В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Пресс-конференция Главы Администрации (Губернатора) области В.Ф.Чуба 21.06.2005 Назад
Пресс-конференция Главы Администрации (Губернатора) области В.Ф.Чуба 21.06.2005
В.Ф.Чуб: Фактически прошло семь дней с момента проведения заседания Законодательного собрания области, наделившего меня полномочиями главы администрации области. Мое отношение к этому процессу вам известно уже давно, фактически с того периода, когда нас собрали в правительстве, и Президент России высказал свою точку зрения на необходимость укрепления вертикали власти. Я сразу после этого на встрече с журналистами сказал, что я отношусь к этому вопросу положительно и, более того, считаю, что коль такое решение принято, то все процедуры должны быть проведены в как можно более короткие сроки. И я оставался при этом мнении на протяжении всего периода после этого разговора. Но вы понимаете, что потребовалось время, вышел указ Президента, потом - закон, потом опять указ по процедуре.

И якобы мое отношение к этому вопросу, как могло кому-то показаться, претерпело некоторые изменения. На самом деле оно изменений не претерпело. Несколько месяцев назад, когда, согласно указу, был определен порядок представления, у меня был разговор на эту тему с Дмитрием Николаевичем Козаком. От более раннего принятия этого решения меня сдерживали проходившие в области выборы в муниципальные органы власти районов и городов. И ставить в этот момент руководителя области в ситуацию ожидания доверия или недоверия, я думаю, было бы неправильно. Надо было закончить выборы.

И когда вышли документы, определяющие порядок, когда мы провели переговоры с полпредом Президента России в ЮФО, как это предписывается, поскольку представление в данном случае идет от полпреда, и когда закончился первый этап выборов в городах и районах, я обратился к Президенту с запросом о доверии... И вот семь дней назад такая процедура у нас в области прошла.

В вопросах, которые вы мне адресуете, которые я вижу часто на страницах газет, спрашивается о переменах, о планах... В общем, у нас администрация работала по плану до осени 2006 года, почти все наши программы и наработки касались именно этого времени. Понимая невозможность остановки жизни в области, мы принимали решения и несколько дальше: на полгода, максимум, на год, имея в виду, что, придет ли новая команда или продолжит работать старая, потребуется какой-то переходный период. И в это время область должна функционировать, и все институты, которые финансируются из бюджета, а таких учреждений и организаций на Дону довольно много, должны работать в нормальном ритме и понимать, что, допустим, с 1 ноября 2006 года жизнь не остановится. А уж затем будут намечены новые ориентиры, расставлены новые акценты.

Сегодня некоторые направления требуют быстрых изменений, в соответствии с теми процессами, которые происходят у нас в обществе: я уже говорил вам об укреплении вертикали власти. А с другой стороны, необходимо развитие демократии в управлении на местах, особенно на поселковом уровне. Вы знаете, что об этом говорит в своих выступлениях А.И.Солженицын, я разделяю его мнение об этом и совершенно с ним согласен. Я считаю, что демократия может быть только тогда, когда местное самоуправление будет работать в самом низовом звене. И, касаясь немножко истории, знакомясь с процессами, которые до нас проходили в Европе, считаю, что это именно так. Эти изменения у нас, конечно, потребуют определенных корректировок и осмысления принятых решений. Определенные шаги мы уже предпринимаем, и хотя звучали пожелания на заседании Законодательного собрания о необходимости учебы руководителей муниципального уровня, мы это уже делаем.

Я вам скажу, что у нас, по предложению Нины Ивановны Сверчковой, в систему финансирования из нашего областного бюджета были включены финансовые органы всех подразделений муниципальной власти, которые еще будут созданы. Потому что одна из составляющих руководства, едва ли не самая главная, - это расходование бюджетных средств. И здесь ошибки должны быть сведены к минимуму, поэтому мы в этом направлении уже работаем.

Сегодня я со своими коллегами был занят тем, чтобы произвести назначения и, развеяв все предположения, ответить на вопросы в отношении возможных кадровых перемен. Они будут минимальными, эти кадровые перемены. Практически все назначения будут сегодня закончены, так как по срокам мне дается на эту процедуру семь дней. Думаю, что сегодня вы обо всех них узнаете. Но перемен среди моих заместителей и назначенных министров не ожидается. Считаю, что мы - единомышленники, и если возникнет проблема в связи с критикой или упущениями в работе того или иного сотрудника, то мы можем это решить, не дожидаясь тех или иных, будем говорить, выборных или делегированных полномочий. Эти вещи надо решать тогда, когда они возникают как проблема.

Такое у меня вступление. Теперь я готов ответить на ваши вопросы.



Виктор Борзенко, газета "Аргументы-и-факты-на-Дону":

- Пять лет половина хутора Пухляковский живет без воды. Люди берут воду из Дона, используют дождевую воду, техническую. Глава Усть-Донецкого района каждый раз обещает исправить ситуацию, но ничего особо не делается. Ваши комментарии на этот счет?

В.Ф.Чуб: Определенные мероприятия в Пухляковском были проведены, так же, как и в самом Усть-Донецке: и по воде, и по канализации. То, что касается Пухляковского, там водоснабжение из скважин. Я вернусь к этому вопросу, дал поручение - разберутся. Но по имеющимся сегодня данным, там такой проблемы нет. Если есть та или иная семья, у которой имеется такая проблема, значит надо отдельно этим вопросом позаниматься.


