В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Даниил Дондурей: Кинопремьеры и кинопремии Назад
Даниил Дондурей: Кинопремьеры и кинопремии
Ирина Хворостяная. Кинопремьеры и кинопремии (интервью с Даниилом ДОНДУРЕЕМ)

- Здравствуйте. Это Newtimes.ru. У нас прямой эфир. Напоминаю нашу "Аську": 382-850-851. На ваши вопросы будет отвечать Даниил Дондурей, главный редактор журнала "Искусство кино". Здравствуйте, Даниил.

- Здравствуйте.

- Вы не так давно вернулись с "Кинотавра" и сейчас Московский кинофестиваль...

- До этого еще Каннский. Такая фестивальная пора: май-июнь. Один фестиваль за другим. Затем в Карловых Варах. Но я не поеду. Это такая фестивальная машина.

- После Каннского сразу был "Кинотавр". Понятно, что фестивали разные, и несколько разное кино. Давайте начнем по порядку. С Канн. Как Вы оцениваете... Это действительно была наша победа? Все-таки присудили нашему актеру Пальмовую ветвь.

- Это вообще была победа не Голливудского кино, скорее. Потому что все призы фестиваля довольно правильные. Распределение призов это ведь большая политика. Это не только качество фильма, как всем кажется. Это выбор ориентации, выбор новых типов героев. Это только в споре высоких достижений: кто выше, быстрее и так далее. В кино это не так. Поэтому иногда приз получает не самая, может быть, замечательная картина Майкла Мура, документальная картина антиамериканская. Про страховую медицину в Америке в Каннах нам показывал. С другой стороны, иногда выдающиеся фильмы, как "Догвиль" Ларса фон Триера, они вообще никаких призов не получают и тем самым показывают, что есть внекондиционный такой продукт, который не умещается в обычные представления критериев. В этом году, например, двумя, мне кажется, идеями, двумя подходами был интересен Канн. Все призы получили маленькие кинематографии. То есть румын, румынская картина "Четыре месяца, три недели, два дня", Мен Гио или Мен Жио по-разному все пишут. Очень интересная и невероятно благородная картина. Все картины и корейская картина Ли Чан Донга... У нас был один его выдающийся фильм, назывался "Оазис". Одна копия, в одном зале года три назад. Его картину купили, но я не уверен... Вообще, все Каннские картины куплены. У нас в Москве вообще все показывают. Но показывают несколько дней в кинотеатре "Ролан" или "Пять звезд", или "35 миллиметров" и все. Это очень огорчительно.

- С чем это связано? Все, что сейчас идет в многозальных кинотеатрах это американские блокбастеры, сплошной "Голливуд", в лучшем случае "Дисней". Я знаю, что в Москве есть небольшие залы, есть публика, которая ждет и ходит на некоммерческое кино, на авторское кино. Но, если я себе правильно представляю ситуацию, в России, по-моему, люди не имеют представления о том, что действительно происходит в таком кино. Эти фильмы туда не доходят, их там не показывают. И не формируется эта культурная прослойка людей, которая обладает определенными свойствами. С чем это связано, на Ваш взгляд?

- Вы знаете, это связано с несколькими обстоятельствами. Очень мощно развивается массовая культура.

- Это поп-арт?

- Нет, поп-арт это все-таки направление в современном искусстве. Массовая культура, попса ее называют, но это не точно. Она включает в себя и гламурную культуру.

- Гламурная культура это аксюморон такой?

- Нет, это такая сияющая культура хороших продаж, где красивые проблемы, в том числе и трагические. Где нет стариков, где нет болезней, где нет бедных, где нет маргинальности, где нет грязи и так далее. Это гламурные, лаковые, замечательные журналы, которые, естественно, рассказывают о преуспевающих людях в преуспевающей жизни. Которые иногда болеют, иногда разводятся, иногда у них есть какие-то проблемы с детьми. Они не могут правильно сделать пересадку во Франкфурте.

- Богатые тоже плачут, мы это помним.

- Эта культура входит в массовую культуру. Массовая культура имеет очень много типов. Массовая культура латино-американских сериалов, или "Не родись красивой" в современной версии мы знаем, что это американский проект. Называется "Страшилка Бэтси", идет в 26 странах. И у такого рода фильмов и сериалов очень большие деньги, очень большие сборы. И они тратят невероятные усилия для того, чтобы сказать это фильм, этот "Ночной / дневной дозор", эта "Жара" тебе очень нужна. Ты будешь очень страдать на следующей неделе, если ты не посмотришь. Специальные интеллектуалы уговаривают, которые вечером смотрят "Спокойной ночи и удачи" Клуни, но днем они рассказывают миллионам людей о том, как важно посмотреть "Паук-3".

