В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Усс: Скипетр спикеру не нужен Назад
Александр Усс: Скипетр спикеру не нужен
У Александра Усса отсутствует жажда власти
Сегодняшний герой рубрики в представлении не нуждается. За несколько лет его лицо, образ мыслей, жизненную позицию успели изучить и телезрители, и читатели. Его знают правоведы зарубежья и политики России. Однако законотворческая деятельность, необходимость постоянно быть на виду и вполне понятная неуступчивость нередко делают его мишенью для критики, а порой - невольным фигурантом сплетен и домыслов, В связи с этим - наш первый вопрос председателю Законодательного собрания Красноярского края Александру Уссу
-Александр Викторович пару недель назад кто-то разослал по редакциям местных средств массовой информации "подметные письма", содержащие компрометирующую вac информацию... - Например? Я не слежу за подобными вещами... Это где написано, что я "профессор уголовного права"
- Пишут разное: о контактах с германской разведкой, работе на КГБ, "доверительных отношениях" с руководством УВД и - в то же время - о создании мощной организованной преступной группировки. В подобные "откровения" мало кто верит, поэтому выглядят такие акции довольно странно. Зачем, по-вашему, это делают?
-Наверное, все-таки считают, что какая-то часть журналистов это опубликует, какая-то часть населения поверит... Я отношусь к этому достаточно спокойно. Более того, с каким-то удовлетворением. Великая русская актриса Фаина Раневская говорила: "Жить надо так - чтобы сволочи о тебе вспоминали каждый день". Коль скоро обо мне вспоминают, значит, я живу правильно.
- В связи с вашим высказыванием о КГТРК директор этой телерадиокомпании подал на вac исковое заявление в суд. Ваша реакция?
- Это не более чем попытка вывести меня из равновесия. Ничего сверхъестественного не было произнесено. Высказываний о том, что с экранов КГТРК льется ложь, звучало много и раньше. Думаю, это спланированный ход, причем не очень достойный. Что касается содержания моих утверждений, то я готов его подтвердить где угодно. Если надо - в суде. А если за право говорить правду придется платить, и дорого,- я готов платить. И вновь настаивать на том, что считаю нужным.
- В одном из недавних интервью вы заявили, что не относитесь к "ягнятам", и в случае необходимости способны продемонстрировать жесткую игру...
- Это действительно так. Во всяком случае, подача на меня иска в суд, попытка шантажа, распространение "компромата" через ангажированные не оказывают на меня воздействия. Я готов к открытым и резким дискуссиям с теми (невзирая на должности и имена), кто организует такого рода акции.
- Очень многие сейчас не брезгуют использовать так называемый черный пиар. Вы наотрез отказались для себя от грязных технологий?
- Для начала это не в моих правилах. Свет, добро всегда побеждают. Я верю в это. Кроме того, думаю, такого рода вещи просто неэффективны. У сибиряков - людей со здоровой психикой, нравственностью - они просто не проходят.
- Как родственники реагируют на выплескивание в компромата в газетах, на телевидении?
- По-разному. Единственная моя просьба к ним в таких случаях - не обсуждать, эти вещи со мной и не давать советов. Когда прихожу домой, мне начинают описывать, что там опять и кто обо мне сказал.
Меня беспокоит реакция матери, которая, несмотря на просьбы и предупреждения продолжает покупать те самые газеты, в которых обо мне пишут, и смотреть те самые передачи - совершенно очевидно - будут говорить только плохое. Реакция у нее достаточно тяжелая, родные предпочитают мне об этом не рассказывать; Я им рекомендую одно: читайте, пожалуйста, какой-нибудь журнал о природе, о семье, и все будет в порядке.
- Александр Викторович, сейчас часто говорят и пишут о том, что места в Законодательное собрание края продаются. Очень активно ведут себя крупные финансово-промышленные группы: кого-то из кандидатов или политических партий финансирует "Норильский никель", кого-то - "Русский алюминий", ЮКОС или Альфа-группа. Не грозит ли, на ваш взгляд, красноярскому парламенту "приватизация"?
- Это одна из самых больших опасностей для нашего края. То, о чем вы говорите, витает в воздухе. Крупные финансовые группы должны, конечно, думать о своих интересах - это неизбежно, но попытки заполучить "ручных депутатов", как в Законодательном собрании, так и на уровне Госдумы, я полагаю, ведут к дезорганизации всей общественной системы. Я с тревогой наблюдаю за Советом Федерации, за Думой, где ходят "ответственные за работу с соответствующими органами3 и с гордостью считают "своих" депутатов и членов Совета.
