В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление губернатора Ростовской области В.Ф.Чуба на заседании Совета глав субъектов РФ, входящих в состав Южного федерального округа (28.03.05) Назад
Выступление губернатора Ростовской области В.Ф.Чуба на заседании Совета глав субъектов РФ, входящих в состав Южного федерального округа (28.03.05)
г.Кисловодск

Уважаемый Дмитрий Николаевич!

Уважаемые участники заседания!


Я не смогу рассказать вам об инвестициях в Ростовскую область без разговора о субъектах, без разговора о федеральном центре...

В прошлом году у нас в Ростовской области освоено более полутора миллиардов долларов инвестиций. Наш новый рубеж - два миллиарда долларов. Но поскольку процесс привлечения инвестиций сложный и многообразный, многое зависит не только от конкретного субъекта, но и связано с проработкой как на федеральном, так и на региональном уровнях. Поэтому нельзя недооценивать роль федеральной власти в этом процессе, которая, выступая самостоятельным субъектом инвестирования, стремится повышать доходы от государственных инвестиций.

Конкретные примеры. В Ростовской области не решены вопросы, которые должны реализовываться за счет средств федерального бюджета. Это реконструкция автомагистрали М-4. Все вы её сегодня видели. Если её не сделать, то ни сюда, в Ставрополь, ни в Краснодар, ни вообще на юг России, как не ездили, я говорю о российских инвесторах, так и не особо будут ездить.

Аэропорт в Ростове принимает авиалайнеры, по-моему, из четырёх иностранных государств. Не наши самолеты летают туда, а мы принимаем иностранные борты из Австрии, Германии, Армении, Азербайджана. Взлетно-посадочная полоса этого аэропорта находится в федеральной собственности, а контрольный пакет самого аэропорта десятилетиями не выставляется государством на продажу. Наверное, ждут, когда в Москве найдется хороший покупатель, дабы не дать этот пакет ростовским покупателям, которые сейчас имеют 49% акций...

Если к нам не смогут ездить люди, предприниматели из Москвы, из других регионов и стран, ни о каком оживлении инвестиционной деятельности, я считаю, в целом говорить невозможно. У нас идут какие-то мелкие процессы, которые не являются определяющими для такого региона, как Ростовская область.

И тем не менее, проанализировав все эти процессы, мы рассчитываем на то, что в вопросах транспортной инфраструктуры федерация сделает шаги нам навстречу, выставив на продажу контрольные и неконтрольные пакеты, которые пока находятся у государства. Это, кроме названного уже мною ростовского аэропорта, касается и набережной реки Дон в Ростове. Городская набережная находится в ведении Ростовского порта и не продаётся ни городу, ни области.

Мы не побоялись в прошлом году привлечь экспертов Всемирного банка в рамках реализации проекта ФИАС для исследования административных барьеров на пути продвижения инвестиций. Мы знали, что они нам накопают массу негатива. Мы предполагали, а сегодня уже и убедились в том, что этот негатив подхватит пресса, и будут говорить о том, какие мы плохие. Но, не проанализировав, не зная, что есть на самом деле, двигаться вперед невозможно. И мы решили не бояться этого, хотя до сих пор нам это так или иначе аукается.

Да, есть недостатки в работе нашей бюрократической машины. И нашим следующим шагом стало привлечение независимой экспертной компании к разработке стратегии привлечения инвестиций в Ростовскую область, которая теперь выстроена в схему формирования региональной инвестиционной политики. Совместно с Законодательным собранием области мы разработали и приняли новый закон, регулирующий инвестиционные процессы. Закон ввел новый для России, но распространенный во многих странах мира инструмент привлечения инвестиций - агентство инвестиционного развития, которое у нас уже существует.

Принят также закон о приоритетном развитии шахтерских территорий Ростовской области. И в этом вопросе федерация тоже не участвует, рассуждая приблизительно так: "Вы помагайте-помогайте, а мы потом, как это было по табаку, миллиард акцизов централизуем в федеральный бюджет". Но Бог с ним, мы по шахтерам приняли решение, хотя контрольные пакеты и одного, и другого крупных шахтерских объединений Ростовской области были у государства. Нашим законом предусматриваются существенные налоговые льготы для реализации инвестиционных проектов и обеспечивается развитие Восточного Донбасса.

