В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Чуб: `Важно, чтобы пришел эффективный собственник` Назад
Владимир Чуб: `Важно, чтобы пришел эффективный собственник`
Сегодня "Век" открывает на своих страницах новую рубрику - "Первые лица". Собственно, ее название говорит само за себя: здесь будут публиковаться материалы о людях, профессию которых можно обозначить одним словом - руководитель. Это и государственный служащий, и глава региональной администрации, и управляющий банком, и директор малого предприятия. Да, они работают в разных сферах, но их объединяет одно - именно от них во многом зависят жизнь и благополучие людей, а значит, и страны в целом.

- Владимир Фёдорович, многие московские политологи характеризуют вас как политика последовательного, но весьма жёсткого. Согласны ли Вы с такой оценкой?

- Мне трудно быть объективным, со стороны, наверное, виднее. Что касается "последовательного", то всегда стараюсь начатое доводить до логического завершения - иначе, зачем дело затевать. И того же требую от своих подчинённых. Это ведь один из основных управленческих принципов - определять приоритеты и в строгом соответствии с ними строить свою работу, ставить задачи и целенаправленно их решать. А что до второй характеристики, может быть, в чём-то она и верна - одно без другого не бывает. Хотя не припомню сейчас каких-либо ситуаций, в которых бы безоглядно и напролом гнул свою линию. Мой принцип - взвесить все "за" и "против", выслушать различные точки зрения и найти правильное решение.

- Политический спектр России весьма разнообразен. И всё же большинство губернаторов предпочитают крайним взглядам левых и правых умеренный центр. Что это - боязнь радикальных реформ? Стратегия политического выживания?

- Ни то, ни другое. Считаю, что главная задача первого лица, будь то район, город или область, - создать условия для нормального развития экономики. Слагаемыми экономического роста являются стабильная социально-политическая обстановка, тесное взаимодействие ветвей власти, конструктивные взаимоотношения с федеральным Центром и органами местного самоуправления, консолидация политической, деловой и финансовой элит. Крайности тут только во вред.

- Судя по статистическим данным, экономика Ростовской области в прошлом году заметно оживилась. Прогнозируете ли вы сопоставимый экономический рост и в этом году?

- Улучшение экономической ситуации на Дону началось с конца 1998 года. В 2001 году рост показателей сохранялся практически во всех ведущих отраслях экономики и социальной сферы. Значительно (почти на треть к уровню 2000 года) увеличила темпы промышленность, стабильно работал строительный комплекс. Больше, чем в прежние годы, было построено жилья, мы ввели целый ряд социально-значимых объектов - школы, больницы, объекты ЖКХ. Выросли объемы товарооборота, производства потребительских товаров, внешнеторговых операций. Во всех отраслях экономики отмечалась оживленная инвестиционная деятельность. Улучшилось финансовое состояние предприятий, увеличилась их прибыль. Сохранялась стабильная ситуация на рынке труда.

В этом году, как мы и прогнозировали, темпы экономического роста несколько замедлились. Причин тому несколько. Во-первых, имел место эффект "высокой базы", то есть в предыдущие годы темпы роста были настолько высокими, что сложно было ожидать сохранения этого роста на таком уровне. Кроме того, повлияли такие сдерживающие факторы, как большая степень физического и морального износа оборудования, неплатежи, рост цен на продукцию естественных монополий. Однако по объему валового регионального продукта, промышленного и сельскохозяйственного производства Дон по-прежнему опережает среднероссийские показатели.

Рассчитываем, что по итогам нынешнего года валовой региональный продукт возрастёт по сравнению с прошлым на 6,5 процента, объемы промышленного производства - на 8 процентов, сельскохозяйственного - на 3 с лишним процента.

-Какие предприятия, на ваш взгляд, определяют экономическое лицо области?

- Многие донские предприятия имеют общероссийское значение, являясь единственными или крупнейшими производителями отдельных видов продукции в стране. В первую очередь это относится к производству магистральных электровозов, паровых котлов, зерноуборочных комбайнов, тяжелого машиностроения, навигационных систем для судов, многоцелевых самолетов-амфибий.

Аграрная специализация (напомню, Дон занимает лидирующее положение по выращиванию подсолнечника, в числе первой тройки - по производству зерна) исторически предопределила роль области как одного из основных центров сельскохозяйственного машиностроения. Наш "Ростсельмаш" известен далеко за пределами региона как крупнейший производитель зерноуборочных комбайнов. Проекты по развитию его производственных мощностей включены в Федеральную целевую программу "Юг России".

