В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Примаков: Европейский рецепт: упор - на сотрудничество Назад
Евгений Примаков: Европейский рецепт: упор - на сотрудничество
Сейчас у дипломатов - пик председательства России в "большой восьмерке". Уже через две недели в Петербурге пройдет саммит, а в четверг, 29 июня, высшие дипломаты "восьмерки" собрались в Москве. На встрече говорилось нечто большее, чем звучало в официальных коммюнике. Но много занятного обнаружилось даже в протокольной съемке.

Наверное, самая занятная сцена: высоченный Лавров принимает еще более высокую коллегу из Австрии. И даже встает на цыпочки.

"Хоть кто-нибудь потом фотографии пришлет?" - спросил российский министр после протокольной съемки.

На этой министерской встрече вообще хватало занятных совпадений. В обычной жизни это считалась бы операторским браком - и это действительно случайность, что наш оператор забыл выключить камеру, пока охрана особняка МИД вела его на протокольную съемку. А получилось любопытно. В кадр даже попадет приклеенная к лестнице бумажка с надписью "Italy". Оказалось, что именно на эту бумажку потом должен встать министр из Италии во время так называемого "семейного", общего фото участников встречи.

Действительно, на чем стоит этот необычный клуб - "большая восьмерка"? Коричневые башмаки под синий костюм у канадца, шпильки ли Кондолизы Райс, или босоножки ли англичанки Беккетт слева от канадца - старожилы этого клуба всегда называли себя "собранием самых богатых демократий" и в последние недели не раз говорили, что в России с демократией - "откат". И вот в канун "министерской восьмерки" в нашумевшем интервью западной прессе замглавы президентской администрации Владислав Сурков заявил, что Россия строит не управляемую извне, а "суверенную демократию". И заметил: бывает, что России "говорят одно, а думают про другое: говорят про демократию, а думают об углеводородах".

Так какое место критика российской модели государственного устройства будет занимать на переговорах "восьмерки"? Что является приоритетом номер один - демократия или энергобезопасность?

"Ну, так говорить нельзя: такой-то приоритет - первый, такой-то - второй. Есть общая тема - как улучшить и углубить отношения с таким нашим великим соседом, как Россия. Тем более сейчас, когда все обеспокоены энергетикой, наши отношения имеют вообще фундаментальный вес", - считает верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана.

"Я полагаю, что так думать нельзя. Конечно, энергобезопасность, да и вообще безопасность - очевидный приоритет для всех нас. И демократия - то, что нас беспокоит постоянно. И мы работаем в сотрудничестве, чтобы ее сохранять и развивать", - убеждена министр иностранных дел Великобритании Маргарет Бэккетт.

"В Европе не будет стабильности без стабильности в России. У нас есть общее дело на этом большом континенте. Это годится и для демократии, и для энергетики. Очень важно, что Евросоюз постепенно, но твердо выстраивал общую энергетическую политику. В этом смысле нам предстоит много сделать вместе с Россией. Но я уверен, что Россия сумеет со своей стороны быть рядом с ЕС в этом вопросе", - добавляет глава МИД Франции Филипп Дуст-Блази.

Итак, европейский рецепт: больший упор - не на критику, а на сотрудничество. Похоже, еще до встречи с Лавровым европейцы выработали такую общую позицию - на раннем завтраке в резиденции французского посла, где были и Дуст-Блази, и Бэккетт, и Солана, и немец Штайнмайер.

Но есть и другие "фрукты". Есть еще и Америка. Именно Кондолиза Райс потом будет развивать опасения за судьбы российской демократии на итоговой пресс-конференции. Но и она признает, как изменилась Россия со времен ее первого визита сюда в 1979-м году: "Я впервые побывала в Советском Союзе в 1979 году, и я вас уверяю: в этой стране произошли огромные перемены - и с тех пор, и с 1991 года, когда возникла Российская Федерация. Но мы не будем стесняться говорить о наших опасениях в связи с судьбой неправительственных организаций и свободы прессы. Но мы делаем это открыто и в духе сотрудничества".

На это уже Сергей Лавров заметит, что он в том же 1979-м впервые побывал в Америке и что Америка с тех пор тоже здорово изменилась: "По совпадению я тоже впервые оказался в Соединенных Штатах в 79-м году. И я тоже замечаю за все эти годы изменения, многие из которых мы стремимся с нашими американскими коллегами обсуждать".

Уверенности в своих силах российской дипломатии добавляет и мнение международных экспертов, которые профессионально следят за действиями "семерки", а теперь - "восьмерки".

"Россия очень хорошо справляется с председательством и здорово продолжает работу еще и прежних председателей, продолжает линию прежних саммитов. Лучше всего России удаются вопросы политики и безопасности. Это и Иран, и Северная Корея, и борьба с терроризмом", - говорит директор исследовательской группы по "большой восьмерке" университета Торонто (Канада) Джон Киртон.

Перед тем как принять высших дипломатов "восьмерки", Сергей Лавров повидал всех высших дипломатов самой России. Во вторник, 27 июня, в высотке на Смоленской площади - сбор всех российских послов. 142 человека. Карьерные дипломаты вроде посла в Бразилии Тюрденева. Такие же карьерные - Разов из Пекина и Авдеев из Парижа. И свежие дипломаты - недавние министры и губернаторы. Экс-глава Минтопэнерго Калюжный - ныне из Риги. Бывший иркутский губернатор Говорин - теперь из Улан-Батора.

