В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Чуб: Газета `Наше время`, Nо 255 от 16.09.04 Назад
Владимир Чуб: Газета `Наше время`, Nо 255 от 16.09.04
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Откровенный разговор с губернатором области в редакции газеты "Наше время"


Хотя встреча коллектива "НВ" с В. Чубом и была заявлена как рабочая, наши коллеги из других изданий проявили к ней такой интерес, какой не всякое масштабное политическое мероприятие вызывает. Возможностью поприсутствовать при разговоре стали интересоваться еще на прошлой неделе. А после того, как выяснилось, что губернатор приедет в "Наше время" сразу после расширенного заседания правительства, проведенного Президентом в понедельник, интерес к разговору в редакции нашей газеты возрос многократно. Понятно почему: всем не терпелось получить комментарий по поводу принятых в Москве решений. не успели все рассесться по местам, как самый актуальный на сегодня вопрос прозвучал.


О т е к у щ е м м о м е н т е

- Весьма разумные действия Президента направлены на усиление структур государственной власти...

Так охарактеризовал губернатор последние инициативы федерального Центра. Причину столь радикальных предложений, на его взгляд, следует искать в трагичных для страны бесланских событиях. С этим трудно не согласиться: Беслан, безусловно, подтолкнул Президента к решительным действиям. Но то, что нынешние шаги готовились и просчитывались заранее - это, пожалуй, тоже очевидно.

На мысль о необходимости перемен центральную власть наводило усилившееся в последние годы размежевание между двумя группами управленцев высшего звена. Группы эти губернатор обозначил, как "людей выборных", с одной стороны, и "президентских назначенцев", с другой. Для тех, кто знаком с ситуацией, ясно, что это за группы. Да губернатор и не скрывал. Конечно же, имелись в виду противоречия между областными властями и аппаратом полномочного представителя Президента в регионе. Об этих противоречиях на грани конфликта наблюдатели поговаривали уже давно. Но, пожалуй, впервые В. Чуб публично охарактеризовал эти отношения столь откровенно и полно. До того он на эту тему говорил с В. Путиным. В присутствии тогдашнего полпреда В. Казанцева, между прочим... Два полюса власти, которые, по оценке губернатора, сформировались в Ростове с появлением здесь полпредства, быстро начали тормозить работу друг друга. Множилось число федеральных структур. Трудно сказать, почему, но они тут же вступали в противостояние с администрацией области. И это, безусловно, только мешало эффективной работе местных органов государственной власти. В то время как власть эта в регионах должна быть особенно крепкой, собранной и чрезвычайно чуткой к переменам ситуации и настроениям людей. В сегодняшних условиях - тем более...

С появлением в особняке полпредства столь компетентного, деятельного и влиятельного человека, как Д. Козак, у донского губернатора и его коллег есть все основания ожидать, что бесплодному противостоянию между двумя властными структурами на региональном уровне будет решительно положен конец. Ведь именно этого добивался новоназначенный полпред на Юге России совсем недавно - когда занимал ведущие посты в президентской администрации. Одной из задач комиссии, которую Козак тогда возглавлял, как раз и являлось достижение консолидации в регионах. Президент и структуры исполнительной власти должны оперативно получать достоверную информацию с мест, а обращения людей - быстро и беспрепятственно двигаться вверх по уже известной нам властной вертикали. Но это можно обеспечить только когда на этой самой вертикали останутся лишь те, кто будет действительно работать, а не чинить препятствия.

Кстати, напомнив о полномочиях, которыми облечен новый президентский полпред, губернатор обронил фразу о том, что Козак теперь получил возможность проверить в действии некоторые управленческие модели. В том числе и работу федеральных округов, эффективность института полномочных представителей Президента. А поскольку чиновник его ранга имеет все рычаги влияния на региональную политику Центра, следует ожидать, что политика будет скорректирована, став более реалистичной и последовательной.



В ы б и р а т ь и л и н а з н а ч а т ь ?

Вопрос, по мнению В. Чуба, в значительной степени надуманный. Как была в свое время надумана тема непременного повсеместного утверждения выборности региональных глав. Сегодня уже ясно, считает губернатор, что, форсировав переход к выборности глав регионов и территорий, мы поторопились. И получили быстро расплодившиеся у нас шустрые пиар-группы, которые, беззастенчиво манипулируя избирателями, проводили к власти людей, порой совершенно не готовых к управленческой деятельности. Как на региональном, так и на муниципальном уровне. Оттого губернатору у себя в регионе, так же, как и Президенту во всей стране, приходится зачастую заниматься нейтрализацией негативных результатов лихого хозяйничанья иных глав подведомственных территорий. Сместить же такого "всенародно избранного" крайне сложно. При нынешней системе отношений властных структур - практически неосуществимо.

Вот и остается дожидаться, пока прозреют избиратели и откажут в мандате такому руководителю, каким, к примеру, оказался азовский мэр Лесняк. Но пока пройдет время до выборов, ситуация в некогда благополучном Азове вполне может дойти до точки кипения... Говорили и о безобразиях в Семикаракорском, Милютинском районах. По тому, что Чуб за время встречи несколько раз возвращался к проблеме "выбирать или назначать?", чувствовалось, что вопрос его крайне волнует. Потому что, по его глубокому убеждению, решающим образом влияет на ситуацию и в стране, и в области, и в районе.

Сомнений, как надо поступать, у Чуба нет. Именно так, как предлагает Президент: делегировать право выбора глав регионов по представлению главы государства местным парламентам. логично перенести эту схему и на муниципальный уровень, предоставив губернаторам подобное же право предлагать местным думам и собраниям кандидатуры руководителей территорий. И не растягивать время ремонта избирательной системы. В нынешней ситуации весьма желательно, чтобы ныне действующие губернаторы, не дожидаясь срока окончания своих выборных полномочий, одновременно дали Президенту возможность определиться с кандидатурами глав регионов:

- Если есть такая необходимость, я готов выступить с соответствующим обращением...

