В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Тезисы выступления губернатора В.Ф.Чуба на пресс-конференции, посвященной реализации национальных приоритетных проектов в 2006 году, 25.12.2006 года Назад
Тезисы выступления губернатора В.Ф.Чуба на пресс-конференции, посвященной реализации национальных приоритетных проектов в 2006 году, 25.12.2006 года
Реализация национальных проектов - это дополнительное финансирование целого ряда направлений социальной сферы. Надо отметить, что федеральный центр начал эту работу без традиционной русской раскачки.

И мы оказались готовы к реализации нацпроектов. Прежде всего, потому что уже вели подобную работу на средства областного бюджета.

Например, на состояние здравоохранения Ростовской области мы обратили внимание еще в 90-х годах. Были приняты серьезные меры по сохранению системы регионального здравоохранения и профессиональных кадров, укреплению материальной базы лечебно-профилактических учреждений, приведению их в порядок, созданию условий для внедрения новых методов диагностики и лечения.

С 2001 года расходы бюджета области на финансирование донского здравоохранения увеличились почти втрое и в 2006 году составили около 12 миллиардов рублей.

Считаю, что цели приоритетных национальных проектов будут достигнуты только при сочетании финансовых и организационных мер на муниципальном и региональном уровне при поддержке федерального бюджета.


Приоритетный национальный проект "Здоровье"




Национальный проект "Здоровье" предусматривает реализацию мер по улучшению первичной медицинской помощи, в том числе ранней диагностики и диспансеризации населения, по дальнейшему укреплению материальной базы лечебно-профилактических учреждений и повышению заработной платы медицинских работников, дополнительное финансирование учреждений родовспоможения и т.д.

В 2006 г. из средств федерального бюджета область получит оборудование общей стоимостью 520,6 млн. рублей, автотранспорт (машины скорой помощи и реанимобили для скоропомощного звена и санитарной авиации) на сумму 131 млн. рублей.

В учреждения здравоохранения Дона уже поступило 192 автомобиля скорой помощи, из них 57 машин повышенной проходимости, на сумму 128,0 млн. руб. Все "скорые" введены в действие и поставлены на учет в ГИБДД.

С начала года наши врачи получили 711 единиц диагностической медицинской техники на сумму более 390,0 млн. руб. Оборудование смонтировано и введено в строй.

В 2006 г. выделены средства областного бюджета на приобретение оборудования и автотранспорта для областных и муниципальных лечебно-профилактических учреждений общей стоимостью 245,1 млн. руб.


Важным направлением работы по реализации нацпроекта "Здоровье" является повышение жизненного уровня работников отрасли. Создание мотивации качественного труда медицинского персонала первичного звена должно привести в конечном итоге к улучшению здоровья населения области.

Объем финансовых средств, предусмотренных для осуществления денежных выплат участковым врачам-терапевтам, участковым врачам-педиатрам, врачам общей (семейной) практики, а также медицинским сестрам, работающим с указанными категориями врачей, на 2006 год составляет 380,0 млн. руб.

Ведется и ежемесячно обновляется областной регистр специалистов участковой службы. На 1.10.2006 г. в него включено 3828 человек (врачей -1910, медсестер - 1918).

В рамках проекта предусмотрены средства на денежные выплаты с 1 июля 2006 г. - и они ведутся - медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов и врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи в сумме 115,5 млн. руб. за счет субсидий федерального бюджета. Проводится работа по ведению областного регистра персонала ФАПов, врачей, фельдшеров и медицинских сестер скорой медицинской помощи. В регистр персонала ФАПОВ и СМП на настоящий момент включено 3437 человек.

В области проводится большая работа по дополнительной вакцинации населения. Всего с начала года поступило 800 000 доз вакцины против вирусного гепатита В. 1-я и 2-я вакцинации осуществлены с охватом 100 %. Проводится в соответствии с установленными сроками 3-я вакцинация.

Вакцина против краснухи поступила в область в количестве 55 тыс. доз. С начала года привито почти 50 тыс. человек.

В сентябре поступила вакцина против полиомиелита в количестве 14 тыс. доз. Вакцина распределена в территории, идет вакцинация.

На конец октября в область поступило 875 тыс. 150 доз вакцины "Гриппол" для иммунизации против гриппа. Вакцинация завершена.

Для проведения дополнительной вакцинации в рамках национального проекта за 10 месяцев текущего года получено вакцин на сумму 101,0 млн. руб.

В 2006 году из средств областного бюджета выделено на мероприятия по вакцинопрофилактике 15,3 млн. руб.

Определена численность больных ВИЧ-инфекцией, подлежащих лечению -339 человек. Получают антиретровирусную терапию 85 человек.

Лабораторное обследование ВИЧ-инфицированных проводятся на базе "Центра по профилактике и борьбе со СПИДом". В область в рамках реализации мероприятий приоритетного национального проекта в текущем году поставлено 2413 упаковок антиретровирусных препаратов.

В 2006 году из федерального бюджета на мероприятия "АНТИ-ВИЧ/СПИД" выделено 17,9 млн. руб. Из средств областного бюджета - 6,4 млн. руб.

Проводится дополнительная диспансеризация работающих граждан, в том числе во вредных условиях труда. До конца 2006 г. планируется проведение осмотров всех работающих, в том числе бюджетников и лиц, работающих во вредных условиях труда.

На особом контроле - обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью.

В настоящее время в "листе ожидания" числится 76 человек, нуждающихся в дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи. Медицинская документация указанных больных направлена в федеральные специализированные медицинские учреждения. После получения ответа с указанием сроков проведения консультаций и обследования эти больные будут направлены в соответствующие учреждения. На отчетную дату в федеральные медицинские центры из Ростовской области направлено 2815 человек.

В ряде областных лечебно-профилактических учреждений жителям области оказывается высокотехнологическая (дорогостоящая) медицинская помощь (кардиохирургическая, ортопедическая, гематологическая, и т.д.), что позволяет населению помимо лечения в федеральных центрах по выделяемым квотам получать дополнительные услуги по высокотехнологическим видам медицинской помощи.

В 2006 г. план по расходам из средств областного бюджета на оказание данных видов медицинской помощи, включая направление больных в федеральные центры, составил 53,6 млн. руб. За 9 месяцев профинансировано 49,9 млн. руб.


