В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Примаков: Политические тайны мадридского двора Назад
Евгений Примаков: Политические тайны мадридского двора
Первый в этом году для президента России выезд на Запад: в Мадриде Владимира и Людмилу Путиных встречал король Хуан Карлос и королева София с домочадцами. Потом были крайне показательные политические переговоры. Какие правила игры Москва видит и с Европой, и с Ближним Востоком, и для себя самой? Каков российский ресурс и российские перспективы?

За всем, что делал Путин в Мадриде, все это время наблюдали так называемые совиспанцы. В 1937-м году, во время гражданской войны в Испании, в Советский Союз были эвакуированы 3 тысячи испанских детей. Потом их из Советского Союза так и не выпустили. Теперь те испанцы, кто все-таки вернулся из России на Родину, переживали за переговоры Путина так, как, наверное, никто не переживал в России.

"Если бы мне довелось родиться еще раз, я бы снова поехала в Советский Союз. Жить, учиться и расти там, - говорит совиспанка Онорина Фернандес.- Я не жалею, что жила в Советском Союзе. Я очень рада, что работала там. Если бы я жила тогда в Испании, я бы никогда не стала бы врачом и никогда не знала бы удовольствия работать с детьми".

Онорина Фернандес, Антонина Колганова и Эрнесто Вега де ла Иглесия Субисаретто, как и сотни остальных, - люди с похожей семьей. Энресто был в Москве стахановцем. У него есть красный флаг, с которым он уже в Мадриде организует демонстрации на 7 ноября, 1 мая и обязательно на День Победы.

"Да, я родился в Испании. Но моя вторая родина - это Россия, Советский Союз. Я вообще люблю больше Россию, чем Испанию. Если, например, в футбол играют испанцы с русскими, я хочу, чтобы выиграли русские", - рассказывает Эрнесто.

Единственное, чего совиспанцам хотелось, - это чтобы Путин посетил в Мадриде памятник советским людям, погибшим в войне за Испанию. Но по протоколу венок должен был лечь к монументу всем отдавшим жизнь за Испанию. Площадь Леальтад так и осталась единственным местом в Мадриде, которое, помимо дворцов, на этот раз увидел российский президент.

Хотя, если бы не длинные переговоры, посмотреть в Мадриде было бы на что. Например, на любимой у горожан площади Испании "выгул собак и фашистов запрещен" - так общественные организации охраняют покой своего культурного наследия. Здесь же - памятник Сервантесу и его героям из бессмертного романа "Хитроумный идальго дон Кихот Ламанчский".

Журналист из испанского правительственного пула высказал на днях интересную мысль. "Европа, - сказал он, - напоминает мне дон Кихота: в благородных целях выдумывает для себя злодеев, а потом косо смотрит на русскую ветряную мельницу. Со времен дон Кихота прошло 400 лет, и уже давно стало ясно, что эта ветряная мельница крутится в европейских же экономических интересах, а потому тыкать в нее копьем - это поступок уже не Дон Кихота, а скорее четвероногого любимца Санчо Пансы".

Испанская провинция Эстремадура на границе с Португалией. Рыцарь маслин и оливкового масла, владелец компании "Оро Негра" дон Хесус Льорка обходит плантации, которые своим существованием, как выясняется, обязаны России. Мощностей соседнего завода уже не хватает, чтобы обеспечить российский спрос на оливки.

Когда-то, в 1992-м, дон Хесус отправил в Москву первый контейнер с оливками. На него смотрели как на экстремала. Товар то разворовывали, то не платили. Через 13 лет он поставил на России испанский рекорд: 1 миллион 400 тонн оливок за год.

"Сейчас, когда в России более или менее стабильный рынок, все лезут туда, все хотят присутствовать на российском рынке. А раньше все боялись", - говорит предприниматель.

"Мы работаем и молимся: лишь бы в России все было хорошо. Иначе я и не знаю, сколько испанцев могут остаться на улице. Но если Путин здесь с нашим королем, то, наверное, все будет хорошо", - считает директор предприятия по расфасовке оливок Мария Пилар Алонсо.

Испанцы уже привыкли к тому, что Россия - единственная страна, где зеленые оливки почему-то называют маслинами. Теперь уже сами так и пишут на банках по-русски - чтобы в России понравилось всё, вплоть до русских названий.

И на королевском приеме, и позже Владимир Путин постоянно говорил о торговле с Испанией. Потом станет ясно, зачем к торговым беседам привлекался Сергей Лавров. Но первым тему большой торговли начинал король Хуан Карлос. "Россия - великая энергетическая держава, но это и большая ответственность", - подчеркнул монарх.

Примечательно, что во время визита не прозвучало ни слова об Украине, которую Мадрид поддержал во время газовых споров Москвы и Киева. Оказалось, что правительство Испании теперь очень желает, чтобы испанские компании были допущены к разработке российских месторождений газа. Россия не против. Против была только кастильская газета, усмотревшая якобы растущую газовую зависимость Испании от России. Об испанской независимости премьер Луис Сапатеро доверил отвечать российскому лидеру.

