В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Примаков: Кандидатура Игнатьева. Левые воздержались, остальные - `за` Назад
Евгений Примаков: Кандидатура Игнатьева. Левые воздержались, остальные - `за`
Проводы Виктора Геращенко не были долгими. Депутаты подарили ему букет цветов и грамоту. В ответ теперь уже бывший главный банкир страны тоже всех поблагодарил. Но по-своему. "Я весьма благодарен за эту высокую награду Государственной думы. Я вам обещаю, что буду использовать эту грамоту правильно", - сказал Геращенко, прощаясь с депутатами.

Сергея Игнатьева утверждали меньше часа. Фракция "Единство" демонстративно отказалась от любых вопросов кандидату, поскольку ей и так все понятно. Других депутатов больше интересовал этический аспект назначения. Спрашивали - чувствует ли Игнатьев в себе силы для управления Центробанком. Игнатьев сказал, что чувствует, и Дума проголосовала.

Банк, доставшийся в наследство Сергею Игнатьеву, - не просто золотые слитки в хранилищах и печатный станок. Если провести опись имущества ЦБ, то получится, что в подчинении у бывшего заместителя министра финансов не один банк, а десятки. Кроме Сберегательного Банка России, это Внешторгбанк, Внешэкономбанк, а еще - прямо или опосредованно - банки за границей: Московский народный в Лондоне, Евробанк в Париже, Ист-Вест-Юнайтед в Люксембурге, два Русских Коммерческих банка в Цюрихе и на Кипре.

Нужна ли эта собственность государству или она является для него обузой - придется решать Сергею Игнатьеву. Правда, теперь в тесном диалоге с правительством. Впрочем, оно свою точку зрения уже высказало.

"Правительство будет настаивать в Государственной думе, чтобы ограничения по выходу Центробанка из капиталов коммерческих банков были сняты полностью. Никакой социальной значимости ни один их не представляет. И Центробанку нельзя больше находиться в капиталах этих банков", - заявил председатель российского правительства Михаил Касьянов.

Касьянов специально уточнил, что Сбербанка, в котором сосредоточено семьдесят процентов всех частных вкладов, приватизация не коснется. Однако у идеи разгосударствления банков и без того немало противников.

"Нынешнему правительству стоит больше думать на тему, как эффективно управлять теми инструментами, которые у них есть, чем как от них побыстрее избавиться", - считает Сергей Глазьев, председатель думского комитета по экономической политике и предпринимательству.

Так станут ли рекомендации правительства прямым указанием для Центробанка или же ему удастся сохранить независимость, на которую на минувшей неделе все так часто ссылались?

"Очень надеюсь на то, что его преемник будет продолжать тот курс, который был при Геращенко. Меня вдохновило в этом отношении заявление Игнатьева при утверждении в Государственной думе о том, что не будет менять политику Центробанка", - отмечает Евгений Примаков, председатель Торгово-промышленной палаты РФ.

Независимость Центробанку пообещали все. И действительно, как следует из заявлений Сергея Игнатьева, никаких радикальных изменений в курс, проводившийся его предшественником, внесено не будет. Однако правительство уже потребовало от банка хозяйственной прозрачности, то есть внутренние расходы ЦБ - зарплаты, пенсии, коттеджи и дачи - берутся под гласный контроль.

"Способ контроля должен быть таковым, чтобы он не мог трактоваться или не дай бог использоваться в качестве давления на Центральный банк, - подчеркивает Михаил Касьянов. - Просто общественность должна знать, на что тратятся средства Центробанка".

И все же главное наследство Игнатьева - это системные проблемы российской экономики. Именно ему придется лоббировать в Думе и создавать систему гарантирования вкладов. Это такая обязательная страховая касса для всех коммерческих банков. В случае банкротства из нее погашаются долги перед вкладчиками. Игнатьеву придется переводить банки на международную бухгалтерию. Но главное - он должен придумать, как превратить деньги из кубышек граждан в инвестиции для отечественных предприятий и воскресить тем самым экономический рост. Делать это при помощи девальвации Центробанк не будет.

Как говорит вице-президент компании "Тройка-диалог" Олег Вьюгин, назначение Игнатьева - шаг не политический, а сугубо технический. Просто летом президент все равно должен был назвать преемника Геращенко, а в дни отпусков, как известно, рубль особенно неустойчив. На предпоследней неделе марта с ним ничего не произошло. А девальвация в планы Игнатьева не входит. По словам Вьгина, "Центробанк тоже ограничен. Он не может пойти на такую политику. Если рубль слабеет скорее, чем в стране инфляция, то это значит, что надо покупать доллары, потому что доход от доллара перекрывает инфляцию".

КПРФ и аграрии в среду от голосования вообще отказались. Левые не видят разницы между Игнатьевым и Геращенко. Но вопрос - почему все-таки Игнатьев - в Думе уже не стоит.

Пожалуй, в одном и сторонники бывшего руководителя ЦБ и его идейные оппоненты полностью сходятся. Какой бы путь реформирования банковской системы ни выбрало правительство, 36 миллиардов долларов, накопленные Геращенко в виде золотовалютных резервов, станут неплохим фундаментом для любых экспериментов.

24.03.2002

Константин Семин

http://www.vesti7.ru/archive/news?id=653

Док. 365509
Перв. публик.: 24.03.02
Последн. ред.: 05.09.07
Число обращений: 535

  • Примаков Евгений Максимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``