- На страницах нашей газеты недавно было опубликовано письмо фермеров Белокалитвенского района "Еще немного и Россия задушит своего крестьянина", в котором шла речь о том, что цены на горючее, электроэнергию, газ и воду в десятки раз выше, чем цена на сельхозпродукцию. Можете ли Вы как-то прокомментировать эту ситуацию?

В.Ф.Чуб: - Что касается цен на электроэнергию, газ, топливо и цены на продукцию сельхозпроизводства, то это вещи достаточно диалектические. На сколько и что превышает, по отношению к чему - не знаю. Если говорить о прежнем диспаритете, который существовал 10 лет назад, то я Ваш вопрос понимаю.

Какие в этом направлении будут проходить процессы? Первое. Правительство, монополии во всеуслышанье говорят, что цены будут повышаться. И предел этого роста они видят на уровне мировых или европейских цен. И пугают вхождением во Всемирную торговую организацию, когда нам выдвигаются требования. Потому что в ВТО понимают, что если у нас тарифы на энергоносители ниже, то мы будем в заведомо лучшем положении при прочих равных условиях производства. То есть наша продукция будет более конкурентоспособной.

С другой стороны, весь этот рост цен сказывается не только на сельском хозяйстве. Это и тарифы коммунальные. Ведь это, конечно же, больно бьёт по производителям и по жителям. Хотя и здесь не всё так гладко. Если говорить об электроэнергии, то сегодня потребители-жители живут за счет потребителей-производственников. Так называемое перекрестное субсидирование. Мы уже говорили о том, что тариф на электроэнергию должен быть не менее 2 рублей. А он у нас с вами 1 рубль 20 копеек с небольшим. Поэтому сегодня еще производители страдают от того, что потребители-жители не платят ту цену, которую надо бы заплатить. А наличие перекрестного субсидирования - это опять неконкурентоспособная продукция.

Поэтому в чем этот баланс, ответить очень сложно. Но каждый может это выгодно обыгрывать. Если говорить только о том, что людям от этого тяжело жить, на этом можно лет пять еще строить свою политику. Думаю, что лет пять это еще будет продолжаться. И все время можно на всех митингах говорить, что тарифы будут расти.

Да, тарифы будут расти. Но при всем этом есть два направления, которые должны быть демпфером для этого, может быть, даже три. Первое направление - это, конечно, повышение благосостояния населения через повышение зарплат, пенсий, пособий, которое происходит тоже ежегодно. И мы стараемся сделать так, чтобы сначала прошло повышение зарплат, пенсий, а потом двигались тарифы. Не всегда это получается, но, тем не менее, это так.

Второе. Конечно, если мы будем работать на той же сельскохозяйственной технике, на тех же грузовиках, на которых мы ездим сейчас, чрезвычайно неэкономичных по сравнению с той техникой, которая существует в Европе, то, о чем Вы говорите, будет продолжаться еще дольше. Только высокие цены и тарифы могут вызвать желание человека экономить. Только высокие. Когда у нас с вами 1 кВт/час стоил четыре копейки, никто особо не задумывался, как выключить не лампочку даже, а трансформатор. Я, работая на заводе главным инженером, был вынужден в обеденный перерыв на 1 минуту обесточивать весь завод. А потом опять включал рубильник. Но чтобы включить трансформатор сварочный, надо пойти и нажать кнопку. Так вот, уходили сварщики и никогда не выключали сварочный трансформатор. А я его выключал рубильником, потом включал, и всем надо было заново включать оборудование. А сварщик на обеде, только через час придет и включит трансформатор. Это ведь напрямую на его зарплате не отражалось... Это пример из далекого прошлого.

И третье. Безусловно, те, кто производит электроэнергию, газ, топливо, должны сокращать издержки. Чего они не хотят делать! Ну, как допустим, у нашего "Ростовэнерго", у Ф.А. Кушнарева. Я думаю, у него не менее нескольких десятков тысяч долларов месячная зарплата. Вот я этого не могу понять! Можно это про того же Чубайса сказать, про того же Миллера. Я этот подход в государстве понять не могу. И я об этом говорю много лет.

Кстати, немножко отвлекаясь от темы, скажу. Судя по прессе, которую я читаю, вы даете иногда такой комментарий, мол, ну, конечно, Чуб всегда - за Москву. Знаете, как мне сказал при назначении Дмитрий Николаевич: "Ты - один из самых ярых критиков". Но я критикую там и тогда, когда это надо делать и где это меньше всего слышат. Я не критикую в газетах. Я критикую на совещаниях, в то время, когда это надо говорить. И не надо раздражать людей пустой критикой, надо говорить по теме.

Так вот, когда государство имеет контрольный пакет, а президенты там, генеральные директора, даже члены Совета директоров этих наших акционерных обществ - РАО "ЕЭС России", РЖД, Газпром - получают больше нашего Президента РФ или председателя Правительства. И это обосновывают чем? У них акционерное общество, они там голосуют. Да, Правительство примет сейчас решение, или даже комитет по имуществу о том, чтобы заменить этого руководителя - и заменят. Примет решение установить им такую-то зарплату - и установят, так как у федерации в собственности 51% акций. Это я касаюсь только зарплаты - явно выраженных вещей.