Существенный вклад в экономику области вносят предприятия оборонно-промышленного комплекса, и в первую очередь ОАО "Роствертол". Наши угольные шахты являются основными поставщиками "черного золота" потребителям Северного Кавказа. Я бы назвал также предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. Стабильно наращивает объемы ОАО "Донской табак", расширяет пивоваренное производство ОАО "Балтика-Дон".

-Как Вы относитесь к прогнозам, что приход московских компаний на Дон грозит вывозом отсюда капитала?

- Повторю уже не раз мною озвученное: мы не ставим так вопрос - либо московские инвесторы, либо местные. Нам важно, чтобы в донскую экономику пришёл эффективный собственник, который обеспечит нормальное развитие предприятий, их техническое перевооружение, создаст дополнительные рабочие места, будет платить достойную заработную плату людям и в конечном итоге пополнять бюджет. С этой точки зрения положительный опыт взаимоотношений Москвы и Дона уже имеется: ОАО "Ростсельмаш" и холдинг "Новое содружество", ОАО "СТАКС" и группа "МАИР", ОАО "Белокалитвенское металлургическое производственное объединение" и компания "Русский алюминий". Так что тревоги от прихода новых московских инвесторов мы не испытываем. Но должен заметить, их появление на донской земле всегда сопровождается детальным обсуждением намерений сторон, тщательной подготовкой обоюдных предложений и принятием конструктивных решений по вопросам инвестирования.

- Владимир Фёдорович, Президент России Владимир Путин высказал недавно пожелание активизировать в стране малый бизнес. Правительству были даны конкретные поручения. Но пока, по оценке заместителя председателя Законодательного собрания Ростовской области Николая Шевченко, ни в области, ни в стране условия для развития малого предпринимательства не созданы. Николай Васильевич даже предложил создать структуру, которая бы облегчала жизнь начинающим предпринимателям. Вела бы учет свободных торговых и производственных площадей в городах, помогала бы оформлять ссуды, давала бы бесплатно юридические консультации...

- Наша область входит в первую десятку регионов России, где малое предпринимательство развивается успешно. Да и структура, о которой вы упомянули, у нас существует. Работает региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса, "бизнес-инкубатор", где помогают становиться на ноги начинающим предпринимателям. При администрации области есть телефон "горячей линии", по которому предприниматели могут получить бесплатные консультации.

Уже третий год мы реализуем областную программу государственной поддержки малого предпринимательства. Недавно коллегия администрации анализировала ход её выполнения и пришла к выводу, что нужна корректировка наших подходов. Решено перейти к адресной поддержке различных категорий предпринимателей, выделяя начинающих, развивающих свой бизнес и уже давно закрепившихся на рынке. Кроме того, теперь помощь будем оказывать с учетом отраслевой специфики малых предприятий. Эти принципы лягут в основу новой программы поддержки малого бизнеса на предстоящий трехлетний период.

- Одна из старейших проблем в стране - реформа жилищно-коммунального хозяйства. В Воронеже повышение тарифов на жилье и коммунальные услуги привело к массовым митингам протеста. В Ростовской области тарифы на жилье и коммунальные услуги - одни из самых высоких в стране. Речь, в частности, о Ростове. Здесь, конечно, немало богатых людей, однако, тех, кто имеет скромный достаток, несоизмеримо больше. Неужели в России так и не научатся проводить реформы для людей, а не за счет людей? Да и станут ли коммунальные услуги лучше, если население начнет платить за них по реальной стоимости? Даже вам приходит множество писем с жалобами на коммунальщиков.

- Давайте сначала о том, что у нас чуть ли не самые высокие тарифы. Это не совсем так. Если сравнить рассчитанные по единой методике экономически обоснованные тарифы на жилищно-коммунальные услуги в Ростове и в других городах юга России, то они мало чем отличаются. Возьмём экономически обоснованный тариф на тепловую энергию. В Ростове его значение - порядка 294 рублей за 1 Гкал, в Ставрополе - 270 рублей, в Краснодаре - около 302 рублей. Или тариф на услуги водоснабжения. В Ростове он составляет 4,78 рубля за 1м3, в Ставрополе - 5,05 рубля, в Краснодаре - 4,75 рубля.