На оплату медицинской помощи, оказываемой женщинам в период беременности и родов, предусмотрено финансирование из федерального бюджета в сумме 288,3 млн. рублей.

За период с 1.01.2006г. по 30.10.2006 г. сумма денежных средств, согласно выставленным счетам за родовые сертификаты, составила 190,8 млн. рублей.

Выдано талонов No1 (женские консультации) 27 тысяч 993 и талонов No2 (родильные дома) 26 тысяч 972.


Таким образом, можно констатировать, что реализация приоритетного национального проекта "Здоровье" является дополнительным мощным источником средств для развития здравоохранения области.

В 2007 г. в области будет продолжено исполнение основных мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье". В целях укрепления ресурсного обеспечения учреждений здравоохранения ожидается поступление медицинского оборудования и автотранспорта из средств федерального бюджета на общую сумму 651 млн. руб., из средств областного бюджета на сумму 149,1 млн. руб. Запланировано проведение капитального ремонта областных учреждений на сумму 900 млн. руб. (средства областного бюджета).

В целях исполнения протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике и в рамках федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями" будет осуществлено строительство и реконструкция зданий и сооружений специализированных медицинских учреждений и оснащение их оборудованием.

В целях совершенствования медицинской помощи продолжится дополнительная вакцинация населения. Будут реализованы областные программные мероприятия по вакцинопрофилактике на сумму 16,6 млн. руб. (средства областного бюджета). Также ожидается финансирование из средств федерального бюджета дополнительной диспансеризации населения области, работающего в бюджетной сфере, в размере 40 млн. руб., диспансеризации лиц, работающих во вредных условиях, в размере 40,4 млн. руб., оплаты услуг по диспансеризации и первичной медико-санитарной помощи работающих граждан в размере 110 млн. руб., дополнительной оплаты амбулаторно-поликлинической помощи неработающим пенсионерам в размере 180 млн. руб.

Будет продолжено оказание жителям области высокотехнологичной медицинской помощи. Квота по направлению больных в медицинские учреждения федерального подчинения составляет 7500 человек. Помимо этого предусмотрены средства областного бюджета для оплаты медицинской помощи в указанных федеральных центрах на сумму 1,3 млн. руб.

Объем средств, необходимых для оказания медицинских услуг беременным и роженицам в рамках системы родового сертификата, составляет 420 млн. руб. (средства федерального бюджета).

Будет продолжено осуществление мер по повышению квалификации и переподготовке медицинского персонала. В рамках федеральных квот планируется обучение 62 человек. Помимо этого планируется реализация мер по укреплению кадрового потенциала ЛПУ области, предусмотренных соответствующими областными программными мероприятиями, на сумму 33,8 млн. руб. (средства областного бюджета). Этими же мероприятиями также предусмотрено приобретение жилья для специалистов дефицитных профессий общей стоимостью 80 млн. руб. (средства областного бюджета).

Будут предприняты меры по материальному стимулированию труда медицинского персонала. В частности, объем средств, необходимых для осуществления денежных выплат участковым врачам-терапевтам и педиатрам, врачам общей (семейной) практики, медицинским сестрам, работающим с названными категориями врачей, составляет 360 млн. руб. (средства федерального бюджета). Размер выплат врачам скорой медицинской помощи, работникам ФАПов, составляет 274,8 млн. руб.

Важное социальное значение имеет льготное лекарственное обеспечение населения. Объем финансовых средств, необходимых для обеспечения медикаментами федеральных льготников, равен 1,3 млрд. руб. (средства федерального бюджета). Планируется выделить на обеспечение медикаментами региональных льготников 156,9 млн. руб. (средства областного бюджета). Финансирование проведения областных программных мероприятий по профилактике и лечению сахарного диабета составит 100,8 млн. руб.

Особое внимание будет уделено улучшению демографической ситуации на Дону.




Приоритетный национальный проект "Образование"




Ростовская область выполняет все свои обязательства по реализации приоритетного национального проекта "Образование". Среди 17-ти победителей всероссийского конкурса инновационных вузов - Таганрогский государственный радиотехнический университет, которому присужден грант из федерального бюджета в размере 365 млн. рублей.

Конкурс среди общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, завершен в конце мая 2006г. У нас 89 победителей (40 городских и 49 сельских общеобразовательных школ области). Деньги из федерального бюджета в область поступили и переданы школам-победителям конкурса (по 1 млн. рублей каждому победителю).

Конкурс лучших учителей области завершился в июле 2006 года. Победители конкурса (296-ть педагогов) получили по 100 тыс. рублей, им также вручены Почетные грамоты Минобрнауки России.

На состоявшихся 3 июля 2006г. Парламентских слушаниях в Государственной Думе Российской Федерации Ростовская область отмечена как субъект, в котором наиболее широко были привлечены к участию в конкурсах школ и учителей общественные институты (в областную конкурсную комиссию по отбору инновационных школ и лучших учителей входят представители 15-ти общественных организаций, действующих на территории области).

Для поощрения талантливой молодежи областная конкурсная комиссия 23 августа 2006г. в соответствии с квотой, установленной для Ростовской области (38 премий для победителей региональных конкурсов и олимпиад по 30 тыс. рублей), определила список кандидатов на награждение премией. Кроме того, присуждены премии еще 85-ти победителям и призерам международных и всероссийских олимпиад и иных конкурсных мероприятий из числа талантливой молодежи Дона. Среди них 29 человек - премии по 60 тыс. рублей (победители олимпиад и конкурсов) и 56 человек - по 30 тыс. рублей (призеры).

Всего к настоящему времени представителям талантливой молодежи Ростовской области присуждены 123 премии.


Ежемесячно и в полном объеме осуществляются выплаты дополнительного вознаграждения за выполнение функций классного руководи-теля за счет средств федерального бюджета, при этом сохраняются установленные ранее доплаты из областного бюджета за классное руководство по состоянию на 30 декабря 2005 года (по области выплаты получают около 21 тыс. человек).

Расширен перечень категорий получателей вознаграждения. Теперь его получают с учетом начислений за весь период с начала календарного года классные руководители в вечерних и коррекционных школах, школах-интернатах и в других образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, первоначально не вошедшие в Федеральный перечень получателей. На данные цели из федерального бюджета уже получено 33,1 млн. рублей дополнительных средств, которые направлены в территории и областным образовательным учреждениям.


