В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью первого вице-премьера Правительства РФ С.Б.Иванова и донского губернатора В.Ф.Чуба 15 июня 2007 года Назад
Интервью первого вице-премьера Правительства РФ С.Б.Иванова и донского губернатора В.Ф.Чуба 15 июня 2007 года
14-15 июня в Ростовской области находился с рабочим визитом первый вице-премьер Правительства России Сергей Борисович Иванов. Вместе с донским губернатором Владимиром Федоровичем Чубом он посетил ОАО "ТАНТК имени Бериева", строительство второй нитки шлюза Кочетовского гидроузла и ООО "Комбайновый завод "Ростсельмаш".

После завершения рабочей программы С.Б. Иванов и В.Ф. Чуб ответили на вопросы журналистов федеральных и областных СМИ.



Вопрос: - Создание единого холдинга на базе двух Таганрогских предприятий поможет сделать современную российскую гидроавиацию реально конкурентоспособной и приблизить ее к потребителю?

С.Б. Иванов: - Хотел бы начать с того, чтобы уточнить. Никаких холдингов в Таганроге делать никто не собирался, не собирается и не будет собираться. В Таганроге расположено два авиационных предприятия: научно-производственное объединение имени Бериева и ТАВИА (Таганрогский авиазавод), расположенные на одной площадке. В соответствии с Указом Президента РФ и то, и другое предприятие входит в Объединенную авиастроительную корпорацию. Вот это холдинг. Настоящий холдинг. А что касается специализации двух этих предприятий, которые фактически должны действовать как единое целое, и последние решения направлены как раз на развитие производственной площадки Таганрогского авиационного завода, который должен уже серийно производить продукцию, то здесь как раз ситуация очень понятная, ясная. В Таганроге, я говорю уже в целом о двух предприятиях, мы будем производить действительно гидроавиацию, в том числе и гражданскую. БЕ-103 и БЕ-200, потому что БЕ-200 может быть и для пожаротушения, и в интересах министерства обороны, и как грузовой самолет, и как пассажирский самолет. Весь этот ряд гидроавиации, он фактически в одной модели представлен. Кроме этого, специализированная военная авиация, прежде всего самолеты дальнего радиолокационного обеспечения и дальней морской авиации.

То есть, товарный ряд - что должен производить Таганрог, абсолютно ясен. И этот товарный ряд соответствует одному из дивизионов объединенной авиастроительной корпорации. Она называется, вернее, этот дивизион называется "Транспортная и специальная авиация".

Вот та ниша, в которой будет работать Таганрог. По поводу, собственно, и споров-то сегодня никаких не было. Речь шла о том, что надо удешевлять гражданскую продукцию, предлагая ее на рынок. Гражданский гидросамолет очень востребован у нас на Дальнем Востоке, например, на Камчатке или на Курильских островах. Кто там бывал, легко поймет, что там нужны именно такие самолеты. Они нужны для Сибири, для соединения транспортным сообщением и вообще ликвидации транспортного неравенства, которое у нас есть в Красноярском крае, в Иркутской области, на огромных территориях, где вдоль рек населенные пункты отстоят друг от друга на сотни километров. И там как раз нужен самолет вместимостью 6-7 человек. Больше там по определению не нужно. И вот такой самолет как раз очень востребован для малой авиации, для того чтобы простые наши граждане, живущие в отдаленных регионах от крупных аэропортов, транспортных узлов, могли бы пользоваться правами транспортными, как и жители больших мегаполисов, в том числе Ростова. Вот, пожалуй, все, что я хотел сказать по Таганрогу.



Вопрос: - Сергей Борисович, сегодня Вы говорили о необходимости улучшения работы отрасли машиностроения...

С.Б. Иванов: - Я начну, может быть, с несколько общей темы. Часто бываю в Ростовской области и в последние годы бывал здесь регулярно. И с основными отраслями промышленности - авиастроение, вертолетостроение, транспортное машиностроение, я имею в виду электровозы, - я и раньше был в общем-то неплохо, не побоюсь этого слова, знаком.

