В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Металл тревоги нашей Назад
Металл тревоги нашей
Ко мне как к депутату Государственной Думы поступают многочисленные обращения граждан со всех уголков Ярославской, Ивановской, Костромской, Вологодской и Владимирской областей. Просят оказать помощь в восстановлении электролиний, жалуются на то, что их села и деревни по вине ?заготовителей?, цветных металлов остались без света, что дачные дома подвергаются разграблению.


ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, воровство цветных металлов и высоколегированных сталей стало, без преувеличения, повальным, превратилось в настоящее социальное и экономическое бедствие. С предприятий энергетики, промышленно-сти, транспорта, связи, тепловых сетей и жилых объектов тащат все, что .можно открутить, выдрать, отодрать, отпилить. После этого без света, тепла и воды ос-таются целые населенные пункты, горожане и жители села лишаются элементарных коммунально-бытовых услуг. Выходят из строя лифты, насосные стан-ции, телефонная связь. И это не случайно. По оценкам специалистов, ежегодная заготовка в России лома и отходов цветных металлов оценивается более чем в миллиард долларов США!
К сожалению, в последнее десятилетие государство практически не зани-малось этими вопросами, все было отдано на откуп частным предпринимателям и фирмам. И только в 2001 году правительство сделало первые шаги, чтобы упорядочить заготовку, переработку лома и отходов цветных металлов.
В настоящее время заготовкой и реализацией вторичных металлов на рынке занимаются две группы. Первая ? это организации и предприятия, про-должающие деятельность бывших служб системы Вторцветмета Министерства цветной металлургии СССР. По оценкам экспертов, этими предприятиями пе-рерабатывается 25?30 процентов лома и отходов цветных металлов. В то же время на их долю приходится 80?90 процентов от общей налоговой массы данного вида деятельности. Вторая группа ? тысячи новоявленных предпри-ятий и индивидуальных предпринимателей. Ими перерабатывается 70?75 про-центов лома и отходов. Но этот бизнес в основном теневой, так как налоги от них если и поступают, то эпизодически и случайно.
По данным официальной статистики, с 1994-го по 2000 год экспорт лома цветных отходов вырос по алюминию в 130 раз (!), по никелю ? в 60 , раз, по меди ? в 50 раз. Правительство РФ методами тарифного регулирования пыта-лось остановить этот поток, но из-за несовершенного законодательства ничего не получилось. Для того чтобы обойти таможенный контроль и существующее законодательство, многие участники рынка перешли к экспорту ?псевдоизде-лий?, то есть простейших отливок в форме деталей машин, решеток и других ?товаров?, изготовленных из лома и отходов. Эта продукция низкого качества наносит государству двойной урон. Она непригодна для последующего ее ис-пользования в металлообработке и этим создает негативное представление о России как о промышленно отсталом государстве. Второй урон ? экспорт этих псевдоизделий сопровождается возвратом возмещаемых сумм НДС. А это на-носит бюджету страны ущерб, исчисляемый сотнями миллионов долларов.