Утвержден список общеобразовательных школ области для подключения к сети Интернет в 2006-2007 г.г. (всего будет подключено 1115 общеобразовательных учреждений).

Для организации проведения работ по этому направлению в сентябре заключено соглашение с Рособразованием. В соответствии с ним из областного бюджета 2006 г. выделяется 13 млн. рублей (остальные 25 млн. рублей - в 2007 году) на закупку компьютерного оборудования, необходимого для подключения к сети Интернет.

Оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием. Область первая среди субъектов РФ подписала Соглашение с Рособразованием о сотрудничестве по данному направлению. Соглашением предусмотрена поставка 261-го комплекта учебного оборудования за счет средств федерального бюджета при условии приобретения дополнительных комплектов на сумму 37,04 млн. рублей из областного бюджета (примерно 143 комплекта). Таким образом, всего школы области получат свыше 400 комплектов оборудования, которые будут направлены по одному комплекту в школу.


Область первая среди субъектов РФ подписала Соглашение с Рособразованием о поставке школьных автобусов. И уже получено 63 школьных автобуса для сельских школ за счет средств федерального бюджета. Как вы знаете, мы начали реализацию собственной программы "Дорога к школе" еще в 1999 году. За это время сельские школы Дона получили 638 автобусов ПАЗ и КАВЗ.


В рамках направления "Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня" идет работа по созданию Южного федерального университета. Назначен ректор этого вуза - В.Г. Захаревич, ректор Таганрогского государственного радиотехнического университета. Сейчас в рабочем порядке решаются вопросы финансирования ЮФУ из различных источников - федерального бюджета, регионального, а также за счет средств бизнес-сообщества.


В 2007 году продолжится реализация всех направлений проекта, начав-шаяся в текущем году. При этом объем финансирования из федерального бюд-жета направлений приоритетного национального проекта "Образование", которые уже осуществляются на территории области, сохранится в полном объеме.

В следующем году планируется расширить сферу реализации проекта - будут проведены конкурсы среди образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, активно внедряющих инновационные образовательные программы, а также конкурс субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования.

Министерство проводит предварительную работу по подготовке образовательных учреждений НПО и СПО, активно внедряющих инновационные образовательные программы. Возможность победы в конкурсе во многом будет определяться современной материально-технической базой образовательных учреждений, обновление которой требует значительных финансовых затрат областного бюджета.

Конкурс субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, Минобрнауки России планирует объявить в конце текущего года.

Предусматривается конкурсный отбор и поддержка из федерального бюджета за три года в общей сложности около 40 субъектов РФ (в 2007 году - около 20 субъектов).

Победители конкурса получат поддержку из федерального бюджета на развитие материальной базы и организационной инфраструктуры образования, в среднем около 175 млн. рублей в первый год реализации проекта.

Главная цель конкурса - стимулирование комплексной модернизации системы общего образования сразу по нескольким взаимосвязанным направлениям (они же - критерии участия в конкурсе):

введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей;
переход на нормативное подушевое финансирование общеобразователь-ных учреждений;
развитие региональной системы оценки качества образования;
развитие региональной сети общеобразовательных учреждений с целью обеспечения условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства;
расширение общественного участия в управлении образованием. В соответствии с этими критериями министерство начало подготовку кон-курсных материалов



Приоритетный национальный проект
"Доступное и комфортное жилье - гражданам России"


Ростовская область уже в течение пяти лет ежегодно вводит более одного миллиона квадратных метров жилья. В 2006 году планируется ввести 1 млн. 374 тысячи квадратных метров. За 10 месяцев текущего года в области сдано в эксплуатацию 991,2 тыс. кв. метров жилья или 108,5% к соответствующему периоду прошлого года, годовая программа по вводу жилья выполнена на 72 %.

Однако увеличение числа ежегодно сдаваемых квадратных метров - это условие необходимое, но еще не достаточное для того, чтобы считать задачи национального проекта выполненными. Построенное жилье необходимо обслуживать на должном уровне. Только тогда оно может считаться комфортным. А это значит, что надо подтягивать на уровень задач национального проекта жилищно-коммунальную сферу. Ведь от ее работы зависит своевременный подвод к жилью всех требуемых инженерных коммуникаций. То же можно сказать о промышленности стройматериалов. Жилье надо из чего-то строить. И это должны быть добротные стройматериалы и в достаточном количестве.

Надо продумать архитектуру жилищного строительства, которое, пожалуй, впервые в постсоветской России принимает массовый характер. Наконец, надо правильно распределить усилия, отчетливо представляя, сколько жилья нам требуется построить в городе, а сколько - на селе. Так что определенные национальным проектом задачи носят ярко выраженный комплексный характер.

Считаю, что цели приоритетных национальных проектов будут достигнуты только при сочетании финансовых и организационных мер на муниципальном и региональном уровне при поддержке федерального бюджета.

В рамках реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в марте текущего года подписано Соглашение о взаимодействии Минрегионразвития РФ и Администрации Ростовской области, проведена работа по заключению аналогичных соглашений между Администрацией области и муниципальными образованиями, в соответствии с которыми разработаны областная и муниципальные программы жилищного строительства до 2010 г., предполагающие увеличение объемов жилищного строительства до 2,18 млн. кв. м в год.

Прежде всего, для того, чтобы строить, нужна земля. Причем, не целина, а участки, на которых уже есть вода, газ, канализация. Поэтому в области в рамках нацпроекта разработана подпрограмма "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой".

Для участия в подпрограмме по результатам федерального конкурса отобран проект застройки 1-й очереди района "Ливенцовский" мощностью 440 тыс. м2 жилья, расположенный в г. Ростове-на-Дону. Общая площадь жилой застройки МКР "Ливенцовский" составит 2,2 млн. кв. метра.

Администрацией г. Ростова-на-Дону 18.10.2006 проведен конкурс по отбору банка-кредитора. По результатам конкурса для финансирования проекта определен Ростовский филиал ЗАО "Международный московский банк", предоставляющий кредитные средства под 8,25% годовых. На сегодня это самая низкая ставка по данному направлению национального проекта в России. В настоящее время идет процедура подписания соглашений с Росстроем и Минфином РФ.