А если посмотреть на другое. Допустим, "Газпром" ведет у нас строительство газопровода в Кашары. Я уже устал, сколько он его делает. И каждый год эта смета все дороже и дороже. Я предлагаю: давайте я сделаю за в два раза меньшие деньги, а вы мне потом их вернёте. Они отвечают: "Нет". Они сами определяют подрядчика, подрядчик - это, как правило, какая-нибудь дочерняя фирма этого же "Газпрома". Все это составляет издержки. Высокая зарплата, высокие расходы на капитальное строительство, высокие расходы на свои ремонтные предприятия. Они насоздавали ремонтных предприятий и этим гордятся. А эти ремонтные предприятия ремонтируют их технику вдвое дороже, чем кто-то другой.

Вот эта вся совокупность и влияет, поэтому такой длинный ответ. Я еще раз говорю, рост тарифов будет. Но он должен компенсироваться ростом зарплат и социальных выплат. Надо использовать экономичную технику, чтобы те же комбайны, другие машины и механизмы потребляли, выполняя ту же работу, меньше энергии и топлива. И с другой стороны, нужно заставлять монополистов снижать издержки, которые они загоняют в себестоимость. Совокупность этих факторов, а может, еще и других, может дать нам возможность стабилизации цен, перехода их к общемировым, но так, чтобы они больно не ударяли бы ни человека, ни производителя. Любое отклонение от этого направления будет вызывать сбой в той или иной стороне.

Возможно, это будет продолжаться до условно европейского уровня цен и тарифов. Но одни уже устанавливают тарифы и получают зарплату, как за рубежом, а другие платят по этим тарифам, получая зарплаты и пенсии в разы меньше. Конечно, это форменное безобразие!


Валентина Ивасенко, газета "Сельский вестник", Октябрьский (сельский) район:

- Владимир Фёдорович, многие семьи сейчас не могут воспользоваться жилищными субсидиями, выделяемыми областью, из-за установленного предела в 22%. Предполагается ли его снижение?

В.Ф.Чуб: - Да, безусловно, это один из тех факторов регулирования, который мы собираемся использовать. Я подписал соответствующий документ, дал поручение подготовить постановление на эту тему.

Получилось так, что подняв зарплаты бюджетникам, другим работникам, увеличив пенсии, мы тем самым перевели этих людей в категорию не нуждающихся в жилищных субсидиях. То есть этот момент вроде как положительный: зарплаты и пенсии растут у нас быстрее, чем тарифы. Но по сути, человек ничего не получает. Дельта - то, что он мог потратить на какие-то другие нужды - у него осталась такая же. Мы проводили встречи по 122-му закону, шел поиск решений, как помочь нашим людям. Потому что деньги, которые мы заложили в бюджет на эти цели, не расходуются в той мере, в которой мы можем расходовать. Там просто очень большая экономия. Поэтому мы понижаем этот предел с 22 до 20%. Тем самым количество получателей выплат мы увеличим вдвое. Это будет с 1 июля. Но вы же знаете, что до 1 июля мы держали переход на 100-процентную оплату жилищно-коммунальных услуг. Следуя своей политике, мы заложили деньги на это и еще полгода продолжали компенсировать людям их затраты. И, видя полученную картину, мы делаем еще один шаг. Выходя на полную оплату ЖКУ, мы снижаем уровень, с которого будем выплачивать субсидии, с 22 до 20%.

Вы же понимаете, насколько это лукаво, что мы платим 100% за ЖКХ. С 1 января поднимут цены на газ, на электричество, и 100% оплаты всех этих услуг в абсолютных значениях будет совсем другой цифрой! Поэтому снизив уровень максимальных затрат на ЖКУ в совокупном доходе семьи до 20%, с которого мы будем платить субсидии людям, конечно, мы имеем в виду, что с 1 сентября будет еще раз повышаться зарплата в бюджетной сфере и пенсии. То есть мы говорим, что превышение доходов человека над ростом тарифов мы всегда должны выдерживать и принимать те или иные меры. А то, что они будут неизбежно расти и в абсолюте меняться в большую сторону, я в этом уверен.


Ольга Кондрашова, ГТРК "Дон-ТР":

- Владимир Фёдорович, приблизительно за полгода до Вашего назначения по области и в центральных СМИ был дан такой настоящий артиллерийский залп компромата. Было совершенно очевидно, что там были заказные вещи. Вы знаете ту группу людей, которая так активно работала против Вашего назначения?

В.Ф.Чуб: - Да, я знаю этих людей. Думаю, процентов на 85 знаю, чем это было вызвано. В меньшей степени это было вызвано попыткой навязать мнение о работе. В большей степени это связано с тем, что люди, которым надо отвечать за несправедливо сделанные дела, которые на этих делах нажились, "справедливо" решили что, лучше часть нажитых нечестно денег потратить на прессу и перевести свои проблемы в политическое русло.

Второе. Есть те, которые постоянно, когда я говорю, что есть что-то хорошее, тут же говорят, что это - плохо. Я знаю, какие журналисты, по фамилиям, в каких газетах обязательно об этом напишут. Кроме того, ожидания некоторых, что вдруг такое произойдет, что его кандидатуру не поддержат. Сколько же он работает, я уже 10 лет говорю, а он все работает. Еще раз, может, скажу... У этой категории людей отношения вплоть до личных. И я знаю этих людей.

Ну, и третье. Конечно, появляется определенная когорта людей, которые думают: а вдруг это наш час? И вот по совокупности этих трех причин всё и возникло. Я хорошо знаком с членами Правительства России, я знаком с руководителями, которые работают в администрации Президента, и я знаю, что они таких вещей себе не позволяют. Они говорят в лицо или дают понять совсем иначе, чем через средства массовой информации. И это не исходит и не исходило из этих структур. Вы помните, даже Сергей Александрович Шаповалов, вернувшись на работу в администрацию Президента, так прямо и бескомпромиссно ответил на этот вопрос, что я даже засомневался, надо ли ему было так совершенно откровенно говорить.