- Если они зарабатывают этим деньги, то все объяснимо.

- Это работа: увеличивать количество людей, готовых заплатить за "Паука" и другие американские фильмы, очень нормальные кстати. Но нет людей... А этим должны были бы заниматься две силы: этим могло бы заниматься либо государство, либо благотворительные фонды. Но у нас этих фондов нет.

- У нас, по-моему, государство не очень сильно работает над этим.

- Государство не беспокоится о том, что уменьшается количество людей, способных воспринимать сложное качественное современное искусство. И второе следствие: уменьшается количество желающих это делать. Потому что если у тебя нет потребности, то тебе в голову не придет, что какой-то скучный корейский фильм... Хотя для меня он был лучшим в Каннской программе. О женщине, у которой погиб ребенок. И что ей делать? С мужем тоже какая-то сложная история. Она осталась одна. Еще два года назад у нее была замечательная семья. С мужем и мальчиком любимым. И что ей делать? Умирать? Покончить с собой? Пойти в сумасшедший дом? Завести 20 любовников? Пойти в религиозную секту? Помогать нищим? Что ей делать? И мы вместе с авторами фильма проходим эти ее ежедневные человеческие боли и человеческие практики. Нас этому обучают. Чего не скажешь, кстати, о российском кино, особенно, если его посмотришь в его большом количестве. Ты не увидишь там гуманистичных человеческих практик. Там совсем другое.

- Если мы говорим о российском кино. Последние лет десять есть такое патриотическое кино, которое появилось в России. Здесь очень странная ситуация. Если называть патриотичным фильм "Бригада", допустим...

- Я не знаю, кому хочется называть его патриотичным.

- Я слышала такие оценки.

- Они были связаны скорее с создателями "Бригады", поскольку за "Бригадой" стоял второй канал, и им нужно было как-то объяснить, почему сериал про авторитетов и бандитов пользуется такой национальной славой. Он показывался много раз. И он действительно хорошо сделан. Там талантливые сценаристы Саша Велединский с компанией, и талантливый режиссер Алексей Сидоров. Там способные люди. Способные люди, когда дотрагиваются до чего-то, они это здорово оживляют. Мир бандитов, чудовищ и, мне кажется, превратных представлений о 90-х годах, они здорово оживили. И продюсерам, руководителям второго канала, нужны были аргументы, как говорят специалисты, идеологемы, чтобы объяснить, зачем они тратят деньги не на мирные цели. То есть показывают сложных бандитов, показывают очеловеченных чудовищ. Зачем они это делают? Делаю замечательный экшн. Может быть, они лучше делали бы это про какого-то доктора наук, который вдруг оказывается замечательным мужчиной, который может и женщину защитить, противников одурачить... Часто это делают американцы с Харрисоном Фордом. У нас такое не снимается. Поэтому патриотические это "9 рота", это такие вот фильмы. Но это такой официальный подход, потому что патриотизм, несмотря на то, что это является одной из основных идеологем, с точки зрения власти и общественного мнения... Но патриотизм, на мой взгляд, это та любовь к Родине, которая может проявляться и в маленьком поступке, и во внебюджетном фильме, и в каком-то жесте. Например, героиня очень талантливого фильма, который был показан в Сочи, назывался "Русалка", такая некрасивая маленькая девочка. И эта некрасивая маленькая девочка она невероятно благородная. Она, к сожалению, погибает в конце фильма. Она еще очень юная актриса. За слово "некрасивая" я извиняюсь, она просто не вписывается в формат современной красавицы. Она не Крюкова, не Гусева, не прочие красотки. Очень талантливая актриса. Она получила приз за лучшую женскую роль. Потому что всегда образ героини и работа актрисы они как-то проецируются одна на другое, они соединяются в нечто целое, и люди обожают это юное сознание. Они в качестве любимого человека дали ей такого красавца Цыганова, которого вы видели в нескольких картинах. В последнее время, в "Детях Арбата", например. Он очень красивый актер. Он же играл вместе с Евгением Мироновым в фильме про Гагарина.

- Не смотрела, к сожалению.