Водоворот внешней и внутренней политики действительно бывает необычным. Посол в Киеве Виктор Черномырдин общался в кулуарах с Владимиром Котеневым - послом в Германии, куда российский газ как раз через Украину и приходит. Или, как в январе, не приходит.

"Не все были готовы к тому, что Россия так быстро начнет возвращать себе экономическое здоровье и положение на мировой арене. Некоторые готовы обвинить нас в возрождении неоимперских амбиций. Или, как мы недавно слышали, придумали еще энергетический шантаж", - это Путин про то, как проблемы с Украиной раскручивали критики России. Что это - неспособность обеспечить ту самую "энергобезопасность", и это - "шантаж молодой демократии".

В эти дни майдан в Киеве вновь заполнили люди. Но это - болельщики. Символично и то, как молодая независимая страна доказала себе свою состоятельность: впервые попасть на чемпионат мира и сразу дойти до одной четвертой финала! Но надежды на еще больший успех, увы, не осуществились.

За неудачным для своей команды матчем с Италией наблюдали и депутаты от оппозиции. Наблюдали в Раде, которую они боятся покинуть хоть на минуту. Это - чтобы продолжать блокировать трибуну парламента в попытке переубедить "оранжевых", не желающих делиться парламентскими должностями.

"Хотелось бы, чтобы политики прониклись чувством тревоги. Страна сложная, страна хорошая. Но экономикой надо управлять. Я уже не говорю, что внутри, а есть еще и межгосударственные отношения", - говорит Виктор Черномырдин.

"Межгосударственные отношения" - это про Ашхабад. Москва с Киевом после января договорились. А вот желание туркменбаши пересмотреть уже подписанные контракты, причем и с Москвой, и с Киевом, - это пример как раз про то, откуда исходит энергоопасность.

Вот Россия и предлагает сделать "восьмерку" площадкой для обсуждения того, как упредить и преодолеть такие риски: совместными усилиями и бизнеса, и правительств. Тем более что власти все-таки могут - нет, не вмешиваться, от этого чаще только хуже, - но подталкивать.

Любопытное философское различие. Британцы говорят, что судьбу трубопроводов и вообще нефтегазовой инфраструктуры должен решать рынок. Французы, хоть и с оговорками, но не забывают о лозунге де Голля об "экономическом патриотизме". А немцы являются примером того, как движение капиталов направляют именно соглашения между правительствами. Спрашивают ли главу МИД Германии Франка-Вальтера Штайнмайера его коллеги о том, как его правительство строит нефтегазовое сотрудничество с Россией?

"Сегодня не спрашивали, а вообще - да. Мы в Германии сделали наш энергетический рынок свободным уже много лет назад. Государственных энергетических предприятий у нас нет - только частные. Они сами и решают, куда инвестировать. Но, конечно, по вопросам о трубопроводах есть и государственное сопровождение", - отвечает Штайнмайер.

Что до Украины, то в Москве к Киеву теперь исповедуют принцип "доверяй, но проверяй". В пятницу Россия задала украинским экспортерам вопросы и совсем по другой линии - по линии экспорта крылатых ракет.

"Украинская фирма "Прогресс", которая является дочерним предприятием известной компании "Укрспецэкспорт", поставила шесть таких ракет в Китай и еще шесть таких же ракет в Иран", - заявил вице-премьер правительства РФ, министр обороны Сергей Иванов.

И пусть в Киеве всё отрицают, такие дела с Тегераном - действительно не шутки. На следующей неделе туда собирается Хавьер Солана. Он попытается, наконец, услышать ответ на совместные предложения со стороны Запада и России с Китаем. На московской встрече министры "восьмерки" предложили иранцам поторопиться с ответом. И такая совместная философия - лучшая иллюстрация, на что способны ведущие державы по взаимному согласию. Главное - чтобы по согласию.

"России конфронтация не нужна. Ни в каком виде. И мы ни в каких священных союзах участвовать не будем. Еще раз подчеркну: к урегулированию кризисов ведет вовлечение в диалог, а не изоляция тех или иных государств", - заявил Владимир Путин.

А если другими словами, то Россия хочет, чтобы - пусть меняется погода, - но чтобы устоялся климат. Сильная Россия - не помеха, а наоборот.

"Мы защищаем свои национальные интересы более четко, более продуманно, чем это было раньше. Это очень многим, конечно, не нравится. Потому что считалось, что если Россия отстала в экономическом плане, если она потеряла очень много после развала Советского Союза, то она не встанет сразу на ноги. Это неправильно. Конечно, сразу, одномоментно она не может это сделать, и этого не происходило таким образом. Но она встала на ноги", - убежден Евгений Примаков - министр иностранных дел РФ в 1996-98 годах.

"Надо просто привыкнуть к тому, что Россия - немножко больше, чем та, какою бы нас хотели видеть. Больше экономически, больше политически, больше с точки зрения территории, населения, потенциала, в конце концов. Поэтому реагируют нервно, реагируют экзальтированно. Только нам на эту нервную реакцию вовсе не надо реагировать столь же нервно. Нервная реакция на нервную реакцию - это показатель слабости", - считает председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов.

И российские послы, и министры "восьмерки" из Москвы уже разлетелись. Министры соберутся в следующий раз, возможно, уже 12 июля: будут обсуждать как раз Иран. А уже 15 июля в Петербурге - сам саммит.

02.07.2006

Сергей Брилев

http://www.vesti7.ru/archive/news?id=8825

Док. 365500
Перв. публик.: 02.07.06
Последн. ред.: 05.09.07
Число обращений: 549

  • Примаков Евгений Максимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``