В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Чуб: Государство сильно тогда, когда хорошо живет каждый его гражданин Назад
Владимир Чуб: Государство сильно тогда, когда хорошо живет каждый его гражданин
Интервью главы администрации Ростовской области Владимира Федоровича ЧУБА журналу "Право и бизнес на юге России"


- Уважаемый Владимир Федорович, насколько успешно решались проблемы социальной защиты жителей Дона в прошедшем году в сфере "монетизации" льгот по 122-му федеральному закону и поддержки малоимущих и социально не защищенных?

- Практика реализации мер социальной поддержки в прошлом году подтвердила правильность наших действий. В области в основном сохранены натуральные льготы. Реальная монетизация коснулась лишь малообеспеченных семей с детьми и многодетных, они ежемесячно получают денежные выплаты на молочное питание, приобретение лекарств, школьной или спортивной формы.

Региональным льготникам - а их у нас 1,6 млн человек - предусмотренная областными законами социальная поддержка оказана в полном объеме. В целом расходы на социальную поддержку и социальное обслуживание граждан составили около шести миллиардов рублей.

Ветераны труда, труженики тыла и реабилитированные - получили право на бесплатный проезд по единым проездным талонам. Стоимость проездного билета для граждан, включенных в федеральный регистр - ветеранов войны, инвалидов, чернобыльцев, - составляла 85 рублей в месяц. Выплачивалась компенсация вдовам участников войны и инвалидам третьей группы - за проезд в междугородном внутриобластном автобусе.
Ветеранам труда сохранено бесплатное зубопротезирование и введена денежная компенсация за пользование телефоном и радио, реабилитированным лицам - бесплатное зубопротезирование и денежная компенсации за установку телефона.
Труженикам тыла и реабилитированным оставлена половинная скидка со стоимости лекарственных средств.

Ежемесячные денежные выплаты в размере 100 рублей на каждого ребенка получали малообеспеченные многодетные семьи. Малообеспеченным семьям с детьми первого-второго года жизни выплачивалось ежемесячно на каждого ребенка по 300 рублей на молочные продукты.

В прошлом году мы компенсировали оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства за 2002 - 2004 годы сельским специалистам бюджетной сферы, а бюджетникам-пенсионерам - и за 2005 год.

Много внимания было уделено организации лекарственного обеспечения. Аптечными предприятиями отпущено федеральным льготникам лекарственных средств в три раза больше по сравнению с предыдущим годом. Региональным льготникам выдано медикаментов на 140,3 млн рублей. И здесь существенный рост - почти 42 процента.
Малообеспеченным семьям, расходы которых на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают региональный стандарт максимально допустимой доли платежей за жилищно-коммунальные услуги - 20 процентов, предоставлялись жилищные субсидии. Их получили свыше 95 тысяч семей на сумму 568,4 млн рублей. В новом году на эти цели в бюджете области предусмотрено около 900 млн рублей.

Седьмой год в области действует закон "Об адресной социальной помощи в Ростовской области". В прошлом году малоимущим категориям населения назначено из областного бюджета более 113 тысяч социальных пособий. В области предусмотрено оказание финансовой помощи в газификации жилья в размере до 50 процентов стоимости строительно-монтажных работ, газового оборудования и приборов учета, необходимых для газификации жилья, но не выше 15 тысяч рублей, инвалидам, участникам Великой Отечественной войны и их вдовам, бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, блокадникам Ленинграда и труженикам тыла. В минувшем году помощь оказана 572 ветеранам на сумму шесть миллионов рублей.

Для граждан пожилого возраста, ветеранов и инвалидов, семей с детьми в области создано 137 учреждений, это дома-интернаты, центры социального обслуживания, учреждения для детей и лиц без определенного места жительства.

Надо отметить, что в последние годы активно развивается именно сеть социально-реабилитационных отделений, это по сути малокомплектные муниципальные дома-интернаты. Они позволяют решать чисто житейские проблемы одиноких пенсионеров - пребывание в благоприятных условиях в зимнее время, полноценное питание, медицинская помощь. И самое главное - старики не покидают свои родные места.

- Насколько успешно решались проблемы в сфере создания новых рабочих мест?

- Программой социально-экономического развития Ростовской области на 2003 - 2006 годы предусмотрено сохранение 81,4 тысячи рабочих мест, а также ввод около 16 тысяч новых рабочих мест.

В соответствии с областной целевой программой занятости населения осуществляется содействие в организации самозанятости 320 - 360 человек ежегодно.

