В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление Президента, Председателя Правительства Республики Бурятия В.В. Наговицына на торжественной церемонии вступления в должность Назад
Выступление Президента, Председателя Правительства Республики Бурятия В.В. Наговицына на торжественной церемонии вступления в должность
Категория: Выступления, интервью




Уважаемый Анатолий Васильевич!
Уважаемые депутаты Народного Хурала, судьи Конституционного суда, коллеги!
Дорогие земляки!

Сегодняшний день для меня один из самых важных и торжественных событий в жизни. Вступая в должность Президента Республики Бурятия, я, прежде всего, хочу поблагодарить Президента России Владимира Владимировича Путина, который оказал мне столь высокое доверие.
Я признателен депутатам Народного Хурала, которые 15 июня наделили меня полномочиями Президента Республики Бурятия.
Свое выступление я хочу посвятить оценке существующего положения в республике и планам на будущее.
Социально-экономическое положение республики.
Начиная с 1998 г., в республике наблюдается рост экономики. По темпам прироста объемов производства за 2006 год Бурятия заняла 4 место среди регионов Сибирского федерального округа. Некоторые предприятия обрабатывающей промышленности приступили к модернизации производства. За последние три года увеличились объемы производства сельскохозяйственной продукции.
Надеяться на дальнейшее увеличение темпов роста экономики нам позволяет возросшая инвестиционная активность предприятий.
В 2006 году региону удалось переломить ситуацию с падением объемов инвестиций и сегодня наблюдается их ежегодный прирост. И все же по объему инвестиций республика отстает от своих соседей по Сибирскому Федеральному округу.
Существующие темпы роста валового регионального продукта пока не позволили Бурятии восстановить объемы начала 90-х. Бюджет республики дотационный: в 2007 году только 39% расходов покроется собственными доходами.
Тем не менее, необходимо отметить одну важную тенденцию - нацеленность на перспективное развитие республики экономической элиты.
Разработана Стратегия социально-экономического развития Бурятии до 2027 года. Впервые у республики появляются конкретные стратегические планы, способные привлечь в экономику республики крупные инвестиции.
В социальной сфере наблюдается рост реальных доходов населения, в том числе и у бюджетников. Благодаря реализации нацпроекта "Здоровье" значительную прибавку к зарплате получили бурятские медики. Но, несмотря на рост средней заработной платы, в целом в республике сохраняется низкий уровень жизни.
В Республике Бурятия наблюдается естественный прирост населения, но за счет миграционной убыли количество жителей с каждым годом уменьшается. Качество жизни в республике, к сожалению, по многим параметрам отстает от наших соседей.
Таким образом, положительным является рост: экономики, зарплат, инвестиций. Однако падение, которое предшествовало этому росту, было настолько сильным, что сегодня по сравнению с другими регионами Сибири республика по многим сопоставимым показателям замыкает этот список.
Сегодня все регионы России конкурируют друг с другом: за получение федеральных средств, за инвесторов, за привлечение квалифицированной рабочей силы и так по многим направлениям.
У Бурятии есть всё для борьбы за лидерство: и природные ресурсы, и удобное расположение, и климат. Для того чтобы занять достойное место в России, мы должны построить конкурентоспособную экономику, чутко реагирующую на запросы рынка, новую социальную сферу, удовлетворяющую требованиям жителей республики, и определить иную роль органов госвласти и местного самоуправления в развитии территории.
Приступая к своей деятельности в должности Президента, Председателя Правительства Республики Бурятия, я хочу вас познакомить с моей программой будущего развития Республики Бурятия. Она будет состоять из трех частей:
1. Проекты регионального развития
2. Создание новых социальных институтов
3. Роль власти в развитии территории.

1. Проекты регионального развития. Построить конкурентоспособную экономику позволит реализация ряда проектов.
Хочу отметить, в республике благодаря конструктивному взаимодействию исполнительной и законодательной ветвей власти, создана вся необходимая база, есть организационные предпосылки для реализации этих проектов. И в этом я считаю - огромная заслуга Первого Президента Республики Бурятия Потапова Леонида Васильевича. Коротко о проектах.
Недра Бурятии. Создание до 2020 года четырех горно-обогательных комбинатов выведет республику Бурятия в ранг крупнейших поставщиков цинка, свинца, бериллия и молибдена. Освоение месторождений полиметаллов позволит закрыть дефицит по цинку и свинцу в России, а также начать их экспорт в Китай.