Разница же в оплате коммунальных услуг зависит от уровня платежей граждан. Ростовчане платят сегодня 81,6 процента от экономически обоснованного тарифа, а жители Краснодара или Волгограда - только 50 процентов. Но и они в итоге придут к таким цифрам, ведь одно из условий проводимой с 1997 года в стране реформы жилищно-коммунального хозяйства - переход на 100-процентную оплату услуг населением.

Понятно, что повышение тарифов вызывает недовольство людей. Именно поэтому мы такое значение придаём реализации программы жилищных субсидий. Сегодня субсидии получают порядка 17 процентов семей. В нынешнем году на то, чтобы помочь людям, которые не в состоянии в полном объёме оплачивать коммунальные услуги, мы планируем направить свыше полумиллиарда рублей.

Теперь о том, вырастет ли качество услуг, если население станет оплачивать их реальную стоимость. Для этого всё и задумывалось. Реформа жилищно-коммунального хозяйства - это ведь не просто ликвидация дотационности отрасли, а прежде всего преобразования в сфере управления коммунальным хозяйством, формирование договорных отношений на всех уровнях предоставления услуг, совершенствование тарифной политики, внедрение альтернативных форм эксплуатации жилищного фонда и энергосберегающих технологий. Всё это в конечном итоге должно привести к развитию здоровой конкуренции и к формированию инвестиционной привлекательности жилищно-коммунальной инфраструктуры.

Чего мы смогли добиться за годы реформ? В городах и районах области в целом сложилась система управления коммунальным хозяйством, появились управляющие структуры в лице служб заказчика. Произошло разделение функций владения, управления и подряда. Формируется система договорных отношений при предоставлении услуг. На рынке сегодня работает 440 частных предприятий, которые занимаются вывозом и утилизацией твердых бытовых отходов, текущим ремонтом жилья, ведением зеленого хозяйства. Таким образом, мы уже можем говорить о демонополизации и привлекательности этого рынка. А это, согласитесь, первые шаги к повышению качества услуг.

Конечно, проблем еще очень много. И вы правы, поток жалоб от населения на коммунальщиков не спадает. Используем пока административные методы, но реформу будем продолжать, делая при этом всё возможное, чтобы смягчить последствия преобразований для людей.

- Владимир Фёдорович, несколько слов о купле-продаже сельхозземель. Казаки Всевеликого войска Донского против этого. А вы?

- Убежден, что должны быть представлены все формы собственности на землю. Земля должна работать на людей, а для этого нужно, чтобы у неё был хозяин, это общеизвестно. И, кстати, у нас в области уже есть примеры такого хозяйствования. Точно так же общеизвестно, что уже давно идет "серый" оборот земель. Необходимо вывести его из тени, и поставить в рамки закона, общего для всех.

Мне понятны опасения людей, которые с недоверием относятся к Закону об обороте земель сельхозназначения. Как бы не навредил этот закон, как бы не стало после его ввода в действие еще хуже, как в свое время уже было с приватизацией. Но надо понимать и другое - если мы не сделаем в земельной реформе шаг вперед, селяне будут по-прежнему жить бедно.

Оборот земли сельхозназначения будет стимулировать развитие предпринимательства на селе, приток инвестиций в АПК. А экономически крепкие хозяйства - это стабильные и достойные заработки для тружеников села, социальная защита тех, кто в ней нуждается.

- Скажите, найдено ли решение проблемы занятости в шахтёрских городах? Чем займутся горняки, чьи шахты закроют?

- Реструктуризация угольной отрасли длится уже пять лет. И надо сказать, что благодаря реализации в шахтерских городах программ местного развития и созданию новых производств проблема трудоустройства горняков в основном была снята. Уровень безработицы в этих территориях практически не превышал уровень безработицы в остальных городах и районах области.

В начале этого года было принято решение о самоликвидации ОАО "Ростовуголь", где трудились 22,6 тысяч человек. Во вновь образованное ООО "Компания Ростовуголь" и на вспомогательные предприятия были приняты 13,7 тысяч человек. Остальных людей надо куда-то устраивать. С самого начала мы поставили чёткую задачу - должен быть учтён каждый уволенный человек. Мы предприняли ряд мер, чтобы смягчить положение на рынке труда. Еще до начала ликвидационных работ открыли на шахтах стационарные и мобильные пункты предувольнительных консультаций, куда обратились около восьми тысяч работников "Ростовугля".

