В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Маслов: `Мы уже построили первый этаж капитализма, но по-прежнему мечтаем о заповеднике социализма` Назад
Виктор Маслов: `Мы уже построили первый этаж капитализма, но по-прежнему мечтаем о заповеднике социализма`
На днях губернатор Виктор Маслов встретился с главными редакторами "Смоленской газеты" и "Рабочего пути" и ответил на их вопросы по социально-экономической и политической ситуации в области. Сегодня мы предлагаем нашим читателям наиболее интересные фрагменты этой беседы.

Об ошибках и достижениях.

- Виктор Николаевич, в местной прессе опубликовано немало оценок двух лет работы вашей Администрации. Было ли в этих оценках для вас что-то неожиданное?

- Нет, ничего неожиданного: то, что я ожидал услышать, в основном и услышал. Такое разнообразие мнений, безусловно, только на пользу делу. Возмутил лишь момент, когда в одной из газет люди, которые никого, кроме самих себя, не представляют, давали оскорбительные выводы и оценки, утверждали, что Администрация работает в режиме, закрытом для граждан. Я не понимаю редактора газеты, который эти личные выпады отдельных граждан преподносит читателям как общественное мнение, непререкаемую истину. Это, конечно, немного покоробило, задело. Хочется объективной оценки, конструктивного диалога, дискуссии по направлениям работы. Я много раз говорил и еще раз повторю:Губернаторботают не боги, а люди. Они могут ошибаться. Мы знаем свои ошибки, работаем над их устранением. Мы знаем проблемы, которые на сегодняшний день нам не удается решить. Мы хотим эти стратегические вопросы обсуждать в том числе и с теми, кто считает себя оппозицией. Давайте вести диалог, а не ерничать, рисуя все только в черных тонах. И давайте будем максимально объективными, ведь речь не о чьих-то амбициях, а о реальных проблемах, затрагивающих жизнь тысяч людей. За два года, действительно, что-то сделать нам удалось, что-то - нет. Разочарований для себя именно по объективным оценкам нашей работы я не вижу: достаточно серьезные задачи, которые мы ставили перед собой два года назад, удалось решить кардинально. Например, ввели казначейское исполнение областного бюджета. Уже с июля начинаем вводить казначейское исполнение на муниципальном уровне, хотя и понимаем, насколько это будет непросто. Но зато можно быть уверенным, что ни одна копейка бюджетных денег теперь не тратится не по назначению, не воруется. Мы абсолютно решили вопрос по своевременной выплате зарплат бюджетникам. По графику идет и выплата отпускных учителям. Много разговоров было, что провалим посевную кампанию. Ничего подобного, кампания прошла совершенно штатно, организованно. Мы даже увеличиваем финансовый ресурс для села из года в год, хотя это и непросто. Наращивает область и объемы работ по газификации. У нас наладились очень конструктивные отношения с "Газпромом". Мы обещали делать упор именно на газификацию деревень, чтобы конкретный потребитель получил газ в каждый дом, и эту задачу неплохо решаем. Если говорить о взаимодействии власти и общественности, то я каждый месяц приглашаю председателя Соборного комитета и спрашиваю: где общественные комиссии? Помните, был "конек": создадим общественные комиссии, которые будут контролировать работу ведущих социальных подразделений Администрации. Так контролируйте, критикуйте! Мы вам откроем все, указывайте на ошибки, на нерадивых чиновников, я их буду увольнять, ставить по вашей рекомендации других. Каждый месяц спрашиваю: когда начнете работать? Но говорить легче, чем работать... В энергетике решена труднейшая задача: ликвидирован, несмотря на жесточайшее сопротивление, посредник между производителем и потребителями электрической энергии - "Облкоммунэнерго". Причем проблема решена строго в правовом поле, только через суд. Криминал. Кое-кто присвоил себе право передергивать то, что я говорил на эту тему. Но я профессионал в этой сфере и никогда не мог позволить себе заявить, что преступность будет ликвидирована в области полностью и окончательно. Я никогда такого не говорил! Я постоянно говорил, что буду максимально ликвидировать условия для того, чтобы преступность влияла на власть и чтобы власть своими решениями создавала условия для того, чтобы преступность имела источники финансирования. В этом плане сделано очень много, начиная от уже упомянутого казначейского исполнения бюджета и заканчивая совершенно иными, чем прежде, принципами проведения тендеров по закупкам товаров для областных нужд. Они теперь абсолютно прозрачны, объективны. Перекрыты все возможности для "откатов", нет условий, позволяющих преступным группировкам давить на власть. Новых петросянов и винокуров у нас за минувшие два года не появилось, новых мощных ОПГ не появилось, а старые развалены, их влияние сведено на нет. Но, конечно, преступность как таковая есть и будет. Мы же не на Луне живем, наивно ждать от Маслова, что все здесь прекратится. Вот, например, недавний случай с похищением директора Красноборско-го сырзавода Горбатовского. При всем моем желании, чтобы этого не случилось, я, как губернатор, не могу, не имею права вмешиваться в его бизнес. Тем более если у него были проблемы в бизнесе, было столкновение интересов. Как власть может отследить, корректно ли он ведет свой бизнес?

