В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Чуб: `На Дону живут трудолюбивые и предприимчивые люди` Назад
Владимир Чуб: `На Дону живут трудолюбивые и предприимчивые люди`
Немаловажный показатель эффективности власти любого уровня - ее подотчетность избирателям. Подводя итоги развития Ростовской области в минувшем году, донской губернатор Владимир Чуб назвал неэффективной работу некоторых городских руководителей. Какой выход из ситуации, когда избиратели выражают недоверие своим избранникам? С этого вопроса началось интервью, данное В.Ф.Чубом "Южному Федеральному"

- На совещании по подведению итогов работы за 2003 год главы муниципальных образований городов Азова и Волгодонска были подвергнуты критике за конкретные показатели в работе. Говорить, что этим руководителям горожане оказали недоверие, неправильно, так как референдумов по этим вопросам не проводилось. Хотя жителям и Азова, и Волгодонска, уверен, есть что сказать своим главам.

В целом проблема отзыва выборных должностных лиц, а это не только главы, но и депутаты представительных органов власти, действительно актуальна.

В соответствии с законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и "О местном самоуправлении в Ростовской области" уставами муниципальных образований может быть предусмотрена возможность отзыва населением выборного должностного лица. Но в настоящее время ни одним уставом муниципального образования области такой порядок не определен.

Уверен, что предстоящая реформа местного самоуправления внесет значительные изменения в эту ситуацию.



- В экономику донского края за последние годы пришло несколько транснациональных компаний. Что Вы думаете по этому поводу?

- Критерием оценки инвестора для нас является не его "прописка" - местная, российская или зарубежная - а его программа, включающая вопросы формирования и реализации производственной, сбытовой и налоговой политики предприятия, планы инвестирования в техническое перевооружение, намерения по развитию социальной сферы. В случае если не хватает местных ресурсов, обращаемся и будем обращаться к сторонним инвесторам. Потому что работающее предприятие - это стабильная зарплата, это поступление налогов. Это, в конечном итоге, благополучная жизнь жителей области, а также социальные программы и поддержка малоимущих.

Вспомните "Тагмет". В Таганроге в свое время шло много споров вокруг инвесторов и московского капитала. Скандал гремел на всю страну, однако улеглись страсти, и именно сейчас предприятие резко увеличило свои темпы и развивается намного лучше, чем при прежнем хозяине...

Или взять более свежие примеры. В прошлом году на "Новочеркасский электровозостроительный завод" в качестве стратегического инвестора пришёл "Трансмашхолдинг". Уже к концу года НЭВЗ вышел из внешнего управления, за год объемы производства выросли чуть ли не вдвое, увеличилась и средняя зарплата. В приобретение оборудования инвестор уже вложил 40 млн. рублей и еще намерен направить порядка 300 млн. рублей.

Увеличило объемы производства и уровень рентабельности ОАО ТКЗ "Красный котельщик", после того как московская компания "Ринако" приобрела его контрольный пакет. В техническое перевооружение котлостроительного завода "Ринако" вложило в прошлом году 110 млн. рублей. Налоговые поступления от предприятия за прошлый год по сравнению с 2002 годом возросли почти на треть и составили около 200 млн. рублей.

Пошли инвестиции и в оборонно-промышленный комплекс. В прошлом году на базе ФГУП "Красный гидропресс" было создано открытое акционерное общество, которое вошло в состав холдинга "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение". На перевооружение производства "Красного гидропресса" собственник направил 250 млн. рублей. Активно осваивая новые виды гражданской продукции, предприятие увеличило объемы производства до 270 млн. рублей или более чем в 1,5 раза.

Эти примеры говорят сами за себя.



- Ростовская область сделала несколько серьезных шагов в создании инвестиционно привлекательного климата. Как Вы оцениваете достижения в этой области?


- Да, мы постоянно работаем в этом направлении. Вы наверняка знаете, что еще в 1998 году Ростовская область в числе первых субъектов Российской Федерации приняла областной Закон о поддержке инвестиционной деятельности. Он положил начало формированию законодательной базы.

