В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Чуб: `Мы тогда нужны, когда есть проблемы` Назад
Владимир Чуб: `Мы тогда нужны, когда есть проблемы`
"Мы тогда нужны, когда есть проблемы" - сказал В.Ф.Чуб, отвечая на вопросы читателей и журналистов "Молота"

Как уже сообщалось, в редакции газеты "Молот" состоялась встреча губернатора Ростовской области В.Ф.Чуба с журналистским коллективом издания. Сегодня мы предлагаем отчет об этой встрече.

Когда с журналистами общается человек, который ответственен за целый регион, он как никто другой знает, как слово его отзовется. Одна фальшивая нота, одно невыполненное обещание могут повлиять не только на его личный престиж, но и на общественную ситуацию.

Главный редактор газеты А.Н. Довлекаев, представляя губернатору В.Ф. Чубу коллектив редакции на очередном "молотовском четверге", подчеркнул, что "Молот", пожалуй, единственное издание в области, которое сохранило собкоровскую сеть в районах, а также подчеркнул, что " Молот" еще и та газета, которая вступает в переписку с читателями. Почти все письма в той или иной форме находят отражение на страницах газеты; наиболее значимым отводится целая полоса в пятничном номере издания.
Сейчас "Молот" работает под знаком двух юбилеев - 60-летия Победы и 100-летия М. Шолохова. В перспективных планах редакции - сохранить и развить все позитивное, достигнутое за более чем 80-летнюю историю областной газеты, и расширить ее аудиторию за счет привлечения молодых читателей.

Что касается наших публикаций, то ни одно критическое выступление газеты не остается без внимания соответствующих министерств и ведомств. Ответы идут, но, к сожалению, случаются формальные отписки.

- Хочу сказать, что мне тоже иногда пишут отписки, - вступил в разговор губернатор.

- И что вы с ними делаете? - поинтересовались журналисты.

- Заворачиваю назад, вызываю автора отписки, воспитываю. Одному министру так и сказал: я с тобой разговариваю третий раз за полгода. Не много ли? Так что имейте в виду: чиновники везде одинаковые.





Как складывается цена вопроса


- Владимир Федорович, сохранение льгот в ходе "монетизации" как областным, так и федеральным льготникам - насколько это обременительно для бюджета области? Каковы перспективы пополнения этого источника? Можно ли на него рассчитывать и в дальнейшем?

- Цена вопроса - 5 млрд. рублей. 75 процентов из них - это наша доля; 25 - нам дает федеральный центр в виде целевых субвенций или в виде трансфертных сумм, которые в рамках законодательства циркулируют между центром и регионами. Наши предприятия перечисляют налоги в Москву, а потом нам часть возвращают.

Сегодня мы подводим итог первых месяцев реализации 122-го закона. Что нас настораживает? Решили транспортную проблему; нашли, как ликвидировать неувязки в выдаче проездных. Но появились другие вопросы. Поскольку областным льготникам мы даем проездной билет, то сразу перечисляем деньги транспортникам. А если людям отдать деньги вместо билетов, то транспортники получат меньше. Помните, как возмущались федеральные льготники, что их лишили бесплатного проезда? А теперь выясняется, что покупает билеты десятая часть льготников. Наверное, к лету будет больше, но пока билеты покупают мало.

Сегодня мы сторговались с транспортниками - я не боюсь этого слова - на стоимость проездного билета в 85 рублей. Но она, конечно же, увеличится в будущем году. Как помочь пенсионерам? По каким потокам направить деньги? Предоставить льготу или выдавать деньги на руки? Надо решать.

Второе. У нас практически в два раза уменьшилось количество людей, получающих субсидии на коммунальные платежи. В два раза! Рост зарплаты, увеличение пенсий привело к тому, что свыше 100 тысяч человек вышло из разряда имеющих право на субсидии. Все по закону, но бремя на людей пожилого возраста увеличилось.

И это нас больше всего беспокоит. Посоветуемся с руководителями ветеранских общественных организаций, и, думаю, к 1 апреля примем решение, как продолжать выделять жилищные субсидии населению.

