В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наталья Комарова: Сегодня недра остаются исключительно в ведении государства Назад
Наталья Комарова: Сегодня недра остаются исключительно в ведении государства
Богатых просят поделиться

Согласившись с увеличением налоговой нагрузки на нефтяную отрасль, депутаты Госдумы обратились к Правительству с предложением ускорить работу по обоснованию дифференцированной системы рентных платежей.

Значение парламентских слушаний "Правовые и организационно-экономические аспекты применения системы дифференцированного налогообложения в природноресурсном секторе Российской Федерации ", подготовленных Комитетом Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию, трудно переоценить. Ведь от того, как сложится система налогообложения ведущих отраслей экономики, зависит не только пополнение бюджета, но и судьбы сотен тысяч россиян, которые в них заняты.

- Как известно, сегодня недра остаются исключительно в ведении государства, - сказала Наталья Комарова, председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам и природо пользованию (фракция "Единая Россия "), открывая слушания. - И недропользователи обязаны сполна направлять в бюджет государства налоги за право их использования.

Разумеется, при этом не надо забывать, что те или иные месторождения в зависимости от качественных и количественных характеристик могут приносить разный доход. У нас же все инвесторы платят одинаковый налог на добычу. Почему? - вот вопрос, на который нам сегодня необходимо найти ответ.

Отвечая на поставленный Натальей Владимировной вопрос, выступавшие на слушаниях депутаты, ученые, представители бизнеса подчеркивали, что главная проблема в том, что природа этого налога не позволяет отделить горную ренту от так называемой инновационной, которую получают недропользователи за счет применения новейших, более эффективных методов добычи и оптимального управления. Конечно, можно было бы отказаться от разработки убыточных месторождений, но вправе ли мы оставить неизвле ченными запасы в разрабатываемых месторождениях, если их запасы учтены в принятой энергетической стратегии? - задавались вопросом участники слушаний и приходили к выводу: не создав полноценного рынка, трудно будет привлечь желающих разрабатывать эти месторождения. А значит, продолжится наметившееся отставание от других стран в геолого-разведочных и поисковых работах. В конечном счете все это приведет к существенному ухудшению минерально-сырьевой базы Российской Федерации. И это несмотря на то, что мы располагаем природными ресурсами в таких объемах, о которых может мечтать несколько государств вместе взятых.

Не могли обойти вниманием собравшиеся и правительственные законопроекты, изменяющие методику расчетов пошлин на нефть и налога на добычу полезных ископаемых. По оценке депутатов, они нуждаются в серьезной доработке. Ведь предложенный механизм, как и ранее, не устанавливает различий при налогообложении для месторождений с отличающимися условиями разработки и не обеспечивает дополнительный доход федерального бюджета при благоприятной конъюнктуре нефтяного рынка. Хотя, как справедливо заметили выступавшие на слушаниях депутаты, именно сейчас, когда цена на нефть высокая, с одной стороны, а накопившиеся проблемы в природопользовании обострились - с другой, государство имеет все возможности сформировать такую систему платежей при пользовании недрами, которая позволит выработать справедливое и обоснованное изъятие горной ренты. И тем самым можно не только обеспечить текущие налоговые сборы в бюджет, но и сохранить объемы поступлений в будущем, особенно если мировые цены на сырье снизятся.

Об этом свидетельствует и международный опыт налогообложения. Так, в США, Канаде, Норвегии, Великобритании, где действует гибкая система дифференцированных платежей, добывающие компании успешно работают и при существенных колебаниях мировых цен на нефть, и эффективно осваивают низкорентабельные месторождения, обеспечивая максимальное извлечение углеводородов из недр. А при нашей системе платежей, как сказал председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев (фракция "Единая Россия"), самым опасным для государства через 4-5 лет в недропользовании можно ждать сокращения налогооблагаемой базы добывающих отраслей промышленности. В интересах государства предупредить эту ситуацию и заблаговременно разработать такой порядок изъятий ренты у недропользователей, который будет, как в других странах, стимулировать их к рациональному использованию запасов полезных ископаемых, к разработке не только наиболее рентабельных месторождений, но и тех участков, которые требуют относительно больших вложений. Выступавший особо подчеркнул, что налогообложение сможет сыграть положительную роль только в том случае, если все новые налоги и платежи будут экономически обоснованными для каждого хозяйствующего субъекта.

Участники слушаний были едины в том, что рационально и эффективно использовать природные ресурсы невозможно без формирования адекватной налоговой базы. Реформирование законодательной базы должно послужить основой создания гибкой системы рентных платежей, учитывающих особенности работы на месторождениях с различной стоимостью добычи, транспортировки и качества добываемого сырья. Особо подчеркивалось, что без этого невозможно обеспечить максимальное поступление налогов в бюджеты всех уровней.

