть пришло очень много амбициозных, работоспособных людей, знающих проблемы этих поселений. Это уже не чиновники, это люди, которые болеют сердцем и душой за свои поселения и своих земляков.



- Не слишком ли оптимистично, Виктор Николаевич? До каждого поселения Вы не доедете, а доклады... Сами знаете.

- Тем не менее, я все же часто выезжаю на места. Недавно вот был в Починковском районе. Я встречаюсь с этими людьми, вижу их настроение. Может быть, мы когда-то начнем испытывать серьезные проблемы с ними, потому что они со всей настойчивостью, целеустремленностью будут ставить серьезные вопросы перед нами, в том числе и финансовые. Но самое главное - мы начали этот процесс. Да, Вы правы, зачастую по отчетам все идет гладко. Так было. Но сейчас мы всколыхнули там ситуацию и ждем повышения активности самого населения, его вовлечения в социально-политические, общественные процессы. Должно быть понимание, что дядя с блюдечком с голубой каемочкой и деньгами не придет. Если люди не будут думать, что в своем поселении улучшить, как повысить доходы - ничего не изменится.



- Вы затронули тему выборов. Ваш комментарий ситуации в Рославльском, Сафоновском, Ярцевском районах, где главы районных администраций стали и мэрами своих "столиц".

- Здесь проблема правового регулирования. Дело в том, что в самом конце года - 30 декабря, если не ошибаюсь, Президентом был подписан Указ, которым запрещается такое совмещение. До этого такой нормы не было, и мы поддержали инициативу глав вышеназванных районов о совмещении по нескольким причинам. Во-первых, для обеспечения явки на выборах, а, во-вторых, потому, что эти главы фактически, в основном, выполняли обязанности мэров. И ничего страшного в этом совмещении не было. Предполагалось, что это будет переходный период, в течение которого все устоится, а потом спокойно мы проведем дополнительные выборы. Но Президент посчитал необходимым эту норму отрегулировать, и на сегодняшний день мы стоим перед проблемой, как привести все в соответствие. Это будет сделано в самое ближайшее время.



- Сами они предпочтут должность мэра?

- Думаю, да. Хозяйство, закрепленное за мэром, гораздо крупнее, чем в остальном районе.



- Путин не во всех регионах страны побывал. А Вы во всех наших районах?

- Во всех.



- Я помню Ваше интервью в 2002 году, где Вы сказали, что "доберетесь до каждого главы. В хорошем смысле слова". Как сейчас Вы оцениваете уровень районных кадров?

- У нас состоялись серьезные замены кадрового ресурса. Во многих районах пришли к власти новые главы. В основном это люди, которые искренне хотят показать вою профпригодность и выполнить данные населению обещания. А вообще-то Вы затронули очень больную тему. Кадры - проблема сегодня наисерьезнейшая. Я, честно говоря, очень переживаю за уровень региональной власти, за ее способность вписаться в решение тех задач, которые сейчас ставит Президент. Если на областном уровне, особенно верхнее звено, - более-менее отлажено, то ниже - потенциала не хватает. Прежде всего, думаю, потому, что была нарушена система подготовки кадров. Во власти есть еще очень большой слой чиновников, которые получили образование в советское время, воспитаны этим временем, и им очень трудно осваивать новые методы управления.



- Вы переживаете за районный уровень, а многих, в том числе и меня, волнует еще и федеральный уровень. Административная реформа провалена, о монетизации без слез вспомнить нельзя, масса других непродуманных, непонятных решений. Я смотрю на правительство - очень много глупых лиц. Но ведь Вы вынуждены работать с таким правительством, решать региональные проблемы. Удается?

- Надо понимать, что проблема кадров ведь существует не только у нас, но и во всей России. В то же время я хочу сказать, что не помню ни одного правительства, которое не подвергалось бы серьезной критике. Все правительства всегда плохие, потому что им приходится решать очень много вопросов, связанных с качеством жизни людей, и принимать непопулярные решения. Что сегодня мы имеем? Да, есть упущения, проколы, провалы, но в целом Михаилу Ефимовичу Фрадкову удалось сплотить эту команду, с большим трудом, как мне представляется, соорганизовать ее. К счастью, сегодня не так много зависит в жизни регионов от действий отдельных федеральных чиновников. Мы по многим параметрам сами себя обеспечиваем, имеем возможность проводить свою политику.



