В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Доклад Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай `О положении в республике`. Назад
Доклад Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай `О положении в республике`.
В соответствии с Конституцией Республики Алтай предлагаю вашему вниманию доклад о положении в Республике Алтай. Несколько дней назад отгремели праздничные салюты, которые ознаменовали 250-летие добровольного вхождения алтайского народа в состав Российского государства. Мы всему миру продемонстрировали свою духовную мощь и достоинство. На этом фоне мы должны ясно осознать, что достойны лучшей жизни. Однако благополучие не упадёт на нас в виде манны небесной, и своего процветания мы должны добиваться трудом, концентрацией всех усилий на выполнение поставленных задач. А задачи эти известны. Они обозначены Президентом России и приняты нами к исполнению.

Пока мы позиционируемся как один из беднейших регионов России, имеющий высокую степень дотационности. В доходной части республиканского бюджета Республики Алтай за 2005 год удельный вес собственных доходов в общей сумме доходов республиканского бюджета составил 16,2%, доля средств из федерального бюджета - 83,8 %.

Бюджетная политика республики носит четкую социальную направленность. Повышение уровня жизни - главная цель бюджета республики.

Бюджет 2006 года отражает переход на работу в условиях реализации 131-го федерального закона, изменения налогового и бюджетного законодательства, проводимой реформы бюджетного процесса, исходя из задач, поставленных Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию и Бюджетном послании.

По сути, бюджет 2006 года станет переломным для бюджетного процесса в республике. Впервые бюджет стал составной частью перспективного финансового плана, сформированного на три года, как это происходит во многих развитых странах. Тем самым республика выходит на качественно новый уровень управления общественными финансами.

В Республике Алтай принят закон "Об осуществлении полномочий вновь образованными муниципальными образованиями в Республике Алтай", определяющий порядок решения вопросов местного значения вновь образованными поселениями в переходный период, согласно которому сельские поселения с 1 января 2006 года выполняют свои полномочия в полной мере.

Мы сознательно не пошли на отсрочку введения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", так как отсрочка данного процесса лишь затянула бы процесс реформирования.

Органами представительной и исполнительной государственной власти Республики Алтай проведена и проводится огромная работа, для того чтобы облегчить органам местного самоуправления переход к работе в новых условиях.

Наряду с оказываемой поддержкой органы местного самоуправления должны стремиться к такому положению, когда местное самоуправление осуществляет свои полномочия в основном за счет собственных доходов. Мы будем требовать этого и финансово стимулировать глав, способных обеспечить это. Прошли те времена, когда главы сельских администраций, перекладывая ответственность, по всем проблемным вопросам обращались к районным или республиканским властям. Теперь главам поселений и депутатам представительных органов надо работать сообща и добиваться выполнения поставленных целей.

В Законе Республики Алтай "О межбюджетных трансфертах в Республике Алтай" предусмотрена широкая поддержка органов местного самоуправления.

Объем финансовой помощи муниципальным образованиям республики в 2006 году составляет 47 % расходов республиканского бюджета. С учетом централизованных платежей этот показатель составляет 83 % расходов республиканского бюджета. Предоставление финансовой помощи муниципальным образованиям в первом полугодии 2006 года произведено в стопроцентном объеме согласно утвержденному плану.

Республиканский бюджет и в дальнейшем сохранит свою социальную направленность, исходя из необходимости и важности функционирования сфер образования, здравоохранения, социальной защиты населения. При этом планируется оказание поддержки малому предпринимательству, осуществлению новой инвестиционной политики, софинансирование строительства газопровода.

ПРОГРАММИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ.

В соответствии с действующим законодательством Правительством Республики Алтай разработана Программа социально-экономического развития Республики Алтай на 2006-2009 годы, предусматривающая финансирование из федерального бюджета в размере порядка 13 миллиардов рублей.

Свои программы должны разработать и все муниципальные образования, сельские поселения. Сейчас очень важно, чтобы люди и в сельской местности поверили, что можно работать и зарабатывать.

В начале июня мы провели большое совещание с руководителями всех структур власти Республики Алтай с приглашением руководителей муниципальных образований и сельских поселений. Состоялся обстоятельный разговор по вопросам местного самоуправления. Особый акцент был сделан на подготовке планов социально-экономического развития районов и поселений.

Если мы хотим сохраниться как субъект Российской Федерации, быть самостоятельными, то должны наращивать свой экономический потенциал.

Это не только моё пожелание и требование, это установка Президента, Правительства Российской Федерации. Поэтому в срочном порядке необходимо разрабатывать такие программы. И я не хочу принимать доводы о том, что не в каждом поселении есть возможность что-то развивать. Такие разговоры исходят просто от нежелания работать. Это крайне непродуманные, безответственные, незрелые заявления.

Как известно, в ближайшем будущем будут производиться только выплаты социального характера и зарплаты бюджетникам. Всё остальное субъекты должны учиться зарабатывать сами.

При этом необходимо помнить, что львиная доля наших финансовых возможностей должна направляться на развитие предпринимательства, среднего и малого бизнеса.

Как неоднократно подчёркивал Президент, эффективное устройство власти во многом зависит от дееспособности местного самоуправления. И наша задача - на этом уровне управления навести порядок. Как показывает практика, граждане нередко вынуждены обращаться в высшие инстанции только потому, что на месте не смогли получить ответов на поставленные вопросы. Мы намерены покончить с подобной практикой и сделать работу местной власти прозрачной, а саму власть - доступной для рядового гражданина. Это задача непростая, но мы будем обязательно её решать.

В своём Послании Федеральному Собранию 10 мая Президент конкретизировал задачи, стоящие перед органами государственной власти и местного самоуправления. Необходимо системно проводить работу по передаче полномочий. В частности, сказал Президент, надо передать регионам часть инвестиционных средств федерального бюджета, которые, по сути, сейчас финансируют муниципальные полномочия.

Фраза Президента о том, что давно пора прекратить руководить из Москвы строительством школ, бань и канализации, прошла под аплодисменты. Но за этой фразой - большая ответственность руководителей муниципальных образований и сельских поселений. Именно они отвечают за развитие сёл и судьбу проживающих там людей. Конечно, чтобы взвалить на себя такую ответственность, нужно иметь большое мужество и огромное желание работать на благо своих земляков. Необходима высокая организация труда, надёжные и квалифицированные кадры, крепкая материально-техническая база и полноценные нормативные акты.
Главное, как бы ни было трудно, мы должны объяснять населению, почему те или иные направления признаны приоритетными, куда нужно направить деньги, попросить временно ужаться и показать конкретный пример, конкретное дело, которое будет профинансировано и даст ближайший результат.

Сегодня действуют измененные подходы к процессам формирования бюджета. Мы имеем пример, когда небольшие суммы, по 11 миллионов рублей, отдали в районы на капитальный ремонт. И насколько я понял при встречах с главами муниципальных образований, это было правильное решение - главы сами разберутся, исходя из потребностей населения, куда направить эти деньги. Такую же линию попытаемся провести при распределении финансовых средств, направленных на капитальное строительство. Пусть сам глава муниципального образования определяет приоритет финансирования строительства объектов. То же самое касается и сельских поселений.