Следует отметить, что работа по формированию этого участка, разработке проектных предложений началась еще в начале 2005 г. Тогда были применены нестандартные технические решения, в частности, решение о строительстве перемычки по переброске тепла с недогруженных мощностей в северной части города в центр, что позволило высвобожденные мощности на ТЭЦ-2 направить на Ливенцовку и одновременно обеспечить теплом еще один крупный участок - севернее ул. Орбитальной. В связи с Ливенцовкой нельзя не отметить и завершение работ по уникальному объекту - 68 коллектору, строительство которого и позволило вести речь об освоении этого жилого района. Все это вместе дало возможность при относительно небольшом финансировании по национальному проекту начать реализацию такой застройки. По состоянию на 1 ноября из запланированных на этот год 140 млн.руб. по магистральным сетям освоено свыше 60 млн.руб.

Кроме того, определены перспективные территории под жилую застройку в городах области, которые будут представлены на конкурс в 2007 году. Это район жилой застройки на территории бывшего совхоза "Декоративные культуры" в г. Ростове-на-Дону, МКР "Северо-Западный" в г. Батайске, район жилой застройки "Сармат" в г. Новочеркасске. Кроме того, планируется предоставить под малоэтажную застройку земельные участки общей площадью более 19 га в Аксайском районе и более 4 га в Ростове-на-Дону.

Развитие ипотечного кредитования, обеспечение жильем молодых семей - еще одно направление успешного развития нацпроекта в области.

Региональный оператор АИЖК, ОАО "Ростовская региональная ипотечная корпорация" проводит работу по созданию условий для участия банков в программе ипотечного жилищного кредитования в качестве первичных кредиторов.

С целью повышения доступности схем ипотечного кредитования уставный капитал ОАО "Ростовской региональной ипотечной корпорации" увеличен на 35 млн. рублей, что позволит увеличить лимит рефинансирования по программе АИЖК для Ростовской области до 1 млрд. руб.

За 10 месяцев текущего года выдано ипотечных кредитов на сумму 2,5 млрд. рублей, что более чем в два раза превышает выполнение регионального целевого показателя на 2006 г.

Следует отметить, что Ростовская область одной из первых в России начала реализовывать программу жилищного кредитования, в том числе по направлению так называемой "социальной ипотеки". В области с 1998 года действуют областные программы предоставления государственной поддержки гражданам по приобретению жилья. За это время жильем было обеспечено более 4 тысяч семей, в том числе 976 молодых семей.

В рамках реализации национального проекта в области утверждена областная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Ростовской области в 2006-2010 гг.". По итогам конкурсного отбора субъектов РФ по реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" Ростовская область отобрана для участия в подпрограмме, в результате чего за счет средств федерального и областного бюджета в 2006 г. планируется обеспечить жильем дополнительно 150 молодых семей.

Кроме того, в области активно применялись меры по поддержке и развитию рыночного ипотечного кредитования. И если в предыдущие годы банками в основном предоставлялись жилищные кредиты под иные формы обеспечения (поручительства, залог иного имущества), то в 2006 году доля ипотечных кредитов с залогом приобретаемого жилья превышает 70%.

Большие средства выделяются для людей, имеющих право на льготное жилье. Так, в 2006 году для Ростовской области на обеспечение жильем льготных категорий граждан предусмотрены средства из федерального бюджета в сумме 79,5 млн. руб., в том числе для граждан, уволенных с военной службы - 32,3 млн. руб., "северян" - 0,85 млн. руб., инвалидов и ветеранов - 14,2 млн. руб., для участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф выделено 29,5 млн. рублей, для граждан, имеющих статус вынужденных переселенцев - 2,6 млн.рублей.

Из них распределено и выдано: гражданам, уволенным с военной службы и членов их семей - 38 сертификатов на сумму 32,23 млн. рублей, гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, 2 сертификата на сумму 819 тыс. рублей.

Как неотъемлемую часть национального проекта мы расцениваем обязательства по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2006 году на финансирование этого направления предусмотрено 136,5 млн. руб., что позволит предоставить жилье более чем 250 детям. В проекте бюджета на 2007 год предусмотрена аналогичная сумма.

Министерством строительства, архитектуры и ЖКХ области разработана программа "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2006-2010 годы". Общий объем финансирования программы 14,0 млрд. рублей. Для участия в отборе проектов на 2007 год Администрацией Ростовской области в Росстрой направлены инвестиционные проекты по модернизации и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения городов Батайска и Аксая на 2007-2009 годы на общую сумму 1,4 млрд. рублей.

Направлена бюджетная заявка на ассигнования из федерального бюджета на приобретение жилья для отселения граждан из аварийного жилищного фонда на общую сумму 379,7 млн. рублей (на 2007 г. -113,7 млн. рублей; на 2008 г. - 126,2 млн. рублей; на 2009 г. - 139,8 млн. рублей).

В областной администрации совместно с муниципальными образованиями разработаны программы строительства жилья на период до 2010 года и по крупным городам до 2011 года. Для их практической реализации в бюджете выделено на 2006-2007 годы 157,9 млн.руб. на разработку градостроительной документации и 141,7 млн.руб. на проекты планировок и строительство инженерных сетей в перспективных районах жилой застройки, что позволит выставить на аукционы по продаже земельных участков в 2006 и 2007 годах территории под застройку 3,4 млн. кв.м. жилья. При этом основной акцент делается не на точечные пятна, а на крупные площадки для комплексного освоения. Планируется значительный рост объемов строительств жилья на основе реконструкции центров крупных городов области. Подготовлена программа мероприятий по развитию жилищного строительства на селе, также с использованием средств господдержки, но на рыночных условиях - через систему субсидий и участия средств бюджета на развитие инженерной инфраструктуры. Создается областная экспертиза проектов.

Повышена требовательность к строительным компаниям по соблюдению законодательства о долевом участии в строительстве жилья. Для урегулирования вопросов по "обманутым дольщикам" создана областная рабочая группа. В составе региональной службы строительного надзора создается управление по надзору за долевым участием, которое приступит к этой деятельности с начала 2007 года, так как, к сожалению, норма закона, позволяющая областным властям осуществлять эту деятельность, вступает в силу лишь с 1 января.