- Очень хороший фильм. Но неважно... Он очень известный актер, очень красивый мужчина. Ее действия не были связаны с демонстрацией любви к Родине. Она что-то думала, как-то относилась. Она как-то воспринимала невзгоды современной жизни, свои проблемы. И фильм поражал своим гуманистическим настроем и был более патриотичен, чем масса фильмов о Чечне, Афгане, и таких других официозных вещах, с многомиллионными бюджетам.

- У нас проблема с патриотизмом. Мы постоянно свой патриотизм культивируем только на фоне противостояния кому-то. С кем-то мы боремся, и это нас как-то сплачивает.

- Это одна из основных наших тем. О том, что кажется, что мы все время в лагере врагов. Мы окружены. Нам нужно защищаться во все стороны и против Европы, и против юга (я имею в виду Арабского эмира). И на востоке не понятно что. Японцы с катайцами нам готовят нечто. Вроде бы друзья, но это надо еще посмотреть.

- Интересно, а что делать патриоту, если нет врагов вокруг.

- Наш российский патриот он, конечно, врагов ищет. И он всегда найдет такую маленькую Эстонию, где он обнаружит океан врагов. И вместо того, чтобы десятилетиями дружить с Эстонией, чтобы там никому в голову не приходило памятник передвигать, чтобы они ездили к нам, мы к ним. Спектакли, фильмы, взаимодействие... Вместо того, чтобы выкорчевывать этот сталинизм 39-40-х годов, конца 40-х годов, мы все время машем огромным кулаком, мы их ненавидим, не пускаем, срываем знамена. А на самом деле, я думал, чтобы быть более патриотичным сегодня это развитие страны и себя самого. Такое саморазвитие. Если ты развиваешься, ты движешься вперед, значит, ты помогаешь другим, значит ты становишься богаче, интереснее, ты понимаешь, какой фильм хороший, какой плохой. У тебя есть собственное мнение по поводу каких-то вещей. Тебе не надо включать телевизор, чтобы узнать, что и чем ты думаешь. Патриотизм это человеческая жизнь в мирное время, а вовсе не воспоминания о войне. У нас патриотизм даже находится в постоянной филологической связке с военным патриотизмом. У нас военно-патриотическое воспитание. У нас военно-патриотические уроки.

- Мы всегда на марше.

- Да. Было ворошиловское время, все были ворошиловские стрелки, девочки учились стрелять. "Но наш бронепоезд стоит на запасном пути". Почему тебе нужны эти пути? Почему тебе нужна эта ракета булава или СС-400? Давай без СС-400. Давай наших мальчиков, девочек научим хорошему программированию, умению говорить на нескольких языках, умению быстро адаптироваться к сложным условиям, умению хотя бы в нашей стране конкурировать с чужими товарами, давай научимся делать хорошие компьютеры. Мы же, например, научились, и для меня это было удивлением... Когда где-то год назад наш министр экономики Греф сказал, когда были в лондонском метро теракты, помните?... И он, приехав оттуда, сказал, что его поблагодарил то ли лорд мэр Лондона, то ли кто-то еще, что российские машины, следящие за передвижением... Вот эти вот стоящие в больших помещениях в магазинах, в гаражах и так далее. Делают их в Ленинграде. Они лучшие в мире. Они теперь все лондонское метро оснащают вот этими камерами наблюдения. Оно превосходное, оно точное, простое, очень качественные картинки. Вот где патриотизм, а вовсе не потому, что наша ракета еще куда-то взлетит. И потому ракета это государство, а ты-то обычный человек.

- Если говорить, что патриотизм это любовь к Родине, то Родину надо делать счастливой. Начни с себя, с близких людей...

- Да, конечно. Мы в нашем доме, например, начали с подъезда. И сейчас совершаем невероятно патриотический акт. Мы, не дождавшись от ДЭЗа и тем более от города Москвы никаких поддержек и поблажек, мы делаем свой подъезд приличным. Мы, я думаю, суперпатриоты.

- Я в этом не сомневаюсь. У нас есть вопрос по "Аське" о "Кинотавре", от которого мы слегка отвлеклись. "Скажите, почему на "Кинотавре" фильм Алексея Балабанова "Груз-200" остался не замеченным? Зритель не хочет смотреть серьезное кино или это что-то другое?"

- Вы знаете, пока еще речь не идет о зрителе. Фильм только вчера вышел в прокат.

- По-моему, его зрители еще не смотрели вообще.