Особое внимание мы уделяли горняцким территориям. Долгие годы "шахтерская проблема" была у нас на Дону чуть ли не самой острой. Реструктуризацию угольной отрасли, проходившую в рамках всей России с начала 90-х, наш Восточный Донбасс переживал весьма болезненно. Количество угледобывающих предприятий на Дону существенно уменьшилось. Вчетверо снизились объемы добычи. На 100 тысяч человек была сокращена численность занятых в угольных компаниях.
Совместно с федерацией мы искали приемлемые решения. Шли на выделение бюджетных кредитов нашим угольным компаниям, реструктуризировали им долги. Занимались активными поисками эффективных собственников для перспективных шахт. Предпринимали меры для выплаты заработной 1 латы работникам обанкротившихся компаний.
Сегодня уже можно сказать, что большая часть проблем у отрасли осталась позади. Удалось сохранить одну из двух наших крупных компаний - ОАО "Гуковуголь" - и несколько предприятий, входивших в состав другой крупной донской компании - "Ростовуголь".

Реализация инвестиционных проектов на шахтерских территориях позволила создать в 2005 году 1740 рабочих мест. Здесь возобновлена эксплуатация шахты "Аютинская", ОФ "Шолоховская", шахты им. М. Чиха. Это способствовало стабилизации ситуации с безработицей.

Чтобы решить проблему занятости людей в горняцких городах и поселках, мы разработали и приняли областной закон "О приоритетном развитии шахтерских территорий Ростовской области", который можно назвать уникальным в своем роде. С помощью налоговых преференций мы рассчитываем привлечь в эти регионы серьезные инвестиции.
Кстати, налоговые преференции получают у нас не только вновь создаваемые предприятия. Уже работающие компании, которые готовы расширять производство, создавать новые рабочие места, увеличивать зарплату, тоже пользуются нашей поддержкой.
Введены в эксплуатацию ряд объектов промышленности строительных материалов в Таганроге, Белой Калитве и Шахтах. Это еще около трехсот рабочих мест.

В сельском хозяйстве в результате выполнения намеченных мер в 2005 году сохранено 7,4 тысячи рабочих мест. Создано около 200 рабочих мест в ходе реализации таких инвестиционных проектов, как ООО "Евродон" (по строительству комплекса по производству мяса индейки), ОАО "Птицефабрика "Надежда". Новые заводы по производству растительного масла МЭЗ-3000 (агропромышленная группа "Юг Руси") и ООО "Волшебный край" дали почти 470 рабочих мест. Расширение объемов производства в ОАО "Новочеркасский рыбзавод" и "Бессергеневский рыборазводный завод", в ООО "Хлебозавод "Юг Руси" позволило дополнительно создать 190 рабочих мест.

В рамках реализации национального проекта в сфере сельского хозяйства "Развитие АПК" в области осуществляются меры по выводу сельхозпредприятий из убыточного состояния, реструктуризации задолженности, субсидированию процентной ставки по привлеченным кредитам. Планируется сохранить 9,4 тысячи рабочих мест; увеличить число занятых в крестьянских (фермерских) хозяйствах на 8,7 тысячи человек; сохранить 520 тысяч личных подсобных хозяйств за счет роста поголовья крупного рогатого скота и объема закупок молока, мяса у населения.

В соответствии с национальным проектом "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в строительном комплексе области до 2008 года будет создано 2500 рабочих мест.
С целью содействия в трудоустройстве инвалидов настоящее время разработан и внесен на рассмотрение Законодательного Собрания проект закона "О квотировании рабочих мест для инвалидов в Ростовской области". Его принятие обеспечит гарантированное трудоустройство от полутора до двух тысяч инвалидов в год.

- Владимир Федорович, донской малый и средний бизнес весьма активен и успешен в сравнении со среднероссийскими показателями в этой отрасли. Каковы итоги и тенденции в этой сфере за 2005 год? Какую поддержку оказывает администрация Ростовской области донским предпринимателям?

- Малый бизнес является одной из важнейших составляющих экономики области. У нас и не может быть иначе: ведь Дон славится трудолюбивыми и предприимчивыми людьми, которые всегда занимались тем, что мы сегодня называем предпринимательством. Задача администрации - выработать такой механизм взаимодействия структур власти и малого бизнеса, который бы стимулировал предпринимательскую деятельность, в конечном итоге повышая социально-экономический эффект, уменьшая расходы бюджета на трудоустройство граждан, обеспечивая поддержание социальной стабильности, решая проблемы преодоления бедности, особенно в депрессивных районах, и решая многие другие вопросы. Поэтому расходы областного бюджета на поддержку предпринимательства фактически являются возвращением малому бизнесу части созданного им макроэкономического эффекта. А для решения этой задачи в области выработался и успешно показал себя программно-целевой подход, который и на уровне Правительства Российской Федерации был назван приоритетным.