Приоритетный национальный проект "Развитие АПК"




В начале года в области была проведена большая разъяснительная работа: прошли ряд крупных зональных семинаров, множество встреч, коллегия министерства сельского хозяйства и продовольствия, на которых рассказывали, что представляет из себя приоритетный национальный проект, какие направления имеет, каким путями будет реализовываться. Одновременно было определено потенциальное число участников проекта и потребность в бюджетных ресурсах. Первоначально готовность участвовать в реализации национального проекта выразили 200 донских хозяйств. После предварительного отбора, который основывался на изучении бизнес-планов претендентов, их возможностей получить в банке кредит, число хозяйств сократилось вдвое.

В Министерстве сельского хозяйства РФ был согласован список из 17 хозяйств. Специалисты министерства сельского хозяйства побывали в каждом хозяйстве, на месте ознакомились с ситуацией, пообщались с руководителями. Выяснилось, что целый ряд отобранных федеральным министерством хозяйств оказались абсолютно не готовы к работе в условиях национального проекта. Некоторые решили, что деньги будут, как в былые времена, раздавать. Но сегодня деньги никто никому не дает просто так. Ты их сам должен получить, иметь залоговую базу, доказать банку, что сможешь кредиты вернуть, представить добротный бизнес-план и выполнить его.

Хорошо, что у области было право корректировать список участников нацпроекта. Это мы и сделали. В окончательный реестр вошли 46 животноводческих предприятий из 15 районов области. Они будут реализовывать наиболее значимые проекты, в которых главный акцент сделан на развитие свиноводства и молочного животноводства.

Если говорить о свиноводстве, то наиболее значимый проект - "Русская свинина", который предусматривает строительство свинокомплексов в Каменском районе на 100 тысяч голов откорма. Это будет полный цикл - от выращивания до переработки: маточное стадо, откорм, комбикормовый завод, мясокомбинат. Уже имеется проектно-сметная документация, бизнес-план. Сейчас идут привязки к местности. Строительство комплекса в целом будет вестись три года - с 2006 по 2008 г.г. Только в этом году для осуществления проекта потребуется 700 млн.рублей.

Не менее значимый проект по свиноводству будет реализовывать ЗАО "Батайское", которое планирует откорм 60 тысяч голов свинопоголовья в год. Но это хозяйство уже имеет мощности, и по проекту они будут только наращиваться. ЗАО "Батайское" приступило к реализации своего проекта, ему открыта кредитная линия, хозяйство уже освоило порядка 20 млн.рублей. Технологическую линию они приобрели у "Биг Дачмен". Эта же компания осуществляет сопровождение строительства. Объем требующихся на этот год кредитных средств - 160 млн.рублей. Вкладываются и собственные средства. Срок реализации проекта - до 2007 года.

Хозяйство КФХ А.В.Тутова (Песчанокопский район) строит откормочный комплекс на 50 тысяч голов. По проекту предусмотрена реконструкция старого откормочного комплекса КРС. Сопровождение этого проекта осуществляет австрийская фирма "Шауэр". Срок окончания реализации проекта - 2007 год.

Из всех районов области наибольшее количество хозяйств-участников нацпроекта представил Матвеево-Курганский район: "Заря", "Прогресс", "Родина", "Имени Ленина", "Вера". Прогресс-Агро в Песчанокопском районе уже реализует проект, причем как по свиноводству, так и по выращиванию крупного рогатого скота. В хозяйстве ведется строительство новых корпусов, поставлено и работает современное доильное и холодильное оборудование известной швейцарской фирмы DeLaval. Хозяйство использует собственные и кредитные средства. Только в этом году Прогресс-Агро собирается нарастить дойное стадо до 1 тысячи голов, а в 2007 году - до 1600 голов.

Однако меры, направленные на развитие животноводства, не ограничиваются этими 17 проектами. С 2005 года на территории области реализуется ряд крупных инвестиционных проектов. Ведется строительство крупнейшего в России комплекса по производству и переработке мяса индейки. В строительство уже вложено 27 млн. ЕВРО кредитных ресурсов. Реализация этого проекта позволит производить на первом этапе 11,3 тыс. тонн индюшатины в год. Совместно с компанией "Юнимилк" начата реализация проекта по строительству молочного комбината мощностью переработки до 200 тонн молока в сутки. В 10 районах области, в которых производится 50% всего объема молока, организована работа по модернизации действующих ферм и строительству новых.

Хозяйства - участники приоритетного национального проекта будут получать весомую поддержку. Государство будет им компенсировать большую часть уплаченных банку процентов по кредитам. Подписано генеральное соглашение о сотрудничестве между администрацией Ростовской области и ОАО "Россельхозбанк" по реализации государственной кредитно-финансовой поддержке предприятий АПК, а также КФХ и ЛПХ. Согласно данному Соглашению Банк обязуется в 2006-2008 годах выделить предприятиям и организациям АПК кредитов на сумму 11,5 млрд. рублей. Для облегчения доступа к кредитным ресурсам предусмотрено расширение филиальной сети ОАО "Россельхозбанк" в сельской местности. Проводятся переговоры с Юго-Западным банком Сбербанка России по заключению соглашения о сотрудничестве, а также с ООО "Донской народный банк", ОАО КБ "Центр-Инвест", "Донинвест" и другими. Федеральный бюджет будет субсидировать 2/3 ставки рефинансирования Центробанка РФ. На сегодня это 8%. Одну треть ставки рефинансирования будет компенсировать областной бюджет - это 4%. В конечном счете, кредит хозяйствам обойдется гораздо дешевле, в зависимости от того, под какой процент они заключат договор с банком. Сегодня есть распоряжение по "Россельхозбанку" об ограничении процентной ставки на уровне 14%. Из них 12% хозяйству будет субсидироваться. Так что, по сути, кредит будет обходиться хозяйству под 2% годовых. Еще вчера такие дешевые кредиты, выданные на такой длительный срок, были для крестьян мечтой, а сегодня они - реальность!