- Да. Потом фильм этот действительно очень радикальный. У нас давно не было радикального кино. Мы давно привыкли в России в последнее время к чему-то миленькому. "Турецкий гамбит": хороший сюжет от Акунина, красивые девочки, чудные мальчики, все гламурненько. И большинство таких фильмов... Или фильмы тоже неплохие бывших соавторов Хлебникова и Попогребского, которые сделали вместе "Коктебель". В прошлом году Хлебников сделал фильм "Свободное плавание", который тоже много призов получил. И в этом году Попгребский триумфатор "Кинотавра", который получил все главные премии за фильм "Простые вещи". Это хорошее кино. Не хочу никого унизить или что-то... Это милое кино, которое хочется смотреть. Ты устал, ты хочешь что-то смотреть про свое время. И ты идешь, и кино тебя как-то вдохновляет, чему-то учит. Как-то не зря ты провел время... Это, конечно, не американские блокбастеры. Но есть же еще кино философское, кино больших идей. В том числе и, может быть, очень спорных, как фильм "Груз-200". Может быть, слишком жестоких, как "Груз-200". Может быть, невыносимых переживаний, как "Груз-200".

- Как Вы считаете, такие фильмы стоит показывать на широком экране тем же людям, которые идут на "Пиратов Карибского моря", которые смотрят те же фильмы.

- Вы знаете, сегодня нельзя никому вот так вот регулировать: показывать или не показывать. В частности, в Москве уже огромное количество залов. Есть фильмы для любых аудиторий. Как раз то, что мы вначале говорили. Эти аудитории уменьшаются. Зрителей "Груза-200" еще меньше, чем зрителей "Простых вещей". Зрителей "Простых вещей" меньше, чем хороших американских фильмов. Зрителей этого корейца будет еще меньше, чем зрителей "Груза-200". Им эти фильмы покажут. Вот этот золотой приз Канн румынскую картину покажут. Но я уверен, что это будет в маленьких зальчиках, одна копия. Вот в чем драма. Нет людей, так как это сложное кино. Это кино, которое требует от тебя небезразличия, даже если тебе не понравится, даже если тебя будет раздражать. Очень многих профессиональных режиссеров, сценаристов, актеров, киноведов фильм возмутил. Им казалось: это пропаганда насилия, это фашизм, это черти что... Некоторые считают, что это выдающийся фильм. Это такой приговор советской власти, которого после "Гулага" Солженицына наша художественная культура не представляла. О том, что это было время маньяков... Герой представляет государственную систему, он капитан милиции, у него все схвачено. Героиня дочка секретаря райкома партии. Гигантский город, ужасающий, страшный. Отношения все. Бесконечно насилие. Это фильм, конечно, не реалистический, он скорее метафорический. Это такая притча, на мой взгляд. Но довольно жестокая. Хотя, на мой же взгляд, и не достаточно точная. Он не получил ничего. То есть, таким образом, члены жюри показали: это не наше кино. То есть дискуссия будет выведена в другое пространство. Помимо "Кинотавра", то есть на страницы рецензий, которые появятся в ближайшие дни, всевозможных дискуссий, возмущенные письма зрителей, читателей, желание одних прокатчиков убрать это с экрана, поскольку возмущает их этическое чувство. Желание других отборщиков зарубежных фестивалей куда-то его продвинуть и показать: вот какая она, Россия! И российское кино, а вовсе не фильм "Жара" или "Бумер-2", или "Параграф 78". Все чемпионы проката первой половины этого года, которые на фоне "Груза-200" кажутся такой манной кашей.

- Я вот о чем подумала. Мы говорим о том, что много фильмов сейчас снимается о тех временах. Это такой удар по советскому режиму, это изобличение той власти. Это все отлично. Я считаю, что это очень правильное кино, что нужно так и делать. Но сейчас ведь тоже есть власть, у которой масса каких-то проблем. В советское время существовало диссидентское кино, которое в силу каких-то своих возможностей или барьеров было, оно пыталось показывать те проблемы, которые есть сейчас. У меня не складывается впечатления, что сейчас снимаются фильмы о нынешних проблемах... То есть, возможно, они и снимаются, но их не показывают...

