В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Кузнецов: Взгляд из регионов Назад
Михаил Кузнецов: Взгляд из регионов
Представляя разработанную его ведомством Концепцию правительству России, министр регионального развития Владимир Яковлев отметил: "Сейчас львиную долю свободных денег в стране привлекают регионы, добывающие сырье, и разрыв между ними и остальными территориями растет". По данным МРР РФ, больше 50% российского ВВП обеспечивают всего 10-12 территорий из 89. Яковлев предложил сосредоточить федеральную помощь на развитых регионах, которые должны превратиться в "локомотивы роста".

Появление Концепции было во многом обусловлено инициативами глав регионов-доноров. Однако среди региональных лидеров, а также представителей муниципального самоуправления нет однозначного мнения относительно как предлагаемого документа в целом, так и отдельных его аспектов.


Политика "выравнивания" давно перешла предел своей эффективности

Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин:

Концепция вызывает неоднозначное отношение. С одной стороны, в ней заявлен верный тезис о необходимости перехода от политики "выравнивания" к политике "поляризованного развития" регионов. С этим нельзя не согласиться: нужна ставка на "регионы-локомотивы".

С другой стороны, в концепции довольно слабо прописаны критерии определения такой "локомотивности". Сказано лишь, что государство разработает некую генеральную схему пространственного развития, где все будет определено. Такой подход таит очевидные риски чиновничьего произвола и, в конечном счете, коррупции.

Нужна открытая конкурсная процедура программ регионального развития, межрегиональных проектов, причем в конкурсной комиссии должны заседать не столько чиновники, сколько независимые эксперты, представители инвесткомпаний и инвестбанков. В этом смысле конкурсный алгоритм расходования средств Инвестфонда, предлагаемый Минэкономразвития, кажется мне более прогрессивным.

Серьезным изъяном концепции видится крайне слабое внимание авторов к стратегиям развития крупного бизнеса, которые сегодня задают основной вектор развития регионов. Именно бизнес определит контур развития пространства нашей страны на среднесрочную перспективу.

* * *

Именно бизнес определит контур развития пространства нашей страны на среднесрочную перспективу.

* * *

Политика "выравнивания" давно достигла и перешла предел своей эффективности. Несмотря на увеличивающиеся с каждым годом вливания федерального бюджета, межрегиональные различия в России продолжают расти: сегодня 10 самых богатых регионов опережают 10 самых бедных в 12 раз, и при сохранении нынешней ситуации этот разрыв увеличится к 2015 г. до 18 раз.

Дальнейшее усиление изъятий оборотных средств из "точек роста" и их перераспределение в "точки деградации" приведет только к усилению этих тенденций. Выход видится в концентрации усилий бизнеса и власти на развитии явных конкурентных преимуществ лидеров в расчете на то, что импульсы роста по цепочкам прямой экономической кооперации передадутся аутсайдерам.

Один из способов реанимации экономик депрессивных регионов - интенсификация межрегионального экономического сотрудничества, строительство межрегиональных рыночных кластеров с сильными соседями.

В региональной дискуссии проявляется любимая наша забава: спорить о том, что уже и так существует объективно. У нас есть 10-12 "регионов-локомотивов", где "прописан" экономический рост, и есть все остальные. Де-факто "локомотивы" уже существуют. То же самое наблюдается на муниципальном уровне в рамках отдельных регионов. В Красноярском крае из 540 с лишним муниципальных образований есть 5-6 "доноров", остальные являются реципиентами.

Разумная экономическая политика может заключаться в поддержке лидеров и выявлении новых "точек роста" на территории вчерашних аутсайдеров. Собственно, мы именно этим ежедневно занимаемся.


Вместо поиска "точек роста" нужно просто работать

Губернатор Псковской области Михаил Кузнецов:

Российская история полна примерами перспективных в теории реформ, которые на практике превращались в свою полную противоположность.

И я могу с уверенностью заявить, что практика работы в России не позволит провести предлагаемый Минрегионразвития план должным образом.