Правительство своими поста-новлениями ?367 и ?368 от 11.05.2001 об утверждении Поло-жения о лицензировании деятель-ности по заготовке, переработке и реализации лома черных и цветных металлов сделало попытку упоря-дочить эту деятельность. В доку-ментах выдвигаются жесткие тре-бования к ломозаготавливающим и ломоперерабатывающим организа-циям и предприятиям. В частности, каждый пункт по приему лома для получения лицензии должен быть оборудован прессом, иметь химла-бораторию, приборы радиационно-го контроля и контроля за взрыво-безопасностью. Стоит такое обору-дование от 50 до 100 тысяч долла-ров, что соответствует годовому обороту мелкого сборщика.
Однако усилия правительства сведены на нет, так как Верховный суд определил, что остаются в силе и прежние лицензии. Вот уж дейст-вительно замкнутый, заколдован-ный круг. Сколько усилий ни прила-гают Государственная Дума, прави-тельство РФ, а воз и ныне там.
История законодательных иници-атив по борьбе с хищениями лома и отходов цветных металлов и наруше-ниями в сфере оборота этого лома насчитывает несколько лет. В про-шлой Думе этими вопросами зани-мались неоднократно. Дума третьего созыва уже рассмотрела три законо-проекта по этой теме. Один из них называется ?О мерах государствен-ного регулирования заготовки и обо-рота лома цветных и черных метал-лов?. Второй законопроект былп мо-ратории на экспорт лома цветных ме-таллов. Третий ? о внесении изме-нений в УК РФ, касающихся усиления уголовной ответственности за преступления, которые связаны с нарушением нормальной работы систем обеспечения жизнедеятельности. Речь идет & статье 2152 ? ?Приведение в негодность объектов жизне-обеспечения?. Совет Федерации от-клонил первых два законопроекта, что было для нас очень неожиданно. Однако судьба третьего законопроекта, связанного с обеспечением жизнедеятельности, более завидная:
Совет Федерации его одобрил. Но Президент не подписал закон.
ПОЧЕМУ я взялся за перо? Для того чтобы еще раз обратить внимание всех граждан, руководства страны, депутатов на то, что сегодня актуальность этой проблемы нисколько не снизилась, а, наоборот, возросла. К тому же некоторые политики подли-вают масла в огонь, заведомо иска-жая позицию Думы по столь прин-ципиальному вопросу. Один из них не так давно во время посещения Ярославской области отвечал на вопросы местных жителей в прямом телеэфире. На вопрос, когда же на-конец Дума примет закон, регулирующий заготовку лома цветных металлов, он заявил, что в Думе си-дит депутатская мафия, которая блокирует принятие такого закона.
Как ярославец я вмешался в дискуссию и изложил истинное по-ложение дел в этой сфере. А имен-но, что Дума приняла в трех чтениях соответствующие законы, Совет Федерации их одобрил, но Прези-дент наложил свое ?вето?. Дума это ?вето? преодолела. Затем последо-вало неожиданное для нас измене-ние своего решения Советом Феде-рации и новое отклонение этих за-конопроектов.
И вот по-прежнему из-за несовер-шенного законодательства на рынке "металлолома вн6в8"й"8йй>"вовнйка-;
ют сотни фирмочек, которые не тра-тятся ни на перерабатывающее обо-рудование, ни на содержание персо-нала, Появляются они, как правило, на задворках промышленных зон или даже на центральных улицах городов и поселков, открывая пункты по при-ему вторсырья. Какое-то время они работают, охотно и без лишних во-просов принимая у населения куски медного кабеля, электрические про-вода и т.д., считающиеся высококаче-ственным ?кусковым? ломом. А по-том... тихо исчезают. Естественно, ни о каких налогах и речи не идет. Через некоторое время на старом месте по-является фирма с другим названием, и цикл повторяется снова...

ХИЩЕНИЕ цветных металлов ? явление очень опасное для ра-боты энергопредприятий, вне зависимости от масштаба этих хищений и от стоимости похи-щенного. Ведь никто заранее не мо-жет предвидеть, на теплотрассе ли, станции или ЛЭП очередной ?загото-витель? что-то снимет, срежет, от-крутит. А ведь даже самые незначи-тельные повреждения электрообору-дования могут привести к серьезным авариям. В результате таких повреж-дений нарушается работа предприя-тий, возникают серьезные аварий-ные ситуации, тысячи населенных пунктов остаЮтся без тепла и света, не говоря уже о колоссальном ущер-бе, который несут энергопредприя-тия. Так, за 10 месяцев 2001 года только в АО ?Ярэнерго? похищено 46 тонн (350 км) проводов и причинен ущерб в размере 6 миллионов 250 тысяч рублей. В общей сложности 415 различных объектов остались без света. По каждому факту хище-ния проводов заявления передаются в органы УВД. Но раскрываембсть таких дел очень низка. Так, за 10 ме-сяцев минувшего года в органы УВД от ?Ярэнерго? подано 268 заявлений, по ним возбуждено 148 уголовных дел, из которых раскрыто только 23. С виновных лиц взыскано в пользу АО... 14 тысяч рублей.
Низкую раскрываемость таких преступлений можно объяснить сво-ими причинами. Во-первых, каждый эпизод хищения в отдельности представляется незначительным. При этом не учитывается моральный ущерб потребителям, оставшимся в результате поломки энергооборудо-вания без света, стоимость переры-вов в подаче электроэнергии ? так называемая ?нереализация элект-роэнергии?. А отсюда и отношение милиции к этим делам как к мелким. К тому же раскрывать их ? дело очень трудоемкое. Так что надежды Президента страны, отклонившего в свое время уже названный мной за-кон ссылками на возможность за-действовать административные ры-чаги, не оправдались. По данным МВД РФ, число преступлений, свя-занных с хищениями цветных метал-лов, в стране неуклонно растет. А для того чтобы оздоровить рынок вторичных металлов, необходимо принять соответствующую законо-дательную базу, ужесточить уголов-ную и административную ответст-венность, применить жесткий под-ход к выдаче лицензий.

    


23 марта 2002 г.
"Комсомольская правда"
http://www.sizov.ru/press.php?id=880&part=1&PHPSESSID=18c8a645d448308f277e5bc35d0d1206

Док. 368926
Перв. публик.: 23.03.02
Последн. ред.: 11.09.07
Число обращений: 318

  • Сизов Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``