В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Усс: Сибирь восходящего Солнца Назад
Александр Усс: Сибирь восходящего Солнца
С запуском приоритетных национальных и целого ряда инвестиционных проектов на территории страны начались тектонические сдвиги - как в политическом, экономическом, так и в психологическом аспектах. Если первые месяцы их реализация, да и сама сущность вызывали больше вопросов, нежели радости, то сегодня уже очевидно - со скрипом, натужно, но громоздкий механизм государственной машины заложил крутой вираж.
Четыре национальных проекта и множество инвестиционных всколыхнули всю страну. В том числе и Сибирь. Оказалось, что именно этот восточный "котел" России по точке кипения наиболее подготовлен к перевариванию многомиллиардных вложений. На богатейшие ресурсы наложились идеи, способные к многократной отдаче в российскую экономику. Кроме того, сибирские регионы успели подготовиться и в территориально-административном плане. Только за последний год здесь "переформатировались" сразу пять территорий: Эвенкия, Таймыр и Красноярский край создали единый субъект РФ, в состав Иркутской области вошел Усть-Ордынский Бурятский автономный округ.
Случайно ли, что многие тренды современной России рождаются на сибирской земле?
Возможно ли смещение центра тяжести государственной политики от федерального Центра в географический? Насколько эта тенденция устойчива, какие проблемы она решит? Какие создаст? С этими и другими вопросами мы обратились к спикеру, лидеру фракции "Единая Россия" Законодательного собрания Красноярского края Александру УССУ.
Сибирский геном

- Александр Викторович, процессы, происходящие сегодня за Уралом, уже сравнивают с индустриализацией Сибири времен Советского Союза. Чем можно объяснить этот пик государственного интереса и инвестиционной активности?
- Надеюсь, что это далеко еще не пик. Причин же здесь, на мой взгляд, несколько. Еще несколько лет назад на Совете по внешней оборонной политике я призывал посмотреть на Сибирь сквозь призму современной классификации стран.
Нынешние государства можно разделить на несколько условных групп. Первая - "футурозона". Выступает как авангард, эталон "правильного", "разумного". Главная ценность для таких стран - современные знания и информация, высокотехнологичные способы их создания и распространения. Вторая группа - страны-"копиисты". Здесь не создают технологий, основанных на передовом знании, но легко их воспроизводят. Третья зона - "сырьевая". Она используется первыми двумя исключительно как источник ресурсов, хотя еще 40 лет назад казалось, что именно сырьевые страны-доноры будут определять контуры будущего мира. Якобы тотальный дефицит энергоресурсов позволит им это делать. Но 80-е, 90-е годы показали, что именно технологии в конечном итоге определяют, что должно считаться сырьем. В итоге "сырьевые" страны сегодня - в зависимости от "футурозоны" и "копиистов".
Положение России в этом списке уникально. С одной стороны, мы способны на прорыв в группу государств-лидеров, с другой - обладаем мощнейшими сырьевыми ресурсами. Догонять развитые государства в вопросах уровня жизни населения, диктовать свои условия на мировом рынке, совершать экономический и технологический "спурт" в масштабах государства - задача, как говорят, "архисложная". Требуются максимальное напряжение организационных ресурсов и политическая воля. Но второе столь же обязательное условие движения вперед - гигантские материальные ресурсы, которые можно было бы активно инвестировать в высокие технологии. Где взять эти ресурсы, иначе как не в Сибири? Во что их инвестировать, если не в наукоемкие производства, размещенные на территории всей страны?
Нам, к счастью, удалось сохранить интеллектуальный научный потенциал, многие производственные мощности. Но многое и потеряно. Что-то придется восстанавливать. Что-то - строить с нуля, учитывая ушедшие вперед технологии. Но делать это необходимо, если мы не хотим потерять Сибирь.
- Есть такая опасность?
- А как вы сами считаете? Красноярский край, например, занимает 14 процентов территории РФ, а проживают здесь менее 3 миллионов человек. В других сибирских регионах картина не лучше. При этом с юга границы подпирают наши соседи, совокупная населенность которых превышает 3 миллиарда. Природа не терпит пустоты, знаете ли. Уже сегодня иностранных граждан на Востоке России столько, что можно говорить о каких-то двух-трех десятках лет, после которых значительная часть территорий нам окажется неподвластна, если мы по-прежнему будем относиться к Сибири как к неохраняемому колхозному складу, из которого можно вывозить и выносить все, что успеешь захватить в две руки.
- То есть, по-вашему, федеральный Центр осознал риски и поэтому усиливает свое присутствие за Уралом, инвестируя в азиатскую часть страны, в том числе и посредством национальных проектов?
- Как я уже говорил, это только одна из причин. Другая - большинство сибирских регионов оказались готовыми принять самое активное участие в реализации проектов. Не только осваивать федеральные и частные инвестиции, но и вносить свой вклад. Он выражается в софинансировании проектов, в разработке собственных, региональных программ. Не меньшее значение играет и менталитет сибиряков. Сама природа, суровые условия проживания на протяжении столетий заставляли наших дедов бороться, искать выход, казалось бы, из неразрешимых ситуаций. А иначе - беда, на кону - ни много ни мало жизнь. Наверное, можно говорить об особенном сибирском геноме, который предопределяет стойкость, сметку, скорость и качество принятия решений. Не случайно, возвращаясь к сегодняшним реалиям, когда многие из регионов России взяли тайм-аут во вступлении в 131-й Федеральный закон, мы уже живем по нему по полной схеме. Конечно, бывает, спотыкаемся, шишки набиваем, но идем же вперед. Для Сибири местное самоуправление, когда от района до деревни сотни верст, - привычное явление. Также не случайно, что именно в Сибири стартовали объединительные процессы - мы быстрее других поняли: пора кончать с региональными суверенитетами. Вместе лучше. А когда Президент объявил национальные проекты, мы "вцепились в них зубами", успели разработать правовую базу, сделать расчеты, подать заявки. То же и с инвестициями.