О власти и бизнесе.

- Раз уж вы упомянули ситуацию с Горбатовским, то позвольте спросить: есть ли у Администрации алгоритм работы со структурами крупного бизнеса?



- Тема очень сложная. Упрекают: плохо, что власть ни во что не вмешивается. А когда начинаешь вмешиваться, говорят: власть преследует свои интересы, влияет на бизнес, в том числе на распределение пакетов акций. Ситуация действительно неоднозначная. Но главное здесь то, что мы, работая с бизнесом, должны действовать строго в правовом поле. Вот, например, проблема со "Смолмясом". При всем моем уважении к трудовому коллективу этого предприятия я не мог поддержать ту позицию, которую они изложили в своем письме ко мне с эмоциональным требованием вмешаться в конфликт. Господин Петраускас позволил себе высказаться на страницах СМИ, что у меня нет времени с ним встречаться, а из-за этого страдают и комбинат, и весь трудовой коллектив. Но мое вмешательство было бы грубейшим нарушением закона. Ситуация по "Смолмясу" оказалась достаточно сложной в силу проблем в "Русагрокапитале", владеющем контрольным пакетом акций предприятия. Мы не стали торопить события, делать какие-то резкие шаги. В результате ситуация разрешена. Моя позиция: я не за Ускиряева, сменившего на посту директора Петраускаса, не за кого-то еще - я за то, чтобы предприятие нормально работало. Сегодня оно заработало, и слава богу. Было бы гораздо хуже, если бы конфликт продолжался. А он, несомненно, продолжался бы, если мы выступили бы в защиту Петраускаса. По атомной станции. Концерн "Росэнергоатом" оптимизирует систему управления своими дочерними предприятиями. И у концерна есть масса аргументов для такого решения. А нам, в свою очередь, достаточно сложно отстаивать наши аргументы в защиту интересов области, ведь АЭС находится в федеральной собственности, она нам не принадлежит. Поэтому приходится работать с руководством концерна, вести переговоры. Моя позиция: если оптимизация структуры управления реально даст возможность повысить эффективность работы АЭС, станция начнет наращивать прибыль, то и область не должна, что называется, остаться в накладе. Тем более что атомная станция - объект повышенной опасности, область имеет полное право получать от "Росэнергоатома" свою долю прибыли за риск. Переговорный процесс идет, насколько он окажется для нас удачным, покажет время. По "Кристаллу" я не вижу никаких проблем. "Кристалл" на сегодняшний день - полностью государственное предприятие, так что по кандидатуре руководителя решение будет принято с соблюдением всех юридических процедур. И основываться оно будет на интересах государства, а не тех или иных лоббирующих структур. Это законодательная норма, нарушить которую никто не имеет права. Как дальше будут развиваться события - разговор долгий. Единственное, что я могу пока сказать: мы не стоим в стороне. Мы не хотим внедриться в этот правовой процесс, каким-то образом его нарушив, но мы хотим доказать на соответствующем уровне, что область имеет право участвовать в работе предприятия, в том числе во владении определенным пакетом его акций. Решение будет за Правительством. Возможно, даже на более высоком уровне. Скорее всего, оно состоится в 2005 году. Сегодня же практически каждую неделю идут переговоры.

