В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Семен Новопрудский: `Это ситуация разводки` Назад
Семен Новопрудский: `Это ситуация разводки`
Российский президент Владимир Путин, похоже, всерьез вознамерился отнять у своего белорусского коллеги звание управленца с наиболее непредсказуемой кадровой политикой. Еще во вторник, 11 сентября, премьер-министром России был Михаил Фрадков, а политологи и журналисты важно рассуждали о том, что по их-де информации вице-премьер Сергей Иванов вот-вот начнет свое триумфальное шествие в преемники.


А уже в пятницу, 14 сентября, Госдума утвердила нового российского премьера Виктора Зубкова, до этого возглавлявшего организацию с непроизносимым названием "Росфинмониторинг". Ни харизмы, ни известности, ни других качеств, необходимых для победы на президентских выборах, у Зубкова, занявшего место, которое еще совсем недавно прочили Сергею Иванову, нет. Лишь опыт работы главой комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга в период нахождения тамВладимира Путина, что, впрочем, тоже немаловажно.

О Сергее Иванове и втором вице-премьере Дмитрии Медведеве, которому тоже прочили место преемника, в России на минувшей неделе мало кто вспомнил. Все участники этой масштабной игры дают понять, что происходящее имеет непосредственное отношение к президентским выборам. Михаил Фрадков, освобождая свой пост, сказал Путину следующую витиеватую фразу: "Я думаю, что было бы правильнее с моей стороны выйти с инициативой освободить должность председателя правительства, для того чтобы у вас не было никаких ограничений в принятии решений о выстраивании властной конфигурации". Зубков же прямо не исключил своего выдвижения в президенты - если хорошо зарекомендует себя на посту премьера.

В неожиданно осложнившейся политической ситуации в России обозреватель "БелГазеты" пытался разобраться вместе с заместителем главного редактора газеты "Время новостей" (Россия) Семеном НОВОПРУДСКИМ.

- Что произошло в России 12 сентября 2007г.?

- Это начало операции "Преемник". Причем ясности в том, кто именно будет преемником и будет ли преемник вообще (ведь Путин может сам остаться на третий срок), больше не стало.

Фрадков был идеальным техническим премьером, низведшим правительство до органа, не принимающего никаких судьбоносных решений и ни на что не влияющего. После его назначения все ключевые действия в стране стали предприниматься администрацией президента. Теперь премьером назначен человек, который еще ближе к Путину, работал в Питере, еще более "возрастной", чем Фрадков (Виктору Зубкову 66 лет), лишенный политических амбиций. Человек, не связанный с противоборствующими кремлевскими группировками, которые попытаются получить всю власть в стране, стоит лишь Путину упустить ее из рук.

Пока в российской истории был только один преемник - сам Владимир Путин. Ему передал власть Борис Ельцин в ходе похожей операции, правда, окруженной меньшей завесой тайны. Так вот, Путин стал преемником с поста премьер-министра. Премьер - единственный пост, с которого до сих пор в России стартовали преемники. Зубкову как прекрасному зицпрезиденту теоретически ничего не мешает тоже стать преемником. С другой стороны, ему также ничего не мешает быть техническим премьером. Таким образом, мы имеем дело с началом операции "Преемник", конец которой предугадать очень трудно.

ХРОМАЯ УТКА-НЕВОЗВРАЩЕНЕЦ

- Вы упомянули, что до этого кресло премьера использовалось для старта в преемники. Можно ли ожидать, что стартовой площадкой при Путине станет другой пост, например главы администрации? И что этот пост займет кто-нибудь из обсуждавшихся до этого преемников: Иванов либо Медведев?

- В том-то и специфика произошедшего назначения: оно не добавляет ясности в судьбу основных кремлевских группировок. Президент по-прежнему не выпускает ситуацию из своих рук. В системе власти, которая выстроена в России, как только президент назначает преемника, он становится "хромой уткой". Причем в отличие, скажем, от цивилизованных демократий, где у политика, ставшего "хромой уткой", есть механизмы корректного ухода из политики и возврата в нее через какое-то время, в России института возвращения первых должностных лиц вообще не существует.

Поэтому президент будет тянуть до последнего. Назначением Зубкова Путин, как принято сейчас говорить, расширяет свое окно возможностей. Во-первых, назначение не исключает передачу власти ни Иванову, ни Медведеву, ни другим людям, которых называют в числе возможных наследников трона. Основным кандидатом, аккумулирующим административный ресурс, может стать и человек, занимавший пост вице-премьера, как Иванов и Медведев, и глава крупной госкорпорации, как Владимир Якунин, руководитель ОАО "РЖД". Возможно и президентство нынешнего премьера Зубкова. Это ситуация разводки, ситуация множественности возможных решений, все нити которых опять стянуты в руки действующего президента.

СПУСТИ С ЦЕПИ - ПЕРЕГРЫЗУТСЯ

- Появилась версия, что Путин просто побоялся "спалить" одного из серьезных кандидатов, назначая его главой правительства. Любые непопулярные меры на этом посту приведут к утрате рейтинга и проигрышу на выборах. Из чего делается вывод о неких возможных экономических трудностях России или просто запланированных непопулярных реформах...

- Для этой версии нет никаких оснований. Если говорить о макроэкономической стабильности России, вспоминать, как и по каким схемам кризисы развиваются обычно, то до выборов президента остается слишком мало времени. Никаких внутренних предпосылок для дестабилизации нет, равно как нет и поводов для непопулярных реформ.