Когда нечто похожее наметилось в крае, у меня было желание сказать: уважаемые господа, объясните правила игры, мы выйдем на проспект Мира и попросим красноярцев скинуться, чтобы купить место уже для своих депутатов - том или ином списке.К счастью, нынешний состав ЗС отличается, прежде всего, приверженностью к коренным интересам земли, на которой мы живем, и практика, о которой вы спросили, ему несвойственна. Я, во всяком случае, не знаю ни одного такого факта (да и на уровне средств массовой информации это нигде даже не проскальзывало). Следующий состав ЗС будет формироваться в значительной степени из тех, кто здесь уже поработал, поэтому он имеет определенный иммунитет.
- В Красноярском крае, как, вероятно, и в других российских регионах, наблюдается явное порой достаточно жесткое, противостояние исполнительной я законодательной властей. По крайней мере, трения между ними возникают часто. Это неизбежное явление?
- Нормальное. Даже нужное: на то и щука в море, чтобы карась не дремал. Стабильность, о которой столь многие пекутся, на самом деле напоминает болото, застой. Поэтому разделение властей, принцип противовесов предопределяют динамику и движение. Тем не менее степень противоречий между ветвями власти должна быть приемлемой. Иначе они навредят работе; Думаю, у нас уровень разногласий хотя и незначительно, но превышает тот, которого хотелось бы, Я твердо убежден: нынешнее Законодательное собрание не стремится натянуть на себя одеяло устроить как можно больше конфликтов, но просто держит определенную позицию, исходя из убеждений в необходимости какого-то решения для населения.
- В качестве примера приведу следующий. Кадровая политика, которую проводит исполнительная власть в течение трех лет, стала уже притчей во языцех: сменилось более сорока заместителей, чуть не десяток начальников финансового управления. Думаю, каждый человек понимает: если на предприятии (даже небольшом) за три года сменится восемь главных бухгалтеров, - это очень плохо. Мы попытались внести в Устав изменения, которые сдерживали бы пагубную тенденцию. Естественно, это не нравилось губернатору, но мы настаивали на своем.
Или другой пример. На мой взгляд, вызывает, по меньшей мере, удивление, почему заместители губернатора, да и сам Александр Иванович в 90 % случаев стоят ни стороне энергетиков, а не населения. Именно поэтому мы приняли Закон о Региональной энергетической комиссии, смысл которого заключается в том, чтобы сама РЭК и ее председатель были в какой-то степени подотчетны депутатам, а? следовательно, и всем жителям края.То же касается и закона, позволяющего компенсировать задержку зарплаты из расчета 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка за каждый день. Губернатор наложил вето. Мы его преодолели. Это тоже конфликт. Думаю, депутаты действовали в интересах населения. Такого рода примеров очень много. Они демонстрируют характер наших разногласий с исполнительной властью: он не политический, а сущностный, и продиктован стремлением стать на позицию людей, которые нас избирали, а не чиновников, которые с этими интересами "просто не хотят считаться.
- Александр Викторович, а в детстве вы, наверное, как любой нормальный ребенок, о политике не мечтали.
- Абсолютна.
- Так кем хотели стать?
- У меня были совсем другие планы. Мечтал стать моряком, учиться в ленинградском мореходном училище. Хотя до этого ни разу не видел моря. Строил модели кораблей, яхт вместе с соседом Вовкой. Потом под воздействием старшего брата, который заканчивал сельхозинститут, принял иное решение - пойти на юридический факультет. Это "уже не мечта, а конкретный план. Я настолько серьезно проникся этой целью, что если бы не поступил тогда (конкурс был очень большой: по-моему, 800 человек на 25 мест), то поступал бы вновь... Когда начал учиться в университете, понял, что это мое: заниматься не только правом как таковым, но и наукой.
А приход в политику был абсолютно случаен. Когда на губернаторских выборах победил Зубов, ему надо было комплектовать команду. Он настойчиво приглашал меня. Я шел сюда без желания. Это не лукавство. К этому времени я уже был достаточно известен как ученый, прошел хорошую школу за рубежом...
Кроме того, я терял свободу... Я никогда не сидел в кабинете, и вы, как человек творческой профессии, думаю, меня хорошо понимаете. Тогда можно было читать две лекции в неделю, писать книги, статьи, - в этом себя реализовывать.
Разумеется, от такой свободы пришлось отказаться.Главный мотив, который все-таки предопределил мое решение: уйти я всегда смогу. Совсем станет невмоготу - скажу: а знаешь, Валера, надоело мне все это, пойду-ка я обратно". Но есть "принцип колеи": затягивает борьба, продвижение, но главное - ответственность перед теми, кто с тобой рядом, кто на тебя надеется.