Жизнь, она и состоит из таких моментов, и за время работы я прекрасно научился в них разбираться. Не то, что не делаю ошибок, иногда делаю, иногда подыгрываю... И конечно, это вызвано еще одним фактором. Я упростил понимание этого вопроса. Я думал, людям и так известно, что это не так. И когда понял, что этот вал домыслов убеждает людей - вы помните, прошла целая череда опровержений: и там, и там, и там. Одномоментно, чтобы рассеять какие-то сомнения, и уж, по крайней мере, не дать возможность людям думать так, как кому-то хочется... Ну, как говорят, повторяешь-повторяешь, и вроде как и сам уже к этому привык.

- В последней Вашей беседе с Президентом РФ Владимир Путин обратил внимание на шахтерские регионы области. Не могли бы Вы в нескольких словах обрисовать стратегию областной власти по отношению к этим регионам на ближайшее будущее?

В.Ф.Чуб: - Это, пожалуй, будет для нас наиболее интересная, сложная и переломная работа. Сегодня я пригласил на встречу руководителей КБ "Акрополь". Сейчас складывается такое положение дел, что у нас принят целый ряд мер, и состояние нашей угольной промышленности позволяет говорить о динамике развития. На 120 с лишним процентов выросла добыча угля в первые пять месяцев этого года по сравнению с прошлым периодом! Безусловно, это работа "Садкинской". Безусловно, это работа "Аютинской". Безусловно, это практическое выздоровление "Гуковугля". Но это маленькая толика того, что мы могли сделать по угольной промышленности.

Мы приняли закон "О приоритетном развитии шахтерских территорий Ростовской области". В простом понимании, мы законным порядком позволили или не платить нам часть налогов, или часть бюджетных средств отдаем на поддержку предпринимателей, которые вкладывают туда деньги. То есть, за счет неуплаты налогов мы позволяем сохранять им эти деньги и направлять на развитие. Мы понимаем, что быстрой отдачи не будет, но это хорошее перспективное направление, которое нам поможет.

Но больше всего мы видим перспективу развития Ростовской области, если хотите, и я этого не боюсь сказать, в развитии угольной отрасли. Самый большой сегодня тормоз - это задержка строительства "Обуховской-1" и "Шерловской-Наклонной". Они будут намного лучше и безопаснее, чем те шахты, которые у нас были. Это строительство тех шахт, которые мы закладывали, наверное, с десяток лет назад, но которые не строятся из-за жадности. Это как раз тот случай, когда говорят "собака на сене".

Сегодня владельцем этих начавших строиться шахт является банк "Акрополь". Он каждый год вкладывает туда десятки миллионов рублей на откачку воды, на электричество, на поддержание жизнедеятельности шахт. И все время торгуется. Мы одних приводим - продай пакет, нет! Уже приходили такие сильные предприятия как "Мечел", это одно из крупнейших, вы знаете, предприятий. В Якутии, в Кемерово они приобрели шахты. Но "Акрополь" просит такую цену за свой пакет, за которую те не соглашаются покупать шахты. Сейчас речь идет об иностранных фирмах-покупателях. Поэтому у меня сегодня будет разговор с "Акрополем" вплоть до того, что будем отзывать лицензию. Но через отзыв лицензии процесс чрезвычайно долгий. Отозвать - это можно сделать более или менее быстро. Но получить потом её снова - это сложнее, чем продать кому-то свой пакет или создать предприятие с тем же банком "Акрополь".

- Вы их будете шантажировать?

В.Ф.Чуб: - Не думаю, что шантажировать... Но я буду искать различного рода возможности, чтобы понудить их эту обстановку разрядить. Потому что у нас тогда двинется вперед строительство шахт. Рабочие места появятся у шахтеров. А вы знаете, что есть у шахтеров такой синдром, не идут они никуда, кроме как на шахту работать. На "Садкинскую" вот набрали почти тысячу человек, и другие ждут. Я говорю, это будет на порядок более безопасное, эффективное, экономичное производство, чем старые наши шахты.

И потом, это одно из направлений, которое характеризует нашу область. Так же, как тепловозостроение, "Ростсельмаш". Так же, как сельское хозяйство. Так же и угольная отрасль. Я много раз говорил о том, что Восточному Донбассу быть. И думаю, что сейчас как раз это будет одним из основных направлений подъема промышленности - через пуск новых шахт. Это очень важное для нас направление. Направление, которое будет во многом определять динамику развития Ростовской области на ближайшие годы.



Василий Кучков, газета "Приазовский край":

- Владимир Фёдорович, в одном из последних выступлений Вы сказали, что за прошедшее время Вы сделали половину из того, что хотели бы сделать. Какая вторая половина? Какие задачи ставите перед собой и перед своей командой на ближайшие пять лет?

В.Ф.Чуб: - Спасибо за вопрос. Это как раз тот случай, когда язык мой - враг мой. Потому что когда говоришь непонятно, можно комментировать как угодно.