* * *

Население экономически пассивно, и речь идет не о лени, а о невозможности искать дорогу в жизнь, что вынуждает "плыть по течению".

* * *

В Концепции есть здравое зерно, но мало кто из глав дотационных регионов смог бы одобрить этот проект. Я в целом негативно отношусь к данному документу и хочу отметить несколько моментов. Как руководителю дотационного региона, географически расположенного вблизи двух мегаполисов, мне приходится сталкиваться с тенденцией вымывания и миграции экономически активного населения. Этот процесс идет в течение десятков лет, начавшись еще во времена СССР, неизбежно сказываясь на менталитете и образе жизни тех, кто остается в Псковской области. Есть разница между людьми, которые живут в Сибири, и псковичами. Население экономически пассивно, и речь идет не о лени, а о невозможности искать дорогу в жизнь, что вынуждает "плыть по течению". Предложенная концепция может только усугубить этот процесс, приводя к дальнейшей маргинализации подобных регионов. Эти изменения можно будет заметить через десятки лет, когда исправлять что-либо окажется поздно. В случае превращения России в сообщество нескольких центров, где кипит жизнь, и "остального" пространства, где непонятно что происходит, сложно представить, что произойдет с территориальной целостностью страны.

У меня возникают большие сомнения по поводу того, что "регионы-локомотивы" будут вытягивать дотационные области, скорее, будет происходить миграция в "опорные регионы".

И это может превратиться в нерешаемую проблему. Кроме этого, как будут отбираться "регионы-локомотивы", догадаться несложно. За это светлое звание будут бороться все кому не лень, а победит тот, у кого хватит сил пролоббировать этот вопрос. Критерии определения "локомотивов" представляются достаточно размытыми; на мой взгляд, главный критерий - готовность населения, а это вещь, весьма условно подлежащая формализации.

В целом, моя позиция такова: следует исходить из цифр бюджета и необходимости каждодневной работы по его пополнению. Нужно привлекать, уговаривать инвесторов, которые приходят в регион, понимать, чего им не хватает, и создавать благоприятные условия, считать каждую копейку и рационально распоряжаться средствами. Для этого нет необходимости объявлять реформу, предлагать нововведения и искать точки роста, нужно просто работать.


Инструментом регионального развития должны стать республиканские целевые программы

Глава Республики Карелия Сергей Катанандов:

Есть все основания согласиться с необходимостью использования новых принципов региональной политики, предложенных в Концепции. Было бы целесообразно провести обсуждение этого важного документа с участием глав местного самоуправления, депутатов, руководителей крупных предприятий, ученых и экономистов. Такая широкая дискуссия будет способствовать более полному и всестороннему знакомству с принципами и целями федеральной региональной политики, сформулированными в Концепции. После насыщения ее конкретными планами и программами практическая реализация предложений Минрегионразвития окажет позитивное влияние на социально-экономическое положение и отдельных регионов, и страны в целом.

За счет мобилизации активности субъектов РФ и эффективности использования их ресурсов возможно провести социально-экономические преобразования, что позволит значительно увеличить ВВП и провести комплекс мер по снижению уровня бедности. Скажем, развитие строительной отрасли в Москве и Санкт-Петербурге привело за последние два года к увеличению в Карелии добычи отделочного камня до 16 тысяч кубометров и щебня - до 4,5 миллиона тонн в год. Это, в свою очередь, дало возможность создать дополнительные рабочие места и решать социальные проблемы в республике, а также получать дополнительные доходы в бюджет Карелии.

* * *

Следует выработать меры по стимулированию региональных инициатив.

