В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Даниил Дондурей в эфире радиостанции `Эхо Москвы`, 08.10.2003 Назад
Даниил Дондурей в эфире радиостанции `Эхо Москвы`, 08.10.2003
О. БЫЧКОВА - Буквально час назад я читала иностранную прессу в эфире вместе с Сергеем Бунтманом. Мне попалась такая цитата из немецкой газеты "Тагес Цайтунг". Это сайт "Inosmi" перевел нам с немецкого. Речь идет о том, что Владимир Путин встречается с немецким канцлером Герхардом Шредером в Екатеринбурге. Немецкая же газета пишет: "Обратит ли Шредер внимание на то, что он находится уже не в постсоветской России, а в стране, вернувшейся в Советский Союз?" "Назад в СССР" - так называется эта небольшая заметка. "Цинизм власти, неуважение прав человека приняли масштабы, которые напоминают, казалось, давно прошедшие времена. Надменность, глупость, трусость снова стали добродетелями, необходимыми для людей, претендующих на роль руководителя". И еще одна цитата: "Кремль насильственно приобщил Россию к своей идеологии и предписывает стране зимнюю спячку. Этот состояние ошибочно представляют еще как стабильность".
"Назад в Советский Союз" - это тема нашей беседы. Не только в политике это проявляется. Мы это замечаем и в кино, и в этих "старых песнях о главном", как справедливо заметил Сергей Бунтман. Даже строительство высоток в Москве, которые, так или иначе, внешне или как-то по стилю повторяют сталинские высотки. Случайно ли это?
Д.ДОНДУРЕЙ- Думаю, что неслучайно. Я согласен с тем, что гигантское место занимает т.н. большой советский стиль. Он и на практике, Вы знаете, какое гигантское строительство в Москве, фантастическое по объемам, по деньгам, затратам, количеству строителей и т.д., и большие возможности, для того чтобы показать новые представления об обществе, о будущем, о моделях, когда строится.
О. БЫЧКОВА - О красивом.
Д. ДОНДУРЕЙ - Дело даже не в этом. Архитектура - самый мощный, самый обращенный в будущее способ нации или времени осмыслить саму себя. По-моему, у нас ужасающая архитектура последних 10 лет, новая архитектура. Вы прекрасно помните, что в начале 20-х годов, когда, казалось бы, тоже была мощная социальная революция, (мы сейчас не оцениваем даже ее содержание, мощная по всем своим последствиям), мы создали произведения и архитектуры, и изобразительного искусства, дизайна, которым гордится в ХХ веке человечество. Ничего подобного. Посмотрите на эти высотки, на эти идеи. Я не знаю, кто это утверждает. Я просто как искусствовед и выпускник художественного института в ужасе оттого, что можно было, но это не делается. За архитектуру Москвы 90-х и 2000-х годов стыдно. Это советский стиль. Он всюду. Он ведь не только в архитектуре, он в эстраде, в тех людях, которые у нас выполняют последние 10 лет функцию героев. Это две такие небольшие группировочки, которые не увеличиваются, человек 20. И в 93-м на Новый год эти друзья Аллы Борисовны и Игоря Крутого, и в 97-м, и в 2000-м, и при том президенте, и при другом, и при третьем одни и те же люди. Причем стиль, само то, как это подается, как работают художники, как это на сцене Кремля, какие это государственные торжественные концерты, один и тот же. Это очень опасно, на мой взгляд. Причем это не касается только эстрады. Это касается того, как строятся новости на телевидении, как представляются встречи первых лиц с деятелями искусства, как вчера подробно рассказывали нам о Газманове, которые готовит для главной партии гимн. Это о двух министрах, которые оказались сразу же после футбольных игр, для того чтобы показать... понятно, почему Сборная России сыграла вничью с ирландцами и выиграла у несчастных швейцарцев.
О. БЫЧКОВА - Чтобы показать заботу партии и правительства. Это называется так.
Д. ДОНДУРЕЙ - Это советский стиль. Я думаю, что не только Суслов и Демичев, Жданов бы аплодировал!
О. БЫЧКОВА - Существует ли заказ на это дело, и откуда он идет, сверху или снизу? Мы продолжим с этого вопроса через минуту после новостей.
-
О. БЫЧКОВА - Мы говорим о ностальгии по Советскому Союзу или о возврате в Советский Союз. "Имперский заказ", есть такая формулировка, которая очень много в себя включает. Это ведь не только потому, что архитекторы, композиторы, певцы или кто-то еще что-то навязывают людям. Может быть, наоборот в большой степени?