Что я сам имел в виду под этим? Вы знаете, не сочтите за бахвальство, но я сам для себя больший оппозиционер, чем кто-либо другой. Ни коммунисты мне не оппозиционеры, ни другие партии. Я сам для себя оппозиция, и у меня к коллегам лишь одна претензия. Я устал от того, что зачастую и во многом сам должен генерировать идеи. Мне не хватает генераторов. Но не тех, которые говорят лишь бы что. А генераторов, которые предлагают даже порой в чем-то невозможное. Но которое перспективно и не раздражает общество. Которое, может, технически невозможно. Но переводить технику и экономику в политику - для меня это ужасно. А вот генерировать идеи и добиваться их решения - я это люблю, но иногда от этого устаю. Может быть, я лукавлю. Говорю, что устаю, чтобы коллег заразить этим.

Так вот я имел это в виду, когда говорил, что сделана половина. Что половину идей, которыми я заразился, я смог реализовать. То есть перспективу движения, что надо сделать, я себе во многом представляю. Мне ужасно порой не хватает времени. Очень сильно порой не хватает денег. В этом я иногда завидую Москве, ворчу на Правительство с его стабилизационным фондом. Пытаюсь предпринимать порой верные, порой не очень верные шаги, когда всячески пытаюсь привлечь инвесторов, потому что без инвесторов денег часто взять неоткуда. Может, мне надо поумерить фантазии? И делать побольше обычных текущих дел? Тогда этот баланс изменится.

Что касается главной стратегии, я не отделяю себя от выполнения тех задач, которые ставит Президент России. Конечно, это борьба с бедностью. Так, как мы живем, не может долго продолжаться. Особенно больно видеть наших стариков, которые требуют социальной поддержки, молодых людей, которые...Вы знаете, читаешь сводки, а я сводки милиции читаю каждый день, то поножовщина, то убийство, то грабеж. Неработающий, несудимый. Неработающий, несудимый. Понимаете, какая у нас ситуация. И, как правило, молодого возраста, ну, где-то бывает, чуть более среднего возраста. То есть, нет работы, а он же не судим был. Он же до этого времени дожил и чем-то занимался. То есть, не рецидив.

Поэтому то, что мы говорим о повышении благосостояния, о выходе из нищеты - это, наверное, одна из основных задач наряду со здоровьем нации, продолжением жизни. Вы знаете, мы в этом направлении в сфере здравоохранения области кое-что делаем.

Вы же видите, в мире только сильный диктует власть или группа, которая создает силу, группа государств. А для того чтобы защитить государство и сохранить его целостность, надо работать экономике. Хотя, оборона - это в меньшей степени мой вопрос, но он - мой, безусловно. Оборона государства интересна для нас хотя бы потому, что у нас масса неработающих оборонных предприятий и масса, тысячи людей, которые не понимают, почему не работают заводы, которые давали современную продукцию. И они преданы этим заводам, они очень неохотно уходят с этих заводов. Тот, кто помоложе, тот уходит, может быть, быстрее. А тот, кто постарше, он все время надеется, что произойдут перемены. А работающее оборонное предприятие - это защита нашей страны.

Этой цели можно добиться только тогда, когда работает экономика, предприятия получают деньги и люди, которые работают и платят налоги. И тогда у нас не будет той нищеты и бедности, которая существует сегодня. Когда не будут умирать мужики допенсионного возраста, как это сегодня у нас происходит. А мы, конечно, страна, в которой живут меньше, чем в других имеют допенсионный возраст.



Татьяна Бочарова, газета "Российская кооперация":

- Сегодня потребкооперация - совсем не то, что было несколько лет назад, когда потребкооперация была государством в государстве. Но, тем не менее, сохраняются на всей территории России её капилляры: заготконторы, маленькие сельпо и магазинчики. Их состояние аховое, невыгодно за триста верст везти бабушкам хлеб и лампочки, конкуренции не выдерживают. Система нуждается во внимании и помощи. Вот мне кажется, такого понятия со стороны государства нет, особенно глядя на отношение к селу... Какова политика областного руководства по отношению к селу и сохранению существующей системы потребкооперации? Кто, по Вашему, здесь может быть главным игроком - сами люди, живущие на земле, какие-то пришедшие инвесторы-производственники, и какова здесь роль власти?

В.Ф.Чуб: - Если б я знал рецепты на все ваши вопросы или поставленные диагнозы... Ну, не бывает, к сожалению, в нашей жизни так, что или белое, или черное. Бывают иногда какие-то критические моменты, которые мы называем войной или революцией. Убежден, если браться что-то насаждать, взяться за потребкооперацию и её восстанавливать - ничего не получится.

Сейчас мы много внимания уделяем и развиваем, наряду с теми большими и по-человечески важными вещами, о которых я говорил, вещи совершенно прозаические. Например, животноводство. Ну, драка идет за землю! На самом высоком уровне, в Москве! Между предпринимателями. Они просто дерутся: отдай это мне, нет - мне. Я говорю: кто больше вложит денег в строительство свинокомплекса, того и буду поддерживать перед государством, чтоб ему выделили эту землю. Знаете, о какой сумме идет речь? О 100 миллионах евро! А вы говорите, не хотят идти в село. Строят рядом с Шахтами индюшиную ферму. Огромное дело делают. В вашем вопросе "нежелание идти на село" - это нежелание идти в бедный, Богом забытый угол, в котором кто-то живет.

И не факт, что нужно туда идти. Может, надо взять и его оттуда переселить. Может, нам это дешевле. Понимаете, тащить туда водопровод, газ, электричество - проще ему квартиру купить в райцентре. Поэтому мы должны свод каких-то законов, правил вырабатывать, чтоб содействовать тем, кто там живет. Но человека нельзя держать там, где он живет хуже, чем может жить в другом месте. Нельзя этого делать. А он говорит: я тут жить люблю. Ну давай, мы тебе там дачу оставим, и бывай там раз в неделю, раз в месяц.