Сейчас основу инвестиционного законодательства области составляют еще два документа. Это закон о бюджете развития Ростовской области, закрепляющий основы формирования и расходования средств областного бюджета, предназначенных для инвестиций, и об инвестиционном налоговом кредите в Ростовской области, определяющий порядок предоставления инвестиционных налоговых кредитов по региональным налогам.

Скоро будет принят закон о приоритетном развитии шахтерских территорий, он предполагает льготы инвесторам, открывающим свое дело в горняцких городах и районах.

Новые законы - это новые формы поддержки предприятий, инвесторов. Среди них предоставление государственных гарантий со стороны области, налоговых льгот, инвестиционных налоговых кредитов, субсидирование процентной ставки по кредитам коммерческих банков, предоставление бюджетных инвестиций на условиях возникновения права областной собственности.

В прошлом году начата разработка Концепции инвестиционной привлекательности. Задача перед разработчиками поставлена конкретная. Выяснить, что нам мешает, и определить, что делать. В апреле работа над документом будет завершена и, думаю, тогда мы займем еще более активную позицию по привлечению инвесторов.

Говоря о перспективах и о том, что уже сделано, нельзя не сказать об уже имеющихся результатах. Объем инвестиций в основной капитал за прошлый год составил около 35,7 млрд. рублей или 107, 2 процентов к уровню 2002 года.

В минувшем году бюджетную поддержку получили 32 инвестиционных проекта предприятий, претендующих на субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам на сумму около 2,1 млрд. рублей. Общая сумма субсидии из областного бюджета за время реализации проектов составляет около 155,2 млн. рублей.

Улучшились показатели инвестиционного рейтинга Ростовской области. Среди регионов России область занимает 12 место по инвестиционному потенциалу.

Однако вся инвестиционная политика области в конечном итоге направлена на улучшение жизни населения. Я считаю, что инвесторов надо использовать по максимуму. То есть, привлекать их и к реализации социальных проектов.





- Один из самых острых и трудно разрешаемых вопросов последних лет - вопрос о развитии шахтерских территорий. Каковы, с Вашей точки зрения, перспективы шахтерских городов?


- С одной стороны, шахтерские территории - это наша большая проблема, а с другой, для нас это нереализованный потенциал развития. Считаю, что в решении задачи увеличения ВВП шахтерское производство нам поможет, что называется, "выстрелить" через несколько лет. Но сегодня проблемы остаются, и мы предпринимаем всё возможное, чтобы их разрешить.

Не буду сейчас останавливаться на работе собственно угольных предприятий. Скажу только, что мы не теряем надежду на то, что и "Гуковуголь", и большая часть шахт "Ростовугля" еще смогут выйти на безубыточную работу, и будут стабильно добывать уголь. Но при этом в шахтерских регионах все равно остается много невостребованной квалифицированной рабочей силы. Этим мы обязаны воспользоваться. Недра бесконечно осваивать невозможно, рано или поздно они будут исчерпаны. И уже сейчас необходимо развивать в шахтерских городах другие производства. И здесь мы опять возвращаемся к вопросу привлечения инвестиций. Именно для этого мы принялись за разработку областного закона "О приоритетном развитии шахтерских территорий", о котором я уже упоминал. С его помощью мы собираемся создать в шахтерских городах и районах нечто вроде оффшорных зон, где бы открывались новые предприятия и создавались рабочие места.

Отдельно занимаемся Новошахтинском, там особенно сложное положение в связи с закрытием всех угольных предприятий. В этом городе разработана и реализуется программа стабилизации социально-экономического положения. Самые перспективные проекты, которые уже начали осуществляться - это строительство нефтеперерабатывающего завода, развитие швейного и сопутствующего ему производств на "Глории Джинс".

Убежден, что у шахтерских городов есть будущее. Для этого есть главное - там, как и везде на Дону, живут люди трудолюбивые и основательные, инициативные и предприимчивые.




- Недавно в рамках всероссийского эксперимента подписано соглашение с председателем правления ОАО "Российские коммунальные системы". Что дает это ростовчанам? Как повлияет это на тарифы?