- Идя на выборы, вы немало говорили о необходимости активно привлекать в область инвестиции. Но, судя по всему, многое из задуманного пока так и остается в проектах. Почему? Возможно, помешали ошибки в кадровых решениях?

- Нет, от одного человека, поставленного курировать эту сферу, объем инвестиций в область сильно не зависит. Бизнес-сообщество и финансово-промышленные группы самостоятельно и очень активно ведут мониторинг ситуации в регионе, решая, вкладывать ли капитал. Поэтому гораздо большее значение играют уже имеющиеся связи, география и транспортные возможности региона. Ну и, конечно, общая социально-политическая ситуация, уверенность в том, что капиталы, вложенные в регион, не только принесут прибыль, но и будут надежно защищены от каких-либо противоправных посягательств. Я не хочу все списывать на недоработки наших предшественников, но это факт: сразу после дефолта 1998 года, когда устанавливались наиболее интенсивные связи крупного западного инвестиционного капитала с регионами России, наша область, в силу ряда субъективных причин, оказалась в стороне. У крупных фирм завязались очень хорошие, устойчивые связи с Московской, Калужской, Ярославской областями, с рядом других регионов, но не со Смоленщиной. И там уже есть реальные экономические результаты работы инвесторов. Естественно, они предпочитают продолжать развивать свой бизнес именно там. Их теперь трудно убедить уйти, например, из Калуги и перейти в Смоленск. Они ответят: а зачем, ведь цена рабочей силы, общая ситуация в соседних регионах примерно одинаковые? Здесь, конечно, серьезная проблема. Хотя уже есть примеры, когда инвесторы начинают уходить из соседних регионов именно к нам, исходя из чисто экономических факторов. Например, в ближайшее время начнется реализация проекта в городе Гагарине по производству ламинатных полов. Его будет осуществлять инвестор из Москвы, который не скрывает, что увел свой бизнес из столицы, поскольку там был замучен арендной платой. По этой же причине начинают переводить к нам свой бизнес и предприниматели из Подмосковья. Есть примеры и оттока к нам белорусского капитала. В районе Сафонова построено суперсовременное предприятие. В Гагарине мы начинаем строительство завода по производству высококачественного кирпича, завершаем строительство газопровода. Очень даже немалые средства правительство Москвы решило вложить в реконструкцию Ярцевского чугунолитейного завода. Чтобы привлечь инвесторов, мы обещали изменить имидж области. И мы выполнили это обещание. Теперь Смоленск никто не называет одной из криминальных столиц России. Соответственно, изменилась и инвестиционная привлекательность нашего региона. Это факт, который никто не оспаривает. О реформах и народном гневе.

- На последнем заседании Госсовета обсуждалась тема перераспределения полномочий между центром и регионами. Насколько положительно скажется это перераспределение именно на Смоленской области?