Дела инвестиционные

- Красноярский край зачастую называют российским Нью-Гэмпширом. Причем не только в отношении результатов выборов, политических раскладов, но и экономических тенденций - большинство из них отражают среднероссийские показатели. Какие из проектов, что называется, "пошли" в крае?
- Запущен проект "Ванкор", за которым стоит освоение крупного нефтегазового месторождения. Находится он в Туруханском районе края. Если говорить географическими координатами - это центр края. Фактически же это глухой, мало освоенный север, где девять месяцев зима, а от Красноярска можно добраться только по Енисею или самолетом. В свое время там была знаменитая туруханская ссылка, которую прошел и Сталин. Как понимаете, место еще то. Тем не менее запасы углеводородного топлива сопоставимы с крупнейшими мировыми месторождениями. Инвестор - "Роснефть". Работы уже прошли проектный этап, сейчас начато строительство сопутствующих объектов. Вторая позиция - "Нижнее Приангарье". Этот проект уходит своими корнями в 70-80-е годы прошлого века, когда в Сибири шло строительство каскада гидроэлектростанций. Возведение одной из самых крупных - Богучанской - было остановлено. Теперь мы вернулись к этому проекту, ведется строительство тела плотины, подготавливается ложе водохранилища. К ГЭС будут привязаны новый алюминиевый завод, возможно, ЦБК, железнодорожная ветка. Разумеется, инфраструктура. О значимости этих проектов для страны и для края я говорить не буду - вещи совершенно очевидные.
- Впечатляющие программы. А самостоятельно край как субъект Федерации что-то финансирует?
- Давно и много. Уже несколько лет действует краевая инвестиционная программа, в рамках которой ведется строительство образовательных и лечебных учреждений, социального жилья. Существует программа "Дороги Красноярья", целый пакет законов, направленных на поддержку сельского хозяйства. Край только в 2006 году выделил аграриям один миллиард рублей, а если говорить о совокупности средств в целом на почти тридцать краевых целевых программ, то цифры исчисляются десятками миллиардов рублей. Разумеется, и программы рассчитаны не на один год, а на долгосрочную перспективу. Конечно, хотелось бы, чтобы средств было на порядок больше. Пока же инвестируем "точки роста", по принципу национальных приоритетных проектов.