- Рост тарифов - это одна из болевых точек, которую называют жители области и во время встреч, и обозначают, отвечая на вопросы социологических опросов. Их увеличение не позволяет ощутить реального роста доходов, пенсий, зарплаты.

Соглашение с Российскими коммунальными системами заключено в феврале. Предмет соглашения - создание акционерного общества "Ростовводоканал".

Уставный капитал компании составит почти 2 миллиарда рублей. При этом практически половина этой суммы - взнос города в виде объектов водоснабжения и водоотведения. Ростову будут принадлежать 49 процентов голосующих акций, РКС - не менее 50 процентов плюс одна акция.

"Российские коммунальные системы" берется участвовать в приватизации объектов водоснабжения и водоотведения, модернизировать менеджмент, эффективно осваивать инвестиционные средства. Вновь создаваемый "Ростовводоканал" берет на себя завершение капитального строительства и реконструкции переданных ему объектов до 1 сентября 2006 года.

Одно из наших условий - тарифы оставить без изменений. Надеемся, что новая компания примет участие и в реализации социальных проектов.




Вопрос: - С 2006 года вступит в силу "Закон о местном самоуправлении". Наших читателей волнуют вопросы: за чей счет будет проводиться эта реформа; увеличится ли в связи с этим количество чиновников?

- Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" принят в октябре прошлого года.

Основная его идея - приблизить муниципальную власть к населению, создать условия для более эффективного управления. Конечная цель - повысить ответственность власти.

Будут созданы три типа муниципальных образований: городской округ, муниципальный район, городское и сельское поселения. По предварительным подсчетам, общее количество муниципальных образований в нашей области составит порядка 550-ти.

Сейчас идет подготовительный период. Нам нужно определить границы поселений, городских округов и муниципальных районов, подготовить проведение в каждом муниципальном образовании выборов глав и депутатов представительных органов, перераспределить собственность, сформировать местные бюджеты.

Создание нового уровня местного самоуправления - это еще и перераспределение полномочий, а значит и корректировка штатной численности как государственных, так и муниципальных органов.

Безусловно, это дополнительные затраты на обучение персонала, на определение территориальных границ, на проведение выборов, размещение и материально-техническое обеспечение органов местного самоуправления. Средства на это федеральный бюджет нам не выделяет. Поэтому все затраты на проведение реформы будут финансироваться из областного бюджета. И наша задача выбрать оптимальные варианты, в том числе и по штатному расписанию.

Для решения этих и других вопросов созданы рабочие группы. Проводятся обучающие семинары.



- Год назад между Администрацией областью, профсоюзами и объединением работодателей было подписано трехстороннее соглашение. Какие итоги можно подвести по истечении этого срока?

- Разработка, подписание и реализация трехстороннего соглашения имеет огромное значение для региона. В условиях развития социального партнерства исполнительной власти, профсоюзов, Союза работодателей, в формате переговорного процесса решаются важнейшие проблемы области. Начинали мы эту работу более 10 лет назад, когда остро стояли вопросы выплаты пенсий, погашения долгов по заработной плате работникам бюджетной сферы, по детским пособиям, по отпускным и методической литературе для учителей. Сегодня ни одной из этих проблем просто нет, все они преодолены. И в немалой степени, благодаря социальному партнерству.

Очередное соглашение подписано в 2002 году, оно рассчитано на три года. Сейчас проводится анализ его выполнения, в апреле можно уже будет ознакомиться с результатами. Но уже сегодня можно сказать, что в основном все намеченное выполняется в оговоренные сроки.

Есть у нас и нерешенные проблемы. Одна из них - долги по заработной плате работникам реального сектора экономики. В 2003 году предприятий-должников стало на 70 меньше. Соответственно сократилось число людей, несвоевременно получающих заработную плату, а это 27,5 тысячи человек. Однако, несмотря на принимаемые меры, объем долга растет.

Собственник не всегда демонстрирует понимание своей социальной ответственности. С такими руководителями мы будет продолжать работу, предъявлять строгий спрос вплоть до репрессивных мер, привлечения к ответственности по закону. Только за прошлый год возбуждено пять уголовных дел против руководителей, не спешивших рассчитываться со своими работниками. По постановлению судов были подвергнуты дисквалификации - отстранения от должностей - семь руководителей предприятий: в Волгодонске - двое, в Зернограде - двое, в Зверево, в Кашарском и Ремонтненском районах.