- А с кем из министров у Вас наиболее тесные контакты?

- Знаете, я не стремлюсь к каким-то тесным контактам. Я за системную постоянную работу со всеми...



- На охоту никого не приглашаете...

- Ну, почему? И такое есть. Но, еще раз повторю, что и по складу своего характера, и по воспитанию я не стремлюсь к каким-то личным контактам.



- Недавно были опубликованы данные о доходах министров в 2004 году. Так вот есть такой Игорь Левитин - министр транспорта. Его ежемесячный доход в 2004 году составлял 11 миллионов (я не оговорился - миллионов) рублей. Нам такое представить сложно, но это факт. А сколько у Вас, Виктор Николаевич, на круг выходит?

- Было по 2005 году 24 тысячи рублей в месяц.



- Плюс доплаты, накрутки?..

- Нет, это все. В 2006-м будет в пределах 40 тысяч.



- Повышение произошло?

- Да. Ну, Вы же знаете, я долго чиновников "угнетал" в этом смысле. Три года мы не повышали заработную плату, и я совершенно уверен, что правильно делали. По сравнению с учителями и врачами, у них была достаточная заработная плата.



- В своем комментарии к итогам опроса "Человек года" я написал, что "СН" прямо-таки с фонарем искали провалы в работе команды Маслова в 2005 году. Не нашли. Но если самокритично, Виктор Николаевич, что не удалось, что не получилось?

- Наиболее сложная ситуация, где нам никак не удается найти точки прорыва,- это агропромышленный комплекс. Об этом болит сердце, об этом, как говорится, все думы. Не можем мы пока найти инвесторов на серьезные проекты, не удается реализовать свои инициативы. В чем причина? Не хотелось бы повторять, что у нас не земля, а глина, что климатические условия неважные - хотя это так и есть. Но здесь причины более серьезные. У нас крайне инерционный состав руководителей хозяйств, большие проблемы с трудовыми ресурсами в деревне. Можно было бы махнуть рукой и сказать: все вы там теперь ООО, ТТО и так далее и никакого отношения к бюджетному финансированию не должны иметь, выживайте как хотите. Нет. Конечно, так мы не скажем. Мы постоянно ведем переговоры с крупными компаниями, которые проявляют интерес к региону. Сейчас достаточно много инициатив по выращиванию рапса, строительству заводов по его переработке, по мясо- и молокопереработке. Но все это какие-то точечные мероприятия, а системного прорыва нет. И пока никто не может сказать, как его достичь. Мы с чем столкнулись? Наши аграрии на всех собраниях говорят: государство нам не помогает, помогите нам экономически. Как трудно нам было сразу после прихода к власти доказать, что просто так денег мы давать не будем. Только адресная помощь, и только возвратные прибыльные проекты. Нас чуть ли не врагами АПК сделали. Сейчас государство по инициативе Президента говорит: друзья, руководители АПК, берите на два года беспроцентный кредит. Потом начнете рассчитываться. Этот кредит вкладывайте в развитие тех производств, которые рентабельны. Это собственно то, о чем мы раньше говорили: если ты берешь деньги, то думай, как они "отработают" и как тебе их возвращать. Не просто проесть и забыть и никак не изменить ситуацию, В течение месяца (!) мы убеждаем руководителей, чтобы они брали эти деньги. Не хотят. Почему? Как мне представляется, потому что это связано с увеличением объема работы и сопряжено с ответственностью. Это же надо подумать, как ферму отремонтировать, где купить скот, как обновить технику. Надо крутиться. Это труднее, чем где-то на митинге прокричать: нам не дают денег. Вот мы столкнулись с такой ситуацией. Прошел месяц, многие стали проявлять инициативу, оформлять эти кредиты, но многие еще сидят - выжидают. Опять же кадровый ресурс. Проще выбить из областного бюджета субсидии на электроэнергию, как это делают птицеводы наши. Дайте субсидию, и все у нас будет хорошо. Да не будет хорошо! Если не менять технологию, ценообразование, не расширять рынок - ничего не будет. Поэтому мы говорим: деньги даем на два года, но их надо будет возвращать, а не просто потратить неизвестно на что и снова просить денег. Надеюсь, такая постановка вопроса будет стимулировать тех, кто действительно хочет работать по-настоящему. В сфере ТЭКа. Помните мое обещание ликвидировать "Облкоммунэнерго" как паразита, который получал за счет предоставления услуг достаточно большие деньги? Это сделано. Создана новая компания на принципиально новых условиях, и она работает довольно успешно. Но вместе с тем есть проблемы, над которыми надо работать, и их можно было бы решить, если бы вовремя их уловили. Мы столкнулись с некими клановыми интересами, с нежеланием делать ту работу, которую необходимо делать. Желание одно: подписать быстренько акт и, даже не вскрывая ту же теплотрассу, сказать, что все опрессовано, все нормально. Мы ведем с этим очень жесткую борьбу. Но пока еще не все удается. Вот последний случай с 12-й средней школой. Разморозили, а когда разрезали трубу, то оказалось, что там проходное отверстие не более 1 мм, а остальное все забито ржавчиной, солями самого разного состава. То есть никто реально трубопровода в этой школе никогда не промывал. Хотя, если поднять документы, все сделано. И таких примеров очень много. Поломать такую психологию людей - задача номер один. Полагаю, что единственный путь - создать альтернативу в системе ЖКХ. Когда будут конкурсность, борьба за заказы, тогда и качество проводимых работ будет совершенно другое. Возьмите проблему мусора. Сколько критики прозвучал в адрес администрации города! Но как только появились первые симптомы, что могут быть привлечены новые структуры, способные лучше выполнять эту работу, ситуация стала меняться. Сейчас уже идет борьба за этот мусор. То же самое и в других секторах ЖКХ. Подъезды... В них страшно зайти. И так будет до тех пор, пока мы не дадим возможность собственникам жилья самим нанимать компанию, которая будет содержать их дом.



