В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Чуб: `Монетизация льгот: опыт Ростовской области` Назад
Владимир Чуб: `Монетизация льгот: опыт Ростовской области`
На одном из экстренных совещаний Правительства РФ, которое было посвящено реализации закона No 122, премьер-министр Михаил Фрадков одним из регионов, в котором наиболее удачно идет реализация закона о монетизации льгот, назвал Ростовскую область. О том, с какими проблемами столкнулись ростовские власти при реализации этого закона и как их удалось решить, рассказывает губернатор Ростовской области Владимир ЧУБ.

Ростовская область - одно из крупнейших территориальных образований России. На ее территории в 100,8 тыс. кв. км могли бы разместиться три таких государства, как Бельгия, Голландия и Дания вместе взятые. По численности населения регион занимает пятое место в Федерации. Административный центр Ростовской области - город Ростов-на-Дону с населением свыше 1 млн. человек. Это крупный промышленный, культурный и научный центр, речной порт, важный транспортный узел. В 2000 году город приобрел дополнительное политическое и экономическое значение как столица Южного федерального округа. По данным переписи 2002 года, население области - это 4404,013 тыс. человек, более 2/3 которого - городские жители.

Первым шагом в реализации этого закона для области стало создание 22 августа 2004 года координационного совета по обеспечению взаимодействия министерств и ведомств в реформировании механизма предоставления адресной социальной помощи. В его состав вошли представители заинтересованных министерств, ведомств, общественных организаций, силовых структур.

Одной из главных задач, стоящих перед администрацией области, стала спокойная практическая реализация норм, установленных Федеральным законом No 122-ФЗ по реформированию социальной поддержки населения. Необходимо было провести этот процесс наименее безболезненно для жителей области. Ведь любое нововведение, а тем более такое крупномасштабное, как формирование новой системы социальной поддержки населения, требует определенного времени для адаптации.

Еще в прошлом году проведена необходимая подготовительная и разъяснительная работа. Для региональных льготников полностью был сохранен достигнутый в области уровень социальной поддержки. Лучший показатель тому - отсутствие обращений в администрацию области и областные министерства со стороны региональных льготников.

Федеральным льготникам, которые в основном проживают на селе, монетизация пришлась по душе. Ведь сумма единой денежной выплаты составила для них от 1550 до 650 рублей.

Недовольство вызвал у людей размер ЕДВ, который у некоторых категорий льготников составляет от 500 и ниже рублей. В основном это затронуло вдов участников войны и инвалиды 3-й группы. Учитывая обращения этих граждан, администрация области направила в Государственную Думу РФ предложения по увеличению размеров ЕДВ данным категориям федеральных льготников.

Успешной адаптации Федерального закона No 122-ФЗ помогло создание региональной нормативно-правовой базы.

С 1 января 2004 года приняты и реализуются 16 социальных областных законов, 8 из которых непосредственно касаются вопросов, связанных с формированием новой системы социальной поддержки населения.

Также утверждены порядоки и положения, устанавливающие механизм их финансирования. Причем эти документы приняты одними из первых в России.

Так, на основании принятого Закона "О социальной поддержке ветеранов труда" мы предоставляем следующую социальную поддержку:

- оплата в размере 50% жилищно-коммунальных услуг, а также совместно проживающим с ними членам их семей скидка с оплаты на жилье: нетрудоспособным - 50%, остальным - 30%;

- бесплатное зубопротезирование;

- компенсация 50% абонентской платы за радио, компенсация 50% абонентской платы за телефон;

- бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных);

- бесплатный проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения в течение года и водном транспорте пригородного сообщения.

Областной закон "О социальной поддержке тружеников тыла" устанавливает меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР. А также для награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Ростовской области.