Единственное, чего мне не хватало, - это сельхозмашиностроение. Вот эти все отрасли, они составляют реальную основу экономики и промышленности Ростовской области. А по объему промышленного производства Ростовская область в ЮФО является лидером, бесспорным причем лидером. Поэтому для меня было важно послушать мнение людей, непосредственно занятых в этом секторе экономики - сельхозмашиностроения. Да, в нем очень много проблем, но, с одной стороны, если мы говорим о Ростсельмаше, а не вообще об отрасли, ситуация там очевидно улучшается. Растет выпуск продукции и в численном отношении, и в плане повышения качества, конкурентоспособности. Дело в том, что последние модели, которые РСМ предлагает на рынок, они уже востребованы, так скажем, средним сельхозпроизводителем, выращивающим средний урожай. То есть, где-то порядка 20-25 центнеров с гектара. Это уже востребованный продукт. Последние модели, которые вы вместе со мной видели, мне было приятно отметить одну вещь: бортовые компьютеры на этих комбайнах созданы отечественными предприятиями военно-промышленного комплекса. Это означает, что ВПК уже реагирует на те сигналы, которые правительство Российской Федерации и ваш покорный слуга постоянно им посылает. Нам, конечно, нужно современное оружие, нам нужны крылатые ракеты, которые могут являться высокоточными, но это еще не все. Оборонка вполне может, и, как мы видим, уже вносит конкретный вклад в развитие гражданских секторов экономики и , прежде всего, конечно, машиностроения. Создавать какие-либо холдинги в этой отрасли мы не собираемся. По одной простой причине - вся отрасль сельхозмашиностроения уже является частной. Государство на этом рынке как собственник уже давно не играет. Поэтому сегодня рассматривались вопросы только общегосударственной, цивилизованной, подчеркиваю, поддержки отрасли для того, чтобы она повышала свою конкурентоспособность. По отдельным элементам финансирования. На конкретные модели товарного ряда, выпускаемые Ростсельмашем в частности, такое финансирование, точечное, подчеркиваю, не вообще (нате деньги и делайте, что хотите), а вы должны эти средства использовать эффективно на конкретную машину, которая выйти на рынок в определенный срок. И только на нее. Что касается технического перевооружения, вы видели сами, предприятия это делают успешно. Как, собственно, и должно делать любое предприятие. Неважно, какое оно - государственное или частное.

Мы сегодня не собирались принимать какие-то протоколы или документы. Я хотел послушать людей из этой отрасли для того, чтобы самому подготовиться к совещанию, которое будет проходить 22 июня в Москве, Правительственной комиссии по промышленности, транспорту и технологиям. Я возглавляю эту комиссию, и мы выносим на рассмотрение вопросы о государственной поддержке сельхозмашиностроения. В области комбайнов у нас еще дела обстоят неплохо, потому что один Ростсельмаш является пятым в мире производителем комбайнов, то есть не такие у нас черные перспективы в этом сегменте сельхозмашиностроения. У нас в тракторостроении гораздо хуже. Нужны определенные меры, цивилизованные меры защиты своего рынка от продукции иностранных конкурентов, надо вещи своими именами называть, но я подчеркиваю, цивилизованные, незапретительные и не выходящие за рамки, например, норм Всемирной торговой организации. У наших партнеров, кстати, если уже на то пошло, дотирование сельского хозяйства вообще и сельхозмашиностроения в частности гораздо выше, чем у нас. То есть, наш российский рынок гораздо либеральнее, чем рынок Евросоюза. Это факт медицинский.

Если фермер в странах Евросоюза покупает собственную технику, то государство половину стоимости ему тут же возвращает. Он может купить наш комбайн, никто не запрещает, но ему тогда ничего не вернут. А если он купит свой комбайн или произведенный в Евросоюзе, ему автоматом половина стоимости выдается, компенсируется. У нас такого нет. И я, кстати, к этому и не призываю, потому что это неэффективно, в конечном счете, это не способствует повышению конкурентной борьбы и вообще либерализации рынка. Но мы должны сопоставлять свои действия с тем, что есть у наших партнеров. Вот. Были конкретные предложения. Мы их изучим еще в Москве до 22 числа, а окончательные решения будут приниматься в Москве, на заседании комиссии, о которой я сказал, и куда будут приглашены частные сельхозпроизводители.



Вопрос: - Владимир Федорович, известно Ваше большое внимание к проблемам Кочетовского гидроузла и Ростсельмаша. Видение этих проблем перешло на новый уровень. В связи с визитом C.Б. Иванова как Вы оцениваете перспективы решения этих вопросов?

В.Ф. Чуб: - Сергей Борисович сказал, я не берусь что-то комментировать, просто знаю, насколько плодотворно проходят все визиты на донскую землю С.Б. Иванова. Теперь он в ранге первого вице-премьера Правительства РФ.

