В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Данилов: В экономической политике ничего не изменится от того, что Бендукидзе стал министром экономики Грузии Назад
Юрий Данилов: В экономической политике ничего не изменится от того, что Бендукидзе стал министром экономики Грузии
Юрий Алексеевич, учитывая, что РАО ЕЭС принадлежит грузинская энергосистема, не следует ли воспринимать назначение российского гражданина, Каху Бендукидзе, в правительство Грузии, на пост министра экономики как некоторый симметричный ответ? Ведь Бендукидзе владеет крупнейшими предприятиями в России.

Я это воспринял несколько в другом ключе. Это как бы собирание наиболее успешных грузин по всему миру, приглашение вернуться и послужить Родине. Таково было мое восприятие. Слышал я и другое мнение, с известной долей юмора, но заслуживающее внимания. А именно: как и во времена российской империи и до имперской России, назначался некий правитель окраинной территории, в случае с Грузией в период империи можно найти такие аналогии. Я скептически отношусь к этой версии, потому что не настолько сильна российская дипломатия, внешняя политика, которую проводит современная Россия, чтобы эта версия была правдой. Версия об ответном ходе грузинской стороны кажется мне еще менее вероятной именно по той же самой причине - грузинское государство еще более слабое. Это единственная страна на территории бывшего Советского Союза, которая характеризуется почти полным отсутствием государства как института общественной жизни. И поэтому всерьез рассчитывать, что министр экономики в таком государстве сможет оказывать маломальское влияние на экономику другой страны с более сильным государством, все-таки наивно.
Я думаю, что для Кахи Автандиловича это, наверное, даже некое понижение в статусе. Одно дело, когда он маленький, но российский олигарх, играющий определенную роль в российской жизни, в том числе, и политической. Другое дело, когда он пусть даже и ведущий политик, но очень слабого, практически отсутствующего государства. Я говорю не об отсутствии страны, а об отсутствии государства, как института общественной жизни, института управления.

А будет ли Бендукидзе проводником российских интересов на этом посту?

Если верна та версия, о которой я говорил, и которая кажется мне маловероятной, но если она верна, то, конечно, будет. В других случаях, я отталкиваюсь от своей основной версии, что это просто желание послужить своей Родине в каком-то качестве. В этом случае практичный человек будет вынужден активно учитывать российские интересы, потому что в сегодняшней ситуации экономика Грузии слишком сильно зависит от России. И усложнять экономическое положение Грузии, не учитывать российские интересы, министр экономики, конечно, не будет. То есть, если министр экономики озабочен прагматическими интересами Грузии, то он вынужден будет в более полной мере учитывать российские интересы, в первую очередь, экономические.
Нужно учитывать и такой важный аспект, что, в условиях отсутствия политической стабильности в Грузии, грузинские активы стоят очень дешево. Там нельзя говорить о защите какого-либо уровня, интересов инвесторов, предпринимателей. Этого просто нет. Поэтому тот инвестор, который вдруг туда придет, может купить грузинские активы очень дешево. Один мой друг купил там несколько лет назад винный завод, и за счет урожая одного года окупил это вложение. Насколько я помню, он даже не рассматривал это как долгосрочное вложение. А я думаю, что и другие российские инвесторы могут быть привлечены именно дешевизной грузинских активов. При этом появилась более-менее знакомая фигура в грузинском руководстве. Могут возникать некие условия для того, чтобы интересы инвесторов были защищены. Именно на этом основании, наверное, и будет строиться усиление экономического сотрудничества России и Грузии.

А насколько большой потерей для российского бизнеса, экспертного сообщества, внутриполитического сообщества, является Бендукидзе

Я не думаю, что Бендукидзе ушел из российской жизни временно или навсегда. Я вообще не думаю, что он ушел. Так или иначе, его капиталы здесь, он будет обращать внимание на развитие экономических и политических процессов в России. Но я бы не переоценивал уровень его влияния на принятие решений. В экономической политике ничего не изменится оттого, что Бендукидзе стал министром экономики Грузии. А те воздействия, которые он оказывал, он продолжит оказывать по тем конкретным вопросам, которые его интересуют.

2 июня 2004

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=48818

Док. 369453
Перв. публик.: 12.06.04
Последн. ред.: 12.09.07
Число обращений: 309

  • Данилов Юрий Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``