В нем предусмотрены следующие меры социальной поддержки:

- бесплатное пользование при выходе на пенсию поликлиниками, финансирование которых осуществляется за счет средств областного, местных бюджетов или средств обязательного медицинского страхования, к которым указанные лица были прикреплены в период работы, бесплатное оказание медицинской помощи в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения;

- оплата в размере 50% стоимости лекарств, приобретаемых по рецептам врачей;

- бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения по месту регистрации, а также бесплатное обеспечение другими протезами и протезно-ортопедическими изделиями;

- бесплатный проезд лиц, указанных в настоящей статье, на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе независимо от места их регистрации, на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных) независимо от места их регистрации;

- бесплатный проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения и водном транспорте пригородного сообщения;

- преимущество при приеме в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, внеочередной прием на обслуживание отделениями социальной помощи на дому.

Областной закон, в котором определены меры социальной поддержки граждан, называется "О социальной поддержке граждан, пострадавших от политических репрессий". Подпадают под него лица, пострадавшие от политических репрессий, социальная защита которых являлась расходными обязательствами федерального бюджета. По нему подразумевается следующее:

- снижение (для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей) размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50% в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления;

- бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также автомобильным и водным транспортом общего пользования (кроме такси) в пределах административного района проживания; бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов;

- внеочередное оказание медицинской помощи и снижение стоимости лекарств по рецепту врача на 50%;

- бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, льготное обеспечение другими протезно-ортопедическими изделиями;

- компенсация стоимости проезда (туда и обратно) один раз в год железнодорожным транспортом, а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, - 50% стоимости проезда водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом;

- выплата денежной компенсации на установку телефона;

- пособие на погребение.

Кроме того, законопроектом предлагаются следующие гарантии гражданам, пострадавшим от политических репрессий:

- первоочередное получение путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха;

- первоочередная установка телефона;

- первоочередное вступление в садоводческие товарищества и жилищно-строительные кооперативы;

- внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, проживание в них на полном государственном обеспечении с выплатой не менее 25% назначенной пенсии.

Областной закон "О социальной поддержке детства в Ростовской области" устанавливает меры социальной поддержки и социального обслуживания, предоставляемые в Ростовской области отдельным категориям детей, нуждающимся в особой заботе государства. Расходы в данном случае покрываются из областного бюджета. Это:

- предоставление социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

- организация медицинского обслуживания, отдыха и оздоровления детей, нуждающихся в особой заботе государства;

- денежные выплаты малоимущим семьям, имеющим малышей первого-второго года жизни (в размере 300 рублей в месяц на каждого ребенка для приобретения специальных молочных продуктов детского питания);

- ежемесячное пособие ВИЧ-инфицированным (ВИЧ-инфицированным в детском возрасте - в размере двух прожиточных минимумов для детей; лицу, осуществляющему уход, - в размере одного прожиточного минимума для трудоспособного населения; бесплатный проезд к месту лечения и обратно);

- скидки и денежные выплаты многодетным семьям, имеющим трех и более детей в возрасте до 16 лет, а продолжающих обучение - до 18 лет (скидка при оплате ЖКХ - 30%, ежемесячная денежная выплата в размере 100 рублей на каждого ребенка).

Кроме этого, законом предусматриваются дополнительные гарантии социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно:

- право на обучение без взимания платы на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и профессионального образования;

- выплачивается стипендия лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в государственных областных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования. Для них помимо полного государственного обеспечения, размер которого увеличивается на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, подразумевается выплата 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики;

- единовременное денежное пособие в размере 500 рублей для детей-сирот - выпускников государственных областных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования.

Данный закон сохраняет:

- многодетным семьям льготы ЖКХ в действующих размерах (30%);

- детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выплату компенсации за обучение, одежду, учебную литературу, проезд в транспорте, обеспечение жильем, опекунское пособие;

- семьям, имеющим ВИЧ-инфицированных детей, социальное пособие и возмещение расходов на проезд к месту лечения и обратно;

- оздоровление детей, нуждающихся в особой заботе государства.