Сегодня мы уже обозначили приоритеты. Конечно, не сразу все получится, пусть это пока будут пилотные проекты, но я добьюсь, что каждое поселение будет иметь свою программу социально-экономического развития. Без этого просто не будет финансирования, не будет движения вперед.

Министерством экономического развития разработана типовая форма программы социально-экономического развития муниципального образования. На примере одного муниципального образования "Майминский район" мы планируем осуществить пилотный проект, который позволит посмотреть, как поставленные перед местным самоуправлением задачи могут решаться на селе.

В настоящее время из 11 муниципальных образований Республики Алтай 7 приняли среднесрочные программы социально-экономического развития. Это в Майминском, Шебалинском, Усть-Канском, Кош-Агачском, Усть-Коксинском, Чойском районах и городе Горно-Алтайске. В Чемальском, Улаганском и Шебалинском районе приняты Стратегии развития районов.

В Онгудайском, Улаганском и Турочакском районах разработаны проекты среднесрочных программ.
Начата работа по подготовке комплексных программ развития пилотных территорий Майминского и Шебалинского районов. Проекты пилотной комплексной программы Майминского района на 2006-2009 годы и программ социально-экономического развития сельских поселений данного муниципального образования направлены в СФО для экспертного заключения.

Сегодня мы намерены большое внимание уделить развитию энергетики, предпринимательства, транспорта, связи, перерабатывающих отраслей.

Да, мы знаем, такой наша промышленность, наша экономика строилась еще в советские времена. Но знать - этого абсолютно недостаточно. Необходимо принять конкретные меры для того, чтобы ситуацию изменить. И, не нарушая достигнутую финансовую устойчивость, нам надо сделать серьезный шаг к стимулированию роста инвестиций в производственную инфраструктуру и в развитие инноваций.

Эти слова Президента России из Послания Федеральному Собранию становятся для нас руководством к действию, и мы должны действовать опережающими темпами. В рамках Программы социально-экономического развития Республики Алтай на 2006-2009 годы инвестиционная политика в перспективе до 2010 года заключается в создании благоприятного инвестиционного климата для экономической деятельности.

Важнейшей задачей деятельности правительства на ближайший период и перспективу является повышение инвестиционной привлекательности нашего региона. Республика Алтай должна быть четко обозначенным брэндом, наш уникальный ресурсный и рекреационный потенциал должен быть осязаемым, стать убедительным доводом для того, чтобы смело и уверенно вкладывать деньги в экономику республики - зная, что это принесет хорошие дивиденды. Работая с потенциальными инвесторами, мы сразу обременяем их рядом обязательств, в частности, по социальным вложениям, а взамен предлагаем не очень-то убедительный проект, который не обязательно станет высокодоходным. Думаю, вы согласитесь с тем, что до сих пор у нас не было конкретной политики инвестиционной привлекательности территории, которая во многом определяется стабильностью социально - политической ситуации в регионе.

В нашем положении, когда на протяжении десятилетий у нас не растут собственные доходы, мы не можем хвалиться тем, что среднедушевой доход в республике выше, чем в Алтайском крае. Это благодаря тому, что Президент России благосклонно к нам относится. Встречи в администрации Президента меня убедили в том, что статус республики будет сохранен, если мы будем заниматься экономикой, развитием предпринимательства, созданием рабочих мест, инвестиционных программ, бизнес-планов.

10 лет в республике функционировал Эколого-экономический регион "Алтай", являвшийся эффективным инструментом для привлечения инвестиций. С изменением федерального законодательства в 2001 году почти во всех регионах эти зоны были ликвидированы, но в нашей республике был все же найден выход из этой ситуации. В 2002 году создан институт социальных инвесторов, нормативно-правовую базу которого республика отстояла во всех судебных инстанциях вплоть до Верховного Суда РФ как соответствующую федеральному законодательству.

Несмотря на некоторое сокращение числа социальных инвесторов институт социальных инвесторов нам необходим. Есть этому несколько причин, но достаточно назвать одну. Социальный инвестор вкладывает в экономику республики в среднем 4 млн. рублей, а простой налогоплательщик приносит в консолидированный бюджет республики в среднем 170 тыс. рублей. Из общей суммы собственных доходов консолидированного бюджета республики за 2005 год 19 % обеспечено поступлением налогов от организаций, имеющих статус социальных инвесторов. Поэтому этот институт необходимо развивать, создавать более благоприятные условия для его работы в Республике Алтай.

Несмотря на тенденцию сокращения социальных инвесторов, общее число инвесторов не сокращается, а увеличивается.

Кроме института социальных инвесторов активно ведется работа по привлечению прямых инвесторов. Прямые инвесторы, такие как "Росэнерго", "Кокс-Тревел", Торговый дом "Караван", "Аникс ЛТД", "Империал", "РАСТ", "Салекс-Трейд", "Майма-Молоко" вносят существенный вклад в развитие экономики республики, принимают активное участие в благотворительной деятельности, оказывают спонсорскую помощь в проведении мероприятий республиканского значения.

Когда мы говорим об отсутствии у нас инвестиционных проектов, то ясно осознаём, что большинству инвесторов гораздо выгоднее выбрать готовый инвестиционный проект, чем разрабатывать свой. Нам сегодня крайне важно иметь в наличии готовые инвестиционные проекты.

В своём Ежегодном послании В.В. Путин подчеркнул значимость повышения эффективности использования природных ресурсов территорий. Из нашего сырья многие делают конкурентоспособную продукцию, мы же сами не делаем ничего. По моему поручению министерство экономического развития и министерство сельского хозяйства Республики Алтай занимаются разработкой инвестиционных проектов по переработке и освоению сырья. Только такие проекты дадут нам возможность рассчитывать на финансовую поддержку.

Мы намерены всемерно способствовать развитию малого бизнеса. У нас есть программа поддержки предпринимательства, но реальная поддержка, к сожалению, практически не ощутима. К примеру, в бюджете текущего года на субсидирование процентной ставки по привлечённым кредитам заложено 9 млн. рублей, что позволит в 2006 году дополнительно привлечь в экономику республики до 100 млн. рублей. Эта сумма крайне недостаточна. В бюджете 2007 года на поддержку малого бизнеса будем планировать порядка 100 млн. рублей, что позволит привлечь в развитие экономики не менее 1млрд. рублей.

Справедливости ради надо отметить, что до настоящего времени в республике не было целенаправленной работы в области транспорта и связи.

Сегодня, когда создан комитет по развитию предпринимательства, промышленности, транспорта и связи, разрабатывается специальная программа по развитию этих отраслей. В августе эта программа будет утверждена в Правительстве, а в сентябре - внесена на обсуждение сессии Госсобрания.

Деятельность вновь созданного Комитета должна обеспечить развитие предприятий, действующих в различных отраслях хозяйства, независимо от их организационно-правового статуса.

