В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
БЕЗОПАСНОСТЬ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ - ПРИОРИТЕТ РОССИИ НА ДОЛГОСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ Назад
БЕЗОПАСНОСТЬ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ - ПРИОРИТЕТ РОССИИ НА ДОЛГОСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ
На примере учений "Авария-2004" заместитель начальника 12-го Главного управления Министерства обороны РФ рассматривает практические меры по охране российского ядерного арсенала.



С подписанием в 1997 г. на высшем политическом уровне Основополагающего акта "О взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между организацией Североатлантического договора и Российской Федерацией", целью которого является укрепление взаимного доверия и сотрудничества, началось сотрудничество России и НАТО во многих областях, представляющих взаимный интерес. Это, например, предотвращение распространения оружия массового уничтожения, вопросы ядерной безопасности и контроля над вооружениями, в том числе ядерными.



Новый импульс этому сотрудничеству придала принятая в мае 2002 г. "Римская декларация", открывшая новую страницу в отношениях Россия-НАТО с целью создания в Европе общей и всеобъемлющей безопасности, основанной на приверженности общим ценностям, обязательствам и нормам поведения в интересах всех государств. Однако если вспомнить историю начала и развития сотрудничества Россия-НАТО в области ядерного оружия, необходимо отметить, что это сотрудничество трудно зарождалось и проходило не всегда гладко.



В немалой степени этому процессу ранее не способствовало и сейчас мешает конструктивно двигаться вперед негативное отношение ряда организаций и должностных лиц, ставящих под сомнение способность России обеспечить безопасность своего ядерного оружия. Однако необходимо отметить, что они, как правило, не являются специалистами в этой области, и зачастую их утверждения базируются на недостаточной информированности.



Тем не менее, на протяжении уже многих лет Россия проводит большую работу с зарубежными партнерами по решению проблем ядерной безопасности, опираясь при этом на знания зарубежных специалистов, имеющих большой практический опыт работы в этой области - как на самом высоком политическом уровне, так и на уровне специальных вопросов.



В связи с этим уместно вспомнить об оценках, которые высказывались различными иностранными политическими и военными деятелями в ходе посещения российских ядерных объектов (сенатором США Р. Лугаром, главнокомандующим Стратегических ядерных сил США в 1998 г. генералом Ю. Хабигером, исполнительным секретарем Подготовительной комиссии Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний господином В. Хоффманом). Их оценка, которую они дали состоянию безопасности ядерноопасных объектов в России, наиболее объективна и отражает истинное состояние дел.


Зарубежные оценки безопасности российских ядерных объектов



Так, например, в 1998 г. в ходе посещения Саратова американской делегацией во главе с генералом Ю. Хабигером гостям было показано национальное хранилище ядерных боеприпасов, в пяти складских помещениях которого хранятся не только стратегические, но и тактические боезаряды. "Они были очень открыты практически во всех отношениях, и не было случая, когда на мой вопрос я бы не получил исчерпывающий ответ [...] У меня нет никакой серьезной тревоги по вопросу безопасности российских программ ядерных вооружений. Одна из причин наших хороших взаимоотношений с русскими состоит в том, что наши отношения, по крайней мере, на моем уровне основываются на вполне открытом, очень искреннем диалоге и это не та ситуация, когда вы пытаетесь что-то разведать, получить ответы на технические вопросы. У нас никогда не было доступа к кому-либо, кто когда-либо работал на одном из этих объектов. И поэтому для них было новшеством допустить меня туда [...] И провести меня внутрь национальных хранилищ - все это является революционным событием",- заявил генерал Ю. Хабигер на пресс-конференции по итогам поездки в Россию 16 июля 1998 г.



В письме В. Хоффмана по итогам его визита в Российскую Федерацию в 2003 г., адресованном заместителю министра иностранных дел России, дана высокая оценка добросовестному выполнению Россией своих обязательств по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, отмечается открытость российской стороны в вопросах ядерного разоружения и констатируется, что проводимые на Центральном полигоне РФ работы не выходят за рамки Договора. Экспертами НАТО по ядерным вопросам, принимавшим непосредственное участие в качестве наблюдателей в учениях "Авария-2004", проходивших в августе 2004 г., также даны высокие оценки обеспечения безопасности ядерного оружия в России.