- Я настороженно отношусь к тому, что нас ожидает, но более четко свою позицию смогу выразить в сентябре, когда будет готов к рассмотрению Госдумой весь пакет соответствующих законов. Вероятно, будет очень много изменений и по Бюджетному кодексу, и по другим правовым актам. Что настораживает? Само по себе разграничение - дело хорошее: четко прописывается ответственность федерального центра, региона, муниципальных образований (за что они должны отвечать). Если у меня, как у губернатора, есть 49 полномочий, я четко именно их должен обеспечить областным бюджетом. В свою очередь, федеральные структуры обязаны выполнить свою часть обязательств перед регионом, меня не должно волновать их финансирование. То же на муниципальном уровне. Но у нас все всегда упирается в деньги. Сейчас авторы реформы декларируют, что все полномочия на всех уровнях будут обеспечены деньгами на 100%. Но у многих руководителей регионов, в том числе и у меня, есть большие сомнения, что так оно и будет. Уверенности нет, поскольку на сегодняшний день четко не прописаны источники, которые будут гарантированно наполнять мне бюджет под решение моих 49 полномочий. Где гарантии, что эти источники не будут забраны в Москву или что оставят только те из них, которые не совсем надежны? Вот это очень сильно настораживает. Для так называемых регионов-доноров, например для города Москвы, эта реформа, конечно, благо. Но таких богатых регионов очень мало. И может сложиться такая ситуация: в одних субъектах Федерации зарплата учителям будет больше, чем в других, в 5-6 раз. То же с пенсиями, льготами. А в соседних с ними областях не будет элементарных финансовых возможностей обеспечить даже минимальный жизненный уровень населения. Это несправедливо. Если мы поставили цель построить единую мощную страну, то надо стремиться к тому, чтобы был единый социальный стандарт уровня жизни населения. Я знаю, что не все субъекты Федерации, являющиеся донорами федерального бюджета, согласны с идеей единого социального стандарта. Но если эти противоречия обострятся, обязательно найдется политическая сила, которая попытается их использовать в своих интересах. А это может привести к центробежным тенденциям, которые, конечно же, не будут на пользу государству. Вот это волнует. Но посмотрим. Процесс в стадии обсуждения, хотя и есть признаки его форсирования, что тоже в определенной степени настораживает.

- У вас нет ощущения, что в обществе зреют протестные настроения? Особенно масла в огонь подлило решение Правительства о замене льгот денежными компенсациями. Ваше отношение к этой идее?

- Есть такое ощущение. Мы постоянно встречаемся с лидерами профсоюзов области, сверяем позиции, они во многом совпадают. В том, что в государстве надо проводить радикальные реформы, у меня сомнений нет. По многим параметрам у нас не государство, а собес. На волне дешевого популизма в начале 90-х годов напринимали столько неподъемного, от чего надо без промедления отказываться: на бумаге льготы записаны, но денег на их осуществление ни у государства, ни у регионов не было, нет и никогда не будет. Знаете, если говорить образно, то получается, что мы уже построили первый этаж капитализма, но все вокруг и даже те, кто весьма комфортно живет на этом первом этаже капитализма, все еще ощущают себя в заповеднике социализма. То есть мы четко сознаем, что вошли в рынок, но при этом хотим, чтобы у нас были социальные гарантии на уровне развитого социализма. Я имею в виду, в первую очередь, льготы. Однако у государства будут очень большие проблемы, если мы оставим все как есть. И беда-то именно в том, что эти проблемы ударят, в первую очередь, по малоимущим гражданам. Хорошо, что сегодня высокая цена на нефть, а когда она упадет, что будем делать? Потому и нужна реформа. Президент честно сказал, что нужны радикальные реформы, непопулярные. Но меня настораживает то, что, как мне кажется, люди, которым государство поручило разработать стратегию реформ в социальной сфере, не очень хорошо просчитывают все последствия этих решений. Есть такое ощущение, что в центре Москвы полагают, что вся Россия безропотно может принять любые новые эксперименты. Это очень опасное заблуждение. Последствия могут быть гораздо худшими, нежели их представляют разработчики этих реформ. Я бы лично не спешил с радикализмом в социальной сфере, старался бы поэтапно и более мягко все это осуществлять. Вопрос о льготах, например, я бы оставил на выбор каждого человека. Устраивает его та форма, которая сегодня действует, пожалуйста. Хочет он вместо льготы получить деньги - пусть пишет заявление и получает деньги. Наверное, это было бы и демократично, и не создавало бы такую напряженность в обществе, как сегодня. Помните, у нас в Смоленске год назад с введением телефонной "повременки" было примерно то же самое? Но дали людям возможность выбора, и вопрос с повестки дня ушел сам собой. О районных князьках.