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

Сегодня в сфере управления госсобственностью остается еще достаточно резервов и неиспользованных возможностей.

За 2005 год получено всего 583,4 тыс. руб. дивидендов по акциям, принадлежащим Республике Алтай. И это при том, что республика сегодня является собственником акций и долей в уставных капиталах 22 хозяйственных обществ. Шесть из них - мараловодческие хозяйства, в которых размер доли Республики Алтай колеблется от 5% до 100 %.

Участвуя в хозяйственных обществах, занимающихся высокорентабельным производством, республика не получает от находящихся в собственности акций (долей) причитающихся ей по праву доходов.
Для повышения эффективного управления государственной собственностью необходимо совершенствовать работу представителей государства в акционерных обществах с участием государства, сократить число мелких неликвидных пакетов акций.

В результате массовой приватизации почти 80% предприятий стали частными, тем не менее, проводимая структурная перестройка экономики не привела предприятия к должной эффективности функционирования. В результате приватизации практически ни одно из предприятий не увеличило число рабочих мест и не привлекло инвестиции, и в целом не повысило эффективность функционирования народного хозяйства республики.

И, тем не менее, я считаю, что необходимо дать возможность частным структурам приватизировать объекты собственности, которые не способствуют выполнению государственных полномочий, а только создают дополнительные издержки и являются фактором напряженности.
На 2006 год предусмотрены:

преобразование, в порядке приватизации, ГУП "Тайга", ГУП "РЖКХ" дорожных государственных унитарных предприятий (Усть-Канское ДРСУ, Чойское ДРСУ, Турочакское ДРСУ, Усть-Коксинское ДРСУ), в акционерные общества, создание открытого акционерного общества "Энергогазовая компания", продажа излишнего, не обеспечивающего исполнения государственных полномочий, имущества. В частности, таких объектов, как производственное здание по адресу Бийская, 23 в городе, имущественный комплекс по ул. Энергетиков, 26 в Майме, кафе и шиномонтажная мастерская в Усть-Кане; акции акционерных обществ "Карым", "Курдюм", "Шыргайты", "Новый путь", продажа доли Республики Алтай в ООО "Коргон".

Весь комплекс указанных действий будет направлен, прежде всего, на привлечение в республику инвестиций, формирование налогооблагаемой базы, создание дополнительных рабочих мест, увеличение доходной части бюджета . И мы будем добиваться выполнения всех этих условий.

ЭНЕРГЕТИКА.

Важнейшим шагом на пути повышения эффективности экономики республики является работа по налаживанию надежного энергоснабжения республики с учетом перспектив ее развития.
Президент не случайно обозначил как одну из важнейших задач человечества обеспечение энергетической безопасности. Сегодня мы не можем развивать производственные мощности из-за слабой энергообеспеченности.
Задача - минимум, которую мы ставим на ближайшую перспективу - строительство малой ГЭС на Катуни. Гидроэлектростанция на 140 мегаватт не нанесет вреда природе и поможет республике. Энергетически мы - тупиковая территория, где энергосистема не закольцована. Любой сбой оставляет жителей республики без света. Экономика не развивается, потому что у нас самые высокие в Сибирском федеральном округе тарифы на электричество.

В настоящее время министерство экономического развития РА готовит программу развития энергетики Республики Алтай, которая призвана учесть все аспекты этой проблемы.
Следующее очень важное направление - газификация республики.

Во время визита в Китай 21 марта Президент заявил, что будет строиться магистральный экспортный газопровод Россия - Китай под условным названием "Алтай". Пока конкретного проекта строительства газопровода не существует и трасса не определена.

Однако задача Президентом поставлена, и мы занимаемся её реализацией. Сегодня ведётся конкретная работа по строительству газопровода Барнаул - Бийск - Горно-Алтайск, который носит социальный характер. Этот газопровод будет построен и сдан в эксплуатацию в январе 2008 года.

Он предназначен для газификации Горно-Алтайска, Маймы и, возможно, Манжерока. Конечно, экономически "Газпрому" не выгодно вести газ в Горный Алтай, потому что срок окупаемости этой трубы - 146 лет. Сейчас готовится сметная документация по сетям низкого и среднего давления, генеральная схема газоснабжения. Также принято решение о строительстве двух газо-тепловых электроцентралей в Горно-Алтайске и в Майме. Это дополнительно даст нам более 70 мегаватт электроэнергии.
Экспортный газопровод тоже будет играть социальную роль - населенные пункты по пути следования трубы будут газифицироваться.

В начале июля я встречался с руководителем "Газпрома" Алексеем Миллером. Главный акцент был сделан на том, что республиканское Правительство намерено строго выдерживать баланс интересов Республики Алтай, с одной стороны, и открытого акционерного общества "Газпром", с другой. Текст соглашения сторон предусматривает финансовое участие "Газпрома" в реализации социальных проектов на территории Республики Алтай.
В ходе встречи было проведено наше принципиальное предложение и принято решение, что все затраты на строительство трубы от Бийска до Горно-Алтайска и разводящих сетей в Майме "Газпром" берет на себя. При осуществлении проекта будут газифицированы все населенные пункты по пути следования газовой магистрали. Это 100 - процентное решение, по-другому Президент России не разрешит вести трубу.

Следующим условием, поставленным перед правлением "Газпрома", является сохранение уникальности природы Горного Алтая. "Газпром" берет на себя обязательства вкладывать серьезные финансовые средства на защиту окружающей среды и ликвидацию возможных последствий.

В рамках осуществления проекта мы договорились реализовывать программу "Газпром - детям". На данный момент конкретно определен один из первых объектов. Это строительство в Онгудайском районе современного физкультурно-оздоровительного центра.

Достигнута договоренность об осуществлении крупных финансовых вложений в развитие дорожной отрасли республики - на реконструкцию дорог, взлетно-посадочной полосы Горно-Алтайского аэропорта, укрепление мостовых переходов и дорожного полотна.

Намерения сторон - активно провести подготовительную работу, чтобы в начале 2007 года приступить к строительству газопровода из Алтайского края в направлении Горно-Алтайска и Маймы, независимо от магистрали на Китай.

В настоящее время Правительство РА активно ведёт работу по подготовке необходимой документации и созданию газоэнергетической компании, которая и займётся реализацией проекта.
Природный газ является ключом к решению насущных проблем всех отраслей республики.
В августе текущего года будет создана специальная комиссия по выбору трассы газопровода. Сюда войдут специалисты Правительства Республики Алтай, депутаты Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, представители общественности.

Я считаю, очень ошибочно и крайне вредно полагать, будто газификацию нам навязывают извне "газпромовцы" и "томичи". Нас никто за уши к газу не тянет, мы этого сами хотим, и сами уже давно настойчиво обращались и в Газпром, и в правительство РФ с просьбами рассмотреть вопрос о газификации республики. И сейчас, после соответствующих расчетов, согласований и переговоров воз сдвинулся с места. Мы знаем, с кем и как надо работать, знаем, что от республики требуется для создания условий скорейшей прокладки газопровода. И очень здорово, что наши чаяния и устремления нашли понимание и поддержку на федеральном уровне, началось двухстороннее и согласованное движение в нужном направлении. Газ для нас огромное благо и я, моя команда верим в то, что он в ближайшие годы придет в республику.

