В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Усс: Наше село держится не благодаря власти, а вопреки ей Назад
Александр Усс: Наше село держится не благодаря власти, а вопреки ей
Как уже сообщал "Красноярский рабочий", группа депутатов Законодательного Собрания и руководителей ведущих сельскохозяйственных предприятий края побывала в Орловской области. Красноярцы посетили крупные агропромышленные предприятия, объединяющие производство, переработку и реализацию продукции, побывали на полях и в фермерских хозяйствах. Материалы о встречах на орловской земле, подготовленные нашим специальным корреспондентом Виктором Решетенем, мы уже опубликовали на этой неделе. Сегодня же слово - руководителю делегации, председателю Законодательного Собрания края Александру Уссу.
- Александр Викторович, обмен опытом - форма не новая. В не столь давние советские времена ездили часто и много... Может, больше для того, чтобы слегка развеяться, отвлечься от серых будней - по правде говоря, особых результатов эти поездки не приносили. Какую цель вы ставили перед собой, отправляясь в столь дальнее путешествие? И почему, кстати, Орловщина, а не Алтайский край, к примеру, с которым мы когда-то соревновались и с которым нас связывали очень тёплые взаимоотношения?
- Не спорю, что много полезного можно увидеть и у соседей поближе - у тех же омичей, тюменцев, где мы, кстати, тоже бывали. По ряду позиций они опережают другие сибирские регионы, в том числе и Алтай, не говоря уже о нашем крае. Такие поездки чрезвычайно полезны, особенно в наше время, когда трудно уловить осязаемые результаты от так называемых "реформ".
Ходим по кругу, дебильно восторгаемся какими-то радужными отблесками мыльных пузырей и хлопаем в ладоши. На селе народ разуверился и начинает утверждаться в мысли, что судьба нам определила как бы два варианта жизненного устройства на выбор - либо прежний, советский, который мы, дураки, не поняли и отвергли, либо вот этот, который может обеспечить нынешняя государственная система - ежегодное сокращение посевных площадей, численности животных, падение продуктивности, снижение урожайности, какие-то унизительные подачки крестьянину с барского стола в виде какой-нибудь бороны или комбайна под литавры и барабанный бой на всю округу, да стопарь технаря для успокоения - не журись, мужик, всё нормально! У тебя же поросёнок в стайке хрюкает, картошка растёт... А дальше ещё лучше будет...
Но есть другая жизнь! Орловская же область более десяти лет является в России лидером социально-экономических преобразований, имеет самые высокие показатели по производству сельскохозяйственной продукции. Она сегодня готова предложить стране свою концепцию реформирования аграрного комплекса и видение экономической реформы вообще - той реформы, которая будет способствовать увеличению объёмов производства, обеспечит выход из тяжёлого экономического положения. На крутом вираже вхождения в рыночную экономику она оказалась более других готовой к реформированию АПК, и прежде всего психологически.
- Тому способствовали, очевидно, объективные обстоятельства - Орловщина всё же не Сибирь?
- Да, Орловщина, конечно, не Сибирь. Климатические условия, почвы и всё прочее нельзя не учитывать, но булки на деревьях там не растут. Молочные реки с кисельными берегами тоже бывают только в сказке. В данном случае объективные обстоятельства как бы отодвинулись на второй план, а главную роль сыграл субъективный фактор. Я имею в виду Егора Семёновича Строева, главу администрации области, и его команду. Они, в отличие от других, не занимались какими-то разборками, локальными межпартийными войнами, а поставили во главу угла, простите за высокие слова, интересы Отечества, своих людей, жителей области.