- Началась кампания по избранию глав муниципальных образований. Как исполнительная власть намерена в ней участвовать? Можно ли назвать районы, эффективное развитие которых тормозится неэффективной работой глав их администраций?

- Во-первых, я с удовлетворением могу констатировать, что теперь практически во всех районах главы муниципальных образований выбираются всенародно. Надеюсь, что эта норма позволит создать условия для действительно достойной работы местной власти. Основной выбор будет за избирателями: мы не станем вторгаться, давить, регламентировать процедуру так, чтобы обязательно был избран главой в районе тот человек, который имеет поддержку Администрации области. Нынешние выборы, уверен, это хороший шанс для действующих глав районов доказать свою дееспособность. Если ты, как руководитель, серьезно работаешь на благо района, у тебя достаточно аргументов, чтобы убедить население проголосовать за тебя. Чего бы там ни хотели губернатор или аппарат Администрации, им переубедить людей будет очень сложно, если ты действительно работающий. Куда сложнее будет тем главам, кто мало что сделал, тем, кто позволяет себе безответственно относиться к исполнению должностных обязанностей, пьянствовать и нарушать Трудовой кодекс. Я убежден, что там, где руководитель действительно пашет, старается что-то сделать, там есть изменения к лучшему. А там, где глава засиделся, думая, что он незаменим, дела идут очень плохо, из рук вон плохо. Примеры: Холм-Жирковский, Ярцевский районы. Очень большие претензии к Вязьме. Я не могу понять мотивацию действий главы этого муниципального образования. Из Вяземского района поступает жалоб от населения во много раз больше, чем из других муниципальных образований. По объему примерно столько, сколько из всей области. Это самый серьезный предупреждающий звонок для местной власти. Люди к ней уже не обращаются за помощью, пишут в областную Администрацию, в аппарат Президента. Это очень плохой показатель. Я также категорически не приму и позицию, когда глава муниципального образования демонстративно не платит в областной бюджет суммы обязательного исполнения, например в Фонд медицинского страхования. Это что, демонстрация, игнорирование всех и вся?! В чем причина такого положения дел? Несколько лет назад модно было создавать своеобразные местечковые общины и говорить: "Я здесь главный, у меня есть своя партия, меня не трогайте!" Эта отрицательная тенденция кое-где жива и по сей день, но ее надо ломать. Я знаю, что есть попытки обвинить областной бюджет в том, что в районе все плохо, все рушится. Но почему в других местах ничего не рушится, а только у вас? Местечковость вашу разрушим, мы не будем это терпеть! Да, избиратели в свое время сделали выбор в пользу нынешнего главы района. Но у нас к его работе есть серьезные нарекания. Удастся ему доказать на предстоящих выборах, что он работоспособный, хороший глава, поздравим его с очередной победой...

О благотворительности и оппозиционном пустозвонстве.

- Ваши впечатления от первых шагов фонда им. Тенишевой?

- Наверное, пока рано давать оценки. У нас было две встречи с руководителем фонда, мы договорились не спешить с распределением уже собранных средств. Ведь как только появились деньги, сразу же нашлась и масса желающих их потратить. Но мы договорились не распылять, а сконцентрировать ресурсы, чтобы или сделать достойный ремонт музея "Русская старина", или создать хороший выставочный зал. Поэтому на сегодняшний день те деньги, которые уже есть, лежат и ждут своего часа. И, безусловно, каждое решение по их использованию будет максимально открытым, с участием интеллигенции, представителей творческих союзов и совета по культуре при губернаторе. Лично я очень хочу, чтобы была реализована идея хорошего выставочного зала. Мы уже, кстати, практически приступили к ее реализации, решив проблему ЦДМ. Сопротивление было жуткое, но я четко заявляю: дискотеки, похожей на наркопритон, там уже не будет. Очень хочется сделать там хороший выставочный зал. Может быть, фонд им. Тенишевой возьмется за реализацию этого проекта.