Поэтому тут может быть совершенно разный подход. Хотя сегодня основное из того, что Вы говорите, это, да, безусловно, дойти до селянина. Но на село пойдут только тогда, когда селянин начнет платить. А он бедный, ему нечем платить. Бабушка сегодня получает больше, чем её внучок или сынок, которые работают рядом в хозяйстве. Все эти рентные отношения, когда уже шум идет из-за пая земли не потому, чтоб на нем работать, а чтоб кому-нибудь отдать и торговаться: ты мне платишь меньше, я тебе не дам пай. В том же Аксае из-за пая земли идет драка... Поэтому однозначно ответить нельзя, надо привязываться к определенному месту и рассматривать отдельно каждый случай.

Но общий подход таков - это, безусловно, повышение уровня жизни на селе. Мы должны больше решать социальные вопросы, социально-коммунальные. Мы должны строить и ремонтировать дороги, газифицировать села, где это возможно, или находить другие решения, решать вопросы по связи, электроэнергии. Ведь у нас полно было брошенных коммуникаций. Мы почему создали "Донэнерго"? Потому что Ф.А.Кушнарев не хотел брать все то, что было брошено. Мы стали это забирать и давать деньги на восстановление. Тогда приходят Кушнарев с Абызовым и говорят: отдай нам это. Отдать вам бесплатно то, что вы вчера не хотели брать, а мы привели это в порядок? Я этого не собираюсь делать. И вообще это подсудно для меня как руководителя бюджетной организации - отдавать вам, акционерному обществу, просто так собственность. И таких вещей много сейчас.

Где-то будет, наверное, работать и кооперация, но которая будет сама создана. А кооперация прежняя, социалистическая не выживет в наше время. Она может разделиться, может измениться каким-то образом, где-то будет частник открывать магазин. Но все только тогда, когда достаток будет там у человека. Не будет достатка - не будет человек покупать хлеб. Он будет сам его печь в печке. Он не будет покупать мясо, он будет сам выращивать его у себя на подворье. Он будет работать как раб: с ноля часов до ноля часов, как зачастую сейчас происходит. Или будет работать в каком-то коллективном хозяйстве или у фермера и у себя в подсобном хозяйстве. И все это будет продолжаться, пока мы не выйдем на какой-то уровень достатка.

Не может так быть в стране, чтобы пенсионер получал больше, чем работающий человек. Это должно быть исключением. Не просто работающий молодой человек, а специалист. А у нас, к сожалению, это происходит. И что порекомендовать тут, я могу ответить в каждом конкретном случае. Я могу ответить по каждому дому, по селу. Общий рецепт для всех не подойдет, потому что они могут быть совершенно разные. Куда-то надо провести газ, а куда-то надо поставить котлы, которые работают не на угле, а на штыбе. Потому что если котел работает на угле, то 10-20% этого угля кочегар продает населению. А если котел работает на штыбе, то никто у кочегара штыб покупать не будет, потому что не горит он в домашних печах, нужна специальная конструкция.


Елена Строителева, газета "Известия":

- В начале 90-х, как известно, когда губернаторы назначались, с ними согласовывались кандидатуры руководителей региональных силовых ведомств. И год назад Вы говорили, что эта практика как бы не совсем правильная, потому что всё равно за все, что происходит в регионе, отвечает губернатор, особенно в условиях повышенной террористической опасности. Как Вы считаете, будет ли в ближайшее время изменена эта практика?

В.Ф.Чуб: - Прежде всего, я хочу воспользоваться тем, что Вы задали мне вопрос, и сказать Вам огромное спасибо. "Известия" - одна из немногих газет, которая напечатала информацию о наделении меня полномочиями губернатора и поздравления в мой адрес. Я был поражен. Раза два читал заметку. Зато в других изданиях читал, как я пил глотками воду. Вы знаете, что у меня проблемы с горлом, и иногда я пью по чуть-чуть. А там писали, что "он, раскрасневшийся, пил стаканами, когда увидел, как проголосовали". И при всем этом ни ответа тебе, ни привета. Ну, напишите, зачем такого ненормального избрали. Нет, не написали. И ничего не сказали. Вот нет его, попил воды - и пропал. Это я так...

Чрезвычайно вам благодарен, скажу, что после предыдущего избрания подобных вашему поздравлений было больше. Значит, надо мне делать какие-то выводы.

Что касается взаимоотношений. Я бы не стал сразу браться за милицию. С милицией у нас все более или менее ясно. Есть милиция общественной безопасности, которую мы финансируем, по которой уже никто не возражает, что там очень глубокая роль территориальных органов субъекта.

А вот Вы подняли очень правильный вопрос. Я уже говорил и могу сказать сейчас, что в нынешней ситуации мы и являемся координаторами работы территориальных органов федеральных органов власти. Если раньше это было совершенно естественно, когда Б.Н.Ельцин назначил меня. Я, назначенный Президентом России, осуществлял эти функции. Хотя вначале пытались даже эти функции отдать полномочным представителям Президента РФ в субъекте, помните, Зубков тогда был, потом - Виктор Васильевич Усачев. Но они, по сути, были не исполнительным органом власти, они были представителями администрации. А мы - исполнительный орган власти. Поэтому мы понимали, что любые федеральные органы по лесам, болотам, рекам, по охране окружающей среды, а у нас их 60 с лишним, на территории должны взаимодействовать. В противном случае губернатор нажалуется, наедет, накатит. Короче, что бы он ни сказал в Правительстве, его будут слушать.