В Белой Калитве, Шахтах, Новошахтинске и Октябрьском сельском районе были разработаны специальные программы по трудоустройству шахтеров. Согласно им две с половиной тысячи высвобожденных работников получат вакансии через службу занятости. 400 человек предполагается трудоустроить на шахты ОАО "Гуковуголь" вместо работавших там прежде жителей соседней Украины. Еще 350 бывшим горнякам будет предложена работа вахтовым методом на предприятиях Москвы, Сочи и Шпицбергена. 678 угольщиков планируется устроить на предприятия, созданные в шахтерских городах с привлечением средств господдержки, уже поступивших в этом году. Возможность пройти профессиональную переподготовку получат 600 угольщиков.

Сегодня на учете в службе занятости состоит 5073 бывших работника "Ростовугля". Из них уже трудоустроены 410 человек, на оплачиваемые общественные работы направлены 210 человек. Все зарегистрированные безработные шахтеры получают пособие. Людей предпенсионного возраста, а таких порядка двух тысяч, оформляют на досрочную пенсию.

В четвертом квартале мы ожидаем получить из федерального бюджета дополнительное финансирование в объеме 80 млн.рублей. Эти деньги пойдут на создание новых рабочих мест при реализации программ местного развития.

- Владимир Фёдорович, в последнее время россиян особо тревожит проблема безопасности. Какова вероятность распространения терроризма на юге России?

- Такую опасность никогда нельзя сбрасывать со счетов. Тем более, что для жителей области эта проблема имеет особое значение - в памяти еще живы трагические события сентября 1999 года в Волгодонске. Поэтому вопросы противодействия экстремизму и терроризму занимают в деятельности органов местного самоуправления, администрации, всех правоохранительных структур области важнейшее место.

- Вы - член Военного Совета Северо-Кавказского военного округа. Как Вы оцениваете моральный дух военных? Их уровень жизни весьма низок, а предстоящее повышение денежных окладов с одновременной отменой наиболее весомых льгот вряд ли существенно изменит ситуацию...

-Уже более десяти лет Северо-Кавказский военный округ непрерывно выполняет боевые задачи на территории республик Северного Кавказа. Выдержать такие нагрузки могут только настоящие патриоты, верные присяге и долгу перед российским народом воины. Именно так я оцениваю службу солдат, генералов и офицеров округа. За последние годы более шести тысяч военнослужащих, призванных в Вооруженные Силы из нашей области и проходивших службу в СКВО, награждены государственными наградами, 37 человек удостоены высокого звания Героев России.

Вполне естественно, что ратный труд должен и адекватно оплачиваться. Поэтому считаю правильным и своевременным решение о повышении уровня денежного содержания военнослужащих. Сегодня много разговоров о том, приведёт ли это к реальному росту уровня жизни военных или нет. Думаю, что уже в самое ближайшее время с этим вопросом всё станет ясно. Мы же на областном уровне всегда оказывали и будем оказывать поддержку людям в погонах, со всем вниманием относиться к их нуждам.

Сегодня на Дону сформирована целостная система решения социальных проблем ветеранов, военнослужащих и членов их семей, установлен единый порядок предоставления им льгот в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О статусе военнослужащих". Для этого в областном бюджете в нынешнем году мы предусмотрели свыше 760 млн.рублей, что в полтора раза больше, чем в прошлом году. В 2001 году в Ростове была введена вторая очередь городского Дома ветеранов, после ремонта открыт реабилитационный центр для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, завершилась капитальная реконструкция областного госпиталя ветеранов войн, его филиалы появились в Волгодонске и Гуково. В текущем году мы планируем вложить три миллиона рублей в строительство в донской столице жилого дома для инвалидов военной службы.

По 55 тысяч рублей мы выделили из областного бюджета 63 Героям России, удостоенным этого высокого звания в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе. Десять миллионов рублей направили на жилье для семей погибших в Чеченской Республике военнослужащих по призыву, обеспечив квартирами 42 семьи. Еще 18 семей получат жилье в нынешнем году.


Беседовал Александр Агафонов

http://www.donland.ru/content/info.asp?partId=31&infoId=1703&topicFolderId=10382&topicInfoId=0

Газета "Век" No 29 30 августа 2002 года.


Док. 367060
Перв. публик.: 30.08.02
Последн. ред.: 07.09.07
Число обращений: 306

  • Чуб Владимир Федорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``