* * *

Если говорить о территориях, не получивших статус "опорного региона", то Концепция предусматривает государственную поддержку, направленную в первую очередь на обеспечение равного доступа населения к бюджетным услугам. Для достижения данной задачи следует выработать меры по стимулированию региональных инициатив. Финансовая помощь регионам должна поддерживать социальными трансфертами отсталые территории, а депрессивные регионы ориентировать на обеспечение экономического роста и увеличение налоговой базы. Особое внимание нужно уделять при этом внебюджетным и инвестиционным инструментам, бюджетной поддержке региональных инициатив. Что касается Карелии, можно отметить неуклонное возрастание темпов подъема экономики республики, в частности объемов внешнеторгового оборота и производства. Все это позволяет с уверенностью сказать, что регион не является депрессивным.

Замечу, что предложение Д. Козака о выделении "опорных точек роста" в отдельно взятом регионе отразило существующую в Карелии практику.

В муниципальных образованиях региона - Петрозаводске, Костомукше, Кондопоге, Сегеже - сосредоточены основные инвестиции и другие ресурсы экономики. Удельный вес этих городов в бюджете республики составляет 76,4%, а объем промышленного производства в центрах развития - 78,8%.

Инструментом регионального развития должны стать республиканские целевые программы (РЦП). Они, на наш взгляд, могут быть двух видов: направленные на решение задач стимулирования социально-экономического развития и обеспечения воспроизводства ресурсов развития (в том числе, и на решение проблем кризисных территорий муниципальных образований). В соответствии с типологией и спецификой вырабатываются требования эффективности, чтобы в дальнейшем обеспечить переход от поддержки конкретных районов к решению системных проблем. РЦП разрабатываются на принципах, изложенных в Концепции, предложенной МРР РФ.

В настоящее время правительство Карелии готовит стратегию социально-экономического развития муниципальных образований республики в соответствии с Федеральным Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Стратегия предусматривает повышение конкурентоспособности производства, увеличение ВРП и обеспечение перевода экономики на инновационный путь развития, повышение эффективности использования природных ресурсов, сокращение безработицы, создание условий для развития малого и среднего бизнеса. Меры, предлагаемые в республиканском документе, в значительной степени соответствуют положениям Концепции, разработанной МРР РФ.


Учитель и врач должны получать зарплату вне зависимости от того, есть в области нефть или нет

Начальник департамента экономики, заместитель губернатора Вологодской области Леонид Иогман:

Представленная МРР РФ единая стратегия впервые предлагает построить новое пространство не на призыве наращивать темпы роста, а на четких ориентирах в виде рациональных мегапроектов, позволяющих "сшить" разнородность регионального состояния.

Я положительно отношусь к Концепции, поскольку в такой огромной стране, как наша, пространственное планирование - основа государственного функционирования, особенно на современном этапе развития страны. Сегодня многие регионы инициируют, а не обосновывают потребность в ЦБК, не располагая достаточной сырьевой базой и инфраструктурой. В результате реальных вложений нет. Дезориентируется потенциальный инвестор, не понимающий, что приоритетно и будет пользоваться поддержкой, а что нет. Например, при строительстве Северного транспортного коридора (Финляндия-Пермская область) не удается согласовать первоочередные интересы всех территорий, по которым проходит коридор: Карелии, Архангельской, Вологодской и Пермской областей, республики Коми и Коми-Пермяцкого АО. Именно поэтому уже 10 лет существуют несвязанные отрезки дорог, а целостного проекта нет. Инвесторы в замешательстве взирают на пассивную позицию федерального центра по отношению к приоритетам инвестиций в регионах и в результате никуда не вкладывают средства. В госпланировании при всех его минусах было много и плюсов. Речь не идет о тотальном регулировании, но состыковать интересы трех или четырех субъектов - это разумное управленческое действие.

* * *

Состыковать интересы трех или четырех субъектов федерации - это разумное управленческое действие.

* * *

Сегодня возникли и развиваются такие экономические проблемы, которые выходят за рамки субъекта и требуют согласования на межрегиональном уровне, следовательно, и решать их нужно в надрегиональном пространстве. МРР пытается оформить этот набор пожеланий в некий план действий. Вологодская область давно приняла для себя такой принцип: наличие хоть мало-мальски согласованной и обсуждаемой (пусть даже спорной) стратегии гораздо лучше отсутствия таковой.