Потом нас стали избирать. Среди нас нашлось много "независимых", которые ставили себя выше. Подумаешь, председателя Правительства избрали на Думе, а меня народ избрал. Я пробовал таких убеждать. Где-то получалось, где-то нет. Чем это кончилось, всем понятно. Кончилось это так, что министерства всех своих проинструктировали: слушаться только нас. Затем создали полпредства в округах. Тоже - не орган исполнительной власти, но который, в силу сложившейся ситуации - из-за нашего упрямства и глупости и желания Правительства командовать своими территориальными органами напрямую, вынужден был все это координировать: и нас, и эти органы, и прочая-прочая.

Сейчас найден компромиссный вариант. Президент представляет, а депутаты наделяют полномочиями. Раз меня представляет Президент РФ, то я и есть его представитель. Значит, я и должен заниматься координацией. И необязательно Правительство должно со мной соглашаться. Но я и есть тот руководитель, который должен смягчать работу всех во имя территории, находить общее решение во имя территории. Будь то областных органов власти, будь то муниципальных органов, будь то федеральных органов власти на территории. Я могу ошибаться, могу делать неправильно, но в таком случае я должен разбираться с министром или в правительстве. Хотя есть теперь еще и окружные органы исполнительной власти, которые, я считаю, вообще непонятны в этой ситуации. Они кто? А полпредство становится больше политическим органом власти. Органом власти, который координирует работу силовых ведомств. А к силовым могут относиться и внутренние войска, и ФСБ, и милиция, и армия. Кроме того, у полпредств - и местная политика, и внутренняя политика, и целый ряд вопросов, которые эти органы могут решать, и порой прекрасно решают, как это делает Дмитрий Николаевич на Кавказе. Когда уже никого нет, он едет туда и находит решение.

Мне кажется, что проведение этих окончательных структурных изменений в нашей власти сделает понятным людям: кто здесь в состоянии решать эти вопросы. Как это сделать: наделив полномочиями или делегировав полномочия? Совсем скоро, 2 июля, в Калининграде пройдет на эту тему Госсовет, после которого поступит ряд рекомендаций. Мы, кстати, с Владимиром Владимировичем обсуждали это. Я поднимал этот вопрос, когда он был в Вёшках. Я говорил, что мы никогда не разделим так, чтобы мы оба были согласны. Вы нам должны дать время и сказать: или вы делаете к этому времени, или так-то и так-то. И на какой-то период времени мы должны разделение полномочий провести, а потом можно возвращаться к той или иной схеме. Но самая, на мой взгляд, сегодня радикально полезная - это позиция нашего полпреда, который считает, что огромную часть функций надо передать нам, сохранив руководство, назначение и финансирование за федеральным центром.

Пожалуй, это всё. Но еще раз говорю: мы - рекомендованные Президентом России руководители субъектов федерации. А раз он рекомендует и нас, и председателя Правительства РФ, то мы и должны найти между собой общий язык. И не надо создавать здесь никакие другие органы власти. Потому что Президент РФ рекомендует губернатора на наделение полномочиями. А там какого-то руководителя транспортного ведомства субъекта назначает, может, даже и не министр, а какой-то руководитель департамента, или там замминистра. И он говорит, что я тут старший чиновник. Ну, как это понимать? Дело ж не в старшинстве, а в деле. Тебе говорят - делать надо, вот и делай, не хочешь - тогда иди и говори, почему. А не вреди потихоньку. Поэтому раз Президент России представляет премьера и его утверждает Дума, а здесь Президент РФ представляет губернатора и его наделяет полномочиями Законодательное собрание, то это весомые фигуры, между которыми не надо, кроме министров, еще кого-то встраивать.

- Как Вы относитесь к тому, чтобы мэры городов-миллионников назначались, а не выбирались?

В.Ф.Чуб: - Вы знаете, я сторонник выборов. Почему говорил и ссылался на Солженицына в этом вопросе, хотя это немного другой уровень. Но это, конечно, достаточно субъективно. Иногда ситуация на местах располагает к другим выводам. Если между областной властью и властью областного города перманентный конфликт, то лучше назначать. Ставить эксперименты над людьми совершенно ни к чему. Раз мы не дозрели, раз избираются такие люди, которые на протяжении многих лет не могут найти общий язык и втягивают в эти дрязги и аппараты, и население, то этот узел надо разрубить. Поэтому я, видя, что происходит в других городах, поддержал бы это решение. Хотя в принципе, я - против.