- У Жванецкого есть миниатюра, где его герой говорит: "Все будет хорошо. Будет хорошо. Правда, слово "будет" уже почернело от долгого употребления". Так вот я хочу провести параллель со словом "инвестиции". Кто бы ни пришел во власть, все говорят об инвестициях. Я хочу напомнить, что и Вы не раз говорили об этом. Но как их "пощупать" руками - эти инвестиции?

- Во-первых, должно быть понимание того, что это деньги бизнеса - не государства, не власти областной - бизнеса, который вкладывает деньги туда, где выгодно и где есть безопасность. Мы основной акцент в своей работе сделали именно на обеспечении безопасности бизнеса, на изменении имиджа региона, который был достаточно сильно скомпрометирован в прошлые годы. "Криминальная столица", "бандиты разруливают", "власть ставит определенные условия"... Ничего этого уже нет. И достаточно много предложений идет. В Гагарине целый технопарк у нас выстраивается. Большое представительство торговых сетей - они к нам стремятся, и целый ряд других примеров можно привести. Конечно, мы много работаем в плане убеждения инвесторов, чтобы они к нам пришли. Но их не так много. А те, кто и хотел бы придти, сталкиваются с серьезными проблемами. Первая. У нас очень напряженная ситуация с трудовыми ресурсами. Вот ведем переговоры с "Фольксваген-группой". Первый вопрос: где нам взять рабочих? Мы практически подписали договоренность о строительстве предприятия в Голынках на 800 рабочих мест с участием китайского капитала. Где взять людей? И так по каждому району. Есть предприятие "Евроглас", которое давно пытается решить эту проблему, и не удается. Мы не можем найти рабочих для нового кирпичного завода, который вводится в Гагаринском районе. Современное высокотехнологичное производство - работать некому. Это сдерживает. Второе, на что смотрят инвесторы, это энергообеспеченность. Ну, с этим у нас все нормально. География - тоже. О безопасности я уже сказал. Так что приток инвестиций есть, но всем нам, конечно, хочется и больше, и быстрее.



- А Вы часто с чувством безысходности сталкиваетесь?

- Я не сказал бы, что часто, но сталкиваюсь.