Второе дыхание со строительством обогатительного комбината получит угледобывающая отрасль. Строительство 22-х атомных энергоблоков в стране приведет к ускоренному освоению Хиагдинского месторождения урана. Проектная мощность промышленного предприятия по добыче урана ОАО "Хиагда" оценивается в тысячу тонн в год.
Транспортно-логистический центр. Это один из самых амбициозных на сегодня проектов республики и один из самых перспективных. Строительство монгольской "дороги тысячелетия", планы Китая по развитию железных дорог позволяют рассчитывать на то, что Бурятия может стать крупнейшим транспортно-логистическим узлом Восточной Сибири. Теоретически путь в Центральный Китай через Улан-Удэ и Монголию короче на 1000 километров. Для этого необходимо достроить участок от Улан-Батора до границы с Китаем. Нужно реконструировать ряд дорог, связывающих Бурятию с Иркутской и Читинской областями. Завершить модернизацию международного аэропорта в Улан-Удэ. Реконструировать международный пункт автомобильного пропуска в Кяхте и обустроить пункт пропуска Монды-Ханх в Тункинском районе. Все это приведет к созданию центров оптовой торговли, появлению компаний, оказывающих услуги по перевозке и упаковке грузов, распределению товаров.
Гидроэнергетика. Развитие этого проекта может решить ряд злободневных проблем республики: высокие тарифы на коммунальные услуги, обеспечение рабочими местами, решению проблем ветхого жилья жителей БАМа, дополнительные инвестиции. Всего предполагается построить пять гидроэлектростанций общей мощностью около 3 тысяч мегаватт. Строительство первой - Мокской ГЭС - уже включено в список инвестиционных программ России.
Кроме того, этот проект придаст второе дыхание зоне БАМ, освоению прилегающих к ней крупных месторождений северной части республики, поставки электроэнергии за рубеж.
Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа "Байкал". Развитие зоны даст возможность компенсировать негативное влияние Байкальского фактора на экономику республики. Более 40 млрд. руб. федеральных, региональных и частных инвестиций планируется направить на создание нового центра мирового туризма на востоке России. Западных туристов все больше привлекает первозданность и разнообразие природы, самобытность этнокультурного наследия. Республика Бурятия, как никакой другой регион, отвечает этим требованиям.
Максимально возрастет занятость населения в обслуживании туристов от двух тысяч человек в 2006 г. до 50 тысяч человек в 2026 г. Налоги от деятельности зоны составят порядка 12,5 млрд. руб.
Промышленная зона "Солнечный кремний". Республика Бурятия располагает уникальными по запасам и чистоте месторождениями кварцевого сырья и особо чистых кварцитов. Проект "Солнечный кремний" предполагает создание комплекса из пяти производств от мультикремния для солнечной энергетики, кварцевых тиглей, кремниевых пластин для фотоэлектрических преобразователей и автономных систем энергоснабжения до современной элементной базы для микроэлектроники. Предполагаемый объем инвестиций в проект - 450 млн. евро, численность работающих более трех с половиной тысяч человек, объем реализации конечной продукции может составить порядка трех миллиардов долларов.
Проекты регионального развития - это проекты будущего Республики Бурятия. Что же касается существующих предприятий в обрабатывающей и лесной промышленности, сельском хозяйстве и пищевке, то в работе с ними, на мой взгляд, следует исходить из трех основных принципов:
- Замена собственников в плохо работающих компаниях на эффективных. В АПК - поддержка, прежде всего, конкурентоспособных предприятий, которые рассчитывают на свои силы, а не только и не столько на бюджет.
- Создание условий для привлечения инвестиций в модернизацию производства;
- Снижение административных барьеров.
2. Создание новых социальных институтов.
Правительство России, целый ряд российских научных институтов, эксперты разработали новую философию развития России. Согласно ей меняется роль социальных институтов, таких как учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты и др. Если есть позитивные перемены в экономике, то социальная сфера живет во многом по-старому.
Хотя в различных секторах дела обстоят по-разному: в образовании и здравоохранении укоренился "дикий" рынок, а социальная защита, культура, коммунальная отрасль "увязли" в социализме и живут в режиме ожидания государственных подачек.
А руководители подразделений, отвечающих за эти направления, исповедуют философию "защиты населения от рынка". Как я уже говорил, на уровне России философия поменялась: населению нужно помогать адаптироваться к рынку, учиться жить самостоятельно в расчете на свои силы. Мы обязаны брать под защиту только самых нуждающихся.