Федерация по закону обеспечивает только часть льготников. Но есть же общечеловеческие принципы, поэтому проблемы людей, живущих на Донской земле, мы будем решать, не деля их на наших и не наших.


Звено, за которое можно вытянуть всю цепь.


- Владимир Федорович, который уже год область собирает богатые урожаи зерна, а вот в животноводстве и переработке сельскохозяйственной продукции прорыва нет. Может, животноводам давать дотацию? Допустим, два рубля на литр сданного молока, десять рублей на килограмм мяса...

- Проблема состоит в том, что огромное количество расчетов за зерно ведется наличными. Есть инструкция Центробанка, которая разрешает получать наличные в банке в неограниченном количестве для закупки сельхозпродукции. Может быть, она была необходимой в 1993-94 годах, когда у нас была очень тяжелая ситуация с обеспечением продовольствием, когда деньги ежедневно менялись в цене. А что сегодня? Когда рассчитываются наличными - миллионами, десятками миллионов рублей, - возникает соблазн рассказать коллективу своего предприятия, что зерна много, но никто не хочет его покупать по три рубля, поэтому я еле-еле продал по два. На самом деле он продал по 2 руб. 50. Два рубля внесли в кассу, а 50 копеек куда-то делись... Покуда этот механизм будет существовать, этому руководителю развитие животноводства будет "до лампочки. Его интересы в зерне и только в зерне, потому что там сумасшедшая прибыль.

Вторая причина. Для развития животноводства надо иметь переработку. Чтобы было выгодно реализовывать свою продукцию. Как мы можем говорить о каких-либо дотациях? Мы заплатим из бюджета 2 рубля, он сдаст мясо частнику и, вы думаете, что цены на готовую продукцию сразу уменьшатся? Да никогда! Давайте сразу отдадим частнику (а где вы видели государственные перерабатывающие заводы?) эти два рубля, он же бедный... Немного отвлекусь и как речник приведу такой пример. Сейчас говорят, что нужно брать за шлюзование деньги с нефтяников, у них же много, они поделятся. Я разговаривал с одним работником министерства. И еще раз убедился, как они там, в Москве, далеки от наших нужд.

Да, говорю ему, вы введете плату за проход танкеров через шлюзы. И ровно настолько нефтяники увеличат цены на бензин. Вы что думаете, они из своего кармана будут платить? Для них цена уже сложилась, они знают свой доход и все закладывают в цену - хоть удар молнии, хоть проход через шлюз. Вот и дотировать таким образом животноводство - это не решение вопроса. Если продукты конкурентоспособны, если они по своим вкусовым качествам хороши и их приобретают, то тот, кто владеет переработкой, вынужден говорить: дайте мясо, дайте молоко. Ему отвечают: нету. - Почему? - Зерно продали, кормить скот нечем. Он говорит: я буду платить больше за мясо, за молоко. Тогда крестьянин сядет , начнет считать... Но пока будет криминал в продаже зерна, он ничего не насчитает. Вот поэтому мы поддерживаем приход в наш регион международной корпорации "Гленкор Грэйн Роттердам". Они клянутся, что не допускают наличных расчетов. И я только одному этому рад. Теперь, когда предприниматель, продавший зерно, соберет своих работников и скажет, что он платит им мало потому, что продал зерно по 2 рубля, ему люди скажут: вот газета "Молот", почитай, меньше двух с половиной рублей никто не давал. Почему ты не продал "Гленкору"? Почему ты продал по два рубля?.. Кстати, переработка дает основные налоги. А не сельскохозяйственное производство, освобожденное от многих налогов. Переработка - вот то звено, за которое можно вытянуть всю цепь. Прозрачность цены на зерно и конкурирующая переработка. Сейчас идет строительство фермы по производству и переработке мяса индейки в Шахтах - на 31 млн. евро; открывается перерабатывающий завод в Белокалитвинском районе мощностью 50 тонн птицы за смену; есть планы Ростовского мясокомбината по развитию вместе с колбасным заводом "Тавр"...Все это будет влиять на формирование привлекательной цены на мясо. Чем больше будет потребителей мяса, тем больше будет интерес у селян его производить. И по молоку такая же схема.