Что касается идеи подъема экономики за счет развития "регионов локомотивов", мы у себя еще 2-3 года назад пришли к такой идее, формируя стратегию социально-экономического развития. Мы получили подтверждение кризиса гомогенности социально-экономического ландшафта, выделив в результате три коридора развития, в которых будет создаваться более плотная инфраструктура. Причем вакуума перспектив у других территорий в этом случае быть не может и не будет. Если коридор становится более плотной, а значит, динамичной средой, то в свое развитие он станет втягивать другие территории.

Если раньше социально-экономический ландшафт закладывался едиными нормативными требованиями и действиями плановой экономики, то сейчас нужно признать, что, несмотря на упорные уравнительные попытки прошлого, в результате мы оказались все разные, с разными доходами, ценами, тарифами, условиями производства, ресурсами, населением, администрациями, потенциалами, и одинаковых субъектов не будет. Другое дело, что государство должно гарантировать некий минимальный стандарт, - учитель и врач должны получать зарплату вне зависимости от того, есть в области нефть или нет. А все остальное люди, компании, муниципальные образования, регионы должны зарабатывать сами.

Идея выделения "опорных точек роста" внутри регионов, предложенная Д. Козаком, сохраняет свою актуальность. Мы, кстати, занялись этим еще в 2004 году, приняв "Основы Стратегии социально-экономического развития области". Сохраняется та же логика проектирования, только не в проекции "точек роста", а в опоре на "коридоры развития". Один из первых мегапроектов, агломерация "Вологда-Череповец", у нас давно сложился в силу уникальных транспортных свойств этого коридора. Новация разработки заключается в конвертации этого коридора в межгородскую агломерацию в целях обеспечения единых стратегических преимуществ и выхода на новый уровень конкурентоспособности посредством запуска ряда сшивающих проектов.


Промышленная политика современной России определяется поведением и планами ФПГ

Первый заместитель председателя правительства Хабаровского края по экономическим вопросам Владимир Сыркин:

Предлагаемая Концепция содержит ряд противоречий и спорных моментов. Во-первых, не понятно, почему сделан вывод, что федеральная политика, которая строилась на платформе "выравнивания" социально-экономического развития регионов, "себя фактически исчерпала". Формально из текста следует, что результатом этой политики стало накопление диспропорций в регионах и усиление дифференциации по основным социальным и экономическим параметрам, но предложение о переходе к политике "поляризованного развития" предполагает еще большую дифференциацию регионов.

Критическое отношение к бюджетному "выравниванию" уровней регионального развития представляется довольно странным, учитывая возросшую централизацию налоговых доходов в Федеральный бюджет и сокращение возможностей регионов осуществлять инвестиционную политику, а также то, что именно МРР РФ ратует за "поляризованное развитие". С началом восстановительного роста дифференциация регионов по уровням развития и, следовательно, поляризация уже увеличилась. Такая тенденция может привести к состоянию для отдельных регионов, которое именуется "ловушкой бедности". С точки зрения экономической политики, регион недостаточно рассматривать только как экономическую подсистему, скорее, это социальная и экономическая подсистема.

Еще одну ловушку содержит так называемый базовый механизм управления, который предложен в Концепции - "направление государственных капиталовложений на развитие связанности с глобальной экономикой (выделено автором - В.С.) и другими регионами страны...". Что касается второй части, то формально усилия по развитию связанности с другими регионами можно было бы приветствовать. Китай, как известно, в рамках своей политики "поляризованного роста" стимулировал кооперацию прибрежных регионов-лидеров с отстающими регионами, однако, однозначно зафиксированных прорывов здесь не известно. Самая большая проблема - это распространение эффектов за пределы "полюса роста". В условиях же стимулирования "связанности" с глобальной экономикой сеть взаимоотношений конкуренции и инноваций будет формироваться скорее за пределами периферийных регионов, чем дальше они по своей структуре находятся от производства конечных потребительских товаров.