ЖКХ. Это одна из наиболее острых проблем республики. Стоимость услуг - высокая, а качество - низкое. Ежегодно в коммунальную яму закапываются миллионы рублей, а долги у предприятий ЖКХ растут.
Необходимо разрубить гордиев узел коммунальных проблем. Механизмы решения просты: это установление экономически обоснованных тарифов, проведение комплексной модернизации коммунальной инфраструктуры на основе частно - государственного партнерства, установка контрольно-измерительных приборов для определения качества и количества оказываемых услуг.
Необходимо только действенно и эффективно их внедрять. Одновременно, на качественно новом уровне должен быть реализован комплекс мер социальной защиты. Требуется введение прогрессивной шкалы максимально допустимых собственных расходов населения на жилищно-коммунальные услуги.
Следует пересмотреть в короткие сроки в каждом муниципальном образовании программы модернизации ЖКХ. Не на бумаге надо привлекать инвесторов, а конкретными и практическими действиями.
В своем послании депутатам Государственной Думы Российской Федерации Президент России Владимир Путин предложил выделить 250 млрд. руб. на расселение граждан из ветхого и аварийного жилья и капитальный ремонт жилого фонда.
Недавно в первом чтении был принят закон о создании Фонда содействия реформированию ЖКХ, из которого и будет происходить финансирование этих расходов.
Однако регион, рассчитывающий получить средства из этого фонда должен соответствовать ряду критериев, в том числе достижение к 2011 г. окупаемости всех коммунальных тарифов, определенный процент (от 50 до 80) обслуживания всего жилого фонда частными компаниями на конкурентных условиях, определенный процент жилья, находящегося в собственности ТСЖ.
В соответствии с этим, подходы к управлению жилищно-коммунальным комплексом Бурятии должны резко поменяться.
Как вы знаете, такие огромные средства федерация выделяет только на три года. Мы не должны и не имеем права упустить такой шанс.
Здравоохранение. Как ни парадоксально, но существующая система финансирования заставляет врача быть заинтересованным, чтобы люди болели чаще. Ведь фонд зарплаты медицинского учреждения зависит не от результата лечения, а от количества посещений. Чем больше пациент приходит в поликлинику, тем больше средств она получит. Обычное увеличение объемов финансирования в таких условиях к переменам не приведет.
По нацпроекту "Здоровье" в республику поступают дополнительные средства на вакцинацию, диспансеризацию. Увеличилась зарплата терапевтов, обновилось оборудование, кратно возросли расходы на бесплатные лекарства. Однако в здравоохранении ничего не изменилось. Людям непонятна разница между платными медицинскими услугами и бесплатным здравоохранением.
Платное отличается от бесплатного только тем, что за деньги можно пройти к тому же врачу без очереди. Люди не стали болеть меньше, доступность здравоохранения и, самое главное, качество - остались на прежнем уровне. Это приводит к мысли, что надо менять саму систему.
Конечная цель изменений - улучшение здоровья населения. Добиться этого можно за счет включения экономических механизмов. Никто не пытается вмешиваться в технологию лечения пациентов, этим делом должны заниматься профессиональные медики. В моих планах - изменить схему финансовых потоков.
В настоящее время финансирование учреждений здравоохранения из разных источников составляет немалые деньги. При этом их расходование не зависит от результата. Чтобы эти средства приносили реальный эффект, нужно внедрить новый принцип финансирования: "деньги следуют за пациентом". Это означает переход на новый механизм финансирования, когда средства поступают в медицинские учреждения за здорового человека.
Однако эти перемены невозможно сделать одномоментно - принятием программ и законов. Изменение социальных институтов - это длительный процесс. Эксперты даже ввели такой термин, как выращивание институтов. Он означает процесс адаптации людей к переменам.
Образование. Считаю, что у Бурятии появилась уникальная возможность внедрения новых экономических механизмов управления системы образования на основе пилотного комплексного проекта модернизации образования Республики Бурятия на 2007-2009 годы, который стал победителем в Российской Федерации.
Этот проект предусматривает введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на дифференциацию доходов учителей в зависимости от нагрузки и качества; переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений; развитие региональной системы оценки качества образования; расширение общественного участия в управлении образованием.
Результат проекта - внедрение принципа "деньги следуют за учеником", развитие конкуренции между школами, повышение эффективности работы системы в целом.
Социальная защита. Нужно признать, что деление населения на категории получателей государственной помощи не отвечает реалиям времени. Льготы от государства сегодня может получать и семья бизнесмена, не нуждающаяся в государственной поддержке.