- Как строится Ваш рабочий день, Виктор Николаевич? Вот пришли Вы на работу и задумались: что бы такое хорошее сделать для области?

- Не совсем так (смеется). Где-то на неделю вперед расписывается график, потому что приезжает много руководителей разных рангов, представителей федеральных структур, большого бизнеса. Утром традиционно встречаемся с главным федеральным инспектором, председателем областной Думы. Это уже закон. Около получаса обсуждаем общую ситуацию, и потом начинает "работать" график.



- А кто составляет этот график?

- Помощники и я сам, конечно.



- У кого Вы отпрашиваетесь, когда уезжаете в командировку, на отдых? У Полтавченко? В администрации Президента?

- Я ни у кого не отпрашиваюсь. В этом плане губернаторы достаточно самостоятельны, и это правильно. Я, кстати, тоже у своих заместителей не требую отчета, куда кто поехал. Я им доверяю. А Президент, администрация Президента доверяют нам и понимают, что мы не где-то бездельничаем, а все-таки работаем.



- Виктор Николаевич, я хочу Вас попросить прокомментировать ситуацию, которая сегодня сложилась вокруг некоторых смоленских VIP-персон. И арестованных, и уже осужденных, и отправленных в отставку. Вот, например, Вячеслав Петрович Мищенков - руководитель нашего регионального Фонда занятости. Он арестован еще в прошлом году и до сих пор находится в СИЗО УФСБ. Многих волнует его судьба.

- Меня тоже это волнует. Более того, у меня был разговор с его руководителем федерального уровня, и я ему сказал, что, как гражданин, не понимаю де в изоляторе. Тот состав, который ему инкриминируется, и те деяния, которые он совершил, на мой взгляд, не требуют таких жестких санкций.



- А Вы не можете позвонить в УФСБ Сумятину и - нет, не давить на него, конечно, но, скажем так, поинтересоваться?

- Не могу. И не буду этого делать. Сам был руководителем УФСБ и всегда крайне болезненно воспринимал, когда кто-то пытался каким-то образом надавить или повлиять. Если мы к этим порядкам вернемся, то ничего хорошего не будет.

- Долго тянулось дело Олега Лукирича - президента областной торгово-промышленной палаты. Наконец, оно закончено. Суд дал ему 3,5 года условно, и он уже не президент. Ваш комментарий.

- Мне жалко, что так получилось. Он достаточно подготовленный профессионально человек, энергичный, активный. Многие почему-то связывают это дело, кстати, как и дело Мищенкова, с моими инициативами, что это по моей команде. Сразу скажу - это чушь. Я к этим делам не имею никакого отношения. Меня что волновало? Практически три с половиной года человек не работал, не руководил организацией, и многое, конечно, было утрачено. Мы не имели права просто так на это смотреть. Надо было решать вопрос, и он был решен. Я удовлетворен, что теперь ТПП возглавляет Владимир Архипенков. А Олегу Лукиричу я пожелаю побыстрее найти работу и восстановить свои профессиональные качества в полном объеме.

- Еще одна фамилия, которая на слуху последнее время. Владимиру Александровичу Гимарову его головная фирма МТС преподнесла новогодний "подарок" - отправила в отставку. Вам что-то известно о причинах?

- У меня был разговор с Владимиром Александровичем месяца три назад, когда появились первые сигналы, что будет комплексная проверка, и есть факты, которые будут тщательно изучаться. Я спросил: "Помощь нужна? Как ты себя чувствуешь?" "Я чувствую себя совершенно спокойно и уверенно. Все проблемы решу самостоятельно". Но, похоже, не получилось. Как следствие - этот результат. У меня был разговор с руководителем головной компании. Они стоят очень жестко на своей позиции, более того, намерены дать правовую оценку его действиям. Опять же жалко, что так получилось. Этот человек с нуля создал фирму в Смоленске. Кстати, мы его и рекомендовали на эту работу. Активно занимался благотворительностью, очень эффективно работает в областной Думе.



- Там с арендой какие-то проблемы?