* * *

Дифференциация регионов по уровням развития уже увеличилась. Такая тенденция может привести отдельные территории к состоянию , которое именуется "ловушкой бедности"

* * *

Критериальный фон - удвоение ВВП - вообще не является задачей регионального развития, так как носит конечный во времени характер, в то время как политика регионального развития по определению долгосрочна, так как предполагает изменение пространственной структуры национальной экономики.

С той или иной степенью эффективности "полюса роста" сработали в Японии и Корее. Однако они формировались в рамках национальной экономической политики, ведущую роль в которой играли отраслевые приоритеты и планы. В условиях территорий достаточно малого по сравнению с Россией размера однозначно определить, была ли это политика регионального развития или промышленного роста, почти не имеет смысла - они по существу совпадали. "Полюса роста" были определены в рамках национального плана, и они формировались почти с чистого листа. Аргумент, который приводят эксперты по проблемам "полюсов роста", о том, что региональная и промышленная политика с точки зрения финансирования имеют один карман - представляются достаточно убедительными. Промышленная политика современной России в условиях ухода федерального правительства от ее ясного формулирования определяется поведением и планами ФПГ.

Зафиксировать, что "полюс роста" состоялся, можно только post factum. Кроме того, политика "полюсов роста", получившая развитие в 1960-70-х гг., применялась в Японии и Корее (слаборазвитые аграрные страны - другой случай) как политика концентрированной децентрализации, противодействующая чрезмерной поляризации, как политика общественных инвестиций для создания промышленных региональных центров.


Нужны новые приоритеты и "тягачи" развития

Начальник отдела развития и поддержки предпринимательства экономического комитета Новгородской области Владимир Алексеев:

Я бы не спешил приговаривать как неэффективную, политику и практику "выравнивания" развития регионов и муниципальных образований. Просто с учётом множественных различий российских территорий, действительно неприемлем некий однотипный безликий трансфертный подход к выравниванию, приводящий не к их развитию, а лишь к имитации поддержания тощих социальных стандартов и обязательств.

Конечно, обсужденная недавно правительством РФ Концепция тоже оказывается возможным способом выйти из круга стереотипов, сковывающих несырьевое развитие экономики страны. Срочно нужны новые приоритеты и "тягачи" развития. Минрегионразвития РФ, где явно просматривается влияние наработок "ЦСР "Северо-Запад", активно работает над этой проблематикой. И если в фокусе прицела развивателей регионов профессионально окажется, например, потенциал малого и среднего бизнеса, то можно точно прогнозировать быстрое радикальное улучшение социально-экономической ситуации в целом и в муниципальном пространстве прежде всего.

При этом малый бизнес, как безответственно неиспользуемый инструмент развития, а, значит, как приоритет оказывается как нельзя кстати, если 131-й закон заработает полностью. Поскольку иерархия разных приоритетов присутствует всюду, мне представляется, что она никак не противоречит целям и задачам муниципального развития. Другое дело, каким образом малый и средний бизнес привести в муниципальную экономику, как сделать его устойчивым и конкурентным. И здесь мы на примере своей области предлагаем использовать управляемые подходы, насаждающие и новую экономику, и новую культуру хозяйствования.

* * *

Если в фокусе прицела развивателей регионов окажется потенциал малого и среднего бизнеса, можно точно прогнозировать радикальное улучшение социально-экономической ситуации в целом и в муниципальном пространстве.

* * *

Экономический комитет Новгородской области инициирует проект "Малый бизнес - муниципальный прорыв", который, по расчётам специалистов, способен комплексно и надежно обеспечить не только прорывное развитие малого и среднего бизнеса, но и одновременно, быстрое и финансово недорогое бюджетное оздоровление и социально-экономическое развитие муниципальных образований.

Суть проекта в управляемом создании органичных комбинаций быстро окупаемых малых и средних субъектов хозяйствования, с наименьшим риском организуемых в нужном месте, нужном количестве и в нужных параметрах.

