В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Данилов: Внутренний рынок государственного долга: нужна кардинальная реформа Назад
Юрий Данилов: Внутренний рынок государственного долга: нужна кардинальная реформа
Основные тезисы настоящего доклада были озвучены мной 14 июля на заседании Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям. Последующие выступления участников заседания, в том числе представителей Министерства финансов и Банка России, показали, что требуется более развернутое обоснование данных тезисов. Состоявшееся на следующий день заседание Правительства РФ, на котором рассматривалась программа государственных внутренних заимствований РФ на 2005 год еще более убедило меня в том, что необходим переход к новой идеологии государственных заимствований, в большей мере отвечающей тем задачам, которые стоят сегодня перед Россией и в большей мере использующей передовой опыт других стран мира. Все это сподвигло меня на создание развернутого доклада, который и предлагается вашему вниманию.

Внутренний рынок государственного долга: нужна кардинальная реформа.

Рынок государственного долга играет исключительно важную и многогранную роль в экономике в целом и на финансовом рынке в частности. Это обусловлено важностью и многочисленностью тех функций, которые выполняет этот рынок. Рынок государственного долга - не только источник финансовых ресурсов, заимствуемых государством. Он жизненно необходим для проведения государством эффективной денежной политики, для эффективного функционирования других секторов финансового рынка, использующих информацию о процентных ставках. Инструменты этого рынка присутствуют в любом сбалансированном инвестиционном портфеле, обеспечивая требуемый уровень надежности вложений.

Следует признать, что внутренний рынок государственного долга в России не выполняет должным образом большинство из этих функций. Основной причиной такой ситуации является та идеология, в рамках которой до сих пор развивается этот рынок, слишком узкая для создания эффективного рынка, учитывающего весь передовой мировой опыт в данной области. Эта идеология исходит из ущербного понимания о том, что государство осуществляет заимствования с одной только целью - финансирования дефицита бюджета. Отсюда следует вывод, что в условиях профицита бюджета особой нужды в развитии данного рынка нет.

Между тем давно уже азбучной истиной стало представление о том, что в макроэкономическом плане развитие рынка государственного долга преследует, по крайней мере, три цели:


фискальную;


стабилизационную;


аллокативную.

Переводя эти теоретические понятия в практическую плоскость, скажем, что рынок государственного долга развивается для создания необходимых условий для эффективного финансирования дефицита бюджета, стабилизации и стимулирования экономики, эффективного распределения и перераспределения ресурсов.

Цель стабилизации экономики в качестве составной части предполагает финансовую стабилизацию, в том числе за счет использования рынка государственного долга для регулирования денежной массы и управления процентной ставкой. Цели стимулирования экономики и эффективного распределения ресурсов предполагают повышение доли государственных расходов и инвестиций в экономике, но в такой именно форме, которая бы преодолевала недостатки государства как инвестора. Широко известен тезис о том, что государство менее эффективно инвестирует, менее эффективно распоряжается активами, чем частный инвестор, частный предприниматель. Проведение финансовых ресурсов, требующихся для государственных вложений, через рынок государственного долга, резко снижает этот недостаток - рынок по сути дела проводит квалифицированную экспертизу тех проектов, которые финансируются государством, кардинально сокращая потери от неэффективности государства как инвестора и предпринимателя.

В микроэкономическом плане, кроме того, рынок государственного долга должен предоставлять всем заинтересованным инвесторам возможность осуществлять безрисковые (насколько они могут быть безрисковыми в России) инвестиции (заметим кстати, что все определения инвестиций предполагают получение инвестором дохода, т.е. приращение капитала в реальном выражении, иначе это не инвестиции).

Следует особо подчеркнуть, что в условиях профицита государственного бюджета на первое место вместо функции финансирования дефицита бюджета в практическом плане выходит такая функция рынка государственного долга как обеспечение адекватных инструментов для осуществления властями эффективной денежной политики. В период профицитного бюджета создаются и наиболее благоприятные условия для выполнения государством посредством рынка государственных ценных бумаг функций по стимулированию экономики, в первую очередь за счет поддержки инфраструктурных проектов.

Программа государственных заимствований на 2005 год, которая обсуждалась 15 июля на заседании Правительства РФ, в целом верно определяет основные проблемы развития того рынка государственного долга, который сложился в России в настоящее время и предлагает верные пути решения этих проблем. Она отличается высоким уровнем качества решения многих специальных вопросов. Но в то же время эта программа остается в рамках старой идеологии "госдолга для финансирования бюджетного дефицита", а поэтому принципиально не может предложить меры по преодолению тех фундаментальных проблем и диспропорций, которые накопились на внутреннем рынке государственного долга. Эта программа оставляет рынок государственного долга в существующей нише и поэтому не способствует выполнению им всех своих функций. Тем самым ограничивается потенциал данного сектора финансового рынка в вопросах обеспечения финансовой стабильности и модернизации экономики.

Представляется, что наиболее острыми проблемами современного внутреннего российского рынка государственного долга, его болевыми точками являются:


низкая емкость;


бедность структуры инструментов и инвесторов;


недостатки организации размещения и обращения.

Низкая емкость российского рынка внутреннего государственного долга в значительной мере стала результатом отрицательного опыта, полученного российским государством в 1998 году. С тех пор не предпринималось серьезных попыток возродить этот рынок, даже с учетом необходимости перевода части внешнего долга во внутренний. В результате российский рынок внутренних государственных ценных бумаг остается предельно малым (см. таблицу 1).

21 июля 2004

http://www.opec.ru/analize_doc.asp?d_no=50204

Док. 364277
Опублик.: 03.09.07
Число обращений: 303

  • Данилов Юрий Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``