- Это очень серьезный вопрос тот, о котором Вы говорите. Потому что он состоит из многих факторов. Во-первых, авторы фильмов, продюсеры, сценаристы, режиссеры, они не понимают принципов устройства современной жизни. Они не понимают, не знают, что хорошо, а что плохо. Еще не решили, что хорошо, что плохо. Поэтому они не в меньшей степени чем советское время, а то и в большей, дискредитируют 90-е года. И это время реформ, какой-то модернизации непростое, противоречивое, со многими ошибками, но все-таки невероятно мощное. Кажется, моральной или невнятной, или опасной, когда им кажется, что страной руководили бандиты. Им кажется, что олигархи очень аморальные люди. Они до сих пор ненавидят предпринимателей. Страну уже давно кормит частный бизнес. 85% всех предприятий России владеют частные люди, с именами, фамилиями, ни министерства и ведомства, которые теперь только занимаются политикой, выработкой правил игры. Нефтью и газом, домами и строительными конторами, телеканалами и массой других фирм и фирмочек... И подавляющее большинство фильмов снимаются таким образом, чтобы показать этих владельцев моральными уродами. Это может быть, но как частный процент, что вот этот моральный урод. Но в целом этот класс кормилец. В целом, в этом классе есть разные люди. Авторы боятся времени, многие вещи не понимают. Им легче уйти в ретро, в 60-70-е, даже 90-е, но не в 2007. Потому что они не знают, где мы живем, куда движемся. Они не знают, что можно, а что нельзя. Я уверен, что почти можно. Можно было бы даже снять фильм под названием "Приемник".

- Хорошая идея.

- Да, можно было бы. Это же настоящий боевик. Но не надо называть реальные фамилии.

- Причем снять сейчас, до 2008 года.

- Конечно. Но каким-то другим образом обозначить фамилии. Все говорят, что не известно, разрешили бы... А кто разрешает? Я не слышал про то, чтобы кто-то кому-то запретил в кино хоть что-нибудь. Я сам решаю, какие сценарии публиковать в своем журнале. Мне еще не принесли сценарий, который я по внеэстетическим мотивам не печатал. Потому что там показана личная жизнь президента, например. Ничего этого не было. Американцы снимают каждый год огромное количество фильмов про администрацию президента, называют это не фамилиями реально действующих персонажей и Бога ради! Наоборот институции власти, таким образом приближаются, осваиваются, там есть очень важная работа: управлять государством, очень сложная, невероятно важная, никому ее не пожелаешь. У нас этого нет. Политическое кино не снимается, политическое кино не снимается, про злободневную актуальность не снимается, про то, как молодым девушкам заводить знакомства, снимают семидесятилетние народные артисты, которые все это проходили, но в 59-м. С тех пор, в 2007-м, что-то изменилось. Не так, видимо, сейчас завоевывается сердце девушки. А это все очень важно для зрителя, потому что в кинотеатры в основном приходит аудитория от 12 до 26 лет. Они и приносят сегодня полмиллиарда долларов. Серьезные деньги. Вот эти вот девочки-мальчики. А что мы им скажем? Слава Богу, мы им скажем что-то про советское время или про ГУЛАГ. Но про ГУЛАГ мы не снимаем. Это в телевизоре. Бандиты, бандиты... и еще раз бандиты. Под видом жанрового кино. Но даже в классификации жанров 18, а у нас снимают 3-4. 18 самых разных! Например, у нас нет комедии.

- У нас с юмором вообще проблема.

- Это говорит, значит, о какой-то общественной болезни.

- Да, когда с чувством юмора что-то происходит это общественная болезнь.

- Комедию вообще трудно снимать, но профессионалы знают, что Тарковский, в том числе, появлялся, потому что были ранний Рязанов, Гайдай, Данелия. Были художники, которые в это же время, в этом же возрасте, молодыми сорокалетними людьми снимали настоящее коммерческое кино. Но ситуация была намного более сложная (или наоборот более легкая), потому что зарубежное коммерческое кино сюда не пускалось.

- Даниил Борисович, спасибо Вам большое за то, что пришли. Будем надеяться, что у нас появится хорошее кино.

- Пусть оно будет современным, о жизни, пусть оно будет живым и талантливым, тогда оно будет патриотическим автоматически.

- Да. Спасибо Вам еще раз.

- Спасибо Вам.

- Спасибо все, кто был с нами. Всего хорошего!

http://www.rusrev.org/content/daidjest/default.asp?shmode=2&ida=1832

Источник: "Новое время"


Док. 363538
Опублик.: 31.08.07
Число обращений: 326

  • Дондурей Даниил Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``