Это сыграло не последнюю роль в том, что в сентябре прошлого года рейтинговый консорциум "Эксперт РА - АК&М" присвоил Ростовской области кредитный рейтинг по национальной шкале "А+" как региону со стабильными перспективами.

Одним из узких мест развития региона была и остается проблема водохозяйственного комплекса. Это обеспечение водой, это очистка стоков. Если мы это не будем делать за свои областные бюджетные деньги, федеральные (спасибо!) и те, которые мы привлекаем, то инвесторы на это и вовсе не будут тратиться. А значит, для них проекты у нас будут менее привлекательными. Поэтому берем эти работы при поддержке федерального правительства на себя и, благодаря в том числе реализации программы "Юг России", проблемы постепенно решаем. Это позволяет, с одной стороны, снять экологические и социальные проблемы. Без реконструкции очистных сооружений и канализации нам просто запретили вести любое строительство, тем более, социальное и жилищное строительство в Ростове-на-Дону. Ну, а с другой стороны, безусловно, выполняя эти строительные работы, в основном, за счет своего бюджета, мы увеличиваем инвестиционную привлекательность региона.

Сегодня мы отмечаем привлечение инвестиций в промышленность, в черную металлургию и машиностроение, агропромышленный комплекс, жилищное строительство и торговлю. Приход в Ростовскую область крупных операторов строительного рынка, таких как "ПИК-регион", позволил увеличить объемы жилищного строительства как в Ростове-на-Дону, так и во всей Ростовской области, а также объемы ипотечного кредитования. Для примера: на одного жителя в Ростове приходится квадратных метров строящегося жилья не меньше, чем в Москве.

В последнее время в область пришли ведущие мировые и российские ритейлеры, такие как "Метро Кэш энд Керри", "Рамстор", "Доринда", "Перекресток". В настоящее время идут переговоры об открытии на Дону новых торговых центров, еще как минимум пяти транснациональных сетей. И здесь бы нам нужна была ваша помощь, мы уже обращались к вам, с "ИКЕА". У нас с ними на протяжении двух лет есть определенные трения.

Приоритетным направлением для нас остаются инвестиции в социальную сферу. Потому что, как правило, именно в эту сферу частные инвесторы идут с напряжением. Но и здесь есть хорошие примеры и хорошие инвесторы в лице Всемирного банка, ЕБРР. За счет их средств мы построили новый тубдиспансер, продолжаем строить Сальский психоневрологический интернат, провели масштабную реконструкцию ряда школ и больниц. Это все тоже способствует привлечению инвестора, потому что уровень заболеваемости в регионе, другие социальные аспекты, конечно, учитываются частными инвесторами.

Сегодня акцент делается на тех проектах, которые автоматически потянут за собой развитие других предприятий и даже целых отраслей. Так например, строительство двух масложировых комбинатов полностью решило проблему реализации всего подсолнечника, который мы производим на Дону. Область теперь экспортирует растительное масло, а не импортирует, как это было прежде.

Мы планируем строительство двух-трех мощных свинокомплексов. Есть уже договоренность о строительстве крупного молочного комбината. Это все те направления переработки, которые дадут нам импульс для развития всего сельского хозяйства: и зернового, и мясомолочного производства.

У нас есть множество примеров эффективного взаимодействия с федеральными ведомствами и Правительством России. Но я бы хотел остановиться на проблемных вопросах. В первую очередь, это взаимоотношения с естественными монополиями.

Различные технические условия и лимиты на энергоносители ведут к удорожанию стоимости проектов и к отказу инвесторов от их реализации, поскольку по ряду параметров существуют проблемы. Кроме того, что я говорил об автодорогах, тарифах, аэропортах, уже несколько лет, если не десятилетие, ставлю вопрос о том, что поезд от Москвы до Ростова должен бежать не более 12 часов. Но здесь мы не властны. Кто будет определять, каким образом все-таки РАО "ЖД" будет вкладывать свои инвестиции? Не буду опять повторять про три типа скоростных дорог, но ничего мы не сделаем здесь, на юге России, если не будет налажена транспортная инфраструктура, связывающая нас с центром, с Москвой и Санкт-Петербургом. Что бы мы ни говорили, в большей степени мы - сельскохозяйственный регион, а сбыт может быть только в больших и столичных городах.