88,1 млн.рублей федеральный бюджет сможет в этом году направить на субсидирование процентной ставки по 8-летним кредитам и 70 млн.рублей по 5-летним кредитам. В общей сложности это позволит привлечь на реконструкцию, строительство животноводческих ферм, приобретение оборудования около 3 млрд. рублей кредитных ресурсов.

Кроме того, в рамках национального проекта предусмотрено снижение ввозных таможенных пошлин на импортное сельскохозяйственное оборудование, не имеющее аналогов российского производства, а также закупки скота по лизингу через "Росагролизинг". На приобретение скота для области запланировано выделение 51 млн. рублей, на приобретение оборудования -17 млн. рублей. Необходимо понимать, что эти цифры - минимальный уровень. Установка тут такая: верхнего предела нет, сколько понадобится, столько и берите. Субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам будет производиться по следующей схеме:

хозяйство использует кредитные ресурсы, платит все причитающиеся проценты банку, затем оформляет документы о том, что эти проценты выплачены, что кредит освоен по назначению, передает весь пакет в областной Минсельхоз, пакет направляется в Минсельхоз России, и происходит возмещение. То есть за первый месяц хозяйству придется напрячься и заплатить все проценты, а потом пойдет возврат и он нивелирует затраты хозяйства.



Многие думают, что заниматься развитием животноводства в области будут только крупные хозяйства. Это не так. У нас в области сегодня в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах производится 73% всего мяса и 83% молока. Кстати, в реестр проектов, о которых я уже говорил, вошли несколько крестьянских (фермерских) хозяйств. Но в целом поддержка мелких производителей в рамках национального проекта будет осуществляться по другим правилам. Из федерального бюджета им будет субсидироваться 95% процентной ставки по кредитам, из областного - 5%.

Заявок от ЛПХ и КФХ на кредиты, на покупку скота, на строительство мини-ферм было достаточно много. В целом держатели личных подворий и фермеры области заявили желание привлечь в 2006 году 1,2 млрд. рублей кредитных ресурсов. За три месяца с начала года банки области выдали более трети от заявленной потребности. Всего кредиты получили свыше 1200 личных подсобных хозяйств на сумму 63,9 млн. рублей и более 300 крестьянских (фермерских) хозяйств на сумму 510 млн. рублей. Мы планируем, что ЛПХ и КФХ области увеличат валовое производство животноводческой продукции в 2006 году на 3,8%, в 2007 - на 8,1%.

Что же даст области реализация национального проекта "Развитие АПК"? За два года мы намерены увеличить поголовье свиней на 520 тысяч голов. Это притом, что сейчас имеется 700 тысяч голов. По крупному рогатому скоту задача увеличить стадо на 7 тысяч голов, тогда как сейчас в хозяйствах области 61 тысяча голов. Здесь, правда, простая арифметика не сработает. Будет постепенно происходить замена низкопродуктивного поголовья на высокопродуктивное.

Нужно отметить, что в начале марта администрация Ростовской области заключила соглашение о сотрудничестве с Министерством сельского хозяйства России по реализации в регионе приоритетного национального проекта "Развитие АПК". В соответствии с этим соглашением мы планируем увеличить производство молока в 2006 году (по сравнению с 2005 годом) на 4,5%, мяса - на 5%, а в 2007 году молока - на 7,9%, мяса - на 9%. Чтобы было с чем сравнивать: в 2005 году Ростовская область произвела свыше 245 тыс.тонн мяса и почти 870 тыс.тонн молока.

Конечно, приоритетный национальный проект открывает большие перспективы для развития животноводства. Но, помимо того, что область делает по софинансированию из федерального бюджета в рамках национального проекта, мы еще имеем свою самостоятельную программу по поддержке животноводства. Ее общая стоимость превышает 200 млн.рублей. Это средства на компенсацию хозяйствам части затрат на приобретение высокопродуктивного скота, содержание племенного скота в генофондных хозяйствах, приобретение молоковозов и создание пунктов сбора молока от личных подсобных хозяйств.

Кстати, когда стали собирать заявки от хозяйств на приобретение молоковозов, оказалось, что желающих их купить вдвое больше, чем запланировано. Заявок у нас на 120 млн.рублей, а в бюджете предусмотрено 53 млн.рублей. Пришлось отбирать участников этой программы по конкурсной системе. Критериями были радиус сбора молока, охват подворий, средняя зарплата на предприятии, уплата ими налогов. Схема будет предложена такая: хозяйства покупают молоковозы и охладители молока, а бюджет возмещает им 90% стоимости этого оборудования. Ориентировочно предполагается закупить около 70 молоковозов и 80 охладителей молока.

Сегодня остро встал вопрос о переработке животноводческой продукции. Я встречался с представителями германской фирмы SARIA, мы обсуждали строительство и в дальнейшем эксплуатацию в Ростовской области завода по переработке биологических отходов. Так как фирма занимается непосредственно переработкой животных отходов, ее целью было найти такой регион России, в котором развитие животноводства и мясопереработки имеют большой потенциал. В 2005 году представители немецкой фирмы побывали в нашей области трижды. Они посетили множество сельскохозяйственных предприятий, боен, мясокомбинатов, провели ряд переговоров.

В итоге представители фирмы вышли с предложением о строительстве в Ростовской области предприятия по переработке биологических отходов мощностью 50 тыс. тонн в год, с дальнейшим наращиванием мощностей до 80 тыс. тонн в год. Фирма предполагает организовать переработку биоотходов, образующихся на территории Ростовской области и Краснодарского края. Завод будет перерабатывать отходы птицефабрик и мясокомбинатов для производства мясокостной муки, жира, других субпродуктов. Мы обсудили вопрос выделения площадки под строительство завода. Ею может стать промышленная площадка ранее строящегося в области ветсанутильзавода в поселке Мокрый Батай Кагальницкого района.


Ситуация с газификацией в 2006 году стала переломной




В настоящее время уровень газификации Ростовской области выше, чем в среднем по России, и составляет 64,2%, в том числе в городах - 83,6%, в сельской местности - 41,5%.

Стоящая сегодня задача - значительное увеличение уровня газификации в сельской местности, а также в шахтерских городах и поселках Дона. Для решения этой задачи планируется использовать различные источники финансирования.

По результатам мониторинга общественного мнения газификация жилья уже нескольких лет подряд является одной из основных проблем, волнующих население области.


