В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Эдвард Радзинский: Сталин - мой большой друг Назад
Эдвард Радзинский: Сталин - мой большой друг

Эдвард Радзинский: Сталин - мой большой другНа ВВЦ открылась юбилейная Московская международная книжная ярмарка. В этом году ей исполняется 20 лет. В столичном книжном форуме принимают участие представители 60 стран мира. Свою новую книгу на выставке представил и известный писатель Эдвард Радзинский.

- Эдвард Станиславович, здравствуйте!

- Здравствуйте!

- На 20-й Международной книжной выставке-ярмарке вы представляете свою новую книгу "Моя театральная жизнь". О чем она, если говорить о самом главном?

- Видите, это, не дай Бог, никакие ни воспоминания, дождя отшумевшего капли, нет. Это история драматурга достаточно успешного. История писателя, как бы писавшего пьесы. Дело в том, что мне очень повезло. Эти пьесы ставили знаменитые режиссеры - Товстоногов, Эфрос поставил пять моих спектаклей. Гончаров, Фокин, Виктюк, Кама Гинкас и так далее. В них играли великие актеры - Доронина, Гундарева, Немоляева, Догилева, Апексимова, Меньшиков, Джигарханян, Басилашвили, Олег Борисов, Шакуров... Я могу бесконечно перечислять. В этих спектаклях есть одна особенность - поставлены потрясающими, знаменитыми режиссерами. Спектакли, в которых люди видели этих великих актеров, исчезли. Но они ведь есть на пленке. И вот в этой книге я пытаюсь как бы вернуть их. Я пытаюсь рассказать о них, и так, чтобы их увидели вновь. И самое главное - это как бы взгляд драматурга, взгляд человека. Дело в том, что пишется одна пьеса, ставится другая, а зритель смотрит третью. И вот та пьеса, которую сочинил этот драматург, от нее остались только реплики. Это как телевизор с выключенным экраном. Картинка, которую он видел, она исчезает вместе с ним. Ее никто не увидит. И я пытаюсь рассказать и об этой пьесе, о пьесе, написанной драматургом. Причем, для меня это очень важно, потому что это не подведение каких-то итогов, нет. Это как бы рассказ перед возвращением. Есть такой термин - "возвращение в Итаку" - это как бы Одиссей возвращается к себе. И вот после долгих странствий я как бы вновь возвращаюсь в театр. И сейчас, я это чувствую, возникает новый театр. По правде, новый театр. И поэтому я решил в него побыстрее вернуться.

- В вашей новой книге есть фрагмент о пьесе - о расстреле семьи Николая II. Почему вы включили его в книгу?

- Вы знаете, это был как бы такой некоторый финал для меня. Я в этот момент твердо решил уйти из театра, потому что открылись архивы. И я считал своим долгом выяснить то, что всю жизнь хотел выяснить. Во всяком случае, со времен институтских. То есть историю гибели Николая II. Я начал ей заниматься в 75-м году и продолжал бесконечно заниматься. И мне удалось первому найти все источники, подлинные показания расстрельщиков и соединить их вместе. В книге о Николае II я осуществил мечту. Я не сказал ни одного слова о расстреле, предоставив им самим его описать. Они все дали показания, они находились в секретных архивах. И когда началась история захоронения царских останков, когда они были найдены, для меня не было никаких сомнений, что это были те самые останки Романовых, которые были найдены в окрестностях под Екатеринбургом, и я издал пьесу. И эта пьеса почти документальная. Она называется "Последняя ночь последнего царя". Она - о расстреле царской семьи. И в этот момент должны были быть похороны. Пьесу поставил Фокин в Москве. Там был совершенно потрясающий состав - Ульянов, Женя Миронов, Купченко и Збруев. И когда наступил момент похорон, то там появилась идея. Тогда в начале я даже не понял весь ее ужас. Она мне, вероятно, не понравилась. Задумали показать эту пьесу в Эрмитажном театре. Зрителями ее должны были быть участники похорон, то есть приехавшие Романовы. Там время в пьесе совпадало с тем реальным страшным временем расстрела. Начинать нужно было в ночь, точно так, как происходил расстрел. Но по мере приближения, как бы осуществления этого проекта, мне стало страшно. Выходил какой-то ужасный триллер. Как будут реагировать эти несчастные люди? И что это будет? Я, честно говоря, делал все, чтобы ее не было. Я испугался. Я испугался и, думаю, я был прав.

- В августе в Свердловской области были найдены останки предположительно царевича Алексея и великой княжны Марии. Результатов генетических экспертиз, вероятно, ждать придется долго. Вот как вы думаете, действительно это царевич Алексей и Мария?

- Я надеюсь, что так. И если это не те, я не знаю, правда, как они там очутились, то это ничего не доказывает. Гений Рябов и Авдонин и еще с ними был человек, они обнаружили могилу, описанную в записке, в секретной записке Яровского. Там находилось девять трупов. Двоих, как писал Яровский, они сожгли. Была произведена первоначальная, простейшая экспертиза, которую проводят со всеми неопознанными останками. То есть взяли фотографии и совместили с останками. Если бы те, кто возражает против этих могил, дали свои лица, то их лица с этими черепами не сошлись бы. А здесь сошлись абсолютно. Девять человек и девять упомянутых Яровским в этой записке - они абсолютно были идентичны. На мой взгляд, нахождение этих двух останков - это напоминание о том, что в России не произошло самое главное. Здесь до сих пор не закрыта могила этих несчастных людей. Хотя и не закрыта могила другого человека, который с ними очень связан. Она находится на Красной площади. И поверьте, это очень важно для России, чтобы это случилось.

- И последний вопрос. Возвращаясь к книгам. Будет ли продолжена серия о великих исторических личностях? Вы неоднократно обещали написать о Екатерине Великой и, кстати, о Ленине. Работа уже началась?

- Да. Работа идет все время. То есть я делаю книгу о Екатерине. И я собираю материал о Ленине. Дело в том, что Ленин - это невероятная фигура, гигантская глыба, человек, поменявший историю века, трагическая личность, ставшая жертвой, жертвой самого себя. Это безумно интересно. Но я сначала должен выпустить книжку, которую я называю роман. Это роман о Сталине. Когда я писал про Николая, Сталина, я оставался историком. То есть я не давал возможности, зная абсолютно и чувствуя точно, что это было, это не писать. Игра воображения. Она недопустима в подобных книгах. И что такое было, по правде, я не знаю. Мой большой друг сейчас - Иосиф Виссарионович. Он меня не отпускает. И пока я не закончу эти тысячу сто страниц, я не смогу уйти от него. Я должен это закончить, потому что только тогда я смогу очень точно написать историческую книгу о Ленине.

05.09.2007
http://www.vesti.ru/doc.html?id=137145

Док. 365903
Опублик.: 06.09.07
Число обращений: 373

  • Радзинский Эдвард Станиславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``