В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Чуб: `То голову рубить, то памятник ставить` Назад
Владимир Чуб: `То голову рубить, то памятник ставить`
Свое мнение о проблеме разграничений полномочий, о том, какими должны быть отношения между регионами и федеральным центром, корреспонденту газеты "Время новостей" Владимиру Шпаку рассказал губернатор одной из крупнейших в России Ростовской области Владимир Чуб.

- Владимир Федорович, сегодня много разговоров о том, что договоры о разделении полномочий надо отменять, поскольку часть из них не соответствует существующим законам. Некоторые губернаторы уже высказались в поддержку этой идеи. А что вы думаете по этому поводу?

- В целом я против отмены всех подряд договоров о распределении полномочий. Надо смотреть на сферу их применения. Распределение полномочий между центром и регионом должно охватывать, на мой взгляд, те случаи, которые не описаны действующим законодательством. То, что в законодательстве существуют белые пятна, - это факт.

Возьмем предприятия, у которых контрольный пакет - федеральный. Как территория работает с этими предприятиями? В законе это не прописано. Этот вопрос вполне может быть оговорен в договоре или в соглашении.


- Насколько я понимаю, это уже имущественные отношения. На АО государство влияет тем, что назначает там руководителя, вводит своих представителей в совет директоров...

- Мы говорим о федеральных предприятиях, расположенных в регионе. Возьмём крайний случай. Стопроцентное государственное предприятие или контрольный пакет принадлежит, скажем, энергетикам. В ситуации Приморья кому предъявляют претензии, когда нет света? Региональным властям. Но они-то не могут влиять на собственников.

Другой пример - оборонное предприятие, тоже стопроцентная федеральная собственность. Если там зарплату не платят, рабочие не едут в Москву, они требуют выплат там, где живут. И они правы. Поэтому назначение руководителя, контроль за положением дел на этом заводе - это также можно оговаривать договором. Ведь без договора как? Сверху назначают руководителя, а я говорю, что он не поднимет предприятие. Мне в ответ - "нет, поднимет". Назначили человека, он работает, а ситуация не улучшается. Что делать? При соглашении хоть документ есть, где я упомянут. Тогда есть с чем к людям выходить.


- Но для этого достаточно постановлений правительства или указов президента. Договоры не нужны.

Вот работает Ростовская область по договору. Скажите мне кто-нибудь - правительство, администрация, - что сделано не так, что было направлено против укрепления власти и государственности? Чем вреден для федерации договор между центром и Ростовской областью?

Пусть убедят меня, что договор был вреден, что есть еще 40 договоров, и они тоже наносят вред. Конечно, тогда я скажу: "Давайте ликвидируем, я же не враг государству".

А если есть один-два региона, которые на этих договорах решили свои политические вопросы, почему из-за двух регионов должны страдать все остальные? Надо решить возникшие с этими двумя проблемы, а не оттменять все соглашения. Я понимаю, это сложно, но почему остальные регионы должны страдать? Ведь когда договоры принимали и республики записали туда, что их законы выше федеральных, что, этого никто не заметил тогда? Заметили. Но ничего не сделали.

Все республики по Конституции стали государствами. Но мы-то были против. Я же стою на приоритете федеральных законов. Не думаю, что в договорах все дело.

При этом считаю, что договоры не должны предусматривать финансовые и налоговые льготы для территорий. Бюджет принимается каждый год. Есть межбюджетные отношения. Нужно действовать в их рамках. Для решения финансовых проблем договоры не нужны, в данном случае они вредны.


- Так все-таки вы за то, чтобы договоры сохранить или нет?

- У вас получается так: или есть договоры, или нет договоров. Вот одна крайность, а вот другая. Да не могу я как руководитель в этой жизни жить по крайностям. Сначала одна ситуация - все пишут договоры. Теперь другая - вроде как все не должны писать. Мы весь век так живем - или рубим головы, или ставим памятники. Но так нельзя. Я пытаюсь доказать свою точку зрения. Считаю, что договоры имеют право на жизнь. Конечно, их содержание и количество можно пересматривать, они должны регулировать те взаимоотношения, которые не оговорены никакими другими документами. Иначе каждый чиновник будет трактовать ситуацию, как ему удобно.


Газета "Время новостей" 18 июля 2001 г.

Беседовал Владимир Шпак


Док. 367090
Перв. публик.: 18.07.01
Последн. ред.: 07.09.07
Число обращений: 315

  • Чуб Владимир Федорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``