- Многие сегодня обсуждают тему колокола, подаренного вами епархии...

- Однозначно заявляю: из бюджета на этот колокол не ушло ни копейки. Он отлит на личные средства мои и мэра Смоленска Халецкого. Но главное, у меня была возможность договориться с президентом АМО "ЗИЛ" Лаптевым, чтобы там выполнили этот заказ максимально дешево и качественно. Что касается отлитых на колоколе наших с Владиславом Николаевичем имен, то сделано это по просьбе священнослужителей и, как мне объяснили, в полном соответствии с церковными канонами, поскольку мы являемся дарителями. Кстати, сейчас по просьбе владыки Кирилла решается и проблема с финансированием реставрации Смоленского Свято-Успенского кафедрального собора, чтобы придать ему первозданный вид. Во многом это стало возможным благодаря поддержке члена Совета Федерации от нашей области Магомеда Гаджиевича Магомедова. Нам удалось, наконец, решить проблему расселения людей, живших в коммуналках на Соборном дворе. И опять же благодаря частным, личным деньгам. Мы нашли людей, которые согласились помочь церкви, хотя цена вопроса была очень большой. Впрочем, и тут, наверное, как всегда, найдутся недовольные, кому эта благотворительность окажется не по душе.

- На то она и оппозиция...

- Оппозиция не должна быть просто критиканством, основанным или на политических амбициях, или на меркантильных интересах. Настоящей оппозиции я пока не вижу. Я хорошо понимаю, насколько опасно, когда формируется атмосфера единомыслия. Плохо, когда все смотрят тебе в рот, говорят, какой ты умный, и делают только так, как ты скажешь. Это очень опасно, в первую очередь, лично для меня: когда все с тобой соглашаются, вероятность совершить ошибки намного выше. Мне бы не хотелось делать ошибок, и поэтому я говорю, что мне нужна оппозиция. Нужна конструктивная оппозиция, люди, которые могут открыто и, главное, с желанием пользы дела предлагать решения тех или иных задач. У нас много хороших специалистов, людей, которые имеют колоссальный опыт работы и в бизнесе, и в управлении. Я очень старательно ко всем прислушиваюсь, стремлюсь выслушать все мнения и даже подчас требую от подчиненных: "Скажите, что говорят плохого, что там на устах?" Такая оппозиция, если это можно назвать оппозицией, конечно, мне нужна. Вы помните, еще когда я не был губернатором, я постоянно говорил о том, что нам нужен экономический совет при Администрации. Сейчас у нас есть такой орган. Налажено плодотворное сотрудничество с Научно-промышленным союзом, директорами крупнейших предприятий, большим бизнесом. Идет постоянный диалог с интеллигенцией, профсоюзами. По тарифам, например, мы одна их немногих областей, если не единственная, кто в течение двух последних лет не повышал плату за электрическую энергию для населения. Почему-то об этом никто из так называемой оппозиции не говорит: забыли, наверное, что мы выполнили свое обещание тарифы для населения не поднимать. Хотя это решение и далось нам очень непросто, только после тщательных консультаций с руководителями промышленных предприятий. Они согласились с таким нашим решением, а отдельные даже настаивали: предприятиям будет непросто, но надо помочь людям. Сейчас почувствовали, что ситуацию пора менять. Два года прошло, какие-то решения надо принимать. Опять же, примем их только после консультаций со всеми заинтересованными сторонами. И таких примеров много. Вот аграрный сектор. Когда мы внедряли принцип возвратной системы финансирования, мы очень боялись, что будет сильнейшее сопротивление, и