В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кузнецов: Мы обречены на сотрудничество с Эстонией Назад
Кузнецов: Мы обречены на сотрудничество с Эстонией
О росте инвестиционной привлекательности Псковской области, достижениях в экономическом развитии, проблеме укрупнения регионов и о непростых отношениях с Эстонией в интервью корреспонденту "Росбалт-Север" рассказал губернатор области Михаил Кузнецов.

- Михаил Варфаломеевич, какие задачи ставила перед собой делегация Псковской области, принимая участие в Экономическом форуме?

- Безусловно, Псковская область - регион, заинтересованный в инвестициях. Мы с широко раскрытыми объятьями ждем всех желающих работать с нами. Да, у нас, может быть, нет нефти и газа, однако незагруженная промышленная инфраструктура создает определенные конкурентоспособные преимущества для инвесторов. Долгое время потенциал области недооценивали. Но за последние несколько лет ситуация оптимизируется: мы активно ведем переговоры с потенциальными инвесторами и принимаем участие во всевозможных экономических форумах. Пока на Петербургском Экономическом форуме мы не можем считать себя полноценными участниками - мы здесь, чтобы набраться опыта, поучиться, завязать новые контакты, которые со временем, надеюсь, будут реализованы в конкретные проекты.

- Чем Псковская область привлекательна для инвесторов, и как решается вопрос с бюрократическими барьерами?

- Нельзя сказать, что все наши чиновники проникнуты идеей помощи инвесторам. Есть в аппарате и "пережитки прошлого", подходящие к делам с позицией "документ должен дозреть". Но мы ведем активную работу по подбору кадров. Чиновникам, занимающимся "дозреванием документов", зачастую приходится подыскивать себе другое занятие. Мы стараемся максимально благожелательно относиться к бизнесу, к людям, создающим рабочие места. Как и во многих других субъектах, мы приняли Закон "О налоговых льготах и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Псковской области". Но он носит регистрационный характер, а не разрешительный. Причем, все кампании, инвестирующие средства в Псковскую область, приняли активное участие в его предварительном обсуждении. Благодаря новому инвестиционному законодательству, инвесторы тратят меньше средств и сил на оформление льгот - как раз это и предполагает схема прямого действия. Теперь инвестору не обязательно заявлять о своих инвестициях, достаточно отразить их в бухгалтерском отчете и получать льготу.

Как видите, лед тронулся. Однако сегодня меня больше беспокоит социальная сфера, поскольку основная работа администрации Псковской области лежит именно в социальной плоскости. На образование, медицину, социальную защиту населения тратится 80% усилий аппарата. Другим важным направлением работы администрации является развитие АПК региона, здесь нам серьезную помощь оказывает Министерство сельского хозяйства в рамках подписанной нами совместно с министром Гордеевым программы развития отрасли. На эти цели будет выделено 2,5 млрд рублей. К сожалению, очень немногие предприятия на селе способны работать в новых условиях - грамотно составить бизнес-план, оформить необходимую документацию. Наши программы зачастую сталкиваются с пассивностью, неподготовленностью большинства желающих в них участвовать. И как ни прискорбно говорить об этом, предназначенные нам федеральные ресурсы мы полностью реализовать не можем. Как видите, экономический рост обуславливается не только инвестиционной привлекательностью.

- Ситуация в Эстонии как-то отразилась на социально-экономическом климате в области?

- Значительная часть псковских предприятий учреждены с иностранным участием. Уникальное геополитическое положение области, ее статус транзитного коридора, наконец, трансграничное сотрудничество населения проживающего непосредственно на границе - это те факторы, которые могли бы более серьезно работать на развитие региона. К сожалению, барьером для этого часто являются политические шаги. На самом деле, мы обречены на сотрудничество с Эстонией, Латвией, и, безусловно, политические осложнения крайне негативно сказывается на нашем экономическом росте. Но, к этому надо относиться как к плохой погоде. Идет дождь - берите с собой зонт.

- В рамках общероссийской тенденции к территориальному укрупнению регионов Новгородскую и Псковскую области тоже не прочь объединить. Как вы на это смотрите?

- Сейчас уже отрицательно. Раньше надо было объединять. Лет десять-пятнадцать назад. При системе управления, сложившейся в российском государстве, с каждым годом затрудняется процесс интеграции субъектов федерации. Многие министерства зачастую уклоняются от решения региональных проблем и отказываются от определения единых правил игры для всех субъектов. Поэтому каждый субъект федерации вынужден решать их самостоятельно, и подходы к управлению в субъектах кардинально различаются - складываются свои уникальные системы. Следовательно, объединение технически может оказаться крайне тяжелым. Вот, например, сейчас в Псковской области внедряется новая система оплаты труда учителей. В Новгороде она совершенно иная. И при условии теоретического слияния вдруг выяснится, что огромное количество людей в одной из областей работали зря, потому что нет единой модификации. Выяснится, что тысячи учителей совершенно напрасно прошли аттестацию. И это всего один барьер к слиянию. Так будет по всем точкам соприкосновения.