"Большое впечатление произвел уровень подготовки российских специалистов. Они показали высокий профессионализм. Мы увидели различные виды работ с ядерным оружием. Мы благодарны российской стороне за возможность присутствовать на этих учениях. Надеемся на то, что такого уровня мероприятия станут регулярными",- сказал руководитель делегации НАТО на учениях "Авария-2004" помощник заместителя Генерального секретаря НАТО по оружию массового уничтожения Р. Ирвин.



"Если говорить о применяемой технике в учениях "Авария 2004", то хочется отметить, что она очень схожа с техникой, применяемой в США для подобных целей. Кроме того, видно большое сходство в тактике контроля за ситуацией, технология действий тоже примерно на одинаковом уровне",- так участник учений "Авария-2004" М. Ходькин, начальник отдела по ликвидации ядерных аварий Минобороны США, отреагировал на увиденное.



Сегодня можно констатировать: сотрудничество в рамках Совета Россия-НАТО в ядерной области и, в первую очередь, в области безопасности ядерного оружия, приносит реальные практические результаты.


Учения "Авария-2004": итоги и результаты


В этом ряду действий России по реальному углублению открытости при сотрудничестве с нашими партнерами учения "Авария -2004" явились поистине беспрецедентным событием, и не только потому, что в них приняли участие в качестве наблюдателей 48 представителей от 17 стран-членов НАТО.



На этих крупных полномасштабных учениях Вооруженных Сил Российской Федерации и Федерального агентства по атомной энергии, связанных с обеспечением безопасности ядерного оружия, был отработан и продемонстрирован перед мировым сообществом практически весь комплекс мероприятий и работ, осуществляемых при решении данной проблемы. Именно на этих учениях началась практическая отработка мероприятий в рамках Совета Россия-НАТО в очень "чувствительной" и закрытой области, связанной с ядерным оружием и обеспечением его безопасности.



Учения проводились в августе 2004 г. в Мурманской области под условным наименованием "Авария 2004". Основная цель, которая ставилась перед участниками учений - это еще раз отработать вопросы, связанные с обеспечением надежной охраны ядерного оружия на базах хранения и на маршрутах транспортирования ядерного оружия. Кроме того, проводилась отработка совместных действий при ликвидации последствий возможных инцидентов (аварий) с ядерным оружием. Подготовка к учениям проходила под пристальным вниманием министра обороны Российской Федерации, министра иностранных дел Российской Федерации и руководителя Федерального агентства по атомной энергии Российской Федерации. Непосредственное руководство ходом учений было возложено на начальника 12-го Главного управления Министерства обороны Российской Федерации генерал-полковника И. Н. Валынкина. План учений был детально проработан в Генеральном штабе ВС РФ и утвержден начальником Генерального штаба ВС РФ генерал-полковником Ю.Н. Балуевским.



В учениях было задействовано более 2000 человек и более 500 единиц техники - от Минобороны России и Федерального агентства по атомной энергии России. На учениях присутствовали министр обороны Российской Федерации С.Б. Иванов, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации С.И. Кисляк, командующий Ленинградским военным округом генерал армии В.С. Бобрышев и командующий Северным Флотом вице-адмирал М.Л. Абрамов.



На "Аварии-2004" было отработано взаимодействие разных видов и родов войск Вооруженных Сил России по задачам обеспечения охраны и обороны ядерных боеприпасов, а также ликвидации возможных инцидентов с ядерным оружием при размещении в хранилищах и на этапах транспортирования по территории России автомобильным и железнодорожным транспортом. В соответствии с замыслом учений, Вооруженные Силы Российской Федерации в условиях мирного времени, выполняя требования Договора о стратегических наступательных потенциалах, осуществляют снятие части стратегических ядерных зарядов с ракет-носителей для последующей их отправки на базы хранения и утилизации.



Этапы учений "Авария-2004"



Красной нитью через все этапы учений проходила логически выстроенная цепь возможных угроз и аварийных ситуаций и адекватных ответных действий личного состава и соответствующих мероприятий:

*
перемещение различными видами транспорта ядерных боеприпасов, снятых с боевого дежурства;
*
отражение нападения террористов на специальную тактическую группу;
*
проведение комплекса специальных мероприятий с ядерными боеприпасами, подвергшимися аварийному воздействию;
*
проведение комплекса специальных мероприятий по извлечению аварийных ядерных боеприпасов.



Исходя из поставленных задач, учения осуществлялись в следующей последовательности.