Д. ДОНДУРЕЙ - Нет, Вы знаете, это всегда очень сложный неоднозначный процесс, связанный с тем, как понимать процессы обновления в жизни. Дело в том, что, несмотря на модернизацию, преобразования, реформы те люди, кто ответственен за восприятие миллионами людей этих преобразований, с этим не справились. Мне кажется, это в значительной степени не только вина власти, Кремля, как мы привыкли, и в значительной степени есть доля правды, но и нас, тех, кто занимается профессионально созданием продукта в сфере медиа, в сфере художественной культуры. То есть мы не объяснили людям, что та старая жизнь завершилась, ее не будет, она во всем мире себя исчерпала, остались буквально два-три режима, а новая жизнь требует других героев, других мифов, других представлений о будущем, о ценном, о важном. Это очень сложный процесс. Поэтому население оказалось в ловушке между старыми коммунистическими мифами и, я бы так назвал, новыми левыми мифами, типа того, что "будем работать по-капиталистически, а распределять по-социалистически". Результат ужасающий, на мой взгляд.
Я приведу данные, которые были опубликованы в течение всего этого года, меня поражающие и говорящие о том, что ситуация очень плоха с массовым сознанием, с представлением людей, как устроена жизнь и что с ними будет происходить. Три-четыре цифры. Первое. В марте было 50-летие со дня смерти Сталина. Вы понимаете, что было опубликовано после 87 года за последние 17 лет, от "Архипелага ГУЛАГ" до книг Гроссмана. Я не буду перечислять все, что было опубликовано. Рассказано обо всем, о том, что такое этот герой. От 54% до 57% в марте этого года посчитали, что роль Сталина в истории нашей страны положительная.
Другой пример. Начало этого года, январь. Исследования, связанные с тем, "как вам кажется, если бы был коммунистический реванш или мы, вообще, остались бы в коммунистической эре, глядя на то, что происходит сегодня, 2003 год, как вы считаете, мы бы жили хуже или лучше, если бы у нас была советская власть, Коммунистическая партия, однопартийная система?". Ужасающие данные. Однозначно 14% населения нашей страны посчитали, что жизнь была бы хуже. Только 14%! Остальные либо сомневаются, либо "была бы такая же", либо "была бы лучше". Это при той жизни, в которой мы сегодня живем, при том, что происходит со всеми нами! Это вторая цифра. Я четыре назову, с Вашего разрешения.
О. БЫЧКОВА - Да, я только хочу сделать небольшую оговорку. Конечно, речь идет о той Коммунистической партии и о той коммунистической системе, речь идет о прошлом. Это важно. Еще одна цифра?
Д. ДОНДУРЕЙ - Еще одна цифра, очень важная в связи с ЮКОСом. Были большие опросы, связанные с тем, "как вы относитесь к крупному капиталу, к частной собственности на большие предприятия" и т.д. Более 70% в разных группах, но не менее 70%, от 70% до 77% населения страны требует, чтобы у них все это, у частников сегодня отняли, перераспределили, чтобы государство опять владело всем этим. Ведь у нас большинство населения страны, трое из каждых четырех, работают у частников. Они прекрасно понимают, что государство беспомощно. Это как с нефтью произошло, да и в любой сфере оно плохой хозяйственник. Это и президент наш прекрасно понимает и обо всем этом каждую минуту говорит.
О. БЫЧКОВА - И все знают о том, что проблема зарплат - это, прежде всего, проблема зарплат в бюджетной сфере.
Д. ДОНДУРЕЙ - Безусловно.
О. БЫЧКОВА - А не в частных компаниях, даже маленьких.
Д. ДОНДУРЕЙ - Вы представляете, что было с работниками ЮКОСа, в каком они были ужасе, когда стало понятно, что свои 800 долларов в месяц эти нефтяники, рабочие потеряют? От 500 до 800 зарплата. И т.д. 77% населения страны, которое хочет назад, в госсобственность, не веря своим глазам, - это очень опасно. Июль 2003 года.
И последнее, это данные прошлой недели, когда речь шла о событиях 10-летия 3 октября. Если в ноябре 1993 года 46% населения страны считали, что виновны Руцкой, Хасбулатов и т.д., то неделю назад так считало только 14%. Значит, нация готова сопереживать эти самые коммунистические ценности, не верить всему тому, что за 17 лет рассказано о советской власти и нашей истории, готова пересмотреть все эти представления, хотя это уже ведь новое поколение, много людей. Мы говорим, что уйдут дедушки и бабушки... Это все не так просто. Это очень серьезно. И это все, конечно же, не только Кремль. Это мы все - т.н. элита, творческая интеллигенция, те, кто занимается простой вещью, объясняет жизнь, те, кто ставит фильмы, ставит их в эфир, те, кто рассказывает в сериалах, какой представляется страна. Между тем, что 77% хочет отнять частную собственность и согласно с авторами сериалов, которые говорят: "Вы знаете, у нас есть чудовище в нашей жизни, это русский бизнесмен. Он вор, он убийца, он заказчик киллеров. Он ничего не создает, он необразованный, аморальный", и т.д. И поэтому такие данные.
