В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владислав Иноземцев. Трагедия и фарс Назад
Владислав Иноземцев. Трагедия и фарс
Всего три с половиной года тому назад политики и эксперты, заитаив дыхание, следили за возвращением России в европейскую политическую игру. Визиты президента В.Путина в Берлин и Париж в феврале 2003 г. - накануне вторжения США в Ирак и вскоре после озвученного 22 января 2003 г. президентом Ж.Шираком и канцлером Г.Шре&-дером сенсационного заявления о проекте Франции и Германии создать объединенное государство с общим гражданством и еди&-ным представительством в ООН, - заставили тогда многих говорить о формировании союза между Москвой, Берлином и Парижем. В те дни В.Путин еще выглядел многообещающим прогрессивным политиком, а Франция и Германия уверенно разыгрывали антиамериканскую карту.

За три года изменилось практически все. Никто из трех лидеров не позволил себе назвать войну США в Ираке агрессией. Проблемы с вступившими в ЕС восточноевропейскими странами и провал ре&-ферендума по Конституции заставили забыть о но&-вой волне европейской интеграции. В.Путин превратился в глазах европейцев в автократа, занявшегося "энергетическим терроризмом" в отношении сопредельных с Россией государств и свертыванием демократических свобод в собственной стране. Г.Шредер покинул большую политику, получив в "Газпроме" должность "посла по особым поручениям", а Ж.Ширак готовится к завершению политической карьеры.

Однако российские политики не чувствуют перемен. Словно одурманенные запахом еще не добытого газа, они пытаются играть с европейскими странами по правилам, привычным Москве, но незнакомым Брюсселю. Отсутствие в Европейском Союзе об&-щей внешней политики они принимают за доказатель&-ство отсутствия среди составляющих его стран единства по важнейшим экономическим вопросам. Они пытаются в 2006 г. на экономическом базисе восстановить политическое сближение 2003-го.

События последних месяцев показывают нереалистичность данного плана, которая в значительной мере обусловлена действиями самой России. Новогодний конфликт с Украиной; взрывы на нефтепроводах, ведущих в Грузию; заявления В.Пу&-тина о на&-мерении переориентировать экспорт энергоносителей на Восток, а также "наезд" на участников сахалинского консорциума - все это заставило европейцев подписать 26 июня этого года в Брюсселе соглашение об инвестировании #8364;3,9 млрд. в строительство трубопровода "Набукко", и заявить 9 октября в Астане о готовности финансировать иные проекты по транспортировке среднеазиатских нефти и газа в Европу.

23 сентября на встрече в Компьене Ж.Ширак и А.Меркель de facto проинформировали В.Путина о нежелательности значимого участия России в больших европейских проектах вне энергетической сферы - таких, как развитие компании EADS; для ме&-ньшего разочарования российского президента произвели в командоры Почетного легиона. Но добились лишь частичного понимания. Две недели спустя В.Путин при&-вез в Дрезден предложение переориентировать на Германию поставки газа со Шток&-мановского месторождения и сделать эту страну "европейским центром дистрибуции газа"; чтобы выступить с такой инициативой, ему пришлось чуть ли не накануне без объяснения причин отстранить от разработки этого месторождения всех возможных участников, кроме "Газпрома". Но предложение было отклонено, а России рекомендавали ратифицировать Энергетическую хартию и транзитный протокол к ней, - которые, по словам В.Путина, "не отвечают ее национальным интересам".

Энергетическая политика России в Европе заходит в тупик. Состоявшийся в пятни&-цу [20 октября] саммит в финском городке Лахти, куда российского президента при&-гласили для участия в неформальном ужине, не прояснил ситуацию. Вряд ли можно надеяться на то, что позиция европейцев скоро станет более благожелательной; напротив, по мере приближения "энергосаммита" в Берлине, который весной 2007 г. должен собрать глав государств ЕС и стран-поставщиков энергоносителей в Европу, отношение к России будет становиться все более "принципиальным". Не случайно, выступая 16 октября в лондонском Chatham House, Ж.-М.Баррозу назвал проблемой Европы то, что "страны ЕС не способны предъявить связное послание России", добавив: "совершенно ошибочно думать, что мы можем достичь лучших взаимоотношений с Россией, поступаясь своими принципами". Собственно говоря, у Европы и нет причин поступаться этими принципами, пытаясь купить у России больше газа - просто потому, что ее у него нет. Похоже, что Северо-Европейский газопровод не бу&-дет заполнен без начала добычи на Штокмане - но перспективы его освоения "Газ&-промом" без участия западных компаний выглядят туманными. По оценкам Института энергетической политики, дефицит баланса газа в России к 2010-2011 гг. может достичь 90-96 млрд. кубометров в год - и это, как говорится, "многое объясняет".

Вывод очевиден: триумфальное возвращение России в Европу, начатое "политичес&-кими прорывами" 2003 года, не состоялось. "Антиамериканская трагедия" той весны выродилась в "газовый фарс" нынешней осени - что вызывает лишь сожаление.


BusinessWeek (Россия) No32
23 октября 2006 г.
http://www.inozemtsev.net/index.php?m=vert&menu=sub2&pr=107&id=713

Док. 376888
Перв. публик.: 23.10.06
Последн. ред.: 30.09.07
Число обращений: 481

  • Иноземцев Владислав Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``