Критерии оценки деятельности малого бизнеса - это количество работающих предприятий, число занятых людей, выпуск продукции. Если ориентироваться на них, то картина состояния этой отрасли в Ростовской области выглядит следующим образом. Количество малых предприятий постоянно растет, в настоящее время их более 29 тысяч. С учетом индивидуальных предпринимателей и фермерских хозяйств в области действует свыше 230 тысяч субъектов малого предпринимательства. В этой сфере трудится около 600 тысяч человек, то есть каждый второй работающий в области занят в малом бизнесе. За три последних года количество малых предприятий увеличилось почти на четыре тысячи, выпуск товаров и услуг - более чем в два раза. Объем производства продукции, выпущенной малыми предприятиями в 2004 году, составил почти 28 процентов к валовому региональному продукту. В сельском хозяйстве предприятия малого бизнеса и крестьянско-фермерские хозяйства производят более половины всей продукции, реализуемой на рынке области.

По большинству показателей успешного развития малого бизнеса область входит в первую десятку российских регионов. Два года подряд Совет Федерации ФС РФ и Торгово-промышленная палата РФ отмечают Ростовскую область дипломами победителя Всероссийского конкурса "Лучший регион Российской Федерации по развитию малого и среднего предпринимательства".

Отрадно, что растущие предприятия малого бизнеса "тянут" за собой обслуживающую их инфраструктуру. Сегодня в области действует более 100 организаций, оказывающих различные услуги предпринимателям: кредитные кооперативы, фонды и агентства поддержки малого бизнеса, сельские информационно-консалтинговые центры, бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационно-технологические центры. В прошлом году 22 тысячи предпринимателей смогли получить необходимые консультации, кредитными кооперативами и фондами выдано 8,5 тысячи займов на сумму 240 млн руб. Областные бизнес-инкубаторы и технопарки разместили на своих площадях около 150 предприятий малого бизнеса, на которых трудится более трех тысяч человек.

На шахтерских территориях созданы предприятия малого бизнеса по производству самой различной продукции - от пластмассовых и резиновых изделий, мебели, строительно-монтажных, швейных до кондитерских и полуфабрикатов.
В 2005 году завершилась реализация третьей по счету программы развития малого бизнеса. Сегодня готов проект областной программы развития малого предпринимательства на 2006-2008 годы. Этот документ создавался с учетом предыдущего опыта: в течение нескольких лет выстраивалась стратегия развития малого бизнеса, изучались проблемы, мешающие его развитию. Я не раз говорил, что малый бизнес нуждается не столько в поддержке, сколько в развитии. В этой сфере работают нормальные люди, способные обеспечить себя и свою семью, создавать рабочие места, выплачивать зарплату людям и налоги государству. Если человек живет в достатке и обогащает государственную казну, не мешайте ему в этом! Однако проводимые опросы и встречи с бизнес-сообществом говорят о том, что, к сожалению, здесь существует немало проблем, которые мы будем продолжать решать.
В первую очередь это снижение бюрократических барьеров, прекращение чиновничьего произвола на всех уровнях власти. Для того, чтобы "держать руку на пульсе", мы организовали работу телефонов "горячей линии", по которым в 2005 году получено более 2500 советов, жалоб и предложений от предпринимателей.
Сегодня мы сделали попытку оценить работу глав администраций городских округов и муниципальных районов в части развития малого бизнеса по утвержденной на коллегии администрации области методике оценки. Это пока "пробный" вариант, который требует доработки. Но даже по тем результатам, которые мы имеем по итогам 2005 года, можно отметить качественную работу глав администраций городов Таганрога, Новочеркасска, Октябрьского, Зерноградского, Обливского и ряда других сельских районов в сфере развития малого сектора экономики. К сожалению, не налажена нормальная работа с малым бизнесом в Зверево, Милютинском, Чертковском, Советском, Ремонтненском, Егорлыкском, Семикаракорском, Морозовском, Заветинском районах. В ряде районов (Неклиновский, Пролетарский, Кагальницкий, Боковский и другие) предприниматели и фермеры вынуждены обращаться за получением консультаций в соседние районы или областной центр. То есть, те рычаги воздействия, которые предложены областью для пополнения местных бюджетов, не используются в полной мере.
Главное, чего добиваемся мы в этой работе, - создание равных, нормальных, комфортных условий для развития малого бизнеса в любом населенном пункте области. А если говорить о поддержке, то в этом направлении мы работаем над увеличением финансовых ресурсов, выделяемых на развитие малого бизнеса, упрощением получения кредитов и имущества, повышением уровня правовой защищенности и экономической грамотности предпринимателей.
Так, из областного бюджета на реализацию программы развития малого бизнеса в 2006 году предусмотрено в 2 раза больше средств, чем в 2005, а именно 91,9 млн руб.
В этом году программой малого бизнеса предусмотрено более 10 различных видов прямой финансовой поддержки малого бизнеса: субсидирование процентной ставки и лизинговых платежей, субсидии начинающим предпринимателям на организацию собственного дела, поддержка приоритетных сфер деятельности, субсидии инновационному малому бизнесу, а также поддержка малых экспортеров. Включая в список приоритетов для оказания поддержки сельхозпроизводство и сельхозпереработку; коммунальное хозяйство и обслуживание жилищного фонда; здравоохранение; бытовое обслуживание населения в сельской местности; развитие туризма и гостиничного комплекса и другие, мы не только стремились к выравниванию условий для ведения предпринимательской деятельности в городских округах и муниципальных районах области, но и повышению инвестиционной привлекательности Ростовской области, обеспечению новыми рабочими местами и стабильному наполнению местных бюджетов.
В области выстроена система взаимодействия органов власти с предпринимателями. Эти функции на себя взяли Советы по малому предпринимательству, Торгово-промышленная палата области и ее филиалы, отраслевые общественные объединения предпринимателей, областной и территориальные Союзы работодателей. Несколько лет у нас работает областная межведомственная комиссия по устранению нормативно-правовых, административных и организационных барьеров на пути развития предпринимательства.
Создана региональная система подготовки и повышения квалификации кадров для сферы малого бизнеса.

