В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Усс: От власти нужны не прожекты, а реальные дела Назад
Александр Усс: От власти нужны не прожекты, а реальные дела
Накануне Нового года принято подводить итоги года уходящего. Памятуя о том, что нынче у нас на пороге - новое тысячелетие, новый век, и не отступая от давней традиции, мы попросили это сделать человека, стоящего во главе законотворческого процесса в крае. Наш собеседник - Александр Викторович УСС, председатель Законодательного собрания Красноярского края.
- Всегда ли правда, что как поэзию можно проверить алгеброй, так и законы - жизнью, и что вообще стоит за скучной прозой принимаемых депутатами сводов законов нашей жизни? Что оставили мы в году минувшем, что возьмем с собой, уходя в век предстоящий, что оставим нашим детям?
- Действительно, о процессе законотворчества говорить языком поэзии не приходится. Но и скучной прозой называть это не совсем правильно. В каждой строке принимаемого закона - пульс жизни. Дыхание не только дня сегодняшнего, но и прежде всего - завтрашнего. Какие решения мы сейчас примем и как их воплотим, так и сложится жизнь.
Уходящий год прожит не зря. Наш край по многим важным социально-экономическим показателям достиг вполне осязаемых успехов. Заметно улучшилось положение учителей и медицинских работников. Практически нет долгов по выплате пенсий, значительно сократились долги по детским пособиям.
Возрождаются некоторые отрасли экономики. Пример вставшего с колен комбайнового завода, во славе которого энергичные молодые управленцы, вселяет оптимизм. Крестьяне, несмотря на все трудности, сумели собрать неплохой урожай.
И все-таки говорить о радикальных изменениях в лучшую сторону пока нельзя. Более того, есть целый ряд тенденций, которые меня, как одного из руководителей края, настораживают. Красноярский край всегда был лидером, становым хребтом развития промышленности России. Теперь картина иная. Сократили объемы производства черная металлургия, легкая промышленность. Год от года все хуже и хуже идут дела в сельском хозяйстве.
Наметилась явная зависимость края от работы одного предприятия - Норильского ГМК. Если два-три года назад доля поступления финансов из налоговой базы Норильского комбината в бюджет края составляла 20-25 процентов, то теперь она достигла просто неприличных размеров - до 70 процентов. И если говорить откровенно, многие "достижения" нынешнего года мы имеем благодаря Норильскому комбинату.
В уходящем году мы, к сожалению, утратили контроль над многими нашими ведущими предприятиями цветной металлургии, энергетикой.
- Какие из главных законов года, определяющих социально-экономическую политику в крае, реально способны изменить жизнь сибиряков? И есть ли вообще некий план нормотворчества?
- Или общего числа законопроектов, трудно выделить какой-либо особо значимый. Их более сотни, постановлений и обращений - около 300. Приоритеты - за теми, что направлены на решение социально-экономических проблем, а бюджет предстоящего года депутаты без излишней патетики назвали социально ориентированным.
План нормотворчества диктует сама жизнь. Многие краевые нормативные акты будущего года не имеют аналогов в России. В интересах самых незащищенных в нашем обществе категорий граждан - стариков и детей будут действовать Закон "О защите прав ребенка" и Закон "О ветеранах Красноярского края", предусматривающие немалые льготы. Впервые за многие годы в крае законодательно предусмотрена защита интересов коренных народов Севера. По целевой программе "Север-Юг" в новом году будет переселено полторы тысячи семей. Легче вздохнут библиотекари, работники сельских клубов и Домов культуры, благодаря вступившему в силу Закону "О культуре". Социально ориентированных законов могло быть и больше, но важно при этом, чтобы наш бюджет обеспечивал их исполнение. Вот почему сегодня нас беспокоят темпы роста промышленного и сельскохозяйственного производства. Нет налоговых поступлений - нет бюджета и самые хорошие законы останутся на бумаге.
- Александр Викторович, говорят, что в последнее время Законодательное собрание стало представлять жесткую оппозицию администрации Лебедя.
- Почему в последнее время? Всегда. На то и щука в море, чтобы карась не дремал. Но враждой это называть нельзя. Это в принципе неверно. Да, возникают противоречия, расходятся точки зрения. С губернатором я не согласен по многим позициям. Но в спорах рождается та созидательная цель, которая объединяет. А просто так щелкать каблуками - "чего изволите?" я не приучен, это не в характере сибиряков. Не думаю, что краю нужен беззубый парламент, - какой от него прок? Вот мучительно делим профицит, а почему как снег на голову свалились на нас эти самые "сэкономленные" средства? Где прогноз? Депутаты скрупулезно подходят к рассмотрению каждой строчки бюджета, каждой цифры. Потому что это - народные деньги. И потрачены они должны быть с умом.
Не дали администрации увеличить управленческий аппарат, создавать дублирующие структуры. Были отвергнуты проект реорганизации краевого управления печати со штатом около 80 человек, программа создания нового телеканала "Енисей", требующего, по скромным подсчетам, около 90 миллионов рублей. А районные и городские газеты при этом испытывают острую нехватку средств.
- Вам не кажется, что в последнее время снижена планка нравственных критериев к представителям власти? Как следствие этого мы видим, что по улицам городов несутся помпезные эскорты, руководители администраций не первой, так сказать, важности, работают в окружении многочисленной охраны.
- Конечно, все это бросается в глаза. Вы можете себе представить, чтобы в прежние партийные времена, предположим, первый секретарь Ачинского или Канского горкома партии ехал по городу с "мигалками" и в сопровождении частной охраны? Сейчас - в порядке вещей. К сожалению, это стало своеобразной модой. У людей возникает закономерный вопрос - из каких средств оплачиваются такие услуги? Стиль руководства приехавших управлять краем из Москвы, Приднестровья, Ростова... становится дурным примером для подражания. Личная охрана появилась и на этажах администраций городов краевого подчинения. Люди, голосовавшие за своих избранников, уже не могут пробиться к ним. От кого прячемся?
- Александр Викторович, очевидно, это один из признаков, по которым команду управленцев стали делить на "наших" и "не наших"...
- Это давняя тема, но актуальной она все еще остается. Сибиряки умеют отличить искреннее стремление работать от имитации бурной деятельности. Меня никто не убедит в том, что человек, приехавший сюда без семьи на три месяца или на полгода, - романтик, стремящийся "за туманом и за запахом тайги". Многие из них едут в наш край потому, что где-то там им не нашлось достойного места, либо за какой-то выгодой. Есть такая шутка: сибиряк - это одичавший хохол. Так вот у нас, в Сибири, в крае, "своих" в полном смысле слова не так уж и много. И вопрос не в том, кто приехал, кто тут жил, а в том, насколько люди, приезжающие сюда, разделяют обычаи, традиции тех, к кому приехали. Насколько уважают достоинство и гордость красноярцев. А уважать нас есть за что. Тут можно бы вспомнить и историю нашей земли, и людей, известных всему миру...


Версия

http://www.speaker.su/more.php?UID=43

29.12.2000

Док. 375410
Перв. публик.: 29.12.00
Последн. ред.: 26.09.07
Число обращений: 260

  • Усс Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``