- Вся страна готовится к празднованию 100-летия Шолохова. Как участвует область в подготовке праздника?


- Как известно, в 2005 году исполняется 100 лет со дня рождения нашего великого земляка, лауреата Нобелевской премии, писателя Михаила Александровича Шолохова.

Событие будет широко отмечаться в нашей стране. Решение об этом принято на высоком уровне - 11 января 2002 года Президент России В.В. Путин подписал Указ "О праздновании столетия со дня рождения М.А. Шолохова". Был создан оргкомитет, в котором я - как донской губернатор - стал заместителем председателя. И возглавил областной оргкомитет по подготовке к юбилею.

Из областного бюджета в 2004 году выделено 96 миллионов рублей. Масштаб работ: реставрация и реконструкция памятников и памятных мест, связанных с жизнью и творчеством Шолохова, развитие социально-культурной инфраструктуры Боковского и Шолоховского районов. В том числе: строительство 2-ой очереди газопровода высокого давления к хутору Колундаевский, котельных в станице Вешенской, реставрация вешенской набережной, капитальный ремонт и приобретение оборудования для муниципальных образовательных и медицинских учреждений.

Большая работа проводится по исследованию и пропаганде творческого наследия М.А. Шолохова.

26 февраля в Москве прошло заседание "большого" оргкомитета. На 2004 год в федеральном бюджете предусмотрено выделить около 50 миллионов рублей. Но этих средств недостаточно. Например, только на реставрацию и реконструкцию музея-заповедника М.А. Шолохова необходимо дополнительно 80 миллионов рублей.

На заседании мы поставили вопрос о включении музея в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России. Это поднимет статус музея и позволит быстрее решать его проблемы.

Кроме того, мы предложили провести в 2005 году День славянской письменности на Дону и приурочить его к празднованию столетия Михаила Шолохова.




- Вы являетесь заядлым футбольным болельщиком. В связи с этим вопрос: как вы оцениваете перспективы футбольного клуба "Ростов"?

- Будет поддержка болельщиков - будут и перспективы. А неудачи на старте, хотя и очень досадные, но все-таки, думаю, временные. Нужно любить свою команду, верить в нее, переживать, что называется, "болеть".

В прошлом году у нас были разработаны мероприятия по развитию детско-юношеского футбола на Дону. На реализацию этой программы из бюджета области было выделено 20 миллионов рублей. И в 2004 году такая же сумма направлена на эти цели.

Предусмотрено проведение зональных и финальных турниров, участие сборных команд области во всероссийских соревнованиях, приобретение спортивной формы, оборудования и инвентаря, капитальный ремонт 32 муниципальных стадионов и футбольных полей. К занятиям футболом будет приобщено около семи тысяч подростков. Вот в чем наша главная надежда и вот где перспективы донского футбола.




- 9 марта Президентом был представлен новый полпред в ЮФО Владимир Яковлев. Приходилось ли Вам работать вместе с ним? Как вы оцениваете его приход в ЮФО?

- С Владимиром Анатольевичем знаком давно, вместе работали в верхней палате Федерального Собрания России, были коллегами - оба возглавляли регионы. Как известно, Санкт-Петербург по своему статусу приравнивается к губернии. У меня о Владимире Анатольевиче Яковлеве мнение как о серьезном, деловом человеке. Рассчитываю, что с его приходом улучшится решение актуальных проблем округа, прежде всего проблем жизнеобеспечения, на новый уровень поднимется руководство территорией в целом.

http://www.donland.ru/content/info.asp?partId=31&infoId=4506&topicFolderId=10382&topicInfoId=0

Карина Гульбе, Дмитрий Савельев

Газета "Южный Федеральный" No 14 от 7 апреля 2004 года


Док. 366987
Перв. публик.: 07.04.04
Последн. ред.: 07.09.07
Число обращений: 442

  • Чуб Владимир Федорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``