Кстати, как отмечали собравшиеся, развитие нефтедобычи в нашей стране еще до начала реформ базировалось именно на дифференцированном подходе к изъятию доходов, полученных при добыче углеводородов.

Для этого централизованно в разных нефтегазовых регионах страны устанавливались различные закупочные цены на нефть.

Более того, в 80-х годах прошлого столетия с этой целью был разработан кадастр, содержащий в том числе и денежную оценку запасов, в который вошло около 1200 месторождений.

В 1992 году с введением Закона РФ "О недрах" роль дифференцированных рентных платежей выполняли акцизы и регулярные платежи за добычу полезных ископаемых.

Действующие тогда законодательные нормы устанавливали ставки акциза от 0 до 80 рублей с тонны нефти и платежи за добычу нефти - от 6 до 16 процентов от ее стоимости.

Конечно, этот механизм был далек от совершенства, однако он позволял более или менее успешно стимулировать нефтедобычу и на низкорентабельных участках недр. Широкие права в области регулирования налоговой нагрузки на добывающие организации представлялись законом субъектам Российской Федерации.

Основы нефтяной политики государства были сформулированы с позиций рыночных отношений еще в начале реформ - государство влияет на политику нефтяных компаний с помощью государственного регулирования цен, а также внутренних и экспортных квот.

Покупатели инвестируют в нефтедобычу и нефтепереработку сами, а также привлекают инвестиции со стороны. Сильные нефтяные компании помогают слабым. Предполагалось, что так в нефтяной отрасли появятся здоровая конкуренция и благоприятный инвестиционный климат.

Увы, все так и осталось не более чем благим пожеланием. Оно и понятно: одним умножением и делением никто в мире еще не поднимал экономику отраслей. Производству, даже самому прибыльному, нужны толковые менеджеры, четкая продуманная стратегия, умение находить выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций.

А у нас, говорилось на слушаниях, в неравных условиях находятся недропользователи, ведущие добычу минерального сырья на месторождениях, различных по рентабельности.

Все это происходит оттого, как заметил заместитель полномочного представителя Президента России в Дальневосточном федеральном округе Александр Герасименко, что полностью исключен механизм законодательного стимулирования региональных поисковооценочных и геолого-разведочных работ по геологическому изучению недр недропользователями за счет собственных средств. Таким образом, в одинаковые условия поставлены недропользователи, осваивающие месторождения полезных ископаемых из государственного фонда недр и вложившие собственные средства в поиск новых месторождений.

Ситуация осложнилась с введением в действие второй части Налогового кодекса и отмены специальных целевых платежей на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Государство практически самоустранилось от развития минерально-сырьевой базы, переложив это на недропользователей. Был провозглашен принцип самообеспечения, к которому никто не оказался готов, тем более большинство предприятий.

На парламентских слушаниях зашел разговор и о некоторых чиновниках Министерства по налогам и сборам, которые своей некомпетентностью осложняют жизнь добытчикам недр. В качестве примера прозвучала фамилия замминистра по налогам и сборам Игоря Голикова, который задним числом вынес решение начислить крупнейшей компании дополнительно за 2000 год налогов, пени и штрафов на 99,375 млрд. рублей. Как оказалось, после перепроверки налоговое ведомство начислило нефтяникам задним числом еще миллиард рублей, не потрудившись объяснить свое решение.

Участники слушаний предложили Правительству ускорить работу по обоснованию дифференцированной системы рентных платежей и в сжатые сроки провести и представить все необходимые расчеты с учетом и бюджетных поступлений, и прогнозных потребностей экономики России в углеводородном сырье. Было рекомендовано прежде чем облагать налогами месторождения, их необходимо исследовать и объективно оценить.

И делать это должны не чиновники, а независимые учреждения - академические научные институты с привлечением отраслевых и региональных научно-проектных организаций.

Только такой подход к этой актуальной проблеме позволит в ближайшие годы обеспе чить энергетическую безопасность страны, рациональное недропользование в сочетании с максимальным изъятием углеводородов из недр, реальную поддержку малому и среднему бизнесу в нефтегазодобыче, стимулировать внедренческую деятельность компаний, увеличить объемы добычи нефти и соответственно поступление налогов в бюджеты всех уровней, а значит, и создать тысячи новых рабочих мест.



ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА, Город: МОСКВА

Дата: 06 мая 2004

Док. 357064
Перв. публик.: 06.05.04
Последн. ред.: 20.08.07
Число обращений: 446

  • Комарова Наталья Владимировна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``