- А как же быть с необходимостью выравнивания бюджетов разных регионов?

-.Государство работает по системе перераспределения: у богатых забрали, бедным отдали, потому что между субъектами в экономических показателях наметилась существенная разница. Что, наверно, и неплохо. Но не существует системы четкого распределения. За примером далеко ходить не надо. Несмотря на непростое экономическое положение, дороги в Псковской области отличались качеством, особенно в сравнении с соседними областями. Но в последние четыре года эта разница нивелировалась. Федерация взяла шефство над некоторыми трассами, разумеется, вместе с финансированием. В результате, куда идут деньги не понятно: объем работ упал в пять - десять раз, качество покрытия снизилось. В отсутствие четкого распределения средств, изъятых у регионов, эта система ни к чему хорошему для самих регионов не привела.

- По-вашему, дотационность региона - это судьба или переходный период?

-У каждого губернатора свои проблемы. И неизвестно, кому сложнее: губернатору богатого или бедного региона. Регион богаче - соответственно ожиданий больше. В некотором смысле работать проще. Денег не хватает, но их не хватает всем. А отсутствие крупных бюджетообразующих предприятий избавляет от стремления их руководства поучаствовать в управлении областью. Конечно, и нам приходится с этим сталкиваться, особенно на федеральных уровнях власти, когда влияние частного бизнеса излишне велико. Но в Пскове оно не перешло критической точки, как у губернаторов богатых регионов.
Что касается дотационности области, конечно, мне хотелось бы верить, что это не карма, а переходный период. Причины экономической слабости объективны. В советское время не был заложен фундамент для развития региона. Нельзя забывать также, что Псковская область - приграничная, и более того - расположена между двумя столицами, что способствует оттоку экономически активного населения. Однако это не значит, что нужно придерживаться позиции - "ну, что с нас возьмешь". Надеюсь, в долгосрочной перспективе, а, по некоторым отраслям, и в краткосрочной, ситуация изменится.

А конкретные успехи уже есть?

Конечно! За два года в полтора раза увеличился объем валового регионального продукта: с 35 млрд рублей в 2004 году до почти 50 млрд рублей в 2006 году. В 2006 году приток иностранных инвестиций увеличился почти вдвое: с $9 млн до $15,5 млн. В этом году объем зарубежных инвестиций, по прогнозам экспертов превысит показатели предыдущего года и составит примерно $15,6 млн. В 2006 году на территории области действовало 245 предприятий с иностранным капиталом. В данный момент разрабатывается несколько крупных проектов. Буквально летом будем закладывать первый камень комбината по производству различной продукции из лесных отходов в Новосокольниках. Ориентировочная стоимость реализации этого проекта - 18 млн евро. Таким образом, объем инвестиций, который предполагается вложить в завод, за 2008 год, должен превысить объем иностранных инвестиций за предыдущий год. Уже принято решение о строительстве нефтеперерабатывающего завода при участии "Татнефти". Кроме того, мы следим за развитием проектов местного значения. Так, надеюсь, в конце года активизируется строительный сектор, где приоритетная наша задача - не гонка за квадратными метрами, а уменьшение ставки на стоимость жилья. 25-30% от стоимости недвижимости, как минимум, - издержки, связанные с ценой на землю, которых можно избежать. Пока проблемой является нехватка земли под застройку. Муниципалитет нам зачастую не подчиняется и выстраивает политику таким образом, что на общепринятых условиях весьма сложно получить земельные участки. Учитывая особую правовую специфику неких земель, мы рассчитываем переломить ситуацию.

- Как вы отнеслись к отмене выборов губернаторов?

- Я подумал: "Какое счастье: больше не придется никогда избираться".

- А чем плоха процедура избрания?

- Выборы сами по себе штука тяжелая: и физически, и психологически. И потом выборы не дают правильного объективного ответа на вопрос: кто регионом сможет управлять. А издержки избирательной процедуры крайне высоки: к сожалению, количество случайных людей, прошедших через сито выборов, превышает количество людей, достойных быть губернаторами. Это система отбора сегодня зачастую неэффективна. Я не исключаю, что с повышением опыта населения в избирательных кампаниях на протяжении, может быть, ряда десятилетий она заработает. Но не сейчас.

- Вы будете переутверждаться?

- Да, когда время придет.




Беседовала Наталия Личкова
Росбалт-Север
20.06.2007
http://www.governors.ru/?regmode=fio®ion=60&okrug=0&razdel=smi&statja=22515

Док. 359686
Перв. публик.: 20.06.07
Последн. ред.: 26.08.07
Число обращений: 347

  • Кузнецов Михаил Варфоломеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``