Но это, я говорю, совершенно субъективно. Я говорю откровенно, молчать нельзя. Ведь мы потеряли очень много, когда в Азове у нас был мэр Лесняк. Мы можем иметь почти такого же в Новошахтинске. А везде: и там, и там выбор людей. И потом выбор меняется кардинально. Меньше 2% голосов отдают за Лесняка. Не знаю, сколько отдадут за нынешнего новошахтинского, если он меняет руководителей медицины, никого из нашего минздрава не слушает. По школам какие-то изменения проводит - вообще не его дело. Должен платить коммунальные платежи, и больше ничего. Прежний мэр занимался заводом, а этот теперь говорит: нет, я этот завод строить не буду. Ну, конечно, я не буду ждать окончания срока. Проще провести референдум. И пусть люди сами скажут... Они же видят, они сами мне пишут грузовики писем, чтобы принял меры. Да, сегодня я бы уже принял меры, написал бы, что у вас есть представительный орган - принимайте решение по проведению референдума об изменении формы управления, о том, что вы, население, делегируете главе администрации право предложить вашему органу законодательной власти назначить другого человека. И это сегодня в конституционном поле. Но это должно произойти не сразу, а там год спустя после выборов или за год до окончания срока, то есть должны быть соблюдены определенные процедуры. Но затягивать это на 5 лет - этого не надо делать, чтобы потом сами люди, в первый раз проголосовавшие за этого человека 45%, проголосовали 2%.

Надо руководствоваться здравым смыслом, а не тем, что написали когда-то в уставе. Проще внести какие-то изменения.


Софья Брыканова, РИА "Новости":

- Владимир Фёдорович, не считаете ли Вы, что руководители других территорий России должны последовать Вашему примеру?

В.Ф.Чуб: - Я думаю, что так и будет. Может быть, за исключением отдельных, тех, кто считает, что он доработает свой срок и больше не будет выдвигаться, претендовать на назначение. Думаю, что так должно быть.


Николай Куан, телекомпания "Несветай-ТВ":

- Владимир Фёдорович, относительно Вашего недавнего интервью. Вы говорили, что будете рады, если с территории нашей Ростовской области исчезнут породные отвалы и терриконы. И был даже такой проект по строительству локальных электростанций, была так называемая российско-британская кредитная линия, которая по Вашей инициативе была разработана. И продолжая эту тему, какова перспектива решения экологических проблем Восточного донбасса? Как намерены поступить с подземными шахтными водами, которые наносят существенный вред нашим малым рекам?

В.Ф.Чуб: - Перспектива такая, что, конечно, будем улучшать экологию. Это совершенно однозначно. И вы знаете, работаем над проблемой терриконов, может быть, не сжигая их так, как мы тогда планировали или, лучше сказать, фантазировали, потому что не имели денег. Когда о создании таких станций "Ростовуголь" говорил, он думал, что это будет просто: зарубежные инвестиции и всё.

Что касается подземных вод, вы знаете, мы строим очистные сооружения. Да, мы знаем, что это большая проблема. Да, эта проблема может обостриться, когда ликвидируют ГУРШ (Государственное учреждение реструктуризации шахт). Кому перейдут все эти насосы, которые сейчас качают воду, однозначного ответа сейчас на этот вопрос нет. Но вы же знаете, как мы вообще в области занимаемся вопросами экологии. Мы практически всеми очистными сооружениями канализации, воды на всей протяженности от Цимлянского водохранилища до Ростова: в Цимлянске, Романовской, Константиновске, Семикаракорах, Багаевской, Усть-Донецке, Ростове, Азове и Таганроге - в той или иной степени занимались и будем продолжать заниматься.

Мы занимаемся очисткой малых рек. Тут меняется система: то водный налог был наш, то он стал федеральным. То мы сами делали проекты очистки рек, то сегодня нам эти проекты надо ездить защищать. Поэтому однозначного ответа о том, как это будет делаться, я вам сейчас дать не могу. Но то, что мы этим вопросом будем продолжать заниматься и усилим внимание к этому вопросу, я вам это обещаю.



Владимир Козлов, газета "Город N":

- На начало июня анонсировалось подписание ключевого оглашения с компанией "Икеа". Однако подписания не произошло. Как идут переговоры? Какие проблемы возникают? Как вести переговоры с такими тяжелыми собеседниками?

В.Ф.Чуб: - Собеседники - не тяжелые, почему? Нормальные собеседники, они отстаивают свою точку зрения. Переговоры нужно продолжать вести. Я думаю, что просто они сейчас заняты немножко другими стройками и тянут время, хотя нам обещали несколько раньше приступить к этому проекту. Они сегодня не отказываются от этого проекта. Земля приобретена в их собственность. Были определенные проблемы, когда им выставляли заведомо тяжелые условия. Вы знаете, в Московской области у них была проблема с дорогой, с подъездом при строительстве московской "Икеа". Помните, об этом писали, задерживался пуск из-за того, что не давало, по-моему, руководство Московской области разрешения из-за того, что они путепровод не сделали. Поэтому тут нормальные переговоры идут. Может, сроки отодвигаются, я уже сказал, по каким причинам. Но никто от этого проекта не отказывается: ни мы, ни они.

Разглашать сегодня какие-то предварительные условия и договоренности я не могу, потому что они могут меняться. Думаю, что у нас сейчас найдены основные направления решения этих проблем. По моему мнению, где-то в 4 квартале возможно начало работ. А сама "Икеа" раньше следующего года вряд ли придет. Но часть работ они могут начать финансировать, это то, что касается коммуникаций. Поэтому, считаю, там хорошие подвижки.


Владимир Кобякин, газета "Наше время":

- Владимир Фёдорович, мы знаем, какой область была пять лет назад, какой она была 10 лет назад. И если эту линию продолжить, какой она будет через пять лет?

В.Ф.Чуб: - Еще лучше, чем вы знали.

http://www.donland.ru/content/info.asp?partId=31&infoId=7848&topicFolderId=10382&topicInfoId=0


Док. 366955
Перв. публик.: 21.06.05
Последн. ред.: 07.09.07
Число обращений: 413

  • Чуб Владимир Федорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``