Мы поддерживали, поддерживаем и будем поддерживать развитие современной переработки - не старой, которая не дает прибавки, а современной, конкурентоспособной. Будем давать преференции - в виде налогов, отсрочек и прочих дел; будем создавать благоприятный климат для заключения долгосрочных договоров переработчиков с сельхозпроизводителями. Вот в этом решение вопроса.


Чтоб построить новый дом, надо снести старый


- В Ростове в последние годы наблюдается строительный бум. Но у людей возникает вопрос: кому идут эти миллионы квадратных метров? Ведь "средний житель" купить квартиру по их цене не может. И новый жилищный кодекс не оставляет права малообеспеченным гражданам на жилье. Как Вы, Владимир Федорович, видите решение жилищной проблемы?

- Если рассматривать вопрос, так как вы сформулировали, я с вами абсолютно согласен. Но мы смотрим на проблему иначе. Чтобы построить новый дом, надо снести какой-то старый. Значит, те, кто живет в старом доме, получат квартиры, которые они никогда бы не получили, если бы не было строительства. Ведь раньше строили в чистом поле, а сейчас сносят хибары, в которых живет один человек, а прописано десять. Вот эти десять и получат жилье. И это ростовчане, как правило, не самые богатые. Второе. Строители имеют договор с городом. Это значит, что они отчисляют городу квартиры, которые распределяются льготникам. Так что в стоимость оставшихся квартир входит и стоимость тех, которые отдали под отселение, и тех, что получили льготники. Поэтому они стоят так дорого. Но пока есть люди, которые их покупают по такой цене, этот бизнес будет спокойно, нормально процветать. Это и есть саморегулирование рынка.

Бюджетникам мы предлагаем ипотеку. Хотя она не совершенна, еще есть много проблем, но мы советуем приобретать жилье в долг. Если бы мне, в свое время, молодому человеку, сказали: "на тебе квартиру, а ты плати за нее половину зарплаты" я бы в квартиру пошел. А так я девять лет жил в общежитии.

Ипотека - это выход для тех, кому нужна квартира. Особенно для молодых семей. Будут работать оба. Будут работать так, чтобы не увольняли. Родили ребенка - процент уменьшается. Второй родился - еще уменьшаем. Третий родился - прощаем все... Так весь мир живет, ничего нового мы не придумали.

- Но ведь у банков процент кредита очень большой.

- А мы субсидируем процентную ставку банковского кредита. Например, бюджетникам компенсируем одну треть. Да, большие проценты, но они каждый год снижаются. Люди за ипотекой идут: надо только быстрее строить, чтобы они верили в результат, если отдали свои деньги. Вообще-то, на мой взгляд, на это дело можно было бы закрутить деньги Пенсионного и Стабилизационного фондов.

Что касается очередников, то, например, мы предоставили 95 квартир семьям солдат срочной службы, которые погибли в "горячих точках". Кстати, не все они к нам обращаются, это люди высочайшей скромности... Вот такие категории мы финансировали и будем финансировать.


Мы от угля не скоро уйдем...


- В Ростовской области многое делается по благоустройству, ремонту школ и квартир ветеранов. Но во многих местах проблемы с газификацией. Когда можно будет сказать, что газ пришел в каждое село, в каждый дом?

- На такой вопрос не хочется отвечать сразу, потому что ответ отрицательный. Газ в каждый дом - так вопрос ставить не нужно. Иногда это может быть нецелесообразно: тянуть 10 километров трубы на хутор, где живет три человека. Сколько это будет стоить? Окупаемость - или 50 лет или никогда. Да и во всем мире не тянут газ в каждый дом - электричество ведут.

Электропечи существуют в городе - по такому же тарифу, а может и ниже - должны ими пользоваться и на селе. Мы говорим не об отоплении, а об очаге, о плите, чтобы снять с женщин огромную часть работы. Решение проблемы отопления - это вопрос перспективы, мы от угля не скоро уйдем. Особенно там, где очень дорого провести газ. В "Газпроме" даже есть нормативы, когда газ вообще не ведут.

