В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Даниил Дондурей: Бюджеты телеканалов охраняются больше, чем бюджеты ракетных войск Назад
Даниил Дондурей: Бюджеты телеканалов охраняются больше, чем бюджеты ракетных войск
Вера Цветкова. Бюджеты телеканалов охраняются больше, чем бюджеты ракетных войск (Интервью с Даниилом ДОНДУРЕЕМ)

Кинокритик, социолог, телевизионнвй эксперт, Даниил Борисович Дондурей также является главным редактором журнала "Искусство кино" и членом Федеральной комиссии по телевидению и радиовещанию. В определенном смысле он напоминает Дон Кихота, поскольку все время бьет в набат по поводу состояния современного телевидения (и того, чем это может обернуться для общества), а в ответ - тишина.

- Даниил Борисович, недавно было объявлено, что Совет Федерации займется реформированием телевидения, поскольку оно находится в кризисе. Однако многие телепрактики считают, что кризиса нет.

- Еще бы они считали иначе... В "Известиях" сняли рубрику, в которой деятели культуры делились своими телевизионными впечатлениями - это говорит о чем? Ни один из опрашиваемых не мог ответить по существу. "Я не смотрю телевизор", "Смотрю только новости", "Смотрю "Дискавери", "Иногда включаю "Культуру", - такие вот были ответы. Нашим телевизионщикам потрясающе везет, потому что они взяли себе право оценивать собственную деятельность. Телевизионные пиар-службы рассказывают, какие шедевры они производят, - вещь беспрецедентная. Производители продукта - они же судьи! Это как если бы на соревнованиях спортсмены сами бы еще и замеряли свои результаты. Никогда не публиковалось каких-либо экономических отчетов - такое впечатление, что бюджеты телеканалов охраняются больше, чем бюджеты ракетных войск. И никогда никаких серьезных исследований - телебоссы согласны лишь на простые измерения рейтинга и доли. То есть разрешается мерить количество застрявших у "ящика" в определенное время - и делать из этого глобальные выводы. Хотя причин включения телевизора может быть миллион: показывают родную деревню, делать было нечего, болел и т.д. Да просто - включили для уюта: на некоторых урчание телевизора действует как шум дождя. Телевизионщики же всячески препятствуют какому-либо другому способу измерения их работы. А стоило бы, например, исследовать, повышает ли передача "Чистосердечное признание" количество киллеров в обществе.

- Кто-нибудь у нас всерьез изучал влияние телевидения на сознание?

- Институтов, анализирующих телевизионные события и влияния, нет. Есть несколько чудных женщин, таких, как вы, которые по собственной воле или принуждению редактора пытаются что-то понять и проанализировать. Подумайте, десятки тысяч экспертов в экономике - в каждом банке, корпорации, научно-исследовательском институте... А здесь, где речь о громадной силе восприятия, о возможности формирования нации в ту или иную сторону - ничего подобного, нет экспертов. У нас боятся даже подступиться к теме реального изучения телевидения, потому что это слишком серьезно.

- Итак, телевизионщики захватили право рассказывать о том, какие они есть замечательные, рейтинг признают как единственную меру качества их работы...

- ...и объявили телевидение не общественным благом, а бизнесом, чем дурачат не только общество, но и власть. Причем бизнес тот - под видом "интересов народа". Мы что, сдали 142 миллиона голов в аренду? В барщину? Жизнь так устроена, что четыре миллиона работодателей кормят остальных - большинство населения. Но большинство часто не является критерием общественного развития. Общественным благом может являться как раз отклик на интересы меньшинства. Как это делается на канале "Культура" - резервации или, как бы сказали в эпоху Холокоста, - культурном гетто нашего ТВ. Если бы давали лицензию, сообразуясь из того, как ты служишь общественному благу, - боюсь, на телениве одна бы "Культура" ее и получила. Если не придерживаться морально-нравственных ориентиров в чем бы то ни было, в обществе возникает масса людей-ветряков, ни в чем не укорененных, которых легко можно поворачивать в любую сторону. Это удобно. И ужасно.

- Кажется, благородству и нравственным ориентирам нас учат не отечественные телесериалы, а американские.

- Аморальность нашего общества - еще более засекреченная тема, чем влияние телевидения на сознание. На эту тему не говорит никто и никогда. Это табуировано. Смотрите: недоверие всех ко всем, терпимость к насилию, ненадлежащее отношение к детям и старикам... Американцы выросли из протестантской этики и, несмотря на весь их гангстеризм 30-х годов, научились мыслить в правильном направлении. Они понимают: плохо и невыгодно для себя же воровать, бить негров и проч. Благотворительность и волонтерство записаны в их культурный код. Надо хорошо работать, помогать слабым, беречь экологию - вот важнейшие цели их социально-культурной системы. У нас ничего этого нет уж лет 15 как. Наши творцы не обучены морали - или ее отключили. Мне даже это стыдно сказать (шепотом): убивать нехорошо. Наши творцы этого не знают. Лучшие американские сериалы, те, которые отмечены премией "Эмми", - вот они знают, сколько должно быть килограммов благородства в каждом сериале. Три наших "парня" могут претендовать на уровень "ЭММИ" - "Доктор Живаго", "Мастер и Маргарита", "В круге первом". Ко всем трем есть профессиональные претензии, но это качественная продукция. И, однако же, ни один из них не рассказывает о 2006 годе и о том, как жить завтра. Мы всегда знаем, как жить вчера.

- Случилось ли для вас хоть одно ТВ-событие в этом новом сезоне?

- Разве что со знаком минус. Помнится, министр Иванов год назад сказал по какому-то поводу: "Это даже хуже, чем "Аншлаг". Теперь приходится приводить другую сравнительную категорию: "Это даже пошлее, чем пятничное шоу умницы и таланта Максима Галкина". Центральным каналам противостоят дециметровые СТС и ТНТ. На СТС идет очень симпатичный развлекательный проект Александра Цекало и Михаила Шаца "Слава богу, ты пришел!". На ТНТ - довольно интересный "Кандидат" с Владимиром Потаниным, там же - "Комеди клаб" с Гариком Мартиросяном и другими талантами. К сожалению, они прицельно работают на гламурную публику - выйти бы им на социальную сатиру, цены бы им не было. Никак не обойти борьбы фигуристов со "звездами" на двух основных каналах; стоит признать, что в танце двух звезд - Константина Эрнста и Антона Златопольского - победила боевая ничья.

http://www.rusrev.org/content/daidjest/default.asp?shmode=2&ida=1833

Источник: "Независимая газета"


Док. 363539
Опублик.: 31.08.07
Число обращений: 362

  • Дондурей Даниил Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``