В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью с членом ЦИК России и членом Правления Общественного Комитета `За честные выборы!` Г.И. Райковым Назад
Интервью с членом ЦИК России и членом Правления Общественного Комитета `За честные выборы!` Г.И. Райковым
Вопрос.Геннадий Иванович, в ЦИК России Вы отвечаете за взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам обеспечения и защиты избирательных прав граждан. Какие основные задачи стоят перед органами правопорядка в связи с приближающимися выборами?

Г.И. Райков. В соответствии с законодательством Российской Федерации на правоохранительные органы возложена обязанность защищать избирательные права граждан, обеспечивать охрану общественного порядка и безопасность при подготовке и проведении выборов. Сотрудники милиции, других правоохранительных органов должны содействовать избирательным комиссиям в реализации их полномочий по подготовке и проведению выборов в органы государственной власти России. Это содействие выражается в выявлении нарушений избирательного законодательства, проверке достоверности сведений об избирателях, охране помещений избирательных комиссий и других действиях, предусмотренных законом.

Органы внутренних дел решают задачи по защите жизни и здоровья, безопасности участников избирательного процесса и принимают меры, предусмотренные действующим законодательством, по пресечению незаконной агитации, силовых методов воздействия на избирателей или их подкуп.

В конечном счете деятельность правоохранительной системы России направлена на обеспечение безопасности каждого гражданина, который придет голосовать на избирательный участок.

Вопрос.Скажите, пожалуйста, какие правонарушения наиболее часто встречаются при проведении выборов?

Г.И. Райков. При проведении избирательной кампании и голосовании возникают ситуации, связанные с нарушением избирательного законодательства. Часто приходится сталкиваться с незаконным распространением агитационных материалов, воспрепятствованием проходу избирателей на избирательный участок, подкупом избирателей, проведением акций, нарушающих общественный порядок. Возникают и другие ситуации, которые могут помешать свободному волеизъявлению избирателей.

Перечисленные действия незамедлительно пресекаются сотрудниками милиции. При подготовке к приближающимся федеральным выборам правоохранительные органы во взаимодействии с избирательными комиссиями вырабатывают тактику оперативного реагирования на противоправные действия, препятствующие проведению свободных выборов в соответствии с законодательством Российской Федерации. ЦИК России совместно с МВД России подготовили учебный фильм о противодействии подобным незаконным проявлениям. Данный фильм будет направлен во все избирательные комиссии субъектов Российской Федерации.

Вопрос. В ходе избирательных кампаний гражданам нередко приходится сталкиваться с незаконной предвыборной агитацией. Что могут противопоставить этой противоправной деятельности правоохранительные органы?

Г.И. Райков. Необходимопонимать, что предвыборная агитация необходима для того, чтобы политические партии и кандидаты могли обозначить свои политические позиции, привлечь избирателя.

Агитационный период начинается со дня выдвижения списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. В день голосования и предшествующий ему день проведение предвыборной агитации запрещается.

Избирательные комиссии при обнаружении фактов незаконной предвыборной агитации направляют обращения в правоохранительные органы.

Необходимо отметить, что органы внутренних дел не просто содействуют избирательным комиссиям в выявлении и пресечении нарушений в процессе проведения предвыборной агитации. Проводится конструктивная, взаимодополняющая работа - органы внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны принимать меры по пресечению противоречащей закону предвыборной агитации.

Например, сотрудник милиции видит гражданина, который в день предшествующий голосованию, раздает агитационные листовки. В этом случае милиционер обязан задержать данного гражданина и сообщить об этом правонарушении председателю местной избирательной комиссии, после чего составляется протокол об административном правонарушении.

Возможно, в ходе выборов придется столкнуться с ситуацией, когда призывы к голосованию за политическую партию или за кандидатов прозвучат в день голосования на избирательном участке. Органы правопорядка должны быть готовы к принятию мер. В этом случае они обязаны сообщить об акции председателю избирательной комиссии, который должен предупредить нарушителей о противоправном характере их действий.

Если незаконная акция не прекращается, то председатель избирательной комиссии поручает сотрудникам милиции ее пресечь. Наряд милиции производит задержание участников акции, доставляет их в ОВД, где составляется протокол об административном правонарушении.

Вопрос. Серьезным нарушением является подкуп избирателей, можно ли этому противодействовать?

Г.И. Райков. В основе подкупа избирателя лежит факт незаконной передачи вознаграждения за соответствующее поведение подкупаемого. Очень важно собрать доказательства того, что подкуп избирателей осуществлялся в целях воздействия на избирателя, то есть его понуждали голосовать "за" или "против" кандидата или списка кандидатов.

Подкуп избирателей может осуществляться в различных формах. Избирателю могут вручать подарки, продавать товары со скидкой, организовывать бесплатные концерты. Органам правопорядка приходится привлекать значительные силы для противодействия этой незаконной деятельности.

В этом деле важно отлаженное взаимодействие органов внутренних дел с другими правоохранительными органами, избирательными комиссиями, необходимо оперативное реагирование на сообщения избирателей, кандидатов, наблюдателей о фактах подкупа.