С малым сектором экономики всё активнее работают коммерческие банки, предоставившие кредиты в 2004 году на сумму более 18 млрд руб., а в 2005 году - более 23 млрд руб.
Еще раз повторю, что с нашими людьми, тружениками, умеющими работать и зарабатывать, другого положения в малом бизнесе быть не может. Государство сильно тогда, когда хорошо живет каждый его гражданин. И если показатели, характеризующие уровень жизни людей, повышаются, значит, работу в этом направлении мы ведем правильную и будем ее продолжать.

- Как обстоят дела с решением демографических проблем на Дону, в том числе проблемы превышения смертности над рождаемостью? Эта проблема имеет масштабы и причины общефедеральные, но хотелось бы знать, возможно ли переломить ситуацию в ближайшие годы на донской земле?

- Показатели демографической ситуации, сложившейся в области за последние годы, отражают сложность протекающих процессов. Прежде всего это высокий уровень смертности и низкая рождаемость. Вместе с тем, на Дону есть позитивные изменения. За последние четыре года вырос уровень рождаемости на 16 процентов. В 2003-2004 годах снизился показатель смертности на 3,6 процента. Это способствовало увеличению продолжительности жизни населения на полгода и она достигла в среднем 66,7 года, в том числе у мужчин - 61 год, у женщин - свыше 73 лет.

В 2005 году отмечалась некоторая нестабильность ситуации: произошел небольшой рост смертности и уменьшение числа родившихся.

Но в ближайшей перспективе мы ожидаем рост рождаемости. Этому будут способствовать ряд принимаемых в нашей области мер. В частности, развитие ипотеки, а это возможность получения молодой семьей собственного жилья. Выделение денежных сертификатов родильным домам - в рамках национального проекта "Здоровье" будущим матерям уже в текущем году выдаются родовые сертификаты, - увеличение социальных выплат при рождении ребенка, рост доходов населения.

Для нас принципиально важно, что на протяжении последних лет в области сохраняется положительная динамика такого показателя, как уровень жизни населения, поскольку он остается одним из важнейших факторов, влияющих на демографические процессы. В 2005 году по уровню среднедушевых денежных доходов населения область занимала лидирующее место среди субъектов, входящих в Южный федеральный округ.

http://www.donland.ru/content/info.asp?partId=31&infoId=10405&topicFolderId=10382&topicInfoId=0

Журнал "Право и бизнес на юге России" No 2 2006 г.


Док. 366940
Перв. публик.: 07.03.06
Последн. ред.: 07.09.07
Число обращений: 435

  • Чуб Владимир Федорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``