Заменены:

- многодетным семьям обеспечение лекарственными средствами, школьной (спортивной) формой, бесплатный проезд - ежемесячной денежной выплатой в размере 100 рублей на каждого ребенка;

- малоимущим семьям, имеющим детей первого-второго года жизни, обеспечение молочными продуктами - ежемесячной денежной выплатой в размере 300 рублей на каждого ребенка;

Законом установлено единовременное денежное пособие в размере 500 рублей для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - выпускников государственных областных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования.

Денежные выплаты на общую сумму 1,1 млрд. рублей введены для следующих категорий:

- многодетные семьи (ежемесячная выплата в размере 100 рублей на каждого ребенка);

- малообеспеченные семьи, имеющие детей первого-второго года жизни (ежемесячная выплата 300 рублей на ребенка);

- малообеспеченные семьи, имеющие детей (ежемесячные выплаты - 70 рублей на ребенка, 140 рублей на детей одиноких матерей, 105 рублей - на детей в семьях, где уклоняются от уплаты алиментов, детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву);

- дети под опекой (ежемесячная выплата 1605 рублей на одного ребенка);

- семьи, имеющие ВИЧ-инфицированных детей (два прожиточных минимума для ребенка и один - лицу, осуществляющему уход).

Закон "Об адресной социальной помощи в Ростовской области" предусматривает право семьи или одиноко проживающих граджан со среднедушевым доходом, размер которого ниже величины прожиточного минимума в целом по Ростовско йобласти в расчете на душу населения, на получение социального в денежном выражении и натуральной помощи.


Размер помощи в виде социального пособия в денежном выражении определяется как разница между величиной прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения и среднедушевым доходом семьи или одиноко проживающего гражданина. Однако сумма не может быть менее 10% установленного законом минимального размера оплаты труда. Пособие назначается на срок от 1 до 6 месяцев.

Финансирование расходов на предоставление адресной социальной помощи в денежном и натуральном выражении предусматривается производить за счет средств областного бюджета.

Право на социальное обслуживание в соответствии с законом "О социальном обслуживании населения" имеют граждане, проживающие на территории Ростовской области, имеют граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Сохранено социальное обслуживание несовершеннолетних (в возрасте от 3 до 18 лет) и семей с несовершеннолетними детьми.

Для дезадаптированных граждан осталось возможным получение временного приюта в специализированных учреждениях, как бесплатно, так и за плату.

Бесплатное соцобслуживание в государственной системе социальных служб предусматривается осуществлять по основаниям, предусмотренным статьей 16 ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".


На предоставление льгот всем категориям льготников предусмотрено в федеральном и областном бюджете 2005 г более 12 млрд. 600 млн. рублей. Основная часть натуральных льгот федеральным льготникам заменена на ежемесячные денежные выплаты от минимальной - 150 рублей у вдов, до максимальной - 1550 рублей у инвалидов войны.

Для них в этом году сохранены в натуральном виде самые значимые льготы (дополнительная бесплатная медпомощь, в том числе льготные лекарства, санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транпорте, а также междугородном транспорте к месту лечения и обратно), которые составят так называемый соцпакет, или набор социальных услуг, на оплату которого будут направляться 450 рублей в месяц на одного человека. Цена этого набора в год для области составит 2 млрд. 600 млн. рублей. С 2006 года каждый льготник сможет выбрать социальный пакет или его денежный эквивалент.

Все полномочия по обеспечению льготных категорий санаторно-курортным лечением возложены на Фонд социального страхования. Фондом был проведен конкурс среди санаториев на предоставление услуг, в котором 14 учреждений стали победителями. На их базе смогут поправить свое здоровье более 21 тыс. льготников. Это в пять раз больше, чем в предыдущие годы. Также заключены контракты со здравницами курортов Кавказских Минеральных Вод, Сочи, Анапы. Стоимость одного дня пребывания в санатории независимо от профиля оказываемой помощи составляет 400 рублей. За два с половиной месяца более шести тысяч (из них десятая часть дети-инвалиды) получили путевки в санатории и здравницы вместе с проездными талонами на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, из них 4,5 тыс. путевок - в местные санаторно-курортные учреждения.