- Не могу сказать точно. А если с арендой, так тем более можно было бы эти вопросы отрегулировать. Если неправильные расчеты, то компенсировать потери, и весь скандал был бы разрешен в течение одного дня. Не получилось. Проанализировать ситуацию в первую очередь должен сам Владимир Александрович, но мне не хотелось бы, чтобы дошло до задержания, до суда. Не тот случай.



- Я ни от кого не слышал ни одного доброго слова о Вашем бывшем заместителе Воротникове. Почему Вы так долго его около себя держали?

- Есть же система сдержек и противовесов. На каждом этапе бывает необходимость в людях, которые, может быть, не вызывают большого уважения, но они нужны. Воротников тогда был нужен в силу своих отдельных качеств. Эти качества были полезны для выстраивания системы власти. И Воротников был востребован. Когда эта работа закончилась, он стал говорить, что ему надо уйти. Эта просьба была удовлетворена.



- Вы общаетесь сейчас?

- Нет, у нас никаких контактов нет. У меня нет необходимости искать его, у него, вероятно, нет потребности встречаться.



- По делу об убийстве В.Н. Прохорова есть ли какие-то сдвиги, по Вашей информации?

- Ситуация "зависла" и, боюсь, окончательно. Политическая воля и диалог с правоохранительными органами на предмет того, чтобы это дело активно продолжалось, - есть. Постоянный диалог. Но, мы уже говорили об этом, у губернатора нет права каждый день требовать отчета или докладных записок. Это все в сфере компетенции областного прокурора. Оперативных версий достаточно, и они весьма убедительны, но вот доказать причастность предполагаемого заказчика не получается. И с каждым годом все сложнее и сложнее.

- В опросе на звание "Человек года" Вы тоже участвовали в качестве эксперта и назвали претендентом владыку Игнатия. Я как-то уже писал, что любой Ваш, даже самый маленький, шаг рассматривается под микроскопом, обсуждается. Так вот после публикации в "СН" результатов опроса кто-то сделал вывод, что с митрополитом Кириллом у Вас что-то неладно, коль назвали не его, а Игнатия.

- Да уж, у нас любят на ровном месте "воздвигать" разные предположения. У нас с владыкой Кириллом по-прежнему очень добрые деловые отношения, и ничем они не омрачены. А владыку Игнатия я назвал в связи с тем, что у него в 2005 году произошло важное событие. В его возрасте, в 32 года, добиться статуса епископа, владыки - это большой успех. Конечно, это не было бы возможно без такого учителя как митрополит Кирилл. Владыка Игнатий известен на Смоленщине, он немало делает хорошего, и вот такая высокая оценка. Поэтому я и назвал его.



- Я хочу вспомнить одно Ваше неосторожное высказывание. Вы сказали, что в 2008 году, по истечении второго срока Путина, Вы вновь поставите вопрос о доверии. Не передумали?

- Я высказал свое личное мнение в присутствии других губернаторов, но Строев и Лужков почему-то стали резко возражать. Но ведь если мы воспринимаем сложившееся правовое поле как долговременное, мы должны руководствоваться его нормами. И понятно, что, если придет новый Президент, мы должны к нему обратиться за доверием.



- А придет новый Президент?

- Я бы очень хотел, - и это моя совершенно твердая позиция, - чтобы остался Владимир Владимирович. Пока я не вижу никого, кто был бы в состоянии на таком уровне проводить ту политику, которая сейчас осуществляется Президентом. Любая смена власти - это серьезная дестабилизация на год, на полтора. А сейчас ведь страна вошла в режим реализации масштабных национальных проектов - проектов, которые дают нам надежду, что мы отойдем от той пропасти, куда потихоньку, но все-таки скатываемся. Согласитесь, все четыре национальных проекта затрагивают интересы национальной безопасности. Здравоохранение - и качество, и доступность, и профилактика, и диспансеризация, и зарплата тем, кто нас лечит - все это требует срочного серьезного вмешательства. Мы теряем по 1 млн человек в год. Что будет через 10 лет? Образование. О каком образовании, о каком желании учить можно говорить, имея такой уровень зарплат в школе? А качество образования - это главное условие вхождения в цивилизованный мир с его суперсовременными технологиями. Или нас будут использовать только как грубую рабочую силу? То есть опять речь идет о безопасности государства российского. Агропромышленный комплекс. Мы об этом уже говорили. Доступное жилье. Это и рождаемость, и качество жизни. Это то, что давно надо было делать. К сожалению, много слов, но реальной помощи молодым семьям нет. Надеемся, что цена на жилье стабилизируется и не будет расти, как сейчас. Это уже шаг к доступности.



