В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Данилов: Такого притока валюты в страну не было никогда! Это шок Назад
Юрий Данилов: Такого притока валюты в страну не было никогда! Это шок
Юрий Алексеевич, в январе-феврале мировые рынки нефти позволили российской экономике выйти на годовые темпы роста ВВП в 6,1% (это предварительные данные Минэкономразвития). По мнению аналитиков такие ненормально высокие показатели - очередной симптом "голландской болезни" и свидетельство усиления зависимости от нефтяного сектора. Насколько это все опасно, и стоит ли радоваться столь высоким темпам роста?

Радоваться высоким темпам роста в любом случае стоит. Более того, эта вспышка экономической активности января-февраля, да, видимо, и марта, которая действительно основана на высоких ценах на нефть на мировых рынках, по сути дела решила, если не все, то многие проблемы 2003 года для российского правительства. Такой всплеск задает некий достаточно интенсивный темп инерционного экономического развития на весь оставшийся год. Уже понятно, что падения по итогам года в отрицательной области уже, видимо, не будет, и нулевых темпов роста не будет. В первые два-три месяца года, благодаря высоким ценам на нефть, российская экономика показала ускорение экономического развития. Это первая проблема, которая решена, - годовые темпы экономического роста.
Вторая проблема - наполнение бюджета. Совершенно очевидно, что тот объем, который пришел в страну, в значительной части пришел и в бюджет. Выполнение бюджета 2003 года сейчас уже представляется высоко вероятным, если правительство не допустит каких-то очень грубых ошибок. Кроме того, раскрутка инфляции, которая уже происходит, и произойдет еще в больших объемах в мае-июне, также способствует наполнению бюджета, так называемому инфляционному наполнению. То есть, вторая проблема, бюджетное наполнение 2003 года, также будет решена.
Причина такого всплеска экономического развития, ускорения экономического роста (устоялся штамп - "голландская болезнь") именно в благоприятной конъюнктуре. Но что касается зависимости российской экономики от конъюнктуры мировых сырьевых рынков, то в течение всего 2002 года наблюдалось довольно резкое (на масштабах всего лишь одного года) усиление этой зависимости. В действительности, все возможные формальные методы, которые позволяют уловить зависимость, указывали на ее усиление, и нет никаких причин предполагать, что в начале 2003 года зависимость стала меньше, или хотя бы степень тесноты зависимости не изменилась. Действительно, зависимость стала еще выше, и именно поэтому не так давно в одной из наших бесед я говорил, что сейчас критическим уровнем нефтяных цен для российской экономики является уже не $12, а существенно более высокая цена за баррель, порядка $20 - 22. Это первый отрицательный момент, который связан с усилением зависимости.
Надо отметить, что усиление зависимости началось не сегодня, оно постепенно происходило с начала прошлого года, мы все больше зависим от мировых цен на нефть и другие сырьевые товары. Вторым отрицательным моментом я бы назвал неизбежное усиление инфляции. Инфляция имеет некое запаздывание по отношению к тем причинам, которые вызвали эту инфляцию, и тут внешним шоком явился тот сильнейший удар, который перенесли российские финансовые рынки, в первую очередь, валютный рынок в течение первых трех месяцев этого года. Это неизбежно откликнется в раскручивании инфляции. В таких объемах притока валюты в страну не было никогда. Золотовалютные резервы ЦБ увеличивались на $1 - 1,5 млрд. в неделю - это запредельные значения, которые неизбежно приведут и уже привели к разбалансировке финансовых рынков.
Третий негативный момент, который непосредственно связан со вторым, это некое ослабление устойчивости внутренних финансовых рынков, в первую очередь, долговых рынков и валютного рынка. Те деньги, которые пришли в Россию, конвертировавшись в рубли, пошли в рынок государственных ценных бумаг, потом на рынок корпоративных облигаций, и доходности на этих рынках после резкого падения сейчас начинают колебаться с достаточно большой волатильностью. Эти рынки приобрели дополнительную волатильность и, следовательно, это может привести к более значительной разбалансировке этих рынков, то есть долговые рынки плюс валютный рынок - ничего хорошего для финансового рынка в целом не несет.
Если говорить о "голандской болезни", то мы сейчас "на пике" заболевания. Тот наркотик, который был впрыснут в экономику, дал свои результаты. Но после любой инъекции наркотика следует отрезвление, ломка. Эту ломку мы будет наблюдать в течение того периода, когда будет наблюдаться нисходящее движение мировых цен на нефть.

25 марта 2003
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=36492


Док. 366819
Перв. публик.: 07.04.03
Последн. ред.: 07.09.07
Число обращений: 224

  • Данилов Юрий Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``