И политика у нас такая: вкладывать деньги туда, где их можно наиболее эффективно использовать. Поэтому, где есть проблема, бытовые нужды (приготовление пищи) обеспечим электричеством; отопление крупных потребителей - школы, больницы, - за счет установления котлов, работающих не на угле, а на штыбе. Но мы смотрим, как помочь и населению. Да, очень дорогой уголь. И, повторяю, нас не радует, что жилищные субсидии уменьшаются. Мы думаем, как субсидировать людей, чтобы они могли отапливать дома углем и дровами там, где еще не скоро, а может и никогда не будет газа, а будет электричество. Тогда изменятся тарифы, поменяются подходы. Может, выгоднее платить 100 лет субсидию, чем тащить эту трубу, которой будут пользоваться три дома.

- Если не газ, то какая проблема первоочередная?

- Проблема с водой. И проблема расценок. Мы устанавливаем тарифы исходя из того, какие цены нам дают "Газпром", РАО "ЕЭС России", продавцы топлива и прочие. А куда нам деваться?..

Очень много вопросов по благоустройству. Поэтому мы разворачиваем еще одну программу: внутрипоселковые дороги. Мы хотим, чтобы в каждом населенном пункте была бы хоть одна благоустроенная улица. Таких обращений от населения много, и я радуюсь, что мы занимаемся такой новой проблемой.

Нельзя томограф использовать как рентген


- Владимир Федорович, будет ли продолжена реконструкция лечебных учреждений области и оснащение их новейшей техникой? И каково положение с медицинскими кадрами в области, особенно в глубинке?

- Поскольку у вас на "молотовском четверге" недавно была министр здравоохранения, отвечу кратко: продолжим.

Для нас сегодня в медицине первоочередная проблема - кадры. Есть случаи, когда мы поставляем оборудование, но оно простаивает потому, что на нем некому работать. Или не могут, или не хотят осваивать. У нас обеспеченность кадрами в медицине 70 процентов. Людей не хватает. Хотя насыщение медицинским оборудованием должно приводить к сокращению потребности в кадрах. Есть оборудование, которое позволяет быстро лечить, делать такие операции, что человек через три-пять дней встает. Нам нужно не только оборудование, но и люди, которые на нем могли бы работать. Делать современные операции и стимулировать человека, чтобы он сам себе помогал и быстрее переходил на амбулаторное лечение. Для этого надо приводить в порядок больницы, полнее обеспечивать медикаментами. Мы заставляем наш областной диагностический центр, лучших наших врачей, чтобы они выезжали на места, проводили там учебу. Мы занимаемся с молодежью, чтобы она шла в медицинские вузы. Ее можно привлекать той же ипотекой. Мы делаем крен к подготовке кадров, к специализации, потому что нельзя допустить, чтобы томограф за 30 млн. рублей использовался как простой рентген, который стоит в десять раз меньше.


Все письма на контроле


- "Молот" стал инициатором проведения благотворительного марафона "Журналисты Дона - ветеранам Великой Отечественной". В ходе его в редакцию приходит много просьб разного характера от фронтовиков. Наверное, такие просьбы приходят не только в редакцию. Существует ли где-то центр анализа просьб и координации помощи?

- Да, у нас есть отдел писем. Ведется компьютерный учет жалоб и просьб. К ним я добавляю факты, которые есть в ваших публикациях. Конечно, не все просьбы рассматриваю я, это сделать просто невозможно. Но наиболее сложные проблемы ложатся в мою папку, или повторные, или те, которые я могу годами держать на контроле.


Ждать помощи или действовать?


- Владимир Федорович, в прошлом году вы были в Сальском районе на уборке урожая и там вопрос поднимался по воде.