Зубков, кстати, известен тем, что в 2004г. некоторыми своими заявлениями спровоцировал искусственный банковский кризис. Но сейчас, учитывая контролируемость СМИ, выстроенность административного ресурса, нет никакой вероятности, что преемник-премьер наломает таких дров, что население откажется за него голосовать.

Другое дело, что пока сам президент намного популярнее любого из преемников. И судя по тому, как проходит реформа прокуратуры в России, какие противоречивые заявления делают представители крупнейших компаний, можно сделать вывод, что в среде околовластных группировок, возглавляемых потенциальными преемниками, согласия до сих пор нет. Президент, главной функцией которого все последние годы было разруливание конфликтов между своим окружением, вынужден по-прежнему играть роль миротворца. И вот как только он от нее откажется, как только одна из группировок возобладает и начнет прессовать другую, вот здесь действительно начнется дестабилизация, в т.ч. экономическая. Дестабилизация, способная "спалить" всех преемников сразу, создать почву для победы оппозиционных сил.

Время сейчас такое, что опасно отдавать предпочтение любому реальному преемнику, если, конечно, им станет не сам Зубков, "технический президент". В этом случае его можно "объявлять" прямо сейчас - борьба кланов продолжится за распределение "вторых первых" ролей.

НАГРЕВАТЕЛЬ МЕСТА

- В связи с тихой, незаметной работой Фрадкова на посту премьера возникает вопрос: чем в принципе является роль главы правительства в современной России?..

- Эта роль хорошо описывается в детской песенке: "Он в беде не бросит, лишнего не спросит". Премьер возглавляет орган, который существует лишь потому, что упомянут в Конституции, и поэтому должен существовать. Премьер не принимает ключевых решений, не ведет никакой самостоятельной политической игры. В России президентом выведен уникальный премьерский гибрид: это человек, являющийся исполнителем и при этом не характеризующий себя как профессионал. Он просто греет место, которое невозможно упразднить.

НЕВОЗМОЖНОСТЬ ЧУБАЙСА

- Обращает на себя внимание то, что Зубков, как и многие в путинском окружении, вышел из Санкт-Петербурга. Вы не могли бы объяснить, почему при Ельцине на ключевых должностях во власти не было свердловских, а Путину понадобился земляческий принцип?

- При Ельцине внутриполитическая ситуация в России была куда более сложной. Путин пришел, когда, например, Госдуму уже усмирили, она стала более предсказуемой. Ельцин же провел большую часть своего времени в прямой конфронтации с парламентом, который никак не мог взять под контроль.

Кроме того, эти два президента решали принципиально разные задачи: Ельцин учреждал базовые основы экономики, которые использует Путин. И кстати, несмотря на все происходящее, эти ельцинские основы по-прежнему позволяют России демонстрировать некий экономический рост.

С другой стороны, Путин гораздо менее уверенный в себе, менее самостоятельный политик. Ельцин не боялся окружать себя людьми, которые были умнее его. Представить себе сейчас назначение Анатолия Чубайса главой администрации президента невозможно. Дело даже не в том, что не земляк (для Ельцина), а в том, что держать на посту такого умного, толкового менеджера сейчас немыслимо. Путин опирается на проверенных людей. И это говорит о том, что по своей сути он гораздо в меньшей степени лидер: тот, кто чувствует себя уверенно, не боится опираться на тех, кто умнее его.

"РОССИИ БУДЕТ НЕ ДО БЕЛАРУСИ"

- Ряд белорусских экспертов полагает, что следующим президентом России станет Сергей Иванов, который приведет во власть новую, военную, а не чекистскую элиту. И в связи с этим белорусско-российскую интеграцию ждет откат к добрым старым временам, ибо связи между военными РБ и РФ всегда были тесными и дружескими. Повлияет ли отставка Фрадкова на отношения с Беларусью? Правда ли, что при президенте Иванове может возобновиться интеграция?

- На нынешние отношения с Беларусью отставка Фрадкова и назначение Зубкова совершенно точно не повлияет. Просто потому, что определяет эти отношения не премьер, а президент. Пока президентом России будет Путин, динамика союзных процессов не изменится.

А если следующим президентом станет Сергей Иванов (вероятность чего ровно такая же, как и победа Зубкова), то он вряд ли будет проводить принципиально новую линию в вопросе интеграции. Линию формирует не один человек, а система. Системы же однородной политической элиты в России сейчас нет, не будет и при Иванове. Даже при выстроенной Путиным вертикали власти в правительстве и в администрации президента могут бороться самые разнородные точки зрения, в т.ч. на отношения с Беларусью. И уж вовсе не факт, что проблема интеграции будет для нового президента (если он, конечно, появится) основной.

Сейчас отношения с Беларусью не являются приоритетом внешней и внутренней политики России. То же самое будет и с 2008г. по 2012г.: нужно готовиться к Олимпиаде, разбираться с партийной системой (очевидно, что часть поддерживаемых Кремлем проектов нужно упразднять), проводить дележ внутренних бизнес-активов. Те, кто получил активы при Путине, понимают, что получили их не вполне легитимно и их конкуренты при первой возможности могут устроить не одно "дело "ЮКОСа". Так что, думаю, после 2008г. России будет не до Беларуси.



Использовать материал разрешается только со ссылкой на источник
1995-2007, БелГазета. Сделано в "Сайтекс".




Виктор МАРТИНОВИЧ

No 37 [607] от 17.09.07 - http://www.belgazeta.by/20070917.37/340010141

Док. 372615
Опублик.: 20.09.07
Число обращений: 289

  • Новопрудский Семен Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``