За последние годы в области сложилась практика газификации населенных пунктов, когда подводящие газопроводы строились, как правило, за счет бюджетных средств, а бремя строительства внутрипоселковых газовых сетей лежало на плечах населения. Нередки случаи, когда газопровод к поселку уже построен, а газовых сетей в этом поселке нет.

Такой порядок не мог обеспечить желаемые темпы газификации населенных пунктов, вызывал постоянное недовольство населения.

Благодаря ряду мер, предпринятых Администрацией области в 2005-2006 годах, ситуация с газификацией в текущем году стала переломной.

В 2006 году Администрацией Ростовской области и ОАО "Газпром" был подписан "План-график синхронизации выполнения программы газификации Ростовской области", благодаря чему удалось привлечь 527 млн. рублей из средств ОАО "Газпром" на строительство газопроводов (в течение последних двух лет объем финансирования работ по газификации Ростовской области составлял порядка 60 млн. рублей). Данный документ предусматривает, что за счет средств ОАО "Газпром" будет построена часть крупных межпоселковых газопроводов на территории области.

Также в текущем году постановлениями администрации РО ОАО "Ростовоблгаз" выделены бюджетные кредиты на строительство внутрипоселковых и межпоселковых газовых сетей.

Эти меры позволят параллельно вести работы по строительству межпоселковых и внутрипоселковых газопроводов, иными словами, ускорится газификация жилья в населенных пунктах.

Кроме того, в развитие федеральных нормативных актов в мае 2006 года решением коллегии АРО были утверждены "Правила присоединения газоиспользующего оборудования потребителей к газораспределительным сетям на территории Ростовской области". Указанный документ систематизирует усилия всех сторон, заинтересованных в газификации региона, четко описывает их полномочия и ответственность на каждом этапе реализации Программы газификации Ростовской области. Правила определяют полномочия, права и обязательства областных, муниципальных органов власти, а также населения в ходе реализации программы.

Один из важнейших показателей, определяющий возможность газификации населенных пунктов - готовность участия не менее 50% населения в софинансировании строительства внутрипоселковых газопроводов. Софинансирование должно осуществляться путем внесения населением платы за подключение к газораспределительным сетям.

Плата за подключение рассчитывается исходя из тарифа на подключение, устанавливаемого органами местного самоуправления и планируемой потребляемой мощности газовых приборов.

Региональной службой по тарифам был произведен расчет тарифа - он составил ориентировочно 8 тыс. руб. за 1 куб. м / час.

Мною было подписано постановление о компенсации значительной части затрат населения путем введения льготного тарифа на подключение для граждан. Органам местного самоуправления рекомендовано утвердить льготный тариф в размере 4 тыс. руб. за 1 куб. м/час. Компенсация указанной льготы производится за счет предоставления ОАО "Ростовоблгаз" бюджетного кредита.

Таким образом, если в начале 2006 года затраты населения на строительство уличных газопроводов были непрогнозируемы и составляли, по результатам анализа, от 25 до 50 тыс. руб. на одно домовладение, то с введением платы за присоединение затраты на строительство уличных сетей (при условии включения населенного пункта в Программу газификации Ростовской области) их можно рассчитать самостоятельно: совокупная мощность всех предполагаемых газовых приборов х 4 тыс. руб. В зависимости от мощности приборов, затраты составят от 12 до 18 тыс. руб.


Новый порядок газификации позволяет реализовать несколько целей:

Снижение финансовой нагрузки на граждан при газификации.
Возможность четко планировать предстоящие расходы на газификацию.
Освобождение населения от дальнейшего финансирования работ по техническому обслуживанию построенных газопроводов.

В то же время необходимо отметить и проблемы, возникающие с реализацией Правил. В 2006 году в соответствии с новым порядком планируется газифицировать 52 населенных пункта.

До начала строительства Главы муниципальных образований подтвердили готовность более половины населения к софинансированию работ. Выделенный из областного бюджета кредит позволил ОАО "Ростовоблгаз" приступить к строительству разводящих газопроводов в населенных пунктах, газификация большинства из них уже подходит к завершению. Однако работу по сбору средств за подключение в настоящий момент можно признать неудовлетворительной.

Как уже сказано выше, по программе газификации регионов Российской Федерации на 2005 - 2007 годы, на территории области ОАО "Газпром" построит 14 межпоселковых газопроводов общей стоимостью 786,5 млн. рублей. Эти средства направлены на достройку газопроводов, строительство которых было начато в 2005 году.

По схеме синхронизации работ к концу этого года планировалось ввести в эксплуатацию межпоселковые газопроводы высокого давления в четырех районах области - Веселовском, Чертковском, Сальском и Зимовниковском, а также построить разводящие сети и газифицировать дома жителей и котельные, обеспечивающие теплом объекты социальной сферы в семи хуторах (Средний Маныч, Полевой, Новый, Дудниковский, Шевченковский, Мокрый Гашун, Копанский) и трех селах (Маньково-Калитвенское, Крученая Балка и Сысоево-Александровка) этих четырех районов.

Помимо средств, выделяемых на газификацию "Газпромом", привлекаются и другие источники.

В первую очередь, это средства областного бюджета. Всего на эти цели в 2006 году в бюджете области предусмотрено 141,2 млн. рублей, в том числе 20 млн. рублей - на оказание адресной финансовой помощи в газификации жилья льготным категориям граждан.

Еще 300 млн. рублей будут выделены из областного бюджета на строительство разводящих газовых сетей в населенных пунктах в виде бюджетного кредита областным газораспределительным организациям.

Кроме того, для ОАО "Ростовоблгаз" установлена спецнадбавка к тарифу на транспортировку газа в сумме 71 млн. рублей.

Для газификации шахтерских территорий планируется использовать ассигнования, идущие через Государственное учреждение реструктуризации шахт (ГУРШ), всего около 157 млн.рублей, а также для газификации сельских населенных пунктов - средства федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" - 28 млн.рублей.

Таким образом, общая сумма средств на газификацию области в 2006 году должна превысить 1, 2 млрд. рублей.

Это позволит только за один 2006 год провести природный газ почти в 33,3 тыс. квартир и жилых домов, а также газифицировать около 450 объектов соцкультбыта.