давали себе где-то два-три года на то, чтобы убедить руководителей агропромышленного комплекса в необходимости реализации именно такого принципа, заставляющего стимулировать хозяйство, думать, как возвращать заемные средства. Мы ошиблись: люди гораздо быстрее приняли этот принцип. Это еще раз убедило меня в том, что проблема не в отсутствии денег, а в стремлении руководителей обеспечить людей работой и возможностью зарабатывать. Меня это порадовало. Там, где есть реальные проекты, обоснования на уровне документов, что бюджетные деньги будут потрачены с пользой, туда они и поступают. Сейчас началась дискуссия о молоке. Некоторые говорят, что порядок дотаций нужно изменять. Мы изучим эти предложения и внесем необходимые коррективы. Словом, в сфере экономики мы работаем в режиме консультаций и постоянно взвешиваем свои решения с теми, кого они затрагивают. По политическим принципам я от всех равноудален. Это тоже помогает в работе. Если бы губернатор был, например, в "Единой России", конечно, имелись бы определенные возможности демонстрировать свою лояльность "партии власти". Но для политической ситуации в области это только приносило бы вред. У меня на сей счет нет сомнений. К сожалению, сегодня у партий нет аргументов для того, чтобы привлекать к себе рядовых граждан. Если раньше у коммунистов был аргумент - власть грабит народ, то сейчас он уже не принимается, не подкреплен никакими фактами. Так же, наверное, скоро будет трудно с аргументами и "Единой России". Они провозгласили лозунг "Все для человека!". Но как только Дума начнет голосовать по непопулярным решениям в социальной сфере, так сразу и начнется кризис партийной идеологии. Я абсолютно согласен с Президентом, когда он в своем Послании Федеральному Собранию обозначил тему множества партий-пустышек. У нас на самом деле есть не многопартийность, а группы людей, которые под той или иной партийной вывеской стремятся обеспечить себе сытую жизнь. И при малейшем изменении ситуации, когда рядом появляется более мощная партия, они туда перебегают. На этом вся их идейность и заканчивается. Хорошо, сейчас хоть смоленское "ЯБЛОКО" начало какую-то конкретную акцию - ухаживают за могилами героев войны. А остальные что? Я призывал коммунистов помочь отремонтировать памятник Ленину на площади его имени в Смоленске - он в ужасном состоянии. И что? Тишина в ответ. О "кабинетном" губернаторе, скором отъезде в Москву и покупках особняков.

- Упреки записных оппозиционеров вы не приемлете. А как реагируете на то, что многие считают вас кабинетным губернатором, очень редко бывающим в районах?

- Согласитесь, что поездка ради поездки и встреча с людьми только для того, чтобы показать себя, - это слишком большая роскошь. В глубинку надо ехать, чтобы решать наболевшие вопросы. Я могу однозначно сказать, что на сегодняшний день мы уже готовы в каждое муниципальное образование выезжать для конкретных решений, а не просто, чтобы провести митинги. От митингов полезного мало. За это время здесь, в кабинете, можно гораздо больше проблем решить. Будем выезжать для решения конкретных задач. Я знаю, что такое мнение, о котором вы упомянули в своем вопросе, у людей есть. Мы егоГубернаторобсуждали и договорились, что начинаем ездить по районам. В ближайшее время вы в этом убедитесь. У нас есть о чем поговорить с людьми, за что спросить с начальников, есть что предложить.

- Успеете ли с народом пообщаться до отъезда в Москву? Слухов о том, что вас туда скоро заберут, по-прежнему немало...