Тактическая группа перемещает ядерные боеприпасы по проселочной дороге. Охране этих тактических групп уделяется особое внимание. Маршрут, которым они передвигаются, предварительно рекогносцируется, по маршруту проводятся разведывательные действия, охрана групп обеспечивается стационарными блокпостами. Кроме того, внутри колонны на боевых бронированных машинах (ББМ) следуют специально обученные подразделения охраны Главного управления с различным вооружением. Таким образом, в состав тактической группы кроме транспорта с ядерными боеприпасами входят специально подготовленные подразделения охраны на бронетехнике. В головной части тактической группы находится боевой разведывательный дозор. Вслед за ним передвигается передовая группа охраны, которая находится в постоянной готовности при необходимости поддержать дозор огнем.



С воздуха тактическую группу прикрывают вертолеты огневой поддержки, на борту которых находится десант, в задачу которого входит наблюдение с воздуха и, в случае нападения, участие в отражении атаки. По условиям учений тактическая группа подверглась нападению террористов.



Подразделения охраны вступают в бой с террористическими группами. Основная тактика действий террористов - подрыв головного и последнего автомобилей с последующим расстрелом автомобилей, блокированных ими. В этих условиях основной задачей командира тактической группы является вывод группы из-под удара. Вертолеты огневой поддержки выбрасывают десант, перед ним ставится задача обойти террористов с флангов. Высадка десанта осуществляется за 150-200 метров от места нападения. Основные усилия десант сосредоточивает на прочесывании местности и физическом уничтожении террористов. Затем вертолеты огневой поддержки обеспечивают отражение нападения огнем и маневром.



Две группы охраны ведут бой с террористами. Подразделения развертываются в боевой порядок. На рубеже развертывания проводится спешивание подразделений охраны с боевых бронированных машин.



Согласно условиям учений, огневому поражению подвергаются четыре автомобиля с ядерными боеприпасами. Данный элемент учений отрабатывался без применения боевых средств поражения. Здесь были использованы только имитационные средства. На этом этапе в основном отрабатывалось взаимодействие сил охраны. Однако для проведения научных и технических исследований, связанных с вопросами стойкости ядерных боеприпасов к огневому и взрывному воздействию, каждый из четырех автомобилей (с загруженными в них учебными ядерными боеприпасами) были подвергнуты различным воздействиям: подрыву и обстрелу боевыми средствами.

*
Первый автомобиль был подорван с применением двух противотанковых мин.
*
Второй автомобиль был подожжен, на нем была смоделирована ситуация, когда ядерный заряд оказывается в центре объемного пожара.
*
Третий автомобиль был обстрелян из гранатомета и стрелкового оружия, что привело к быстрому возгоранию химического ВВ ядерного заряда, с условным радиологическим загрязнением местности.
*
Четвертый автомобиль также был обстрелян из гранатомета и стрелкового оружия.



Все это происходило в присутствии наблюдателей НАТО.



Иначе говоря, были смоделированы различные (из всего спектра возможных) аварийные ситуации, максимально приближенные к тому, что может произойти с ядерными зарядами при их обстреле и пожаре в реальных условиях.



Все транспортируемые в Российской Федерации ядерные боеприпасы заблаговременно переводятся в специальную степень готовности, которая со стопроцентной вероятностью исключает их активный подрыв.



После каждой учебной операции специалисты Министерства обороны и Федерального агентства по атомной энергии проводили анализ результатов воздействия, чтобы в последующем составить основу конструктивно-технического совершенствования защитных свойств реальных ядерных зарядов.



Наблюдатели НАТО лично увидели и смогли оценить состояние ядерных боеприпасов после взрывного и огневого воздействия на них.



В ходе учений головной автомобиль - с находящимся в его кузове суперконтейнером, в котором был закреплен учебный ядерный боеприпас, упал в небольшую речку. Ликвидацию очага пожара аварийного автомобиля осуществлял пожарный расчет, в состав которого вошли специалисты, прошедшие подготовку в специальных центрах 12-го Главного управления МО РФ и Федерального агентства по атомной энергии. Все специалисты имели допуск к тушению пожаров, в очаге которых находятся ядерные материалы. Для снижения уровня теплового воздействия осуществлялось длительное и обильное орошение водой контейнера с загоревшимся боеприпасом. После тушения пожара профессионально подготовленные специалисты провели оценку тепловых нагрузок на заряд, оценили состояние системы автоматики и степень взрывоопасности заряда в данный момент. Следует отметить, что вопросам исследования боеприпасов в условиях различных аварийных воздействий специалисты министерства обороны и Федерального агентства по атомной энергии уделяют постоянное внимание. Проведенный в результате учений анализ лег в основу решения руководства учений по порядку и методам работы с боеприпасами в аварийным состоянии. К месту аварии вызывается специальный вертолет для оценки радиационной обстановки на местности в районе инцидента.