Егор Семёнович Строев - великий человек, я хорошо знаю его по совместной работе в Совете Федерации и всегда говорю, что это самая светлая личность в России. О его мудрости, житейском опыте, умении общаться с людьми, понимать их, разговаривать с ними можно рассказывать долго. Но достаточно отметить лишь одно, на мой взгляд, главное качество - мощную положительную энергетику, такой магнетизм, который притягивает людей. Он сам большой специалист в области сельского хозяйства - доктор наук, академик, имеет многолетний опыт практической работы. С большим интересом с ним общаются и простые крестьяне, и короли, и президенты, и главы правительств разных стран. Своими успехами Орловщина обязана ему в первую очередь.Строев верно сориентировался в той неразберихе, которая была характерна для всей России первой половины девяностых годов... Как экономист, прежде всего. Да и как политик. Собрал очень сильную команду людей грамотных, компетентных... Определил приоритеты. И вот теперь все приезжают к нему, смотрят и чешут, извините, репу...
Мощные сельскохозяйственные холдинги. Передовая технология. В едином цикле производство, переработка, реализация продукции - без посредников. Высочайшая агротехника. Отменные урожаи, привесы на откорме животных по полтора килограмма в сутки. Пять тысяч коттеджей для крестьян! Зарплата механизаторов - до тысячи двухсот долларов в месяц... Российская Америка. Это когда же станут такими другие регионы? Через десять, пятнадцать лет? Через двадцать? Никто не знает...
- Сравнивая, сопоставляя, вам было обидно за команду нашего губернатора?
- Разумеется, да. И думаю, не только мне, но и другим участникам этой поездки. Было обидно и горько... У Строева замы - учёные-экономисты. Его первый заместитель руководит сельским хозяйством семнадцать лет. Там очень серьёзно работают с кадрами. Их берегут, выращивают, лелеют, тратятся на обучение за границей. Наука является стержнем всей системы. Вот как тут не вспомнить недавнюю сессию Законодательного Собрания и отчёт исполняющей обязанности первого заместителя губернатора Селивановой, ведающей практически всем блоком экономических вопросов? Хоть приглашай буфетчицу из столовой, чтобы помогла разобраться в каких-то элементарных вопросах, в азах экономики. О каком комплексном развитии, о какой стратегии может идти речь, если взаимоотношения с Норильским промышленным районом, гигантом мирового значения, Селиванова выстраивает, как она сама признала, на личных связях. "Ну а если вы вдруг оставите нас,- спрашивает явно с сарказмом депутат, - тогда что?" "Тогда, - отвечает Людмила Васильевна,- вам всем будет очень плохо..." Нуждаются ли в каких-то комментариях подобные пассажи?
- Уместно вспомнить Иосифа Виссарионовича: "Кадры решают всё". От команды, понятное дело, многое зависит. Но не всё. Не на пустом же месте они начинали!.. Была, значит, достаточно крепкая материальная база, или, как её называют - основные производственные фонды?
- Так вот, если сравнивать, то производственные фонды сельскохозяйственного сектора нашего края даже после того, как их наполовину угробили, растащили по дворам, разворовали, остаются куда более сильными, чем на Орловщине. У них никогда не было такого мощного потенциала, как в Красноярском крае! Вспомните Малиновский комплекс, Первоманский, Ачинский. Даже сейчас, возьмите хозяйство Исаева Валерия Андреевича - бывший Назаровский совхоз... Хозяйство Микова Петра Григорьевича в том же Назаровском районе, Бережного Григория Ивановича в Сухобузимском районе, хозяйства Бириха, Морозова в Курагинском да и ряд других, имеющих совсем не слабые производственные мощности.
Кстати, если уж эту тему мы затронули, то добавлю, что к достижениям орловчан не примешаны какие-то нефтедоллары, там нет цветной металлургии, алюминиевой промышленности, что есть у нас, на что можно было бы опереться в самый сложный стартовый период. У них бюджет один миллиард шестьсот миллионов - в десять раз меньше нашего. Но к ним идут инвестиции - Германия в 1998 году вложила в развитие сельского хозяйства области более ста миллионов марок! В этом году проводят инвестиционную ярмарку и прогнозируют приток денег в объёме двенадцати миллиардов рублей. Работают головой, а не языком, потому и имеют такие ошеломляющие результаты - 47 процентов роста производства! У нас - ниже общероссийских.