- Я уже не раз достаточно жестко отвечал, что рассматриваю эти слухи как происки оппонентов. Никуда я не уеду! Буду работать до конца срока. Порой вообще диву даешься, какие только слухи и сплетни распускают. Вчера, например, услышал от "доброжелателей", что моя дочка купила квартиру у депутата Госдумы Сергея Антуфьева за 250 тысяч долларов. Тут же позвонил ей и строго спросил: "Как же ты без отца такую крупную сделку совершила?!" А то вдруг распустили слух, что то ли брата моего, то ли племянника выкрали и требуют с меня крупный выкуп. Еще какие-то слухи... Ну просто кошмар! Впрочем, пусть говорят: язык - мясо без костей...

- Неужели и сплетню про элитный особняк рядом с Домом Администрации в центре города, который якобы на корню скупили все чиновники, так же спокойно восприняли?

- Это вообще полная чушь. Этот дом построил господин Гладкий на взносы людей, которые сделали их еще до нашего прихода во власть. Из областной Администрации там только два чиновника, выкупивших квартиры. С чего вдруг взяли, что это особняк Администрации? Там будут жить люди, которые внесли свои паи еще на этапе начала строительства, когда не работали здесь,Губернатор. Кстати, одну из самых дорогих квартир там купил менеджер из бывшего футбольного клуба "Кристалл". Наверное, у него зарплата была хорошая. Потому я никогда не соглашусь с утверждениями тех, кто считает, что с футбольным клубом надо было поступить иначе, чем мы сделали. Позвольте, а как это можно было сделать иначе? Как было разрубить те связки, цена которых почти 40 миллионов бюджетных денег, ушедших неизвестно куда?! Хорошо сказать: надо было сделать все это мягко, чтобы все были довольны. Как это сделать, кроме как взять и отрубить эту пуповину, сосавшую из бюджета все, что можно было высосать. А потом удивляемся: у одного околофутбольного деятеля - особняк, у другого - элитная квартира. Три квартиры, когда распутывали этот клубок, удалось вернуть государству, мы их передали артистам театра. А порядка десяти квартир, выделенных в свое время якобы для футболистов, вообще уплыли непонятно куда. Там, в прежнем футбольном клубе, ужас что творилось... Еще раз о политической воле.

- Два года работы губернатором - почти половина срока. Уже думаете о возможности идти на выборы еще раз?

- Я вам честно скажу: первый бы срок отработать достойно. За два года пришлось пережить очень многое. Я удивляюсь тем губернаторам, кто идет на третий срок. Мне кажется, что если два срока по-настоящему работать, то весь ресурс исчерпаешь. Очень тяжелая, но и интересная работа. Приятно, когда что-то получается, и видишь, как благодаря твоим усилиям многое в регионе, в жизни людей меняется к лучшему. Я реалист и хорошо понимаю, что далеко не всем я нравлюсь. Знаю, что некоторые меня даже ненавидят. Говорю об этом совершенно ответственно. Мы очень многих людей лишили криминальных заработков. Здесь,Губернаторобласти, прежде всего. За город не ручаюсь, это особый разговор. Это кому-то понравится? Что, они не будут группироваться? Мы, не церемонясь, выгоняем с работы тех, кто рассматривает государственную службу как кормушку. Воли у нас достаточно. Кстати, вы не обратили внимание, как часто сейчас стало употребляться выражение "политическая воля" на уровне федеральных политиков? А ведь еще каких-то два года назад наши оппоненты откровенно насмехались, когда я говорил, что у нас хватит политической воли навести в области порядок. Ехидно спрашивали: "А что это такое, политическая воля?" Теперь, надеюсь, они знают, что это такое. Возможно, эта жесткость со временем мне еще аукнется. Морально, конечно, бывает очень трудно. Но политической воли довести начатое дело до конца, поверьте, у меня хватит.


И.Красновский
Смоленская ГАЗЕТА No 24
17 июня 2004
http://admin.smolensk.ru/gubernator/int29.htm

Док. 356629
Перв. публик.: 17.06.04
Последн. ред.: 20.08.07
Число обращений: 452

  • Маслов Виктор Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``