В подмосковном Жуковском открылся Международный авиакосмический салон МАКС-2007 (ФОТО). В интервью Российскому информационному каналу "Вести" о первом дне МАКСа-2007 рассказал его почетный президент, летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев.
- Магомед Омарович, здравствуйте.
- Добрый день.
- Итак, уже "Стрижи" и "Русские витязи" продемонстрировали и свои полеты, и фигуры высшего пилотажа. Какие первые впечатления от выступления команд у вас лично и у участников и гостей авиасалона?
- Великолепные. У меня самое большое впечатление от присутствия президента, от его речи. На фоне его заявления о состоянии авиации перед авиастроителями и перед любителями авиации подтвердили то, что авиация России возрождается. И это будет показывать состояние авиасалона. Здесь выставлены лучшие образцы авиационной техники, технологии. Очень большое количество гостей - 68 фирм представлены, 46 стран мира. И сегодня здесь много послов, военных атташе. Это говорит о возросшем интересе к российской авиации.
- А когда закончились демонстрационные полеты, чем сейчас занимаются участники выставки? Какая идет работа?
- Сегодня не такой напряженный день. Это традиционно. Дело в том, что после того, как мы выполняем полеты показательные - для президента, для гостей, послов и военных атташе зарубежных стран, объявляется перерыв на полтора часа, после чего дается возможность вести переговоры, на которые прибыли к нам люди. После окончания переговоров вечером начинается вечерняя программа, примерно с 14.30 до 17 часов.
- Это будут тоже полеты?
- Да, это также продолжение первой части летной программы.
- Но все-таки давайте вернемся к полетам, самому интересному и самому зрелищному. Насколько вы лично оцениваете сегодняшнее выступление "Русских витязей" и "Стрижей"?
- Я - профессионал, я привык ко всему, я испытывал многое, и многое мне очень хорошо знакомо. Мне понравилось высказывание военного атташе США Бина Игла, который сказал: "Это невероятно". На самом деле так оно и есть. То, что делают МиГ-29, и то, что делают Су-35, это практически невозможно. Просто воображения не хватает представить, что происходит в небе.
- А то, что сейчас небо затягивает смог от лесных пожаров, это как-то влияет на проведение авиасалона на возможные полеты?
- Ну, во-первых, не столь сильный смог, как говорят и пишут. А, во-вторых, для профессионалов ничего это ничего не значит. Главное, что мы полностью видим и работаем. Нет низкой облачности, а смог для нас это еще ничего не значит.
- Что ж, это приятная новость. А скажите, пожалуйста, известно, что МАКС в этот раз намерен побить рекорд по количеству предприятий, которые будут участвовать в авиасалоне. С чем, на ваш взгляд, связан такой рост авторитета российского подмосковного авиасалона?
- В первую очередь, говорить тут надо не только об авиастроении, космическом строении, танкостроении, судостроении. Не только от нас все зависит. Зависит от политического и экономического состояния самого государства. Если это государство имеет авторитет во внешнем мире, то, естественно, уважают и нас, и военных, и оборонщиков, и производственников. И, видимо, внешний курс, и внешняя политика, внешняя победа России дает повод тому, чтобы к нам шли заказчики. Например, Новая Зеландия, Венесуэла - они же делают огромные заказы. Они пришли нам взамен арабских стран, которые делали большие заказы, но не платили за это деньги. А сейчас те идут заказчики, которые платят, как говорят, крепкой валютой.
- В этом году на МАКС-2007 отечественный авиапром впервые выступает единым фронтом. Все российские компании выставляют свою технику под флагом Объединенной авиастроительной корпорации. Как вы считаете, какие преимущества дает нашим производителям такая концепция презентации?