Для ведения воздушной радиационной разведки на борту вертолета располагается специально подготовленный персонал с необходимой аппаратурой. Аппаратура, установленная на вертолете, позволяет определить факт и масштабы радиационной аварии. Для определения факта аварии вертолет зависает над взорванным автомобилем на установленной высоте, затем осуществляет облет места аварии по траектории раскручивающейся спирали. Далее вертолет продолжает движение галсами в направлении распространения следа радиоактивного облака. Результаты разведки передаются в информационно-аналитический центр, который находится на объединенном пункте управления министерства обороны и Федерального агентства по атомной энергии.



Информация, которая поступает в пункт управления, используется для дальнейшего прогнозирования масштабов аварии и принятия решения по проведению соответствующих мероприятий по ликвидации последствий аварии.



Для проведения наземной радиационной разведки к месту аварии прибывает специальный вертолет. На борту вертолета находятся специально подготовленные группы министерства обороны и Федерального агентства по атомной энергии России, оснащенные необходимым оборудованием и аппаратурой.



На учениях были отработаны и продемонстрированы представителям НАТО два варианта десантирования специалистов:



1-й вариант - с использованием специальных устройств, если местность не позволяет осуществить посадку вертолетов;

2-й вариант - с посадкой вертолета.



Расчеты радиационной разведки двигаются по определенным маршрутам, с помощью специальных приборов измеряют фактические уровни радиологического загрязнения и определяют границы зараженных зон, обозначают их на местности. Результаты наземной радиационной разведки оперативно передаются в пункт управления для оценки масштабов аварии. Для оказания медицинской помощи раненым выдвигаются специально подготовленные к действиям в условиях радиоактивного загрязнения мобильные медицинские группы. После оказания первой помощи на месте аварии предпринимается эвакуация раненых в специализированные медицинские учреждения.



Для проведения работ непосредственно с ядерными боеприпасами, повергшимися аварийным воздействиям, к месту аварии прибывают профессионально подготовленные подразделения министерства обороны России, оснащенные специальными автомобилями "Помощник". В каждом таком автомобиле располагается подготовленный расчет специального аварийного формирования Главного управления, а также современное оборудование, позволяющее проводить весь комплекс работ по ликвидации последствий аварии. Реального радиоактивного загрязнения местности на проводимых учениях не предусматривалось.



В соответствии с планом учений:

*
был проведен анализ сложившейся ситуации и выработаны предложения руководству учений для принятия решения по дальнейшим работам в области усиления охраны ядерных боеприпасов и ликвидации последствий аварий;
*
"поврежденные" ядерные боеприпасы были погружены в железнодорожный эшелон и отправлены для соответствующей обработки на завод Федерального агентства по атомной энергии (ФААЭ).

Железнодорожный эшелон, который начал движение с места аварии на завод ФААЭ, подвергся нападению террористов.



Наблюдателям НАТО был непосредственно продемонстрирован подрыв полотна железной дороги, на которой стоит вагон, а также комплекс работ по извлечению аварийных боеприпасов из специальной автомобильной и железнодорожной техники, подвергнувшейся нападению:

*
разворачивание и приведение в "боевое" состояние специальных автомобилей "Помощник";
*
оценка состояния (проверка крепления суперконтейнера в автомобиле, измерение температуры на его поверхности, оценка состояния боеприпаса с помощью видеоэндоскопа) аварийных боеприпасов и их извлечение с применением специальной техники.



Одним из важнейших мероприятий при авариях с ядерным оружием является комплекс работ по радиационной и химической защите, выполняемый войсками радиационной, химической и биологической (РХБ)-защиты. При ликвидации последствий радиационной аварии, условно созданной в ходе учений, была проведена специальная обработка (дезактивация) войск, участков местности, дорог, военных объектов и сооружений. Дезактивация указанных объектов проводилась для ликвидации радиоактивного заражения в целях исключения поражения личного состава в результате контакта с зараженными техникой, материальными средствами и объектами.