Что касается дороги на Китай, то ни один из руководителей высокого уровня, с которыми я встречался, не сказал, что она будет сопутствовать ветке газопровода. Сегодня строительство дороги не обсуждается, проект не разрабатывается. В августе текущего года будет создана специальная комиссия по выбору трассы газопровода. В нее войдут специалисты Правительства РА, депутаты Госсобрания, представители общественности.

ТУРИЗМ.

Одним из приоритетных направлений деятельности Правительства РА является дальнейшее развитие туризма. Во всем мире туризм является серьезным источником прибыли и одной из самых высокодоходных отраслей.

К сожалению, в Республике Алтай доходы от туризма остаются очень низкими. По итогам 2005 года эта сумма составила всего 18 млн. руб.
Сегодня уровень туристской инфраструктуры большинства туристических предприятий остаётся очень низким. Все их усилия в период короткого летнего сезона направлены на извлечение прибыли. Никто не заботится об архитектурном облике туристских баз, нет развитой сети развлечений, нет достаточно приличной организации отдыха.

Особую тревогу на протяжении ряда лет вызывает неорганизованный отдых туристов в водоохранных зонах и на участках прибрежных защитных полос, автостоянки и палаточные городки нескончаемы на всем протяжении Катуни в Майминском и Чемальском районе. Со всеми вытекающими последствиями.
Сегодня республика имеет все предпосылки для становления туризма не просто как декларативно приоритетной отрасли экономики, а как межотраслевого комплекса, реально дающего экономике региона социальные и экономические выгоды.

Республика активно готовится к конкурсу на создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. Реализация этого проекта позволит создать индустрию туризма с регистрацией соответствующих юридических лиц, которым на первые пять лет будут предоставлены определенные налоговые преференции.
Под особую экономическую зону мы планируем 100 гектаров в районе озера Манжерок. Там предполагается размещение туристических и оздоровительных объектов, рассчитанных на одновременное проживание примерно пяти тысяч отдыхающих.

По нашим оценкам, в этом месте находится порядка 50 тысяч тонн лечебных грязей. Также планируется широко использовать продукты пантового мараловодства, которыми обеспечит хозяйство "Карымское". В обеспечение особой экономической зоны будет включен ряд предприятий -поставщиков овощей, мяса, в том числе мяса диких животных.

Базы, построенные в районе Манжерока, будут иметь разветвленную сеть по всей республике, куда, в зависимости от желания отдыхающих, их можно будет вывозить - кому-то нравится альпинизм, кому-то экстремальный туризм, кому-то сплав.

Свою заинтересованность проектом уже высказали "Внешторгбанк", компания "Алемар", правительство Москвы, РАО "ЕЭС России", "Томсктрансгаз". Между инвесторами, которые подпишут меморандум с правительством Республики Алтай, будет проводиться конкурс на участки для строительства. Всего будет 15-20 участков.
Стратегия развития туризма предусматривает формирование трех приоритетных рекреационных зон: на реке Катунь - многофункциональный отдых, у Телецкого озера - водный туризм и рекреация, в зоне горы Белуха - горный туризм. Для создания цивилизованных развлекательных объектов предполагается организовать три многофункциональных курортно-развлекательных центра с ориентацией на семейный отдых и оздоровление: в районе села Дубровка, у райцентра Чемал и у озера Телецкое.

Мы сейчас должны серьезно поработать над правовой базой. 95% туристических фирм зарегистрированы за пределами республики. Однако через призму создания туристско-рекреационной зоны есть хорошие предпосылки для развития собственного туризма.


АЭРОПОРТ .

Практически все партнёры по сотрудничеству с Республикой Алтай заинтересованы в возобновлении работы Горно-Алтайского аэропорта.

Нами разработана программа модернизации аэропорта. В рамках её реализации будет проведена реконструкция аэропорта и удлинение взлетно-посадочной полосы. Аэропорт сможет принимать большие самолёты: Ан-24, Ан-26, Як-42. В настоящее время длина взлётно-посадочной полосы составляет 1 300 метров, и она может принимать Ан-2, Ан-8, Як-40.

Из республиканского бюджета в течение двух ближайших лет будет выделено более 8 млн. рублей.
Помимо этого в реализацию программы будет вложено более семи млн. рублей собственных средств открытого акционерного общества "Горно-Алтайский аэропорт".

В рамках программы будет закуплено и установлено новое оборудование, подготовлены кадры.
С возобновлением воздушного сообщения возможен более интенсивный поток туристов, в том числе из зарубежных стран. Необходимость в аэропорте возникает и с предполагаемым строительством газопровода "Алтай".

Запуск Горно-Алтайского аэропорта - один из приоритетов, поэтому при заключении договора о взаимовыгодном сотрудничестве между Правительством Москвы и Правительством Республики Алтай также оговорено содействие развитию авиационного сообщения. Аналогичный пункт имеется в нашем соглашении с "Газпромом".
Кроме того, я встречался с председателем Совета директоров АФК "Система" Владимиром Евтушенковым, который выразил заинтересованность в реализации в республике некоторых проектов, в том числе по проекту реконструкции Горно-Алтайского аэропорта.

СТРОИТЕЛЬСТВО.

В рамках реализации программы социально-экономического развития и реализации приоритетных национальных проектов большое значение имеет развитие строительной индустрии. Необходимо уже сегодня предусмотреть меры более активного развития сети предприятий, занимающихся изготовлением строительных материалов.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации по принятию мер по развитию промышленности строительных отделочных материалов, внедрению современных технологий строительства доступного жилья в целях увеличения жилищного строительства в Республике Алтай на заводе ЖБИ освоено производство сборномонолитного безригельного каркаса: "Универсальная конструктивная система КУБ-2,5", налажено производство панелей перекрытия, осваивается производство колонн и связей. Готов к производству керамзитный цех.

Налажено производство пластиковой черепицы, 5 предприятий занимаются производством тротуарной плитки, бордюрного камня, облицовочной плитки. Активизируется деятельность предприятий лесопереработки по выпуску бруса, пиломатериала, оконных и дверных блоков, пятью предприятиями внедрены технологии оцилиндровки бревна.

С целью реализации Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" нами разработана и принята целевая программа "Жилище", где предусмотрено увеличение объёмов жилищного строительства. Если в 2006 году планируется сдать 36,1 тыс. кв. м. жилья, то к 2010 году - 44,0 тыс. кв. м.

На этом фоне возрастает роль градостроительного прогноза, а роль градостроительных регламентов становится определяющей. К 1 января 2010 года муниципалитеты обязаны иметь Правила землепользования и застройки и разработать генеральные планы.