Путевку в санаторий можно получить только при наличии медицинских показаний. При этом нуждающийся в лечении гражданин должен быть внесен в Федеральный регистр, и ему должны быть назначены ежемесячные денежные выплаты. Для получения путевки необходимо вместе с заявлением представить справку, выдаваемую лечебно-профилактическим учреждением по месту жительства. Эту справку выписывает лечащий врач. Срок действия справки для получения путевки составляет 6 месяцев. Поэтому если на момент предоставления путевки этот срок истечет, гражданин должен быть готов к тому, что ему придется еще раз посетить врача, чтобы обновить справку. В отдаленных районах, когда до ближайшего отделения ФСС далеко и трудно добираться, можно обратиться в органы социальной защиты населения по месту жительства. Такой вариант предусмотрен для удобства обращающихся за путевками льготников.

Для обеспечения льготников медикаментами в области определены организационные структуры: лечебные учреждения, аптеки, склады. Аптечные учреждения обеспечены необходимым компьютерным оборудованием, разработан порядок льготного лекарственного обеспечения населения и механизм контроля.

Между федеральными поставщиками и аптечными учреждениями заключен договор на поставку медикаментов. С января производится выписка льготным категориям граждан рецептов единого образца, по которым уполномоченными аптеками в соответствии с утвержденным перечнем отпускаются лекарственные средства.


Серьезную социальную напряженность в области, как, впрочем, и по всей стране, вызвала проблема проезда федеральных льготников в городском и внутрирайонном транспорте. Ростовским реформаторам пришлось долго подсчитывать и продумывать, как решить эту проблему. В итоге в Ростовской области изготовлены и начали действовать проездные билеты специально для федеральных льготников. Цена такого билета - 85 рублей в месяц. Продажа их осуществляется через доставочные предприятия, почту, отделения банков, выплачивающих пенсию и ЕДВ.

С 1 марта федеральные льготники ездят в городском и внутрирайонном общественном транспорте, в пригородном автотранспорте по приобретенному единому социальному проездному билету. А те, кто его не приобретает, оплачивают полную стоимость проезда.

Льготы на жилищно-коммунальные услуги сохранены для всех льготников в натуральном виде. На реализацию этой меры социальной поддержки предусмотрено в федеральном и областном бюджетах на 2005 год более 1,5 млрд. рублей.

Кроме того, самым заслуженным людям - Героям Советского Союза и России, Героям Социалистического Труда, полным кавалерам орденов Славы и Трудовой Славы предоставлены натуральные льготы, и они ими пользуются в установленном ранее порядке. Расходы будут компенсироваться за счет средств федерального бюджета, о чем подписано соглашение между администрацией области и Пенсионным фондом России.

Вопрос реализации Федерального закона No 122-ФЗ находится на постоянном контроле в министерствах труда, здравоохранения, транспорта, фондах: пенсионном, социального и медицинского страхования.

Все возникающие проблемы и вопросы предоставления адресной социальной помощи в Ростовской области решаются оперативно. Для этого организованы центры "горячая линия", оперативные штабы, специальные консультационные пункты в министерствах и фондах. Например, наибольшее количество звонков зафиксировала "горячая линия" фармацевтического управления областного минздрава по вопросам помощи в получении лекарственного обеспечения и министерства труда и социального развития области по приобретению талонов на проезд федеральным льготникам.

Доверия среди населения удалось добиться благодаря активной работе администрации со средствами массовой информации.

Именно такой комплексный подход обеспечил выполнение всех необходимых требований на первом этапе монетизации. Сейчас ростовские реформаторы готовятся ко второму этапу проведения в жизнь закона No 122.



Анастасия Андреева

http://www.donland.ru/content/info.asp?partId=31&infoId=7683&topicFolderId=10382&topicInfoId=0

Интервью журналу "Бюджет", апрель 2005 г.


Док. 366958
Перв. публик.: 07.04.05
Последн. ред.: 07.09.07
Число обращений: 456

  • Чуб Владимир Федорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``