Для организации дезактивации техники, вооружения, средств индивидуальной защиты, санитарной обработки (гигиенической помывки) личного состава развертывается целый район специальной обработки, одним из элементов которого является пункт специальной обработки (ПуСО), предназначенный для проведения полной специальной обработки вооружения и военной техники, средств индивидуальной защиты, санитарной обработки личного состава.



ПуСО был развернут на незараженной местности и включал в себя участок местности, на котором были развернуты подразделения РХБ-защиты и проводилась дезактивация вооружения и военной техники, стрелкового оружия, средств индивидуальной защиты и других материальных средств, а также санитарная обработка личного состава.



На данных учениях возможности развернутого ПуСО были следующие:

*
по обработке военной техники - 60-80 ед. в час;
*
по обработке личного состава - 50-60 чел. в час.



Представителям НАТО была показана организация работы ПуСО по обработке подразделения, прибывшего из района ликвидации радиационной аварии.



В соответствии с планом учений, производилась отработка способов поиска, обследования и подъема упавшего в воду вместе с автомобилем (после его подрыва) суперконтейнера с ядерным боеприпасом. Глубина затопления 5 метров.



Здесь на первом этапе был отработан поиск затопленного автомобиля с помощью вертолета, на борту которого находится аппаратура контроля и обнаружения. При обнаружении в районе акватории озера ядерного боеприпаса по его физическим признакам с вертолета был сброшен буй. Впоследствии был проведен окончательный поиск и обследование реки водолазами, которые были доставлены на место аварии вертолетом. Правила водолазной службы ВМФ позволяют производить спуски водолазов с вертолетов различными способами (посадки на воду в режиме зависания, в исключительных случаях высадка на ходу вертолета на малой скорости с высоты не более 5-ти метров при глубине затопления не менее 3-х метров).В рассматриваемом случае было принято решение спустить водолаза на берег с использованием роликового спускового устройства типа СУР - для обеспечения безопасности водолаза в условиях отсутствия видимости под водой и наличия затопленных деревьев.



После определения местонахождения затопленного автомобиля и краткого его обследования (положение на грунте, состояние дна), оценки состояния суперконтейнера с ядерным боеприпасом и надежности его крепления к платформе автомобиля водолаз закрепил буй на затопленный автомобиль для точного обозначения его расположения.



Затем была проведена радиационная разведка водного участка места аварии при помощи погружных детекторов расчетом выездной группы счетно-аналитического центра. Эта разведка проводилась с целью определения повреждений. Если обнаружено превышение естественного радиационного фона воды, это значит, что корпус ядерного боеприпаса имеет повреждения, через которые проникает вода и идет вынос частиц ядерного материала. Одновременно была организована охрана затонувшего автомобиля.



В ходе учений на этой точке отрабатывалась организация действий по подъему суперконтейнера с помощью мягких судоподъемных понтонов с привлечением подразделений Инженерных войск (понтонного парка).



В связи с тем, что затопленный автомобиль находился на значительном удалении от береговой черты, было принято решение о разворачивании водолазной станции на пароме, состоящем из двух речных и одного берегового звена понтонного парка Инженерных войск общей грузоподъемностью 50 тонн. Водолазная станция и водолазный пост разворачивались на базе передвижной рекомпрессионной станции. Одновременно проводилась установка и фиксирование парома рядом с затонувшим автомобилем.



Далее проводилось обследование и осмотр:

*
акватории и грунта в районе затопления автомобиля;
*
грунта на наличие посторонних предметов в районе затопления, толщина донных отложений, глубина, на которую автомобиль погрузился в донные отложения;
*
затопленного автомобиля, его положения на грунте, определялись наличие повреждений шасси, платформы, состояние тента, кабины (с целью обеспечения доступа к суперконтейнеру проводится вырезание отверстия в тенте автомобиля);
*
затопленного контейнера на предмет определения его повреждений.



По результатам осмотра было принято решение по порядку подъема контейнера из воды.



По результатам обследования затопленного автомобиля было определено, что автомобиль стоит на колесах с погружением в донные отложения до полутора метров. Принимается решение поднимать контейнер с использованием мягких судоподъемных понтонов грузоподъемностью по 10 тонн (отрыв контейнера от грунта и подъем к поверхности воды), буксировка к урезу воды, подъем и установка на подготовленное место автомобильным краном.