В целом руководители муниципальных образований недостаточно работают над корректировкой и составлением градостроительной документации.

В текущем году Правительством республики заключены договора на финансирование из федерального бюджета объектов строительства на общую сумму 869 млн. руб.

Это плавательный бассейн в Горно-Алтайске, национальный театр, учебный корпус школы-интерната No1, центральная районная больница в Усть-Коксе, пристройка к республиканской детской больнице, центральная районная больница в Турочаке, детский дом в Чепоше, Катунский водозабор, 16 объектов, пострадавших в результате землетрясения - 12 школ и 4 объекта здравоохранения, жилые дома взамен разрушенных на сумму 50 млн. рублей.

В период подготовки к празднованию 250-летия добровольного вхождения алтайского народа в состав Российского государства в Горно-Алтайске были произведены работы по реконструкции площади имени Ленина, площади у памятника Чорос-Гуркину, улицы Ленкина, первой очереди национального драматического театра .
Ведется работа по дополнительному выделению средств федерального бюджета на строительство ГЭС в Джазаторе, школ в Катанде и Коргоне, на завершение строительства Катунского водозабора, строительство инженерной защиты у Маймы, завершение реконструкции национального театра. Находится на согласовании в федеральных органах исполнительной власти проект распоряжения Правительства Российской Федерации о завершении ликвидации последствий землетрясения с дополнительным выделением 413 млн. руб. для ввода 13 объектов образования и 6 объектов здравоохранения в 2006 году.


ДОРОГИ.

Как один из приоритетов экономического развития в 2007 году я предложил обозначить строительство дорог и мостов. Не буду говорить о значимости транспортного сообщения. Это всем известно.
Практически через республику пролегает одна автодорога, трасса М-52 "Чуйский тракт". Это единственная магистраль, которая связывает Горный Алтай с Монголией и Алтайским краем. Мы имеем общую границу с Казахстаном, но не имеем прямого выхода. В этой связи крайне необходимо довести до логического завершения проект строительства этой дороги. В текущем году работы на участках строительства этой дороги продолжаются, но темпы недостаточно велики.

Более благоприятная перспектива у нас на строительстве дороги Горно-Алтайск - Турочак - Таштагол. Наш участок дороги будет отсыпан до октября. В Турочаке уже смонтирован асфальтобетонный завод. С введением в эксплуатацию 98-километрового участка дороги от Турочака до Таштагола можно будет добраться за час - полтора, а до Томска - в два раза быстрее, чем сейчас.

Необходимо особое внимание уделить состоянию мостовых переходов, которое сегодня вызывает серьёзную озабоченность. Весенний паводок в Турочакском, Чойском районах показал, что в части дорожной политики имелись серьёзные упущения. Разрушение мостов в Турочакском, Чойском районах ставит под угрозу экономику этих районов. Мосты обеспечивают не только работу лесозаготовительного комплекса, но и приток туристов.
Протяженность дорог, находящихся на содержании "Горно-Алтайавтодора", составляет 2869,3 км, эксплуатируется 375 мостов и 2219 водопропускных труб. Большинство перевальных участков дорог требуют коренной реконструкции, а мостовые переходы - капитального ремонта.

Политика дорожного строительства впредь должна определяться не "Горно-Алтайавтодором", а Правительством Республики Алтай и в ближайшее время должна быть направлена на укрепление мостовых переходов.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО.

Отличительной чертой нашего региона является его сельскохозяйственная направленность, поскольку преобладающая часть населения живет на селе и зарабатывает на жизнь крестьянским трудом. Поэтому принятие национального проекта "Развитие АПК" было с надеждой воспринято населением нашего региона. Правительством республики в предыдущие годы неоднократно декларировалась задача развития АПК, но красивые лозунги, не подкрепленные реальными, просчитанными программами и проектами, так и остались нереализованными.

В последнее время в животноводстве прекратился спад, понемногу наращивается поголовье, повышается культура возделывания земли. Но такими темпами, какими сегодня мы реформируем аграрную отрасль, мы еще долго не получим заметных позитивных результатов. Неоднократные попытки сделать бюджетные вливания в поддержку села не имели успеха, поскольку средства использовались не на развитие, а на текущие нужды. В этом году в связи с реализацией нацпроекта "Развитие АПК" впервые стала меняться структура государственной помощи субъектам сельскохозяйственной деятельности, выделены важнейшие направления приложения сил. Это субсидии на племенное животноводство, на элитное семеноводство и на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам. Размеры субсидий, конечно, далеко не соответствуют реальным потребностям сельхозтоваропроизводителей. Но это уже что-то.

Я уже неоднократно говорил и повторю еще раз: республиканский бюджет нужно верстать так, чтобы 7% расходной части было направлено на поддержку сельского хозяйства. И это должны быть не застывшие, а работающие, действенные вложения, - в конкретные, жизнеспособные и перспективные проекты.

В развитии аграрных отраслей - мощный рычаг подъема всей экономики. Есть у нас прекрасный потенциал, и мы все это знаем: крупный рогатый скот, мараловодство, пуховое козоводство, овцеводство, коневодство. Я не говорю уже о потенциальных возможностях таких специфических отраслей животноводства, как яководство и верблюдоводство. И есть, кстати, убедительные примеры высокоэффективной работы ряда хозяйств комплексной направленности. К примеру, в объединении "Инициатива" налаживают производство пантовой продукции: и препараты крови, и мясо, и пантовый порошок. Оформляет кредит на развитие производства, строительство откормочника и племенной фермы Теньгинское хозяйство. На недавней выставке племенных животных мы воочию убедились, каким богатым репродуктивным материалом располагаем. И, конечно, развивать все это будем с помощью государственной поддержки и в рамках реализации нацпроекта.

Как известно, основная схема финансирования кредитов по нацпроекту предусмотрена через Россельхозбанк. И нам пришлось приложить немало усилий, чтобы отделение Сельхозбанка было открыто и в нашей республике. Уже выделено помещение, подобраны руководящие кадры. К осени, думаю, крестьяне получат возможность именно в этом банке по упрощенной схеме получать финансовые ресурсы по льготным процентным ставкам.

Очень сдерживает нас в вопросах кредитной поддержки аграрного сектора нерешенность вопросов с оборотом земель сельхозназначения. Сельчанин, не будучи собственником, не может заложить землю в ипотеку, а другого залога у него просто нет. Сейчас в правительстве создана комиссия по урегулированию земельных правоотношений. Думаю, до конца года определенность в этом вопросе должна появиться.

В развитии агропромышленного комплекса большую роль может сыграть наука. У нас огромный научный потенциал, есть отличные разработки по селекции животных, кормопроизводству и т. д. Действительно, пора всем этим багажом воспользоваться, а не ходить по полю и скотному двору с лопатой и вилами.

