В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Спецлев для Михалкова Назад
Спецлев для Михалкова
"Великий Никита Сергеевич разделил престижнейшую награду на Венецианском фестивале с китайцем". Примерно с такими формулировками выходили выпуски новостей российского телевидения воскресным утром по окончании кинофестиваля. Европейцы были более сдержанны, упоминая Михалкова четвертым среди номинантов. Днем опомнились, появилась новая версия: "Фильм Никиты Михалкова получил "Золотого льва" - внушительная пауза и на полтона ниже - специального". Словом, у публики полностью создалось ощущение, что мы - лучшие.
Неясно, почему столь необходимо было выставлять себя в столь странном свете, ведь получение любого приза на конкурсе такого уровня - удивительная, потрясающая, радостная победа. И гордиться ей можно бесконечно долго, даже после того, как новый российский фильм завоюет новый венецианский приз.

Ну да Бог с ним. Лучше вернуться к наградам. Итак, обладателем венецианского "Золотого льва" за лучший фильм стал китайский режиссер Энг Ли с картиной "Порочная связь" (другое название картины "Вожделение, осторожность". Впрочем, считать Ли китайцем - еще одна несуразность сегодняшнего дня, учитывая, что он родом из Тайваня, но вот уже порядка тридцати лет режиссер живет в Америке. Международную известность ему принес "Свадебный банкет", получивший "Золотого медведя" Берлинского кинофестиваля и номинированный на "Оскар" и "Золотой глобус". Многочисленными наградами были отмечены его картины "Разум и чувства", "Ледяной шторм", "Погоня с дьяволом", "Крадущийся тигр, затаившийся дракон" и "Халк".

Именно Энгу Ли принадлежит другая работа, известная не столько потому, что ей в 2005 году был отдан "Золотой лев" и целая куча других наград, в частности, "Оскар" за режиссуру, а по своему скандальному сюжету. Речь идет о "Горбатой горе" - фильме о нежной любви двух гомосексуалистов, пародирующей "Ромео и Джульетту".
Однако, если нетрадиционная любовь избежала обнаженки и голой правды, в "Порочной связи" режиссер решил не церемониться с чувствами зрителей.

А потому рассказ о борьбе шанхайских подпольщиков с коллаборационистами во время японской оккупации посредством красотки насыщен откровенными сценами секса, порой сопровождающихся насилием. Впрочем, накануне проведения Олимпиады в Китае, напоминание от "китайца" об оригинальном социализме его "родины" оказалось более, чем своевременно.

Вторая специальная премия жюри досталась Тодду Хейнсу за фильм о Бобе Дилане "Меня там нет". Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль вручен Брэду Питту за фильм "Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса" Эндрю Доминика, а приз за лучшую женскую роль отдан Кейт Бланшетт за "Меня там нет" Тодда Хейнса.

Приз за лучшую операторскую работу вручен Родриго Прието ("Порочная связь", а лучшим сценарием назван сценарий Пол Лаверти к фильму "Это свободный мир" Кена Лоуча. Специального упоминания жюри короткометражных фильмов удостоился московский режиссер Леонид Рыбаков за картину "Люди из камня".
Премия Марчелло Мастрояни, присуждаемая лучшему молодому исполнителю, досталась Хафсии Херзи за роль Рим в фильме Абделлатифа Кешиша "Крупа и барабулька".

Но, конечно, для нас самым интересным эпизодом стало присуждение специального "Золотого льва" Никите Михалкову. "Хочу поблагодарить жюри, состоящее из великолепных режиссеров. Очень трудно получить их признание, - сказал, получая премию, Михалков. - Италия ко мне благосклонна, и я бесконечно ей за это благодарен".

Эту часть церемонии в России пересматривали тысячи раз, снова и снова радуясь победе в одном из самых-самых... конкурсов. Вот Никита Сергеевич, небритый (со съемок другого фильма), слегка помятый и будто нерадостный на сцене, вот ему вручают льва, кажется, он его целует, а потом бесконечные поздравления.
Может ли мастер ждать большего признания, чем награда от самых именитых режиссеров современности - едва ли.

Фильм "Двенадцать" - римейк "Двенадцати рассерженных мужчин" Сидни Люмета - вышел в год 50-летия картины Люмета. Говорить о сюжете можно с определенной долей поправки, так как в России его еще никто не видел. Впрочем, что там в России, сам Никита Сергеевич впервые посмотрел готовую версию "Двенадцати" только в зале в Венеции. Не поспел автор, по его собственным словам, даже на монтаж.

И все же, известно, что действие разворачивается в наше время: в школьном спортзале судят чеченского подростка, обвиненного в убийстве приемного отца - российского офицера. У героев нет имен, только номера, но одного из них сыграл режиссер сам. Впрочем, "Двенадцать" со дня на день выйдет на большой экран, так что о его достоинствах и недостатках смогут судить не только международные профессионалы экстракласса, но каждый зритель.
Завершение "Венеции" не обошлось без курьеза: Бернардо Бертолуччи отказался от своего "Льва" за вклад в кинематограф, поскольку традиционно его присуждают режиссерам, завершившим свою карьеру. А в свои 67 Бертолуччи как раз приступил к съемкам нового проекта.

Чтобы не обижать мастера, ему поменяли приз на почетного "Золотого льва" в честь 75-летнего юбилея старейшего в мире Венецианского кинофестиваля. И все же, приз "за вклад" надо было кому-то выдать. Недолго думая, юбилейный фестиваль отдал никому ненужную награду Тиму Бертону. Оатсется лишь надеяться, что один из самых интересных режиссеров современности не столь суеверен и мнрителен, как старый итальянец, и мы увидим еще не один фильм, снятый Бертоном. Возможно даже его искусство тоже будет оценено должным образом, не сообразуясь с какими бы то ни было политическими процессами в мире.

10 сентября 2007
Глеб Борисов
Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2007.

Док. 368461
Опублик.: 11.09.07
Число обращений: 254

  • Михалков Никита Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``