Красноярский эксклюзив

- Какова доля участия края в национальных проектах?
- По национальному проекту "Здоровье" из 62,2 миллиарда, которые выделены в целом на Российскую Федерацию в 2006 году, в край должно поступить 2,5 миллиарда рублей, по проекту "Доступное и комфортное жилье" из 28,5 - 1,4 млрд. руб. 152 миллиона поступит на развитие агропромышленного комплекса, 329 миллионов - на образование. Как вы понимаете, за красивые глаза такие средства Федерация выделять не будет. Край предоставил не только расчеты и экономический анализ потребностей, но, смею надеяться, по-настоящему интересные предложения именно в этих четырех сферах.
- Примеры можете привести?
- Одними из самых заметных результатов могут стать строительство в Красноярске кардиологического центра и создание на базе образовательных ресурсов высшей школы Национального университета. Мне бы хотелось особо выделить именно последний - своеобразный красноярский эксклюзив. Когда Правительство приняло решение, что Национальный университет будет создан как качественно новый субъект высшего образования, за право на его открытие в борьбу вступили сразу несколько территорий. Но именно мы, красноярцы, задолго до официального старта проекта обосновали необходимость создания такой структуры в российской вузовской системе. И, на мой взгляд, совершенно справедливо, что эту "гонку" интеллектуалов выиграл наш край. При хорошем раскладе осенью этого года будет подписан уже разработанный проект постановления о создании Национального университета в Красноярске. Он объединит ведущие академические вузы края, в его стенах будут обучаться около 50 тысяч студентов по специальностям, востребованным и на Ванкоре, и в Приангарье, и в Сибири в целом. Более того, университет будет готовить специалистов для стран Тихоокеанского региона, а его диплом, надеюсь, займет достойное место в ряду дипломов лучших мировых университетов. Кроме того, более 2 тысяч семей улучшат свои жилищные условия в рамках проекта по строительству доступного жилья. 260 лучших учителей и 78 школ, внедряющих инновационные программы, получат предусмотренное проектом вознаграждение. Сам факт существования этих и других проектов, часть которых находится на этапе разработки и принятия решения, а часть уже начали реализовываться, свидетельствует о том, что федеральный Центр разделяет взгляд сибирских регионов на стратегическую роль Сибири. Понятно, что такая позиция встречается у нас с удовлетворением.
- Неужели все так гладко с запуском проектов?
- Люди, для которых, собственно, и предназначены эти средства, проявляют неподдельный интерес. Об этом говорит количество педагогов, школ, лечебных учреждений, предприятий агропромышленного комплекса, подающих заявки на участие в проектах. Большинство из них носят инновационный характер, экономически обоснованны, наконец, просто интересны. Социальное и экономическое иждивенчество Сибири не грозит.
В то же время, возвращаясь к вашему вопросу, конечно, не все гладко. Одна из проблем заключается в том, что само население хочет, но пока не умеет говорить на этом новом "проектном" языке. Приходится по нескольку раз ездить в банк, потому что оформить все документы с первого раза не получается. А в некоторых случаях не хватает элементарной информации. В крае, скажем, уже давно действует программа, по которой несколько сот семей в год могут взять кредит на условиях полного погашения государством процентов. В прошлом году не нашлось даже такого мизерного для края количества желающих это сделать. Почему? Жители не знают об этом или не хотят завязнуть в бюрократических процедурах? Надо разбираться.
Немало подводных камней скрывается в сельском хозяйстве. Здесь и гигантские масштабы края, из-за которых сельхозпроизводителям требуется ехать за многие сотни километров в ближайший офис Россельхозбанка, чтобы оформить кредит. Это и пассивная позиция других банков, страховых компаний в отношении кредитования села. Это и общее состояние отрасли, которой сегодня попросту нечего использовать в качестве залоговой базы. В то же время нужно очень хорошо уяснить, что участие в нацпроектах не предполагает бездумную и безоглядную "раздачу слонов" в виде исключительно повышения зарплат либо выдачи легких кредитов. Ни к чему, кроме как к росту инфляции, это не приведет - в этом я полностью согласен с губернатором края Александром Хлопониным. Он не раз подчеркивал - и на заседании президиума Госсовета, и в публичных выступлениях, в том числе и в федеральной прессе, что стимулировать нужно тех, кто способен удерживать высокую планку. Кредиты должны быть только целевыми, стимулирующие выплаты, например в образовании - лучшим педагогам.

От выборов до выборов

- Александр Викторович, вы, я смотрю, уже цитируете губернатора края Александра Хлопонина. А когда-то от отзвуков борьбы за губернаторское кресло в крае и Москву потряхивало. Как складываются ваши отношения после выборов? - В Красноярске подобного рода вопросы ни мне, ни губернатору уже давно никто не задает. Выборы на то и выборы. Это борьба интересов, идей, программ. День голосования проходит, наступает следующее утро - надо работать. Я считаю, мы с губернатором вполне уравновешиваем и дополняем друг друга, возглавляя каждый свой участок работы в крае. В этом смысле прав оказался Президент, когда пригласил нас вдвоем к себе на беседу, если вы помните, сразу после подведения итогов голосования. Во многом после этого разговора в крае удалось переломить не очень хорошую российскую практику политического и морального уничтожения, противостояния участников выборной гонки даже после ее завершения. А сейчас в крае уже и новые выборы не за горами. Весной 2007 года состоится формирование нового парламента теперь уже большого объединенного края.
- Вы собираетесь в них участвовать?
- Да.
- За место спикера тоже поборетесь?
- Я настроен на это.
- Вы сейчас возглавляете фракцию "Единая Россия" в Законодательном собрании. Каковы ее позиции в общем раскладе политических сил - как в парламенте, так и в крае?
- В парламенте "Единая Россия" представляет большинство. В то же время мы внимательно прислушиваемся к депутатам от других партий и блоков, к одномандатникам, все решения принимаем после тщательного анализа, учитывая точку зрения как сторонников, так и оппонентов. Более того, будучи спикером, я обязан поощрять к диалогу все политические силы, составляющие краевой парламент. Как руководитель фракции свою задачу вижу не только в укреплении авторитета партии в ЗС и в крае, но и в поддержке других партий. "Единая Россия", являясь доминирующей политической силой в стране, одной из главных целей обозначила строительство реальной многопартийной системы. Только в условиях конкуренции идей и политических платформ возможно движение вперед. Поэтому перед нами стоит, что называется, двуединая задача - победа на выборах в 2007 году, с одной стороны, а с другой - создание условий, в которых в рамках конституционного поля смогут в полной мере проявить себя все участники выборного марафона.
В целом в крае сформировано одно из самых многочисленных отделений партии в стране. Я постоянно езжу, встречаюсь с людьми - нам верят. Причем индекс доверия растет, поскольку от заявлений и деклараций партия перешла к полномасштабным делам, которые уже сегодня начинают подкрепляться результатами. Люди видят это в росте доходов, во вновь начинающих работать производствах. Ведь и национальные проекты, провозглашенные Президентом, поддержала, а во многом инициировала "Единая Россия". Думаю, это скажется на результатах краевых выборов.