Ну и, конечно, собственная переработка сельхозпродукции. Накануне празднования 250-летия мы наконец-то увидели, что заработал современный цех цельномолочной продукции на "Майма - Молоко". Такие же, пусть более мелкие предприятия, путем кооперирования, создания мини-холдингов должны появиться в каждом районе. Ведь была же отлаженная система потребкооперации, свои колбасные цеха, сыры, напитки, консервы. Вспомнить что-то из старого опыта, он все равно был полезным, добавить новейшие разработки - и не будем мы за бесценок снабжать своим, кстати, очень качественным сырьем, соседей.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ. Президент России неоднократно подчёркивал необходимость более активного развития приграничного сотрудничества. В частности, об этом шла речь на встрече в Томске.

Международные и внешнеэкономические связи Республики Алтай становятся всё более весомыми компонентами отношений нашей страны с зарубежными государствами. В основном устойчивые связи складываются с приграничными странами и регионами Монголии, Китая, Казахстана. Мы сотрудничаем также с Кореей и Японией. Внешнеторговый оборот Республики Алтай за 2005 год составил 15,4 млн. долларов США и по сравнению с 2004 годом уменьшился на 1 млн. долларов США. Экспорт в 2005году составил 90% к уровню 2004 г., импорт -97 % к уровню 2004 г.

За 3 месяца 2006 года внешнеторговый оборот составил 2,03 млн. долларов США (151 % к уровню 2005 г.). Экспорт за 3 месяца 2006 года составил 1,98 млн. долларов США (189 % к уровню 2005 г.), импорт - 0,05 млн. долларов США (19 % к уровню 2005г.). Несмотря на огромный потенциал в торгово-экономической и культурной сфере не в полной мере развивается сотрудничество с Республикой Казахстан, что обусловлено отсутствием функционирующего пункта пропуска на границе Республики Алтай и Восточно-Казахстанской области Казахстана.В рамках разработки Комплексного плана реализации имеющихся у нас программ в 2006 - 2008 г.г. на границе Республики Алтай и Восточно-Казахстанской области планируется открытие пункта пропуска "Карагай". Это даст толчок к развитию не только в приграничных с Республикой Казахстан районах, но и послужит мощным стимулирующим фактором развития экономики Республики Алтай.

В осуществлении внешнеэкономических связей с Монголией приоритет сотрудничества отдается западным аймакам. Соглашение с ними о приграничном торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве было подписано 25 апреля 2001 года.

Делегация республики периодически принимает участие на заседаниях Подкомиссии по региональному и приграничному сотрудничеству Монголо-Российской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. В рамках подкомиссии подписан Протокол о сотрудничестве в области горнорудной промышленности между Правительством РА и Министерством промышленности и торговли Монголии, создано совместное российско-монгольское предприятие "Асгат" по разработке месторождения серебра. Ведется изучение и разработка этого месторождения.

В сотрудничестве Республики Алтай с Китайской Народной Республикой приоритетом является расширение приграничного сотрудничества с Синцьзян-Уйгурским Автономным и укрепление дружественных связей в рамках реализации ранее подписанных Протоколов намерений.

В настоящее время Министерство экономического развития в целях увеличения товарооборота между Республикой Алтай и СУАР КНР осуществляется обмен информацией о перечне экспортируемых товаров и ценовых позициях по различным группам продукции. Рассматривается возможность организации на территории Республики Алтай оптовой реализации товаров производства КНР. В рамках приграничного сотрудничества изучается возможность организации прямого авиационного сообщения Горно-Алтайск - Урумчи.
Китайская сторона рассматривает возможность создания совместного предприятия по переработке древесины на территории Республики Алтай с учетом китайских инвестиций.

Традиционно мы поддерживаем деловые отношения с предприятиями Барнаула, Бийска, в целом Алтайского края, Кемеровской области, практически полностью обеспечивающей нас углем. Мы постоянно взаимодействуем с Новосибирском, используя его научный потенциал, развиваем связи с Томском. В последнее время мы очень активно сотрудничаем с мэрией Москвы и сразу в нескольких направлениях. Мы уже провели ряд встреч в мэрии Москвы, к нам в свою очередь приезжала делегация под руководством вице-мэра столицы. В настоящее время готовится подписание соответствующего соглашения между двумя субъектами РФ. Специалисты мэрии активно изучают вопрос создания в республике туристической инфраструктуры, строительства спортивных и оздоровительных учреждений. Я неоднократно встречался с мэром Москвы Юрием Лужковым. Вместе мы определили некоторые приоритетные направления по развитию комплексного сотрудничества Республики Алтай и Москвы.

На территории Республики Алтай имеются разнообразные месторождения рудных, горючих и нерудных полезных ископаемых. Выявлены рудопроявления дорогостоящего горно-химического нерудного сырья - волластонита, спекулярита, которые относятся к дефицитным импортозаменяющим материалам.

Для организации добычи волластонита на Синюхинском рудном поле в поселке Сейка ведется строительство фабрики по производству волластонитовых концентратов, производительностью до 60 тыс. тонн. 8 июля мы побывали с делегацией Московского Правительства во главе с Мэром Москвы Ю.М Лужковым на этом предприятии. Был проведён первый пуск производственной линии по производству волластонитового концентрата. Это единственное в России производство будет высокорентабельным, потребуются квалифицированные кадры, Сёйка получит дальнейшее развитие. С его запуском будут решаться многие социальные, экономические, кадровые и другие вопросы в Чойском районе и в республике в целом.

ДЕМОГРАФИЯ.

Президент в своем обращении к Федеральному Собранию настоятельно обратил внимание на решение демографических проблем нашего общества. Он отметил, что проблемы экономического и социального развития страны тесно связаны с простым вопросом: для кого мы все это делаем?

Определяя стратегию и тактику социально-экономического развития, мы так же должны во главу угла всегда ставить интересы населения, вести преобразования с учетом реальной демографической ситуации в регионе.
Демографические показатели в Республике Алтай в целом имеют положительные тенденции. Республика Алтай является одним из немногих регионов Российской Федерации, где наблюдается увеличение рождаемости и небольшой положительный естественный прирост населения. Наиболее высокий показатель рождаемости отмечен в Улаганском, Кош-Агачском, Усть-Канском , Онгудайском районах.

Среднегодовая численность постоянного населения на 0,3 % превысила уровень прошлого года.

Численность городского населения республики осталась на уровне 53 тыс. человек. Население сельской местности за 2005 год увеличилось на четыре десятых процента.

В 2005 году по уровню естественного прироста на 1000 населения Республика Алтай занимала 4 место по СФО и 12 место по Российской Федерации.
В 2005 году по уровню рождаемости в СФО Республика Алтай занимала 2 место (после Республики Тыва), по России - на 3 месте. Однако негативная тенденция демографических процессов, происходящих в молодежной среде, влечет за собой "постарение" населения, сокращение числа лиц трудоспособного и моложе трудоспособного возрастов.

Одно из ключевых положений Послания Президента - это разработка программы стимулирования рождаемости и устройства на воспитание в семьях сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решение о значительном увеличении бюджетных расходов в интересах укрепления семьи считаю исключительно важным и актуальным. Сейчас надо продумать меры для того, чтобы поступающие в семьи суммы могли быть использованы с максимальной пользой.