...Не скажу, что политика является самым привлекательным для меня делом. Мне кажется, прежние годы, когда я занимался наукой, когда писал, были гораздо счастливее. Трудно судить, как сложится судьба дальше, но я уверен, что найду себя в любом деле. У меня есть профессия и возможности реализовать себя в разных делах.
- Путь назад, из политики для вас приемлем?
- Я не считаю это путем назад, скорее - вперед.
- В будущем вы видите себя губернатором Красноярского края?
- Не исключаю такой возможности. У меня отсутствует жажда власти как таковой, когда доставляют удовольствие ее символы, возможность командовать людьми, ездить с охраной, иметь машину с заметным номером. Начисто этого лишен. Но если буду востребован красноярцами, то пойду на этот шаг, и, опять же, сделаю все для того, чтобы он был успешным. 8 то же время готов поддержать любого из красноярцев, который выдвинется на этот пост, и, на мой взгляд, будет достоин. Таких много: это и Петр Пимашков, Валерий Зубов, предположим, тот же Андрей Васильев - человек из блока СПС.
- Кто из МОСКОВСКИХ, федеральных политиков вам наиболее импонирует?
- Может быть, это не слишком Оригинально: Путин и Строев. Люди абсолютно разные по темпераменту, но, мне кажется, каждый из них является по-своему очень серьезным государственником. Меня в этом убеждает не только их позиция, дела, но и впечатление от личного общения.
- Сейчас некоторые политики всерьез обсуждают возможность сепаратизма Сибири. Как вы относитесь к этой идее?
- Я не раз говорил; Россия без Сибири - не Россия, и равным образом, думаю, Сибирь без России не может реально существовать.
- Как вы a свое время приняли перестройку?
- Пережил, как и многие, болезненно. Хотел сделать научную карьеру (в хорошем смысле слова), а в конце 80-х годов стало ясно, что это никому не нужно. Дописывал докторскую, что называется, на автопилоте. Когда многие зарабатывали деньги, создавали предприятия, - я сидел за компьютером, "добивал" диссертацию. У меня была семья, трое детей, поэтому параллельно организовал несколько небольших предприятий. Капиталистом я не стал. Не ставил перед собой такую цель. Но сумел создать условия достойной жизни - в чисто бытовом плане - себе и своей семье.
Вообще, у меня другие ценности, другие идеалы, но мужчина не должен быть бессребреником, который I не думает о хлебе насущном. Вот у меня сейчас сын на третьем курсе - юрист, неплохо учится, уже начал заниматься юридической практикой: три дня в неделю он работает. Думаю, это полезно. Учиться зарабатывать надо уже с того возраста, когда можешь это делать.
- Можно нескромный вопрос?
- Пожалуйста.
- Вы сейчас живете с семьей s новом доме на енисейской набережной...
- Дубровинского, 100.
- Большая квартира?
- Если не ошибаюсь, порядка 160 квадратных метров. В этом доме есть квартиры гораздо больше. Отличительная особенность нашей заключается в том, что я эту квартиру купил. Точнее, не я, а наша семья. Мы строили ее, внося соответствующие взносы. Хотя у меня была возможность, как у бюджетника, получить ее. Кстати, точно такая же выделялась Законодательному собранию, но я не мог себе представить, как я, его председатель, заберу эту квартиру себе, если могу рассчитаться за нее сам и получу возможность нормально смотреть в глаза избирателям и коллегам-депутатам.
- А что стало с той квартирой, которую выделили Заксобранию?
- Мы ее продали и получили для наших работников четыре квартиры с такой же примерно площадью, но, так скажем, в менее престижных домах.
- Ваш день, наверное, расписан по минутам. Занимаетесь наукой, пишете книги. А как с художественной литературой? Или на чтение вовсе времени нет?
- Пытаюсь читать, но, к сожалению, не так много в последнее время. Любимые авторы - не очень, может быть, оптимистичные люди: Маркес, Ремарк, Хемингуэй.
- Остальное - работа?
-Есть давнишнее увлечение, с юности. Я довольно неплохо играл з большой теннис. Еще до того, как президент Ельцин начал играть и вообще стая президентом... Но на это остается мало времени, поскольку любой спорт требует регулярности.
Пожалуй, типичный мой досуг сейчас заключается в следующем. Когда мы приезжаем за город (к деду, как говорит моя дочь Сашка), мы берем свою собаку - Барс его зовут, дворняга, которая 12 лет с нами живет, - и идем в поход", в ближайший лес, где просто гуляем, час-два - сколько получится. Это самое приятное время, поскольку имею возможность пообщаться с младшей дочерью. У меня есть и старшая, которой уже 24 года, и сын, но главная надежда - маленькая Сашка.


МК в Красноярске

http://www.speaker.su/more.php?UID=78

12.11.2001

Док. 375372
Перв. публик.: 12.11.01
Последн. ред.: 26.09.07
Число обращений: 294

  • Усс Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``