При выявлении подкупа избирателей сотрудники милиции фиксируют данный факт совместно с представителями участковой избирательной комиссии и задерживают нарушителя.

Существует и способ "провокационного" подкупа. Когда один из кандидатов сознательно инсценирует подкуп избирателей со стороны другого кандидата. Сегодня разработаны соответствующие рекомендации по пресечению этих ситуаций.

При этом хочу предупредить тех, кто рассчитывает купить голоса избирателей, о том, что их действия будут пресекаться, а сами они будут привлечены к административной ответственности. На граждан и юридических лиц может быть наложен штраф согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. При обнаружении в их действиях состава преступления данные лица понесут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вопрос. Будет ли обеспечена надежная охрана помещений избирательных участков и граждан, пришедших голосовать?

Г.И. Райков. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" органы государственной власти обязаны содействовать избирательным комиссиям, в том числе безвозмездно обеспечить охрану помещений для голосования.

В день выборов помещения для голосования будут находиться под надежной охраной сотрудников милиции.

Будет организована регулярная связь с избирательными участками, скоординированы действия сотрудников правоохранительных органов, приняты меры по оперативному реагированию на обращения граждан по поводу возникающих нарушений избирательного законодательства.

При необходимости перед днем голосования помещения для голосования проверят на наличие взрывных устройств.

Сотрудники милиции готовы противодействовать массовому проникновению посторонних граждан на избирательный участок и вбрасыванию в урны незарегистрированных бюллетеней, беспорядкам в помещении для голосования, будь то выкрикивание агитационных лозунгов, призывов или срывание информационных плакатов, пресекать несанкционированные акции экстремистской направленности.

Хочу отметить, что в соответствии с Законом Российской Федерации "О милиции" в случае возникновения перечисленных ситуаций сотрудники милиции вправе использовать физическую силу и специальные средства.

Также на сотрудников милиции возлагается обязанность обеспечить безопасные условия работы членам избирательной комиссии по подсчету голосов избирателей (при этом они не должны находиться в помещении, где будет осуществляться подсчет голосов).

По окончании подсчета голосов, заполнения протоколов и упаковки избирательной документации милиционеры должны будут сопроводить машины с представителями участковых избирательных комиссий с указанной документацией до территориальной избирательной комиссии.

Вопрос. Акак будет действовать милиция, если, например, гражданам будут препятствовать пройти на избирательный участок?

Г.И. Райков. При возникновении ситуации, когда создаются препятствия проходу избирателей на избирательный участок, милиционер обязан доложить об этом в дежурную часть органов внутренних дел и проинформировать председателя участковой избирательной комиссии. Сотрудник милиции обязан предупредить нарушителей о неправомерности их действий, потребовав их прекращения, а также о возможности применения мер, предусмотренных законодательством.

По прибытии наряда милиции в первую очередь принимаются меры по обеспечению беспрепятственного прохода граждан на избирательный участок. Сотрудники милиции, не применяя специальных средств, оттесняют группу лиц, препятствующих проходу в помещение избирательного участка, задерживают нарушителей, которых затем доставляют в ОВД.

Вопрос: Сколько сотрудников милиции планируется привлечь для обеспечения общественного порядка во время проведения выборов?

Г.И. Райков: По данным МВД России планируется привлечь около 500 тысяч сотрудников правоохранительных органов.

Вопрос: Будут ли использоваться технические средства для обеспечения безопасности?

Г.И. Райков: При необходимости будут, особенно при попытках совершения действий экстремистского и террористического характера.

Вопрос: Будут ли проинструктированы о правилах безопасности члены избирательных комиссий, привлекаемые для работы только на период выборов?

Райков: Да, конечно. Выпущены и утверждены ЦИК России соответствующие инструкции и методические пособия, в том числе учебный фильм.

Вопрос: Во время выборов возможен досмотр граждан?

Г.И. Райков: В этом нет необходимости, досмотр может быть осуществлен только представителями органов правопорядка в отношении тех граждан, которые нарушают существующие законы.

Вопрос: Будут ли привлекаться для обеспечения безопасности на выборах сотрудники частных охранных предприятий?

Г.И. Райков: Сегодня ведется дискуссия по этому вопросу. Думаю, здесь все ясно: согласно Федеральному закону об основных гарантиях эта обязанность возложена на органы внутренних дел и ни на кого больше.

Вопрос. Геннадий Иванович, что Вы можете пожелать российским избирателям?

Г.И. Райков. Избирателям хочу пожелать прийти на выборы и проголосовать.

ЦИК России, избирательные комиссии всех уровней, правоохранительные органы сделают все необходимое для того, чтобы выборы депутатов Государственной Думы были свободными, равноправными и прошли в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Мы стремимся обеспечить свободное волеизъявление граждан в безопасных условиях.

В нашей деятельности и в деятельности правоохранительных органов России нет политики, все основано на Законе.

Пресс-служба Комитета





Док. 367249
Опублик.: 07.09.07
Число обращений: 363

  • Райков Геннадий Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``