Пятый проект

- Время от времени поднимаются разговоры о переносе столицы России в Сибирь. Не может ли это стать новым национальным проектом?
- А почему бы и нет? Как сибиряк я только "за". В этой идее, революционной на первый взгляд, есть здравое зерно. Давайте порассуждаем. Ведь сегодня звучит немало доводов в пользу переноса всех или части столичных функций в Санкт-Петербург. Правда, в основном доводы эти выглядят как этакий зов к справедливости: "Москве - всё, а нам - ничего?!" Такая позиция непродуктивна.
В мировой истории столицы переносились не единожды. Это делали Чили, Германия, Бразилия, Казахстан, Япония, Китай - многие десятки государств. В том числе Россия: Киев, Москва, Санкт-Петербург, снова Москва.
Когда-то Санкт-Петербург стал "окном в Европу". Россия остро нуждалась в морских портах и защите северо-западных границ. Вдохновленный идеей просвещения, город воплощал в себе достижения европейской культуры, противостоял консервативному боярскому укладу. Именно через Санкт-Петербург, как через гигантские ворота, проникали и распространялись по стране идеи Петровских реформ в сторону европеизированной модернизации.
Однако создание столицы на границе любого государства - редкий случай. Основная тенденция - перенос столицы в географический центр государства, каким, кстати говоря, является Красноярский край.
- Что это могло бы дать России?
- Во-первых, Азиатско-Тихоокеанский регион раз и навсегда усвоит: Сибирь - российская территория и останется российской. Пока же, соблюдая букву договоров, наши восточные соседи успешно реализуют планы по тихому "захвату" земель.
Во-вторых, внутренние миграционные потоки, которые сегодня направлены с востока на запад, развернутся в противоположном направлении. Население перераспределится по России более равномерно - это гигантский плюс во всех отношениях.
В-третьих, развитие государственных институтов, бизнеса, социальной сферы вокруг нового центра получит такой толчок, которого не обеспечит ни одна свободная экономическая зона. Людовик ХIV, обиженный на Париж, построил дворец в Версале, и активность - культурная, экономическая - мгновенно переместилась туда.
- Вы представляете, какое количество чиновничества, прежде всего московского, лишится власти?
- Это правда. Вряд ли все эти люди согласятся на переезд в новый город за много тысяч километров. Но придут новые, еще не имеющие клановой спайки, свежая кровь. Другая атмосфера, другие люди, отсутствие традиций, в том числе не самых лучших. Номенклатурная система в государственном центре будет сломлена, а вслед за этим она сойдет на нет и на местах. По сравнению с сегодняшним госаппарат сократится в десятки раз хотя бы потому, что на первых порах не хватит места для его размещения. Ввиду этого усилится местная власть.
В то же время нахождение столицы ближе к Востоку является очень логичным и удобным с точки зрения управления. Сутки страны начинаются со столицы. И срочные распоряжения власти начнут выполняться день в день.
Этот вариант развития сегодня кажется фантастикой, но еще двадцать-тридцать лет назад фантастикой казалось большинство окружающих нас сегодня реалий.
Я отнюдь не настаиваю на том, что именно перенос столицы в Сибирь станет тем толчком, той радикальной мерой, которая позволит начать мощное движение почти мгновенно. Наверное, есть и другие способы придать развитию Сибири, России в целом, достаточное ускорение. Давайте подумаем!



Парламентская газета

http://www.speaker.su/more.php?UID=209

27.07.2006

Док. 375162
Перв. публик.: 27.07.06
Последн. ред.: 26.09.07
Число обращений: 357

  • Усс Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``