Поэтому на повестке дня актуально стоит вопрос о внедрении механизма адресности. Главная задача - учет потребности в социальной помощи, исходя из размера совокупного дохода семьи. Правительству Бурятии предстоит разработать нормативные акты, определяющие параметры бедности и механизмы ее преодоления.
Необходимо изменить подходы и в защите социальных сирот. В настоящее время в республике строятся новые детские дома. А на самом деле, детских домов в принципе не должно быть. Тем более в республике, где исторически коренные жители по обычаю забирали в свои семьи детей своего рода оставшихся без попечения родителей.
Нам надо развивать систему патронажных семей, семейно-воспитательных групп. Вернуть исконно бурятские традиции по воспитанию сирот в семьях. А приюты и детские дома, конечно не сразу, но постепенно должны стать реабилитационными центрами, которые будут работать с семьей через психологическую помощь, помощь в трудоустройстве.
Роль власти в развитии территории.
Наличие проектов развития и планов по модернизации социальных институтов еще не является гарантией развития. Для успеха необходимо, чтобы органы власти и местного самоуправления четко понимали, какие задачи необходимо выполнить. И я вижу пять таких задач.
Первая задача - создание условий для вложения инвестиций. На федеральном уровне законодательно созданы новые механизмы развития. Это особые экономические зоны, концессионные соглашения, инвестиционный фонд, разделение стабилизационного фонда на резервный фонд и фонд национального благосостояния. Идет работа над созданием Государственной корпорации развития. Все эти механизмы мы и должны использовать в своей работе. В тоже время необходимо уходить от желания руководить всем и вся. Нельзя решать все проблемы каждого существующего предприятия в Бурятии. Давно ушло в прошлое время, когда руководитель региона был и снабженцем и поставщиком заказов. На смену бюджетным кредитам должны прийти новые более современные способы государственной поддержки инвестиций.
Необходимо создать комфортные и безопасные условия проживания. Получить доступ к дешевым энергоресурсам, обеспечить инфраструктурный доступ к кладовым Бурятии. Еще раз критическим взглядом инвестора посмотреть на созданную нормативно-правовую базу и внести в нее необходимые коррективы. Изменить в обществе отношение к инвестору от негативного и настороженного на позитивное.
Формирование новой волны управленцев и менеджеров - вторая задача власти.
Я вижу роль органов государственной власти и местного самоуправления республики Бурятия в устранении диспропорции между существующими потребностями региона и его нынешними возможностями в сфере подготовки специалистов. Как сказал французский философ Вольтер: "Причина слабости государства не в недостатке денег, а в недостатке людей и талантов".
Нам нужны "кадры развития" - то есть специалисты-менеджеры, способные мыслить и решать задачи по-современному, в соответствии с вызовами времени. И они вовсе необязательно должны быть из других регионов. В Бурятии много талантливых молодых специалистов. Есть Бурятский Государственный и Технологический университеты способные готовить бизнес команды для экономики республики.
Чтобы стимулировать новую волну по поиску инициативных людей мы создадим золотой кадровый фонд Бурятии, куда войдут лучшие представители науки, промышленности, образования, культуры, здравоохранения, сельского хозяйства. Это будут не случайные люди, а люди прошедшие конкурсный отбор - это будет будущая элита Бурятии.
Нужна система по внедрению управленцев новой волны в органы власти и местного самоуправления, обеспечивающая быстрый карьерный рост, продвижение по службе по вертикали и горизонтали для самых способных из них.
Четкое разграничение полномочий между муниципалитетами и региональной властью - третья задача.
Бурятия - это сумма муниципальных образований, как районного уровня, так и поселенческого. Никогда не будет развития республики без развития городов, поселков и деревень. Но сегодняшние межбюджетные отношения вовсе не способствуют развитию муниципальной экономики, а, наоборот, зачастую порождают иждивенческие настроения.
Какой смысл экономить бюджетные средства, увеличивать налогооблагаемую базу, если в середине финансового года можно получить дополнительные средства, перераспределенные из республиканского бюджета.
На мой взгляд, межбюджетные отношения должны строиться на принципах социальной справедливости: муниципалитет, приносящий наибольший доход в республиканскую казну должен иметь и большую бюджетную обеспеченность, чтобы это ощущали жители и стремились работать еще лучше.
Мы не должны бояться передавать полномочия муниципалитетов и республики на уровень поселений с соответствующим финансированием. Трансферты необходимо заменить налоговыми источниками на долгосрочной основе - это повысит заинтересованность как муниципалитетов, так и поселений в развитии территорий, в лучшем налоговом администрировании.