В данном случае метод подъема был обусловлен наличием большого слоя донных отложений (в районе затопления толщина донных отложений достигала трех метров). Все работы с ядерным боеприпасом под водой выполнялись прошедшими специальную подготовку офицерами аварийно-специальных формирований 12-го Главного управления МО России.



Работы по подъему контейнера осуществляются в несколько этапов:

*
водолаз удаляет тент с автомобиля, при необходимости срезает его;
*
водолаз удаляет все стяжки, крепящие суперконтейнер к платформе автомобиля, при необходимости осуществляется их срезание гидравлическим инструментом, входящим в состав аварийно-спасательной машины;
*
водолазы осуществляют подготовку и крепление надувных понтонов к суперконтейнеру, производят наддув понтонов и подъем суперконтейнера к поверхности воды;
*
производится буксировка поднятого суперконтейнера к месту извлечения его из воды и последующий подъем и установка контейнера на подготовленное место. Извлечение суперконтейнера производится с применением автокрана, после чего с помощью видеоэндоскопа производится осмотр внутренних полостей контейнера и оценка состояния ядерного оружия. Затем расчетом специальной аварийной команды проводится эвакуация контейнера к месту окончательных работ и осуществляется подъем суперконтейнера.



Учения проводились во взаимодействии и при общем руководстве всех органов управления, привлекаемых к учениям. Руководство осуществлялось с объединенного пункта управления министерства обороны и ФААЭ.



Этот пункт управления (ПУ) являлся основным центром анализа и принятия решений по ликвидации аварии.


Руководство учениями



Руководил этим объединенным ПУ заместитель начальника 12-го ГУ МО, при этом имелось четкое разделение функциональных обязанностей между Минобороны и ФААЭ. На силы министерства обороны была возложена задача по выполнению, в основном, более тяжелых работ, связанных с организацией и управлением силами и средствами, действующими в районе аварии.



ФААЭ проводило более тонкий, детальный анализ поврежденных ядерных зарядов и вырабатывало рекомендации специалистам Минобороны России по порядку дальнейших действий при ликвидации аварии и выдвигало предложения, необходимые для принятия решений. Объединенный ПУ, как и все ПУ МО РФ, имел традиционную схему построения. Основными его элементами являлись оперативный зал и полевой узел связи. Кроме того, были развернуты и оборудованы элементы боевого (охранение, караул) и тылового (пункт хозяйственного довольствия, места для отдыха личного состава) обеспечения.



Особенностью работ по ликвидации последствий аварии является то, что на первоначальном этапе (неусугубление последствий аварии) в них от МО принимают участие только аварийно-спасательные формирования 12-го ГУМО. В дальнейшем круг задач, в зависимости от характера аварии, может быть значительно расширен и тогда может потребоваться привлечение дополнительных сил и средств.



С целью организации взаимодействия, оперативного сбора информации и устойчивого управления силами и средствами МО, других министерств и ведомств, привлекаемых к работам в случае необходимости, на пункте управления были развернуты и обеспечены всем необходимым места для работы оперативных групп.



Совместная работа пункта управления МО и оперативной группы ФААЭ позволили в тесном взаимодействии, в минимальные сроки организовать и провести работы на различных этапах ликвидации последствий аварии: неусугубление ее последствий; категорирование аварийных ядерных боеприпасов; проведение первоочередных работ по снижению взрывоопасности; транспортирование к местам хранения или утилизации и другие.



На учениях отрабатывалось использование пунктом управления различных сторонних источников информации (кроме поступающих докладов и донесений): видеоинформация с места аварии с использованием специальной аппаратуры, наработанные на основе научных исследований материалы группы расчетно-аналитического сопровождения, а также развернутые учебные образцы ядерных боеприпасов (палатка), которые позволили проводить анализ повреждений ядерных боеприпасов, определить методику работы и подготовить рекомендации аварийно-спасательным формированиям.



Развернутая группа расчетно-аналитического сопровождения (ГРАС), мобильное подразделение информационно-аналитического центра поддержки принятия решений при чрезвычайных ситуациях с ядерными боеприпасами 12-го ГУМО осуществляла научно-методическое и расчетно-аналитическое обеспечение работ ЛПА.



Группа решала следующие задачи:

*
прогноз возможных сценариев развития аварийной ситуации, оценка масштаба ее последствий, в том числе прогноз и оценка радиационной обстановки в районе аварии и разработка предложений по мерам защиты населения и режиму работы персонала;
*
проведение спектрометрических исследований проб грунта, воды, идентификация осколков взорвавшихся специзделий;
*
проведение других оперативных расчетов по указанию руководства ЛПА.