Мы нынче за пять месяцев сократили стадо животных на восемь тысяч голов. Я, конечно же, сравниваю. И по всем позициям сравнения не в нашу пользу. Если наше село ещё держится на плаву, кое-где урожаи даже неплохие получают, то не благодаря власти, а вопреки ей. Крестьянам за это надо низко поклониться. Возьмите другую составляющую продовольственной проблемы: только в прошлом году на Орловщине закуплено мяса у населения на сорок три миллиона рублей! Что мы сделали для того, чтобы у бабушки из дальней деревни, скажем, Тюхтетского или Тасеевского района, закупить то, что она вырастила? Мы только говорим о государственной поддержке, о дотациях, а в итоге - ноль. Чья продукция лежит сегодня в витринах наших магазинов? Колбасные изделия, майонез, сыры, бифидоки всякие, печенье и много чего другого - из Новосибирска, Кемерова, Иркутска, Томска и более далёких городов. И ничего, никому не стыдно. А где же наше?.. Нам осталось только дрова завозить откуда-нибудь с Вологодчины да уголь с Донбасса. И будет полный порядок. Чем же мы хуже других? По горло в воде стоим и кричим "дайте попить!"
- Может по горло не в воде, а в чём-то другом?
- Возможно, и так.
- Вы не могли бы кратко, хотя бы в общих чертах обозначить суть орловской реформы?
- Это примерно то же самое, что рассказать о романе "Война и мир" в двух словах. Совершенно новое направление в экономике сельского хозяйства, которое надо глубоко, серьёзно изучать. И двух дней, которые мы там провели, для этого, конечно, мало. Штрихами можно лишь обозначить три этапа аграрных преобразований: первый - реформирование земельных отношений и всех организационно-правовых форм хозяйствования. При этом им удалось воедино сплести два перспективных направления - реформирование по вопросам земельной собственности и усиленное развитие хозяйственного расчёта, без которого собственность не работает. Отжившие свой век колхозы и совхозы они превратили в совершенно новые, жизнеспособные предприятия, которые стали основой для проведения второго этапа. А второй этап - это кооперация и интеграция производства по вертикали и горизонтали. При этом решалась задача достижения высокой экономической эффективности. По принципу финансово-промышленных групп создавались новые структуры, работающие на конечный результат в замкнутом производственно-финансовом цикле. На третьем этапе решались вопросы научно-технического прогресса и привлечения инвестиций.
Слушать рассказы об этом, наверно, не так интересно, как видеть всё своими глазами. Вот побывали там три десятка наших лучших руководителей акционерных обществ, а по возвращении я подумал, что этого мало. Было бы в моих силах, я бы собрал тысячу селян, утративших все надежды на лучшие перемены. Посадил бы их на поезд и привёз на Орловщину - смотрите, мужики. Вот она, совсем другая жизнь. Смотрите, возвращайтесь и делайте выводы.
- И последнее, Александр Викторович, ваше отношение к вопросу купли-продажи земли. Насколько ваши мысли совпадают с идеями реформирования АПК на Орловщине?
- Совпадают один к одному. Свои мысли по этому вопросу я чётко выразил перед журналистами ещё в феврале прошлого года по возвращении из Иркутска, где мы встречались с Владимиром Владимировичем Путиным, в ту пору ещё исполняющим обязанности президента. Я тогда сказал, и сейчас не отрекаюсь от своих слов, что сегодня ни референдумом, ни каким-то другим способом вводить свободную куплю-продажу земли сельскохозяйственного назначения нельзя. Положение у нас, в России, таково, что работа на земле является убыточной. У кого сейчас есть деньги, чтобы купить землю? У людей оборотистых, назовём их так, думающих. А человек, имеющий голову, не будет их просто закапывать, вкладывать в нерентабельное дело.
Сначала в рамках государственной политики надо сделать так, чтобы работа на земле стала выгодной, эффективной, а после этого, может быть, и разрешить продажу земли - тем, кто умеет на ней работать. Но не для того, чтобы потом её перепродавать. На Орловщине земля уже стала собственностью крестьянина - с ней он может входить в какую-то производственную структуру, с ней же может и выйти. Но это совсем не означает свободную куплю-продажу земли - тем более кому попало. В решении этого вопроса, на мой взгляд, надо быть чрезвычайно осторожными, чтобы в одночасье по глупости не потерять Родину.


Совет администрации Красноярского края

http://www.speaker.su/more.php?UID=62

17.07.2001

Док. 375385
Перв. публик.: 17.07.01
Последн. ред.: 26.09.07
Число обращений: 293

  • Усс Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``