- Вы не раз высоко оценивали деятельность сенатора Магомедова. Как, на Ваш взгляд, работают другие наши посланцы - Беркс, Антуфьев, Деренковский?

- Павел Михайлович Беркс очень добросовестно отрабатывает статус сенатора, и очень активная помощь идет от него. Никаких претензий у меня, как у губернатора, к нему нет, также и к Магомеду Гаджиевичу Магомедову. Что касается наших депутатов в Госдуме, то здесь определенные нарекания есть - особенно к Виктору Яковлевичу Деренковскому. В последнее время какая-то пассивность появилась, стал редко появляться в регионе. Не знаю, какими причинами это вызвано, но объем этих претензий возрастает, Сергей Владимирович Антуфьев старательно, как мне представляется, отрабатывает тот потенциал, который у него есть, как у депутата Госдумы. У нас регулярные встречи, я в курсе его позиции. Нормальная конструктивная работа.

- Принято решение о создании Общественной палаты в области по примеру такой же на федеральном уровне. Вы должны назначать первых 12 человек. Уже выбрали?

- Я думаю над этим. Задача достаточно сложная. Единственно могу обещать, что не будет там тех, кто всегда на слуху - и Вы высказывали такое пожелание в своей статье - я постараюсь назначить максимальное число новых людей, которые пользуются реальным авторитетом, не начальников, а простых людей. Как Вы хорошо знаете, я еще в 2002 году совершенно искренне предлагал создать общественные комиссии под эгидой Собора или другой эгидой для контроля за работой властных структур, особенно в социальной сфере. Но я же не мог тогда сам составлять эти комиссии, людей предлагать... Я говорил: друзья, давайте эту работу начнем в формате Собора, Соборного комитета, найдите людей и начинайте контролировать. А я гарантирую, что если выявленные факты подтвердятся, то будут приняты жесткие меры - от увольнения до передачи материалов в прокуратуру. Но... Говорить легче, чем делать. И очень хорошо, что сейчас - уже на федеральном уровне создан такой орган - Общественная палата. Будет создан и у нас.

- Виктор Николаевич, после назначения Президента Вы получили в общем-то неограниченную никем здесь, в области, власть...

- ...а областная Дума? А главный федеральный инспектор?

- Я понимаю... Мы все понимаем... И все же. Как тут не забронзоветь"? Как не "опьянеть"?

- Я часто спрашиваю людей, которые рядом со мной, что во мне изменилось? Каким был раньше, каким стал? И мне приятно слышать, что в части поведения, в отношениях с людьми, во мне практически ничего не поменялось. Убежден, что не поменяется никогда. В свое время мы с Владимиром Ивановичем Анисимовым договорились, что ведра с кистью и с бронзовой краской ни у меня в кабинете, ни в коридорах администрации никогда не будет. Я не люблю этого. Я не люблю стукачей. Гоню их и не принимаю. Об этом уже, к счастью, все знают. И попыток придти, нашептать на ухо нет. Не люблю лесть. Она же сразу видна. Это все лишнее. Наносное. У меня достаточно суровая школа жизни, я давно во власти - реальной власти и хорошо понимаю, что приносит пользу человеку, а что вредит. Так что памятник себе поставить я не дам. Я хочу только, чтобы после моего пребывания на губернаторском посту, я мог бы спокойно выходить на улицу, гулять по Блонье в числе других пенсионеров и прямо смотреть людям в глаза, ни от кого не прячась и нигде не скрываясь.



- Спасибо, Виктор Николаевич, за то, что откровенно ответили на мои вопросы.

- Спасибо. Надеюсь, такие наши встречи будут регулярными.




С. Новиков
"Смоленские новости"
09.02.2006
http://admin.smolensk.ru/gubernator/int43.htm

Док. 356545
Перв. публик.: 09.02.06
Последн. ред.: 20.08.07
Число обращений: 475

  • Маслов Виктор Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``