Методика межбюджетных отношений должна стимулировать местные органы к работе с имуществом физических лиц, собственниками и арендаторами земли, к быстрому финансовому оздоровлению предприятий и росту занятости населения.
Повышение эффективности использования бюджетных средств - четвертая задача.
Отдача от одного вложенного бюджетного рубля должна возрасти кратно. Нам, если мы хотим добиться развития, придется изменить соотношение текущих и капитальных расходов бюджета в пользу роста последних. Нам необходимо будет провести работу по оптимизации расходов в социальной сфере, не снижая качества предоставляемых услуг, снизить издержки бюджетных учреждений. В органах власти уйти от дублирования и исполнения несвойственных для власти функций. Оптимизировать структуру управления - перейти от структуры коллективной безответственности к персональной ответственности, когда за конкретный показатель программы социально-экономического развития будет отвечать конкретный человек или подразделение. Необходимо сделать полную ревизию и оценку эффективности использования принадлежащего бюджетам всех уровней имущества и незавершенного строительства. Запретить строительство новых объектов без экономического обоснования и наличия полного объема средств на строительство и ввод объекта в эксплуатацию.
Наконец, развитие региона невозможно без доверия бизнеса и общества, бизнеса и власти, власти и общества. Коррупция в органах власти - самое сильное, что подрывает это доверие.
Какой инвестор пойдет в регион, где власть не только не борется с коррупцией, но и сама серьезно больна этой болезнью. Считаю, что бороться надо не только с последствиями коррупции, это задачи правоохранительных органов и суда, а и с ее причинами.
Направления этой борьбы очевидны. Их - три. Первое направление - это выведение экономики из тени.
Второе направление - это освобождение госвласти от собственности, ликвидация ГУПов, продажа пакетов акций, принадлежащих государству.
Третье - это развитое гражданское общество и независимые СМИ.
Назову также некоторые конкретные вещи по противодействию коррупции. Среди них - стандартизация бесплатных госуслуг и легализация перечня платных государственных услуг. Необходимо утвердить перечень платных госуслуг Бурятии, и по каждой услуге независимой комиссии утвердить тариф.
Еще один инструмент со старым названием, но новым наполнением - создание института народного контроля. Народные контролеры из общественности будут осуществлять "контрольные закупки" платных госуслуг, оформлять землю в собственность, получать лицензию и фиксировать имеющие место злоупотребления и искусственно возведенные барьеры различными структурами, имеющими властно-распорядительные полномочия.
Снизить коррупцию нам позволит и создание многофункциональных центров - так называемых супермаркетов государственных услуг. Их называют иначе магазин справок. Магазины справок будут работать по принципу "одного окна": отдаешь документы, забираешь готовое решение.
Все госуслуги будут разбиты на блоки: регистрация прав на недвижимость и землю; соцподдержка; оформление гражданско-правового статуса; оформление предпринимательской деятельности, выдача разрешений на строительство.
Для того, чтобы Бурятия развивалась динамично, хотелось бы, чтобы предельно высокие цели ставили перед собой не только органы власти и местного самоуправления. Чтобы каждое бурятское предприятие, компания, фирма замахивались на большее, чтобы здоровое честолюбие подстегивало жизненные планы каждого жителя нашего региона.
Я планирую заслушать на заседаниях Правительства планы развития основных налогоплательщиков республики лично, и все предприятия на комиссиях созданных при отраслевых министерствах.
Бурятия обязана стремиться к статусу опорного региона России. Для этого у нас есть все составляющие, а главное - желание и стремление идти вперед. Усиление экономической позиции, в свою очередь, позволит нам более эффективно решать вопросы, находящиеся в компетенции федеральной власти. Мы должны преодолеть все наши так называемые "объективные" минусы, превратив их по возможности в плюсы.
Главное - это консолидировать политическую и экономическую элиту на достижение поставленных целей, за красивыми фразами не заболтать главного, ради чего существуют исполнительная и законодательная власть, партии и общественные организации, национальные центры и конфессии.
Наша общая задача - сделать Бурятию процветающей республикой, в которой население хотело бы жить, работать, растить детей и строить планы на будущее.
Спасибо за внимание!

11.07.2007
http://president.buryatia.ru/prosmotr-novosti/?tx_ttnews%5Btt_news%5D=786&tx_ttnews%5BbackPid%5D=42&cHash=8c2a334b03

Док. 368378
Перв. публик.: 11.07.07
Последн. ред.: 10.09.07
Число обращений: 536

  • Наговицын Вячеслав Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``