Для сравнения, в 2005 году всего на газификацию из разных источников выделялось 500 млн. рублей, в том числе из областного бюджета - 388 млн. рублей.

Нельзя не сказать, что при общем высоком уровне газификации в области еще остаются территории, куда до сих пор не пришел газ, например, в отдаленные восточные районы области - Ремонтненский и Заветинский. Работы по их газификации мы планируем начать в следующем году.

При этом рассматриваем различные варианты, просчитываем, откуда дешевле будет подвести трубу. Так, чтобы голубое топливо пришло в Заветинский район, предполагается возвести газопровод среднего давления от поселка Чегорда в Калмыкии до поселка Федосеевка и газифицировать его.

У нас есть намерение сохранить в 2007 году набранные сегодня темпы газификации. Что касается областного бюджета, то объемы финансирования, по сравнению с 2006 годом, увеличены. Сейчас как раз идет верстка областного бюджета на следующий год. И, скорее всего, в главном финансовом документе области будут вновь предусмотрены крупные ассигнования на кредитование "Ростовоблгаза".

Кроме того, мы рассчитываем на то, что и "Газпром" продолжит вносить свой вклад в газификацию области. Мы представили в "Газпром" свою заявку на включение в план-график работ следующего года 26 объектов газификации. Объем требующегося финансирования - около 520 млн.рублей.

Мне часто задают вопрос, доживем ли мы до полной газификации области. На это я отвечу, что правильнее все-таки говорить о том, что в среднесрочной перспективе газ придет во все районы нашей области. Но мы не собираемся на этом останавливаться.

Сегодня уже разрабатывается программа газификации Ростовской области на ближайшие пять лет. Связано это с тем, что мы все больше уходим вглубь области. Приведу в пример опять Заветку. Чтобы газифицировать Заветинский район, граничащий с Калмыкией, надо проложить по области 100 км газопроводов высокого давления. Это потребует колоссальных затрат! А окупаться такой газопровод будет сто лет. Поэтому мы пытаемся часть газопроводов провести с территории Калмыкии. Рассматриваем и возможность снабжения населения этих приграничных районов жидким газом. Населению при этом будут выделяться дотации, будет регулироваться цена.

А вообще, говоря о полной газификации, следует понимать, что даже при наличии газа во всех населенных пунктах Дона, далеко не все жители будут проводить газ в свои дома, по самым разным причинам. Но для нас остается главным, чтобы газ был в большинство населенных пунктов области.




Про коррупцию и игорную зону



Вопросы, которые журналисты задали губернатору, касались объявленной темы лишь косвенно, поскольку возможность реализации поставленных в рамках нацпроектов задач ни у кого сомнений не вызывала. А вот о том, какие планы он связывает со строительством на границе области игорной зоны, или как относится к проблеме коррупции, журналисты "допросили" Владимира Чуба с пристрастием.

На вопрос о работе В.Чуба в Совете по реализации нацпроектов при Президенте РФ, губернатор сообщил, что ему удалось добиться дополнительного финансирования на 2007 год проекта "Здравоохранение", а также обратить внимание на проблемы Южного Федерального округа в целом. Он внес предложение о появлении в проекте "Доступное и комфортное жилье" на 2007 год подпроекта, посвященного развитию предприятий строительной индустрии, так как их малое количество тормозит темпы строительства и создает условия для монополизации, как это, например, случилось в нашей области с цементом.

Проблема неплановой застройки города Ростова и особенно его центра, по мнению губернатора и его заместителя Юрия Андриади, возникла из-за того, что до сих пор не утвержден Генеральный план застройки. Нет четкой документации и законодательной базы, по которой можно было бы ограничивать факты незаконного отселения людей и несанкционированного строительства. Несмотря на то, что наказаны вплоть до увольнения многие чиновники (например, главный архитектор города), проблема остается, и решится она в начале следующего года с принятием Генерального плана застройки Ростова.

Вопрос о коррупции, как отметил губернатор, продолжает тему незаконного строительства. Отсутствие законов создает поле деятельности для коррупционеров. И хотя коррупция в той или иной степени есть во всех странах, но "терять разум" из-за корысти, по образному замечанию губернатора, не стоит. В.Ф.Чуб привел наглядный пример, как неразумная корысть сегодня создает огромные проблемы на будущее. Вдоль автотрассы на Батайск ведется активное строительство, причем чуть ли не в метре от обочины дороги. "Неужели никто не видит, что буквально завтра потребуется расширять трассу, - недоумевает губернатор, - и как это можно будет сделать, если строения возводятся чуть ли не на проезжей части?" "Коррупция - это нарыв на обществе, - так обозначил это понятие В.Чуб, - причем такой, который только удалишь, а он возникает на другом месте..." Перспективы строительства игорной зоны на границе Ростовской области и Краснодарского края станут более определенными после подписания соответствующих законодательных документов Президентом. Хотя В.Ф.Чуб уже четко видит план развития обозначенной территории: возведение коммуникаций, обустройство берега, строительство автодороги и небольшого аэропорта. Когда все это будет сделано, землю можно продавать или сдавать в долгосрочную аренду. Каковы бы ни были планы федерации, в области будут отстаиваться интересы района и людей, которые живут на этой земле.

Губернатор, отвечая на вопрос об экологии, обозначил очень важную проблему: уничтожение находящихся на территории области хранилищ гербицидов и пестицидов. Существует огромный могильник недалеко от Батайска, стоят склады с ядохимикатами, а есть и бесхозные захоронения. Если в начале будущего года федерация не найдет решения этой проблемы, область будет брать ее на себя. "Будем раскапывать, перерабатывать, уничтожать", - заявил губернатор. Кстати, этот вопрос станет главным на первом заседании межведомственной комиссии при Совете Безопасности Ростовской области в следующем году.

В заключение губернатор подчеркнул, что при решении любых проблем, и особенно проблемы коррупции, нет более действенного средства, чем гласность. И поэтому здесь нужно работать вместе и власти, и журналистам.

25.12.2006

http://www.donland.ru/content/info.asp?partId=31&infoId=10402&topicFolderId=10382&topicInfoId=0

Док. 366936
Перв. публик.: 25.12.06
Последн. ред.: 07.09.07
Число обращений: 488

  • Чуб Владимир Федорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``