Напомним: донскому губернатору работать на своем посту осталось еще два года. Он одним из последних глав регионов пошел на прямые выборы и дважды выиграл их. А до того, начиная с 1991 года, в течение пяти лет работал как глава администрации, назначенный Президентом по представлению областного совета народных депутатов - тогдашнего органа представительной власти.

Кто такой руководитель, назначенный Президентом? По определению В. Чуба, такому человеку глава государства делегирует часть своей власти. Следовательно, в регионе появляется действительно первое лицо, облеченное доверием главы государства и вполне реальными полномочиями. На которого не только ответственность за все и вся возлагается...

Вообще, в понимании Чуба, руководитель по-настоящему силен, когда располагает возможностями самостоятельно определять кадровую политику и распоряжается деньгами. До сих пор губернаторы худо-бедно имели лишь финансовые рычаги. Что же до кадровых вопросов, то федеральные структуры предпочитали руководство своих местных структур определять сами "с учетом мнений главы региональной администрации". Последняя формулировка дана как бы в утешение губернаторам, практического смысла в ней мало. А ведь именно главам регионов сегодня решать насущные задачи в тесном контакте с теми же руководителями силовых структур...

З о л о т о е п р а в и л о р е ф о р м и р о в а н и я

Реформа местного самоуправления делегирует областной власти не только новые права. Значительно расширяется круг ее обязательств перед населением. Теперь область будет ведать социальным обеспечением ветеранов, поддержкой тружеников тыла и жертв политических репрессий, выплатой "детских" пособий. То есть многим из того, чем до сих пор занимался Центр. С учетом значительно более скромных финансовых возможностей области у людей не может не возникнуть опасение: а ну как льготы, перейдя на местный уровень и обретя денежное выражение, "похудеют"?

Губернатор этих опасений не разделяет. А точнее: он готов предпринять конкретные шаги, чтобы людям от перемен не стало хуже. Таково золотое правило каждой реформы: она не должна ухудшать положение населения. Вопрос в другом: может ли областная власть добиться лучшего? Это, считает В. Чуб, целиком будет зависеть от бюджетного потенциала области. А на его состояние, как известно, многие факторы влияют. И в первую очередь, ситуация в экономике. Пока сохраняются высокие темпы экономического роста (119% по отношению к уровню аналогичного периода прошлого года), сказывается фактор обильного урожая, есть и перспективы роста социальных выплат. Однако тут же В. Чуб счел своим долгом предупредить: проблем и сложностей при решении задач социальной защиты в нашей дотационной области избежать вряд ли удастся. Что ж, честность в таких вопросах дорогого стоит и всегда лучше приятных сердцу посулов - увы, не всегда выполнимых.


О к р и т и к е , с л у х а х и "м и н и с т е р с к о м ф у т б о л е"

Вечный вопрос: как губернатор воспринимает критику в СМИ? Чуб ответил коротко и просто: объективную критику - пусть и резкую - воспринимает спокойно, безосновательные обвинения - раздражают. Спокойно, как ни странно, относится и к явным выдумкам. К таким, как, скажем, недавно запущенные в ход слухи о его родстве с банкиром Парамоновым. В течение короткого времени "публикации-близнецы", в которых даже многие фразы повторяются, появились в нескольких центральных СМИ. Единственная их цель, считает В. Чуб, втянуть его в судебные разбирательства. Не без дальнего прицела, разумеется. Но у лжи, как известно, короткие ноги...

И уж тем более отдельные недобросовестные публикации не могут служить поводом для негативного отношения к газетам вообще. И к "Нашему времени", в частности:

- Когда "Наше время" кого-то критикует - это нормально. Другое дело, что главы территорий критику в свой адрес воспринимают по старинке, видя за каждой критической публикацией некую санкцию губернатора...

Разумеется, никаких губернаторских санкций в этом отношении в природе не существует. А вот желание отдельных высокопоставленных чиновников "порулить" газетой, увы, имеется. Потребовать, к примеру, готовящийся к публикации материал для предварительного прочтения. По этому поводу В. Чуб высказался однозначно: с помощью цензурной дубины вопросы взаимодействия с прессой не решаются! Есть встречи с журналистами, в ходе которых возникает прекрасная возможность прояснить и понять точки зрения сторон.

Действительно, закрываться от прессы с помощью административного окрика не годится. Ведь такой метод - это проявление слабости того или иного представителя власти. Недопустимой для государственного человека. Точно так же не годится уходить от прямых ответов на вопросы - любые, не обязательно неудобные, - отсылая журналистов от одного чиновника к другому. Уж сколько лет подобному "министерскому футболу", а все никак не наиграются... Позиция губернатора: время от времени заигравшиеся ведомства требуется одергивать. Придется сделать это и в данный момент. На какое-то время внушения должно хватить. Увы, потом чиновники снова забываются...


Что ж, остается посоветовать некоторым ведомственным столпам брать пример с губернатора. Тоже чиновник и весьма высокого ранга, он за все время двухчасовой встречи в редакции достаточно убедительно продемонстрировал свое неприятие вошедшей в поговорку чиновничьей привычки никогда не отвечать прямо на поставленный вопрос. Напротив, ответы В.Чуба были исчерпывающе подробны и искренни. Губернатор сумел прояснить для нас мотивы многих действий власти и в свою очередь смог понять и оценить многое из того, чем руководствуются в своих публикациях журналисты областной газеты.

В.Кобякин


Док. 366969
Перв. публик.: 16.09.04
Последн. ред.: 07.09.07
Число обращений: 425

  • Чуб Владимир Федорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``