Такой подход позволяет организовать рыночно обоснованный территориальный хозяйственный комплекс, который совокупностью результатов экономической деятельности этих хозяйствующих субъектов обеспечивает не только возмещение привлекаемых финансовых ресурсов и процентов по ним, но выравнивание и последующий профицит доходов и расходов бюджета муниципального образования.


Неэффективная пространственная организация ведет к убыли населения

Начальник отдела экономического развития Администрации местного самоуправления Калевальского национального района Ирина Кузьмина:

Нельзя не согласиться со сделанными в Концепции выводами относительно неперспективности поселений, возникших для решения геополитических задач. В Калевальском районе из 4-х поселений, созданных в рамках 131 ФЗ, к неперспективным уже сегодня можно отнести 2 поселения. Они полностью зависят от единственной отрасли экономики (лесопромышленная), существующей на этих территориях более 50 лет и не получающей в настоящее время развития в связи со сменой арендаторов - лесопользователей.

Одновременно в районе из-за резкого снижения численности населения в результате естественной убыли и механической (люди вынуждены уезжать за пределы района в поисках работы), а также неэффективной пространственной организации района (расстояние от районного центра до столицы республики 570 км, а между населенными пунктами внутри района колеблются от 50 до 160 км), растут расходы на содержание инфраструктуры.

Администрация МСУ большое внимание уделяет вопросам занятости населения. Приоритетными направлениями в экономике района мы видим развитие туризма, малого бизнеса и предпринимательства.

Однако на сегодняшний день существует множество препон для создания собственного дела. Например, для получения кредита по нормативным документам Правительства Республики Карелия необходим бизнес-план, требования к которому достаточно высоки, а стоимость его разработки в консалтинговой фирме достигает 100 тыс. рублей.

Как отрицательный фактор в развитии района отмечаем тот факт, что практически все федеральные структуры выведены за его пределы в другие районы республики, причем разные.

Следует отметить, что при формировании доходной части бюджета на 2006 год прогноз поступления доходов составил по району 156,9 млн. руб. В то же время по Налоговому Кодексу в местном бюджете по нормативам остается 45,9 млн. руб. (лишь 4-я часть). Иначе как грабительской такую политику государства назвать нельзя. Если бы все налоги и сборы оставались в бюджете района, то бюджет района был бы бездефицитным.

Считаем, что государство опоздало с принятием этого ФЗ лет на 15. Закон нужно было вводить тогда, когда функционировали предприятия, а территории жили и имели возможность для своего развития.

Что касается самой Концепции, то необходимо подчеркнуть, что не совсем ясны критерии отбора "опорных регионов" при введении принципа поляризованного развития, предлагаемого Концепцией. Хотелось бы знать, каков будет механизм распространения инновационной активности в другие неопорные регионы.


Необходимость перехода к "поляризованному" развитию вызывает большие сомнения

Председатель комитета по экономике и инвестициям Администрации МО "Город Гатчина" Георгий Коломенский:

Концепция производит несколько странное впечатление. Прежде всего, удивление вызывает тезис о том, что федеральная политика в отношении регионов строилась на принципе "выравнивания" уровней социально-экономического развития регионов. Этот тезис не подтверждается фактическими данными, приводимыми в Концепции, о том, что региональная дифференциация за последние несколько лет увеличилась. И это несмотря на то, что за этот же период бюджетная централизация значительно усилилась. Так в Гатчине за период 1996 - 2004 гг. объем выпуска продукции, товаров, услуг в действующих ценах и среднемесячная заработная плата выросли примерно в 14 раз, поступление налоговых платежей в бюджетную систему выросло почти в 9 раз, а поступление налоговых платежей в местный бюджет увеличилось только в 5,5 раза.

* * *

Авторы Концепции вместо того, чтобы откровенно сказать, что необходимо укрупнять субъекты федерации, пытаются решить задачу косвенными методами через придание особого правового режима территориям в рамках действующей Конституции.