Показатели уровня жизни населения в Республике Алтай остаются на фоне других регионов СФО пока невысокими - предпоследнее место в 2005 году по уровню соотношения среднедушевых доходов и величины прожиточного минимума.

Одним из основных составляющих денежных доходов населения является заработная плата, которая в течение последних лет неуклонно растет. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по республике в 2005 году увеличилась на 27% к уровню 2004 года и составила 5800 рублей. По-прежнему значительная дифференциация заработной платы по видам экономической деятельности. Самый высокий уровень заработной платы отмечается в отраслях финансово-экономической деятельности, государственного управления, транспорта и связи, самый низкий уровень заработной платы - в сельском и лесном хозяйствах.
Величина прожиточного минимума на конец 2005 года составила 3016 рублей и возросла по сравнению с 2004 годом на 22,7 %. За последние несколько лет четко прослеживается положительная динамика такого важнейшего показателя, как доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения - она снизилась с отметки 61% в 2001 году до 35 % в 2005 году. Но это не наша заслуга.
В соответствии с данными территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Алтай в апреле 2006 года среднемесячная заработная плата по республике сложилась в размере 6604 руб., что превышает уровень соответствующего периода прошлого года на 17 %, уровень предыдущего месяца текущего года на 1,6 %.

Занятость населения.

Политика занятости должна быть, как и прежде, направлена на создание рабочих мест в приоритетных отраслях экономики, малом бизнесе и на внутреннем рынке товаров и услуг. Занятость населения в течение 2005 года составила 29% от численности населения Республики Алтай. Общая численность безработных в 2005 году - почти 9% к экономически активному населению. Это ещё раз говорит о необходимости вести активную работу по созданию новых рабочих мест, особенно в сфере малого бизнеса. Эта задача является одной из приоритетных.

Увеличение реальных доходов населения, среднемесячной заработной платы, снижение задолженности по выплате заработной платы позволили повысить уровень жизни населения. Реальные денежные доходы населения, скорректированные на индекс потребительских цен, возросли к уровню прошлого года на 11%.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по республике увеличилась на 13,6% и составила 6189 рублей. С 1 мая 2006 года повышена заработная плата работникам бюджетной сферы на 15%.
Средний размер назначенной месячной пенсии с учетом компенсационных выплат на конец года составил 2255,8 рублей, рост к соответствующему периоду прошлого года 32%.

Миссия исполнительной и законодательной власти Республики Алтай заключается в содействии росту уровня и качества жизни через повышение доходов населения, создание условий для достойного труда и продуктивной занятости, усиление социальной защиты уязвимых групп населения.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ.

Как и повсеместно в России, в Республике Алтай с 2006 года реализуется приоритетный национальный проект "Здоровье". В целях софинансирования национального проекта "Здоровье" на территории Республики Алтай за 1-ое полугодие 2006 года выделено 3,9 млн. рублей за счет средств республиканского и муниципальных бюджетов.

Начата поставка оборудования в муниципальные учреждения здравоохранения по приоритетному национальному проекту "Здоровье" на 2006 год. Уже поставлены электрокардиографы, в ближайшее время ожидается поступление флюорографов и санитарного транспорта. Медицинское оборудование будет поставлено в 14 муниципальных лечебных учреждений республики, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Санитарный транспорт будет распределен в 11 отделений скорой помощи при центральных больницах республики и в Городскую станцию скорой медицинской помощи. Из муниципального бюджета направлены средства в сумме 426 тыс. рублей для подготовки помещения по размещению диагностического оборудования.
В результате реализации национального проекта и введения родовых сертификатов за I полугодие 2006 г. удалось стабилизировать уровень младенческой смертности.

Среди приоритетных национальных проектов важнейшая роль в повышении качества жизни населения отводится реализации проекта "Доступное и комфортное жилье".

Жилищный фонд республики в 2005 году составил 3,2 млн. кв. м. Прирост к 2000 году - 6,8%. В структуре жилищного фонда почти 93 % приходится на частный сектор.
Удельный вес числа семей, состоящих на учете на получение жилья, за четыре года увеличился с пяти до четырнадцати процентов.
Основным способом увеличения жилой площади является введение жилья за счет собственных и заемных средств индивидуальных застройщиков, на которые приходится 84%.

Наличие высокой доли жилья в частном секторе приводит к тому, что значительная часть жилищного фонда республики не удовлетворяет потребности населения по своим качественным характеристикам.
Жилищный фонд республики оборудован водопроводом лишь на 29 %, канализацией - на 25%, центральным отоплением - на 33,5%, горячим водоснабжением - менее чем на 11 %. Это в среднем в 2 раза ниже аналогичных показателей по России и СФО.

Сегодня по республике в среднем на каждого жителя приходится 15,7 кв. м. жилой площади при социальной норме 18 кв. м. Для сравнения: по Сибирскому федеральному округу этот показатель составляет - 19,3 кв. м., по России - 20,5 кв. м. Обеспеченность жильем является одним из определяющих условий в сфере улучшения демографической ситуации. Поэтому важнейшей задачей регионального развития является увеличение темпов жилищного строительства и создания финансовых механизмов, обеспечивающих стоимостную доступность жилья для населения республики, особенно молодых семей.

Для реализации мероприятий в рамках национального проекта республиканским бюджетом на 2006 год предусмотрены средства в размере 111,8 млн. руб.

- Важнейшей задачей Правительства Республики Алтай на сегодня является реализация приоритетного национального проекта "Образование", включающего в 2006 году 6 направлений. В их числе вознаграждение за классное руководство, стимулирование внедрения инновационных образовательных программ, информатизация образовательных учреждений - предусматривается подключение школ к сети Интернет. В федеральном бюджете на поставки автобусов для сельских школ Республики Алтай предусмотрено 6,3 млн. рублей, в республиканском бюджете - 5 млн. рублей; На обеспечение школ учебно-лабораторным оборудованием предусматривается 8,3 млн. рублей из федерального бюджета и 2 млн. рублей из республиканского.

Реализация национального проекта "Образование" в 2006 году позволит обеспечить учебно-наглядными пособиями и лабораторным оборудованием 26 школ, произвести поставку школьных автобусов в количестве 30 единиц.


Молодежь - один из главных факторов обеспечения развития государства и общества. Главной целью в работе с молодежью должно быть создание условий для всестороннего развития молодого человека в различных сферах общественной жизни, раскрытие и реализация его потенциала, защита интересов и прав.
В работе с молодежью сегодня необходимо расставить приоритеты, главное внимание уделяя занятости молодежи. Чаще мы бываем озабочены организацией досуга, не занимаясь профориентацией, пропагандой здорового образа жизни и приоритета труда. Это приводит к формированию иждивенчества, приучает к праздности. Взять, к примеру, предприятие "Майма-Молоко". Работа есть, зарплата хорошая, но молодежь работать не идёт. Здесь есть над чем задуматься. Конечно, молодёжи нужны клубы и стадионы, но прежде - производственные цеха и рабочие места.