- Огромные. Это, во-первых, показывает, что реформирование авиационного комплекса уже практически закончено. Во-вторых, если раньше каждый завод моторостроительный или самолетостроительный, или другие заводы выступали сами по себе, разрозненно: один - в одном углу, другой - в другом углу, а потом каждому не хватало денег (все-таки это дорогостоящее мероприятие - перевозка техники, перелеты и так далее), то когда объединено, вместе, в одном павильоне - это возможность всем интересующимся, потенциальным покупателям на одном месте посмотреть то, что есть, и тут же провести переговоры.
- Скажите, пожалуйста, на ваш взгляд, как специалиста, какие наиболее интересные новинки представлены сейчас на российской экспозиции на МАКС?
- Каждые два года мы не можем строить новую технику, совершенно новую. До смены поколения иногда проходит и 15-20 лет, но то, что внутри, начинка самого самолета, - она меняется очень быстро. То есть идет модификация, модернизация. И это надо видеть в воздухе. Вчера МиГ-29 не делал то, что он сегодня делает. Разница огромная. Поэтому можно говорить о таких технологических прорывах, как радиоэлектронике и других видах. А, в целом, я думаю, что через 2 года, максимум через 4 года, мы увидим на МАКСе самолет пятого поколения, истребитель пятого поколения.
- Российский истребитель?
- Российский истребитель, который идет на конкурентной основе вместе с американским F-22 "Раптор". Они еще на вооружение не поступили у них, но у нас вообще не было самолетов пятого поколения. У нас есть самолеты "4++" - это Су-35 и МиГ-29. Но уже есть указ президента, и уже подписано правительственное постановление о начале разработки нового истребителя пятого поколения. На это уйдет 2-3 года.
- Магомед Омарович, а что интересного представили наши иностранные коллеги?
- Иностранные коллеги, во-первых, ревнуют нас очень сильно. Мы для них - конкуренты. И "Боинги" выставляют свои самолеты, и другие фирмы. Но они выставляются, как люди, которые предлагают, чтобы кто-то купил, а не так, чтобы они у кого-то что-то купили. Поэтому эта ревность и отношение конкурентов приводит к тому, что передовые фирмы не выставляют свою технику здесь. Но зато приятно, что американцы прилетели в составе 12 самолетов. И это тоже оказание уважения к нам, как к такой серьезной стране.
- Вернулись и китайские партнеры. Что у них интересное?
- Да, китайцы вернулись. У них идет сейчас развитие авиастроения. Конечно, у них уровень не такой, как нам кажется, но это им еще лет надо 15-20, чтобы до нашего уровня дойти. Но мы то же не стоим на месте. Но главное, что, сотрудничая с Китаем, мы можем многому их научить. И они у нас потенциальные покупатели. И практически в мире самые большие покупатели - это Китай и Индия. И нам приятно, что Китай после прошлого не участия, вернулись и выставлены очень достойно.
- Магомед Омарович, кроме того, что МАКС-2007 - это авиасалон, он еще и космический. В информационных агентствах было сообщение, что будет показан впервые новый проект нового космического российского корабля, который придет на смену "Союзу". Вы его видели уже?
- Я еще не успел по павильону пройти. Он прошлый раз стоял на траве, в открытом павильоне. Но я обязательно поеду в "Роскосмос", посмотрю, что у них нового, что они выставили. Но пока еще не успел.
- И последний вопрос - чтобы подвести итог. Каковы ваши ожидания от авиасалона МАКС-2007?
- Желание как всегда. Мы с каждым годом стараемся все больше и больше, укрупняемся. И после указа президента мы перейдем в полное подчинение "Рособоронэкспорта". И тогда у нас появятся реальные шансы, мы будем иметь очень хорошие условия для наших потенциальных покупателей. К Жуковскому проводится новая дорога. Есть уже постановление губернатора Московской области Громова. И надеемся, к следующему авиасалону уже не будет пробок таких, как сегодня.
Магомед Толбоев
21.08.2007
http://www.vesti.ru/doc.html?id=135311&cid=7
Док. 366077 Перв. публик.: 21.08.07 Последн. ред.: 06.09.07 Число обращений: 234
Толбоев Магомед Омарович
|