- Я и тогда говорил и сейчас скажу: глава района должен аккумулировать усилия руководителей хозяйств, потом приехать ко мне и сказать, сколько они дают, сколько дает район, сколько дают предприятия, на которые пойдет вода. А чего не хватает, придется добавлять нам. У меня политика такая: втянуть в дело самих людей, чтобы они участвовали. Когда человек сидит и ждет, что кто-то придет ему помогать, это отражается на многом. Например, сейчас идут выборы. А накануне газ провели, дорогу - никогда газа не было, никогда не было дороги, а тут появилась. А народ голосует против главы. Потому что люди в строительстве газопровода и дороги не участвовали. Они рассуждают так: он, то есть глава, это провел потому, что ему дали по башке. И другому дадут по башке - и он что-нибудь проведет... Когда человек сам кирпичик не укладывал, сам трассу не тянул, не соучаствовал в деле, тогда решенная проблема превращается в обиду: а почему это не сделали десять лет назад?.. Я всегда говорю: такая услуга ничего не стоит - надо трудиться.


"Есть люди, которые радуются, когда о губернаторе говорят плохо"


- Скажите, Владимир Федорович, Вас не выбивают из колеи публикации с критикой, с различными инсинуациями?

- Из колеи не выбивают. Чехов говорил своему брату: никогда не печатай опровержений. Это все равно, что черта за хвост дернуть. Или как сказал Шолохов: не надо с журналистами связываться, в споре у них рождается гонорар...Но я "делаю стойку", если пишется что-то против области.

Я прихожу на работу - занимаюсь своими делами. Он приходит на работу - пишет статью, ему еще за эту статью, наверное, приплачивают. Если я ему буду писать ответ - я не буду заниматься своим делом, а журналист при этом будет счастлив, потому что я ответил. Все знают, что Парамонов мне не зять, не сват, не родственник. А тут начались акции политические и я вижу на плакатах: "Парамонов - зять Чуба". Я понял, что люди-то не знают правды, и попросил пресс-службу сделать заявление, которое и вы опубликовали.


Кроме того, сказали журналистам: некоторых газет: все что там написано - за чьи-то деньги или не за деньги - ваше дело. Но фразу про зятя уберите. Вещи на которые я не обращал внимания, оказались выгодными для людей, которые решают свои проблемы. Не знаю, улавливаете ли вы это, но я расцениваю как огромную перемену в сознании, что один на другого официально подал в суд, а не избил, не подставил, не подстрелил. Два богатых гражданина судятся, и пусть суд примет решение.

- А не хотите подать в суд иск о защите чести и достоинства?

- Я никогда этим не занимался и не буду. Деньги, которые тратят на эти статьи, - неправедные деньги. Праведные деньги он бы не тратил, рассказывая совершеннейшую ложь. Конечно, есть люди, которые радуются, когда о губернаторе говорят плохо. Где-то читал, что ты максимально хорош, если тебя поддерживает 60 процентов людей. Я не собираюсь утверждать, что все меня любят. Такого не бывает вообще.


Главное - выдвигать нормальных людей


- Владимир Федорович, как Вы относитесь к выборам и к назначениям представителей власти?

- Конечно легче назначать, чем выбирать. Но легче не значит лучше. Кроме того, я вижу, что выборы становятся чище. Я говорю о муниципальных выборах, где люди ближе к власти. Они прекрасно разбираются, что к чему, их переубедить зачастую невозможно. Главное - выдвинуть нормальных людей. Мы сегодня видим, что побеждает не коммунист или демократ, а побеждает достойный кандидат. Так что я - за выборы. Я противник назначения и дважды об этом говорил Президенту.В свое время я был назначен; потом избирался, так что и то, и другое мне знакомо. Есть плюсы и минусы и в той, и в другой системе. Вот на губернаторском уровне, действительно, надо назначать, потому что эта процедура так "монетизировалась", что выборы губернаторов надо прекращать, хотя бы на время. Там уже соревнуются не личности, а деньги, и идут совсем другие процессы...



К печати подготовила Ольга Космынина.

http://www.donland.ru/content/info.asp?partId=31&infoId=7301&topicFolderId=10382&topicInfoId=0

Интервью газете "Молот" No 39-40 от 25.03.05


Док. 366960
Перв. публик.: 25.03.05
Последн. ред.: 07.09.07
Число обращений: 429

  • Чуб Владимир Федорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``