На мой взгляд, надо расширять линейку инструментов по поддержке инвестиционной активности на юге страны. Есть другие пути решения этой проблемы, в том числе и политические. Я лет шесть писал во все наши федеральные органы: и в Правительство РФ, и в администрацию Президента - о том, что для России выгодно замкнуть нефтепровод Суходольная - Родионовка, минуя Украину, где - ставки за транспортировку нефти в восемь раз выше наших: нефтепровод треугольником заходил на территорию Украины и опять возвращался в Ростовскую область. И только спустя эти пять-шесть лет за один год построили нефтепровод и перестали платить огромные деньги Украине практически ни за что.

Сегодня точно такая же картина по газопроводу Сохрановка - Октябрьская. Точно так же мы заходим на Украину и возвращаемся опять к себе и платим за транзит газа по Украине. Это же всё ложится на нашу экономику! 90 миллионов долларов ежегодно платит наше государство Украине за транспортировку газа вместо того, чтобы сделать такую же перемычку. А это ведь и инвестиции! А это ведь и более дешевое топливо для нас! А значит, мы более привлекательны с инвестиционной точки зрения!

Поэтому я бы хотел, чтобы критикуя программу "Юг России", вопросы федерального ведения, от которых зависит решение не только экономических, но и политических проблем, рассматривались с учетом завершения в 2006 году этой программы.

И еще несколько вопросов. Я не понимаю, почему государство в течение 10 лет не продает свой пакет "Ростсельмаша". Что оно там делает? Оно мешает владельцам "Ростсельмаша" вкладывать туда деньги. Потому что мы знаем много различных схем, когда не с 20%, а с 10% можно отобрать предприятие у одного в пользу другого. И таких предприятий сколько угодно.

В ходе "монетизации льгот" мы столкнулись с тем, что 30% автопредприятий, перевозящих пассажиров в рамках города или района, находятся в федеральной собственности. Они уже акционированы, но их никто не выставляет на продажу. А если коснуться "оборонки"? А у нас - сельское хозяйство, машиностроение, уголь, "оборонка" и транспорт. Вот и вся наша привлекательность. Что же нам делать, когда государство не хочет по какой-то причине продавать свои три, пять, восемь, десять, двадцать, тридцать, сто процентов акций предприятий?!

Можно только предполагать, что это - злой умысел. То есть не нашлись в Москве еще те, кто хотел бы это купить. А оставлять местным - это, вроде как, не дело. У нас почти не осталось своих областных предприятий, которые бы мы не реализовали. Нам уже нечего продавать, нам уже нечем создавать рыночную экономику. А в федеральном списке все больше и больше предприятий, пакеты которых, и даже часть пакетов, реализуются только по Указу Президента РФ. Кто-то же вписывает это все туда?!

Считаю, что над всеми этими вопросами надо работать. Нормально работающие предприятия, такие как "НЭВЗ", собственник которого имеет 100-процентый пакет, "Тагмет", "Красный Котельщик", показывают, что там, где собственник независим от государства, он находит решения и инвестирует в производство гораздо большими темпами. И присутствие государства сегодня - не гарант стабильности предприятия, а опасность для инвестирования в это предприятие.

И два слова о банках. Мы тут говорили о поддержке малого бизнеса. Да не поддерживать его надо, развивать его надо. Там нормальные люди работают, не социально обездоленные. Надо помогать малому бизнесу с принятием решений об инвестировании. Сегодня ведь все мы знаем, что получить кредит от того же "Гермеса" или иностранного банка гораздо проще, чем получить гарантии от государственных банков. Даже при имеющихся уже договоренностях. Так было с у нас "Внешторгбанком" по строительству индюшиной птицефермы. Так бывает сплошь и рядом по малому бизнесу. И если мы от этих вопросов будем уходить и говорить, что мы внутри области что-то должны решить, я скажу, что мы свой потенциал процентов на 75 уже использовали. И уже внутри области копать практически нечего. Эту работу надо проводить совместно, и тогда будет повышаться инвестиционная привлекательность нашего юга России.

http://www.donland.ru/content/info.asp?partId=31&infoId=7077&topicFolderId=4810&topicInfoId=0


Док. 367157
Перв. публик.: 28.03.05
Последн. ред.: 07.09.07
Число обращений: 440

  • Чуб Владимир Федорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``