Личный состав частей и подразделений, принимавших участие в учении, был размещен в полевом лагере. Разбивка и оборудование полевого лагеря были осуществлены в соответствии с требованиями нормативных документов, регламентирующих пребывание войск в полевых условиях.



Полевой лагерь состоял из:

*
палаточного городка, предназначенного для размещения личного состава прибывших частей и подразделений и элементов хозяйственного назначения;
*
полевого парка, предназначенного для хранения, технического обслуживания, ремонта и приведения в готовность к применению по предназначению вооружения и военной техники оперативно-мобильной группы и приданных ей сил и средств в районе ликвидации последствий аварии.



Для обеспечения регламентированной работы личного состава был предусмотрен и разработан распорядок дня, который включал в себя утренние и вечерние мероприятия, направленные на закаливание военнослужащих, повышение физической устойчивости организма к резким изменениям физических факторов окружающей среды и условиям выполнения боевых задач, на соблюдение правил личной и общественной гигиены. Охрана и оборона полевого лагеря осуществлялась силами временного караула и подразделениями усиления. Для восстановления психического и физического состояния, снятия нервного напряжения личного состава был развернут пункт психологической реабилитации.



Заключение



В ходе учений было показано, что методическое обеспечение российской стороны к решению такой сложнейшей проблемы, как ликвидация аварии с ЯО, отработано на очень высоком научном уровне, имеет системный подход, учитывающий все до мелочей. Все составляющие тем или иным образом влияют на общее состояние ядерной безопасности.



По официальным отзывам наших партнеров, учениям дана очень высокая оценка. Российская сторона надеется, что сделан первый серьезный шаг в деле укрепления сотрудничества и что последуют новые шаги в этом направлении. Тому есть все основания.



Согласно предварительной договоренности в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, первые учения подобного рода проводятся на территории Российской Федерации. В последующем, начиная с 2005 г., они будут проводиться и на территории стран-членов НАТО, обладающих ядерным оружием, и на территории одной из стран НАТО, где размещено американское ядерное оружие. На всех этих учениях стороны примут участие в качестве наблюдателей.



Этот шаг, сделанный Российской Федерацией в столь "чувствительном" направлении, призван был развеять сомнения и одновременно укрепить уверенность наших партнеров в понимании всей ответственности и предпринимаемых Россией усилий в отношении безопасности хранения и транспортировки ядерного оружия, а также готовности к немедленным действиям в случае инцидентов с ним.



В дальнейшем стороны планируют перейти от формата наблюдения на учениях к формату совместных действий специалистов стран-участниц, естественно, соблюдая при этом условия Договора о нераспространении ядерного оружия. Участие в учениях представителей НАТО в качестве наблюдателей - это первый этап сотрудничества. На этом этапе очень важен обмен опытом, который накопили страны, обладающие ядерным оружием, в этой области деятельности. Делать это необходимо с максимальной степенью открытости, как это сделала Россия на учениях "Авария -2004".



На втором этапе сотрудничества можно было бы перейти к совместным действиям специалистов разных стран, обладающих ядерным оружием, при ликвидации последствий инцидентов (аварий) с ядерным оружием.



По мнению специалистов - это очень трудоемкая работа, без права на ошибку, требующая полного взаимопонимания, отчетности в действиях. Здесь крайне важно взаимодействие личного состава бригад по ликвидации последствий, которые будут совместно действовать в аварийных ситуациях (ликвидировать последствия аварийных ситуаций).



Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что первоочередной задачей, стоящей перед специалистами ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, является реализация комплекса научно-технических и организационных мер, которые бы максимально предотвращали возможность возникновения инцидентов с ядерным оружием на всех этапах его жизненного цикла.



Могу также вполне ответственно заявить, что уровень российского ядерного боезапаса по всем, принятым в ядерных державах критериям ядерной безопасности, не уступает мировым стандартам, а по некоторым показателям (в частности, по критериям устойчивости к несанкционированным действиям) и превосходит их.



Владимир Николаевич Верховцев - заместитель начальника 12-го Главного управления Министерства обороны РФ.




Владимир Верховцев


ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ # 2 (158), апрель 2005



PIR CENTER







Док. 364587
Перв. публик.: 04.04.05
Последн. ред.: 04.09.07
Число обращений: 548

  • Верховцев Владимир Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``