По Ростсельмашу полностью поддерживаю, что, выслушав все стороны, нужно принимать меры поддержки того, кто самостоятельно уже сегодня производит продукцию, и, более того, экспортирует ее, а не того, кто "лежит". Пример: в области перестраивается Таганрогский комбайновый завод на другую продукцию - и мы вопросы не поднимаем. Культиваторный завод "Красный Аксай" перейдет на другую продукцию, уменьшит выпуск культиваторов - и мы не поднимаем вопросов. Мы считаем, что это нормальная конкуренция и собственник сам должен принимать решения.

Ростсельмаш - другая сторона, он выпускает достаточно конкурентоспособную продукцию в сегменте "стоимость-качество". И тут, я считаю, вполне возможно принятие мер, которые могут поддержать это производство или помочь ему развиваться.

При осмотре Кочетовского гидроузла министр транспорта и другие ответственные лица доложили, что есть возможность в этом году закончить все работы и с началом навигации следующего года пустить Кочетовский гидроузел в работу. Когда мы с высоты смотрели на Дон, Сергей Борисович задал вопрос: "Вы видели, как на Рейне идут теплоходы - один за одним". А у нас в кучку сбились - прошли, и опять никого нет. Так вот, "в кучку сбились" - это пример Кочетовского гидроузла. Не успевают они пройти, слишком узкое горло. С вводом нового шлюза судоходность намного увеличится. Здесь, конечно, необходима помощь Минэкономики, Министерства финансов, Минтранса, из-за большой суммы удорожания строительства.

По вопросу ТАВИА и комплексу им. Бериева могу только поблагодарить за те решения, которые приняты по развитию этого производства и по его перспективе.

Еще одни вопрос. Развитие и перенос речного порта из центра Ростова на левый берег Дона, развитие Батайского бывшего военного аэродрома, от которого они отказываются, - эти проекты заинтересовали Сергея Борисовича. Это и хаб, и порт, и автодорога, и железная дорога - все в одном большом узле. С учетом того, что сказал Президент РФ о реконструкции Волгодонского канала, строительстве второй нитки Волго-Дона, Ростовский порт и весь транспортный узел будут иметь стратегическое значение. Об этом еще рано говорить, однако, зная Сергея Борисовича, думаю, в позитивных направлениях он нас поддержит.


С.Б. Иванов: - Просто я Владимиру Федоровичу объяснил позицию по возможной концессии, подчеркиваю, концессии по строительству второй ветки Волго-Дона. Идея эта привлекательна, прежде всего, для наших партнеров в СНГ - для Казахстана, Туркмении, Азербайджана, которые, в случае вхождения в концессию, станут просто морскими державами. Но этот, конечно, проект требует огромных ресурсов. Очевидно, что федеральный бюджет на 100% не будет его финансировать никогда. Это должен быть частный капитал, причем концессия с участием иностранного капитала: казахстанского, азербайджанского, туркменского, если они проявят интерес. Но в любом случае нам абсолютно надо думать о своих внутренних транспортных путях, потому что, если это состоится, это все равно будут внутренние российские воды и наш внутренний транспортный путь, который позволит развиваться всей этой транспортной инфраструктуре Ростовской области как единому целому.

Это и порт, я согласен, и хаб авиационный, потому что, извините, ваш аэропорт не годится и на хаб претендовать не может по определению. Это ясно, что нужна новая площадка, что нужен инвестиционный проект. Не обязательно, что федеральный бюджет будет его, даже скажем так, в значительных объемах финансировать, потому что есть инвесторы, которые сами заинтересованы в этом. Надо окончательно определиться с передачей неиспользуемой Минобороны очень небольшой естественно плохой полосы Батайска под нужды гражданского назначения. Минтранс может ее принять, и тогда разработать уже конкретный бизнес-проект, который позволит построить в Ростове хаб. Батайск совсем недалеко от областного города. Удобно, никому не мешает, и с точки зрения безопасности полетов, и самое главное, там можно даже две полосы построить хороших, не только одну, земля там есть. Сейчас в наших реалиях земельный вопрос - один из самых главных.



Г.Головко, Е.Ткачева, Е.Соколова. Управление пресс-службы и информации, 19.06.2007

http://www.donland.ru/content/info.asp?partId=31&infoId=10399&topicFolderId=10382&topicInfoId=0


Док. 366921
Перв. публик.: 19.06.07
Последн. ред.: 07.09.07
Число обращений: 443

  • Чуб Владимир Федорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``