В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Бабурин: Межнациональные отношения в России Назад
Сергей Бабурин: Межнациональные отношения в России
Гости: Сергей Бабурин, Александр Белов, Мавлит Бажаев


Сегодня мы будем обсуждать тему, которая одновременно и опасна для обсуждения, и болезненна для обсуждения, и которую вместе с тем невозможно не обсуждать в нашей стране. Страна наша - Российская Федерация - простирается от Балтийского моря до Тихого океана, и проживают на ее территории десятки коренных народов, каждый из которых обладает собственным языком, собственной верой, своими традициями, своим пониманиям о том, как устроена жизнь. События в Карелии, которые, на мой взгляд, не были чем-то экстраординарным, тем не менее привлекли внимание общественности и политических сил нашей страны к очень важной проблеме - проблеме того, что жизненные уклады народов нашей страны настолько сильно отличаются друг от друга, что иногда при каких-то неправильных жизненных условиях возникают очень серьезные конфликты, которые, на мой взгляд, угрожают государственности нашей Родины, поскольку ничто так не угрожает государственной целостности России, ее суверенитету, как межнациональный конфликт, который может вспыхнуть в такой стране и который провоцируют некоторые силы, которые хотели бы разорвать нашу Родину на части, расчленить ее и сделать из нее много-много разных маленьких непонятно каких образований.

Сегодня мы обсуждаем кондопогскую ситуацию и ситуацию существования на территории нашей страны многочисленных национальных общин, в первую очередь проблему проживания кавказцев в российских городах и россиян на территории Кавказа. То есть проблему свободного проживания граждан нашей страны разной национальности и разного вероисповедания в разных ее частях.

У нас сегодня в гостях член Общественной палаты, президент Ассоциации чеченских общественных и культурных объединений Мавлит Бажаев; руководитель фракции Народной воли, депутат Государственной Думы Сергей Бабурин и координатор Центра общественных связей движения против нелегальной эмиграции Александр Белов.

- Ваша оценка того, что произошло в Карелии, в Кондопоге? Субъектами конфликта кто были?

БЕЛОВ: Субъектами конфликта были, условно можно сказать, местные, потому что они состояли из русских, финнов, карелов и приезжих - азербайджанцев и чеченцев. Некоторые из них действительно не граждане Российской Федерации, а некоторые, безусловно, граждане Российской Федерации и приехали туда временно, когда в Чечне была сложная ситуация. Что больше всего возмутило местное население? Во-первых, то, что гости вдруг начали себя вести не просто как хозяева, а как господа для остальных, которые все рабы. На что следует обратить внимание, что никаких пострадавших кавказцев нет в Кондопоге, то есть пострадало только местное население.

- Господин Бажаев, вы наверняка тоже знаете подробности того, что произошло в Кондопоге. Пожалуйста, ваш взгляд на события.

БАЖАЕВ: Да, я знаком с подробностями. Сама информация, которой я владею, я находился и нахожусь в постоянной связи с представителями общины, с представителями различных общественных, правозащитных структур, а также по каналам палаты с правоохранительными органами и с нашими различными уровнями власти. Конфликт возник на криминально-бытовой основе. Пострадали там несколько человек, из них трое на сегодня уже умерли. Конечно, драке пострадала как одна, та и другая сторона.

- А как определить стороны конфликта? На самом деле и та, и другая сторона в основном имеют паспорта нашей страны. Как описать эти стороны?

БАЖАЕВ: Я их определяю как стороны конфликта, который сопровождался массовой дракой. Насколько мне известно, как заявлял глава МВД Карелии и заявлял глава республики Катанандов, ссора эта произошла в результате именно пьяных каких-то перепалок, все это переросло в драку и сопровождалось поножовщиной и экстремальными уже действиями.

- А можно ли сказать, что драка была между местными жителями и, как говорил господин Белов, приезжими с Кавказа?

БАЖАЕВ: ... наверное, так классифицировать это все нельзя, потому что на тот момент драки они все были жителями города Кондопоги, которые или имели там постоянную, или временную регистрацию. Вместе с тем сам конфликт имел и криминальную подоплеку, потому что, как заявили опять-таки местные власти, там до этого были случаи противостояния на почве этого ресторана.

- Сергей Николаевич, пожалуйста.

БАБУРИН: Что и как там происходило в деталях, я намерен узнать в понедельник, 11 сентября. По решению Совета Государственной Думы туда выезжает группа депутатов, представляющих все парламентские фракции. И вместе с Владимиром Алексеевичем Пехтиным мы будем координировать работу этой группы по изучению ситуации, сложившейся перед событиями, во время событий, после. Я лично очень хотел бы понять действия должностных лиц. Но что на сегодняшний день, я считаю, объективно уже имеет место, что, безусловно, конфликт начался на бытовом уровне, и, безусловно, затем он приобрел межэтнический характер. Лукавить и делать вид, что этой проблемы нет, уже поздно.

- Какой проблемы, Сергей Николаевич?

БАБУРИН: Проблемы межнациональных отношений внутри Российской Федерации в исконно российских территориях, куда приехали беженцы или вынужденные переселенцы из других регионов, даже граждане Российской Федерации.

- Сформулируйте саму проблему?

БАБУРИН: Опишу очень просто. Допустим, на трагедии в Кондопоге, безусловно, сказалось то, что жители этого небольшого северного русского города не были информированы внятно о расследовании убийства, имевшего место в этом ресторане за несколько лет до этого. Они понимали, что на территории города примерно 200 человек проживает беженцев с Северного Кавказа российского, легально зарегистрировавшись, и примерно в пять раз больше тех, кто не зарегистрировался и проживает там нелегально. Но тем не менее, я согласен с Беловым, проживая там без оформления, без регистрации, люди ведут себя вызывающе тем, что они попирают сложившийся образ жизни.

- В чем это выражается? В чем попирание традиционных ценностей местного населения со стороны кавказцев?

БАБУРИН: Для жителей Карелии, вообще северной Руси - это размеренный образ жизни, уважение, спокойный стиль общения. Я вырос сам в небольшом городе, где 20 тысяч жителей. И для меня является оскорблением, когда в вечернее время носятся, очертя голову, по городу на машинах или на мотоциклах.

- А только кавказцы носятся?

БАБУРИН: В данном случае речь идет о них, потому что их уровень жизни позволяет им делать это, а большинство жителей, коренного населения не имеют такой возможности.

- То есть коренные жители всегда бедные, а кавказцы всегда богатые, я вас правильно понимаю? А если местные жители будут носиться на восьмерках с затемненными стеклами, это не будет оскорбительно?

БАБУРИН: Есть русская пословица: "Нельзя в чужой монастырь приходит со своим уставом". Я за то, чтобы любого хама наказывали - русского, татарина, чеченца, чуваша, украинца. Но если он начинает вести себя по-хамски, тем более посягать на здоровье или на жизнь человека, он должен быть наказан. И я уверен, что вина в том, что произошло в Карелии на 51 процент в любом случае лежит на правоохранительных органах.

- А 49 на ком?

БАБУРИН: А 49 на участниках самого конфликта.

- А как между ними делится процентное соотношение?

БАБУРИН: А вот здесь есть преступник, есть жертва. Преступники те, кто совершают преступления. И не надо говорить, что виноваты те, кто пошли заступаться потом за жертву. И массовый протест, который был, говорит о нездоровой ситуации с властями там.

08.09.2006

http://www.radiomayak.ru/tvp.html?id=16530

Док. 371510
Перв. публик.: 08.09.06
Последн. ред.: 17.09.07
Число обращений: 474

  • Бабурин Сергей Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``