* * *

На самом деле какая-либо внятная региональная политика на федеральном уровне просто отсутствует, о чем свидетельствует, в частности, совершенно непрозрачная система распределения средств федеральных целевых программ. Поэтому говорить о достижении предела эффективности политики "выравнивания" в таких условиях не совсем обоснованно. А раз так, то и провозглашаемая необходимость перехода к "поляризованному развитию" вызывает большие сомнения. Как быть населению регионов, которые не будут "назначены" в "опорные", в Концепции говорится очень мало и невнятно. Готовы ли будут "опорные регионы" принять поток внутренних мигрантов из "неперспективных" регионов, к каким последствиям это может привести? Ответы на эти вопросы остаются за рамками Концепции.

Создается ощущение, что авторы Концепции вместо того, чтобы откровенно сказать, что необходимо укрупнять субъекты Федерации, пытаются решить эту задачу косвенными методами через придание особого правового режима территориям в рамках действующей Конституции. Кстати в том, что касается местного самоуправления, подход, реализованный в 131 законе, прямо противоположен. Вместо укрупнения экономически несостоятельных муниципалитетов создается большое количество мелких муниципальных образований, большинство из которых будут дотационными. Даже в Гатчине, которая считается благополучной территорией в финансовом смысле, доходы, закрепленные в Бюджетном кодексе, могут обеспечить только 25% необходимых бюджетных ресурсов.


Нужно научиться жить в "неравномерности"

Президент межрегиональной ассоциации по социально-экономическому взаимодействию малых и средних городов России "Муниципальное экономическое развитие" Виталий Пашенцев:

Как верно отмечено в Концепции, менее 3% субъектов (Москва и Тюменская область) относятся к категории богатых и чрезвычайно богатых регионов, примерно 20% - Московская область, г. Санкт-Петербург и др. к среднему классу и т.д. В те же страты укладываются и поселения как в разрезе государства в целом, так и по отдельным субъектам в частности - столица субъекта и средний город в страте "богатых", районы - в страте "средних", сельские районы и малые поселения - в страте "бедных". В результате реализации мероприятий реформы местного самоуправления появится около десяти тысяч новых муниципалитетов, преимущественно малые поселения, располагающие малыми ресурсами.

Неравномерность в развитии сохранится и в обозримом будущем. Нет объективных предпосылок для того, чтобы преодолеть ее. Значит, нужно научиться жить в "неравномерности", управлять процессами, характерными для неравномерно развивающейся среды.

Регионы между собой и поселения между собой неизбежно вступают в конкурентную борьбу по поводу ресурсов. Концепция предлагает сменить политику "выравнивания" на политику "поляризованного развития". Это неверно! Обе политики должны реализовываться одновременно. Первая должна быть направлена на обеспечение равного доступа населения к бюджетным услугам, гарантирующим реализацию конституционных прав граждан. Политика "сфокусированного развития" нацелена на интенсификацию предпринимательской активности и инновационных процессов в "опорных регионах", приращивание за счет этого общественного ресурса, вовлечение в процессы экономического роста других территорий.

* * *

Неравномерность в развитии сохранится и в обозримом будущем.

* * *

Должны быть разработаны и приняты прозрачные правила распределения общественных ресурсов. Не должно быть конкурентной борьбы между регионами и муниципалитетами. Самым оптимальным здесь являются утверждение законом социальных нормативов и контроль за эффективным использованием ресурсов. Оставшиеся средства должны распределяться на конкурсной основе среди территорий, реализующих стратегию своего развития, отвечающую критериям федеральной региональной политики.

Принятие и реализация Концепции в таком виде благотворно повлияет на развитие муниципалитетов, заставит изменить стиль муниципального управления, будут востребованы механизмы стратегического планирования и управления.

No1(13), 2005

http://www.rusrev.org/content/review/default.asp?shmode=8&ida=808&ids=61


Док. 363302
Перв. публик.: 20.02.05
Последн. ред.: 31.08.07
Число обращений: 135

  • Кузнецов Михаил Варфоломеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``