О. БЫЧКОВА - Наши слушатели присылают свои реплики по ходу разговора. Слушатель под псевдонимом Каменный Гость продолжает перечень примеров возврата символов. "Советский гимн вернули без народного референдума, и теперь хотят вместо "Железного Феликса" поставить памятник Андропову, опять же, не спрашивая москвичей". Татьяна Васильевна пишет, что это ностальгия не по старой жизни, а по старой Москве, когда машины и дворники поливали по утрам, люди знали, для чего предназначены урны, и т.д.
Д. ДОНДУРЕЙ - Здесь есть, конечно, проблемы. Дело в том, что Москва 10,5-миллионный только по прописке мегаполис. На самом деле каждый день в Москве ест, а может быть, даже и работает миллионов 12. И в Москве сегодня больше 3 млн. автомашин. Это гигантская страна, которой нужно управлять, и нужно находить место, куда выносить мусор и куда ставить машины, и как бюрократии выдавать всевозможные справочки. Это надо уметь делать, это очень серьезная работа. Поэтому, когда мы говорим о XIX веке, мы не должны забывать, что тогда не было массового общества, о Петербурге, Москве и т.д.
О. БЫЧКОВА - Почему о XIX веке?
Д. ДОНДУРЕЙ - Ну, дворники... в основном, это обычно начало ХХ века.
О. БЫЧКОВА - Может быть, это середина ХХ века?
Д. ДОНДУРЕЙ - В середине ХХ века люди боялись что-нибудь сделать на улице, сказать, потому что шли те же самые кортежи, и мы все прекрасно знаем про эти сказки, как это было. В тоталитарной системе, конечно, нет преступности, потому что нет свободы. И это серьезная проблема, как, например, мусор связан... Я хочу привести один пример. Когда говорят о том, что у нас не убраны улицы, например, или грязно, или что-то нехорошо делается, мы не обращаем внимания, что в новых магазинах, в больших супермаркетах, да и не только, невероятно чисто и очень красиво. Там не работают немцы и голландцы, в новых магазинах. Там обычные люди, те же самые, которые готовы в подъезде неизвестно что делать, а в этом магазине точно так же уже ведут себя (внимание!), как в своей собственной квартире. Потому что и собственная квартира, а этот магазин частный.
О. БЫЧКОВА - Когда Вы говорите о том, что интеллигенция, если можно использовать это слово, т.н. элита не нашли...
Д. ДОНДУРЕЙ - В силу умений, навыков, желаний.
О. БЫЧКОВА - ...и национального нового героя, это очень похоже на поиски национальной идеологии, которую непременно нужно найти. Но если его и ее не нашли, то, может быть, их просто не существует.
Д. ДОНДУРЕЙ - Нет, общество не может жить без идеологии. Ни одно общество никогда не жило, в том числе в самые замечательные, в 95-97 гг., когда можно было, кажется сейчас, говорить все, что угодно, и тогда была идеология, и сегодня есть идеология, и при Сталине была идеология, и до Сталина. Общество не может, потому что идеология - это определенные мировоззренческие платформы. Они всегда есть у общества. Общество их не ищет, оно ими владеет, оно в них пребывает. Поэтому то, о чем я говорил, в том числе о том, что любой предприниматель - преступник, деньги даются либо с неба, такая халява, либо у кого-то отняты и нужно справедливо вернуть их на место, - это идеология. Она просто состоит из очень многих элементов. Но всегда, поверьте, представляет ценностную (самое важное слово скажу) картину реальности. А жить без картины реальности мы не умеем.
О. БЫЧКОВА - Так вот, идеология, которую приводит в качестве примера Елена, которая, видимо, преподаватель. Она пишет: "Нам предписан определенный перечень советских и русских композиторов, которых мы должны давать на выступлениях учащихся в течение 2003-2004 учебного года, и никакой зарубежной классики. На концертах только русско-советская музыка". Этого не перешибешь.
Д. ДОНДУРЕЙ - Это чаще даже не идет с каких-то высоких уровней, министерств и т.д. А на т.н. средних - региональных, городских, районных - сидят "охранники" советской власти, даже не власти, а представления о жизни, советских ценностей. Они так и транслируют учителям, воспитателям, в семью, через тысячи разных инструментов и каналов это советское: о том, что ребенок должен поцеловать президента, цветочки поднести мэру города и т.д. Это все в нас. И, конечно, не так просто от этого отойти.



08.10.2003
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/friends.cgi?news=00000000723

Док. 378429
Перв. публик.: 08.10.03
Последн. ред.: 05.10.07
Число обращений: 291

  • Дондурей Даниил Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``