В этом направлении необходима серьезная воспитательная, агитационная, профориентационная работа с молодёжью. Здесь, конечно же, многое зависит от школ, учителей, но не меньше - от политики власти. Фактически процесс получения профессионального образования развивается сам по себе. В результате мы имеем перебор юристов и экономистов. Но испытываем острый дефицит строителей, инженеров, связистов, специалистов других технических, производственных специальностей.

Сегодня каждому министерству, ведомству, муниципалитету необходимо составить прогноз потребности отраслей в кадрах, определить условия их обучения и предусмотреть возвращение специалистов домой. Во время своего последнего визита в республику полпред Президента А. В. Квашнин обозначил необходимость учета каждого человека, специалиста и семьи в программе социально-экономического развития села, района. Только с таким целенаправленным подходом обучения, подготовки молодежи и предоставления ей условий реализации своего потенциала мы сможем достичь намеченных целей.

Мы понимаем, что реализация таких крупных проектов как газификация, развитие туристической отрасли и другие требуют кадрового обеспечения. С участием "Газпрома" будет вестись подготовка кадров. Также на базе Ининского СПТУ предполагается готовить специалистов для дальнейшей эксплуатации газопровода. Есть договоренности с Правительством города Москвы по обучению нашей молодежи в вузах столицы.
Говоря о кадровой политике, отметим, что на протяжении многих лет не меняются руководители предприятий, организаций. В этой связи чувствуется некоторая закостенелость, теряется чувство восприятия нового. Вполне очевидно, что для нормального функционирования системы потребуется новая волна управленцев.
Поддержка молодых людей, их привлечение к созидательному, активному участию в жизни общества и государства - это инвестиции в развитие стратегических ресурсов государства.

Хотелось бы еще обратить внимание на то, что в последнее время все больше утрачивается так называемая национальная идея. Президент в своем Послании обозначил необходимость активизации работы по патриотическому воспитанию молодежи, развития у молодого поколения нравственных и социальных ценностей, верности конституционному долгу, ответственности и дисциплинированности.

В современном мире важнейшими факторами, обеспечивающими духовное развитие, экономический рост, социальную стабильность, национальную безопасность и развитие институтов гражданского общества являются культура и искусство.

После 15 лет разгула бездуховности и полного отсутствия нравственности в обществе вновь появилась потребность к возвращению утраченных идеалов духовности. Наши люди, наевшись сверх меры американской массовой культуры, обратились к истокам собственной народной культуры. И сегодня сохранение национальных культурных ценностей имеет приоритетное значение для Республики Алтай.
Статус республики открыл для нас многие возможности. Например, в составе Алтайского края у нас не развивался национальный компонент. Всегда стояли проблемы с подготовкой кадров для игры на национальных инструментах, постановки национального танца.

С образованием республики мы имеем возможность напрямую выходить на федеральный центр и решать вопросы. Таким образом, были созданы филармония, государственный оркестр, а библиотека, музей, театр получили национальный статус. В колледже культуры готовим нужные нам кадры. Наши артисты начали гастролировать по всему миру. Но у нас ещё много работы, и в творческом и в практическом аспектах.
Предстоит большая работа по завершению реконструкции Национального драматического театра, по формированию органов управления зданием театра, по наполнению нового объекта искусства конкретной, содержательной творческой жизнью.

Очень важно, что сегодня руководством страны чётко определён курс, который осмысляется как наш государственный интерес. Не менее важное значение имеет восстановление порушенных духовных, культурных и интеллектуальных ценностей.

Я категорический противник того отношения к прошлому, которое сложилось в последние годы. Страна, которая пренебрежительно относится к своему прошлому, не имеет будущего. Это наша история - наших отцов, дедов, прадедов. Президент усилил свою ответственность за страну, и это ярко проявилось в приоритетных национальных проектах.

Мы умело продемонстрировали на праздничных мероприятиях своё духовное могущество, умение организоваться и мобилизоваться. У нас есть всё: душа, ум, богатая земля. Но недостаёт энтузиазма в освоении нового. Надо избавиться от депрессии. Возродить свою национальную гордость. Пока что мы демонстрируем своё могущество за чужой счёт.

В нашей истории было разное - и плохое, и хорошее. И это хорошее надо перенести в настоящее. Мы всё ещё советские люди, и в хорошем смысле, и в плохом. Нам надо избавиться от иждивенчества, от стремления проехать за чужой счёт. Однако умение советского народа сплотиться вокруг общей задачи не мешало бы взять на вооружение. Необходимо перейти от авралов к целенаправленной методичной работе.
Нужно избавляться от меркантильности и учиться практичности. Мы не должны надеяться на то, что кто-то принесёт нам готовую рыбу. Мы должны приобрести удочку и сами ловить свою рыбу. Не достаточно быть просто умным. Нужно уметь этот ум использовать с пользой для себя и своей малой родины.

В жёстких условиях рыночной экономики мы не можем и не должны надеяться на государство. Милость тоже имеет пределы. Государственные дотации в 80 с лишним процентов - это оскорбительная милость. Мы должны осознавать, что наша мощь и наше достоинство - это достояние страны России. Настало время брать ответственность на себя. И это должно проявляться в конкретных экономических проектах и их осуществлении.
Когда пессимист говорит "хуже некуда", оптимист говорит "нет, есть куда". Есть куда хуже, но все равно выпрямляемся, понемногу что-то меняется.

Планы у нас действительно большие и объемные. Хватит ли сил и времени на все задуманное? Я уверен, что все можно сделать, если будет стабильность, консолидация, понятная идеология наших действий. Сегодня я еще раз вынужден констатировать, что есть попытки отдельных групп, личностей и, к сожалению, некоторых уважаемых мною депутатов, вбить клин между властью и населением, между правительством и парламентом. При этом они не берут на себя никакой ответственности, делая декларативные заявления и давая необъективные оценки. Повторяю: правительство открыто для критики, мы ее приветствуем, но в конструктивной и объективной форме, чтобы критика не превращалась в политиканство.

Сегодня мы идем путем проб и поисков, потому что до нас не было четкой программы действий ни по одному направлению. Не все просто и не все получается сразу, не бывает результат сиюминутный, без приложения усилий. Но я убежден, что положительного результата можно добиться при совместной, консолидированной работе исполнительной и законодательной власти, общественных, религиозных, политических организаций. Нужно не бороться за лидерство между ветвями власти, а продолжать ту линию, которую все мы - как представители высших органов власти - взяли на себя по решению важнейших для республики вопросов жизнедеятельности. Не надо искать причин, ссылаться на сложности, отсутствие потенциала и т. п. Надо искать и находить возможности. Потенциал у республики есть, и у нас все должно получиться.

Благодарю за внимание.

http://www.altai-republic.ru/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=2732
18.07.2006

Док. 358056
Перв. публик.: 18.07.06
Последн. ред.: 22.08.07
Число обращений: 482

  • Бердников Александр Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``