"Слухи о чрезмерной энергетической зависимости Испании от России сильно преувеличены. Если вы посмотрите на долю российской энергетики на испанском рынке, то она пока ничтожна. Наш трубный газ пока неконкурентоспособен на рынках Испании. И жаль. Прежде всего, жаль для вас, потому что если бы мы создали условия, конкурентоспособные для наших энергоносителей, то энергетическая стабильность в Испании сильно бы повысилась", - подчеркнул Владимир Путин.

Любое упоминание о газе из уст Путина распространялось в этот день европейскими агентствами с пометкой "Молния". В комментариях даже появился термин - газополитическая карта Европы.

Британия. По данным лондонской "Дейли Телеграф", с 23 февраля в стране поднимаются цены на газ. Причем сразу на 25%. Среди причин называют общее подорожание энергоносителей, а также, на удивление британцев, быстрое истощение отечественных месторождений газа в Северном море. О дефиците газа официально заявляет правительство Италии. Винят непривычно холодную погоду, а министр иностранных дел Джанфранко Фини прямо говорит, что виновата Украина, отбирающая газ, предназначенный для Европы.

Так как европейцы могут гарантированно получать российский газ? Итальянцы возлагают надежды на Грецию, с который их свяжет газопровод по дну Адриатики. Существует соглашение об этом. В свою очередь, у Греции есть соглашение с Турцией: по дну Мраморного моря должен был пройти газопровод малой мощности, но "Газпром" предложил за свои деньги увеличить его пропускную способность в разы. Зачем? Чтобы качать свой газ. А уж в Турцию из России идет не просто труба, а целый "Голубой поток" под Черным морем. Получается, что все это в совокупности - еще один, уже южный европейский маршрут, который так же, как и северный, пойдет в Европу в обход стран, которые, с одной стороны, вроде являются естественным коридором, но часто - неестественным препятствием для транспортировки российского газа.

И тут стало ясно, почему министр иностранных дел России летел в Мадрид прямиком и Италии, аккурат перед которой побывал в Греции. Российский МИД, по сути, теперь не просто вовлечен в процесс диверсификации энергопоставок в Европу. Он реально продвигает интересы российского бизнеса.

"Госдепартамент США занимается этим испокон веку. У них огромный штат, который в рамках посольств занимается исключительно тем, что обслуживает интересы американского бизнеса. Мы этому учимся и, надеюсь, небезуспешно", - отметил Сергей Лавров.

Безусловно, самым громким политическим итогом саммита стало заявление Владимира Путина о решении пригласить в Москву лидеров ХАМАС. Журналисты передавали его на ленту, даже не дослушав ответ Путина, почему Москва не считает хамасовцев террористами.

"Сжигать мосты, особенно в политике, - самое простое, но не очень перспективное дело. Именно поэтому мы и не признавали ХАМАС в качестве террористической организации. Сегодня нужно признать, что ХАМАС пришла к власти в Палестинской автономии в результате демократических легитимных выборов. И нужно уважать выбор палестинского народа. Мы, сохраняя наши контакты с организацией ХАМАС, намерены в ближайшее время пригласить руководство этой организации в Москву", - заявил Владимир Путин.

Как один из главных мировых экспертов по Ближнему Востоку президент Торгово-промышленной палаты РФ, глава МИД в 1996-98 годах Евгений Примаков считает, что из всего квартета - Россия, США, ЕС и ООН - только Россия, не признающая ХАМАС террористической организацией, и может теперь выходить с ним на связь.

"Встреча, о которой заявил Владимир Владимирович Путин, будет иметь большое значение, потому что сейчас нужно сделать всё для того, чтобы ХАМАС плавно вошел в политического урегулирования. Не надо сейчас от ХАМАС, например, требовать на первом же этапе признания Израиля", - считает Примаков.

А раз Москва одна, то она считает вправе выбирать и форму такого разговора. И эта форма, по мнению Примакова, должна отличаться от израильской, где, скорее всего, в канун выборов, как он считает, тоже наблюдается отход от "дорожных карт". "Вот этим отталкивают ХАМАС. Нельзя этого делать, ни в коем случае нельзя", - убежден Примаков.

Испанские министры сочувствовали своему премьеру. Луис Сапатеро поспешил заявить, что Испания поддерживает Москву, еще когда Путин не сделал своего главного заявления по ХАМАС. Испанская пресса оправдала Сапатеро тем, что он имел в виду поддержку России по иранскому урегулированию. И это только доказывает то, что во всяком случае тегеранский ядерный узел ЕС и не пытается развязать без помощи Москвы.



12.02.2006

Андрей Кондрашов

http://www.vesti7.ru/archive/news?id=8124

Док. 365448
Перв. публик.: 12.02.06
Последн. ред.: 05.09.07
Число обращений: 597

  • Примаков Евгений Максимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``