В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Орешкин. `Сомнительные субъекты`. Назад
Дмитрий Орешкин. `Сомнительные субъекты`.
Смеха ради представьте ситуацию: Ростовская область подает в Верховный (или в Конституционный) суд на соседний Краснодарский край за то, что тот антиконституционными актами ограничивает ввоз-вывоз товаров через общую границу. Истец же сраму не оберется! Несолидно. Не по понятиям. Во-первых, в суд идут только слабаки. Во-вторых, на решение любого суда крепкий губернатор кладет свое вето с прибором и бывает глубоко прав в чисто техническом смысле. Потому что решение суда - всего лишь бумажка. А за губернатором - три с половиной миллиона избирателей, экономика, стабильность Предкавказья и т.п. Нет, правильный феодальный путь - обратиться в Кремль (к сюзерену), чтобы тот вызвал спорщиков на ковер и все решил по-быстрому и справедливо.

В статье 4 Конституции четко сказано: "Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации". Тогда почему полпреды президента вот уже три года бьются над приведением законодательства субъектов Федерации в соответствие с федеральным? Кажется, яснее некуда: любой "несоответствующий" региональный акт автоматически должен признаваться судом юридически ничтожным - без героических усилий исполнительной власти. Не получается, однако.

Почему? А потому, что закон (и суд, следовательно) у нас до сих пор лишь украшение на мундире начальства, а политическая практика определяется прямыми, тайными и неравными разборками начальников разного уровня.

Таков естественно-исторический факт, перед которым стоит и стояла реальная (то есть исполнительная) власть страны, - будь то времена Ельцина или Путина. Рухнула тоталитарная пирамида КПСС, на ее месте возникло 89 маленьких пирамид, которые договариваются друг с другом и с Москвой "по понятиям". На место советского рабовладельческого абсолютизма пришел постсоветский феодализм. Он не умеет и не хочет строить свои вассально-сюзеренские отношения по Конституции, заимствованной добрыми людьми из далекого будущего.

Именно в этом социокультурном пространстве и развивается могучий проект сокращения числа субъектов Федерации и увеличения их размеров, который сегодня обсуждается в кулуарах власти. Говоря без обиняков, Центр-cюзерен хочет ограничить число вассалов, потому что иначе не получается их правильно построить. Он по-своему прав. Любой ответственный лидер России - неважно, какая у него фамилия и кто он по воинскому званию - обязан заботиться, чтобы рычаги управления функционировали. Для этого они должны доставать кого надо и достаточно крепко его держать за чувствительное место. Вынужденная идея о раздаче суверенитета "кто сколько сможет унести" привела к появлению плохо управляемых и заметно более варварских, чем прежде, княжеств по образцу Калмыкии, Башкортостана, Чечни или Марий Эл. А также более продвинутых, но не менее своенравных Москвы, Свердловской области, Питера и др. Наивная надежда, что население с помощью выборов сможет ограничивать власть региональных начальников, разбилась о быт: на самом деле региональные элиты с помощью выборов (все более управляемых!) вполне уверенно передают власть сами себе, и без вмешательства Центра отобрать у них властные привилегии практически невозможно.

Ограничение снизу, со стороны отсутствующей буржуазии и гражданского общества не работает. Следовательно, необходимо эффективное ограничение сверху. Что мы и наблюдаем на деле.

Первым шагом был уничтожен старый Совет Федерации как площадка для интриг региональных феодалов против Центра. Площадку прикрыли, интриги остались. Их эффективность даже возросла. В преддверии выборов Кремль вынужден сменить кнут на пряник и пытается договориться с губернаторами по-хорошему. И правильно: без их административной поддержки "Единая Россия" опозорится, как опозорился НДР в 1999 году.

Второй шаг - институт полпредов. Тоже в значительной мере холостой выстрел. Вместо благородной функции ока государева они или съехали на уровень грубого вмешательства в региональные дела (Кириенко, Матвиенко, Казанцев) - и это, кстати, лучший вариант, - или оказались столь же грубо выдавленными на обочину (Полтавченко, Пуликовский, Латышев). Виной здесь не избыток интеллигентности, а недостаток компетентности.

Третий шаг - укрупнение субъектов Федерации. Сама постановка задачи с восхитительной откровенностью вскрывает ситуацию. Посмотрите на карту мира: чем глубже, разнообразней, богаче экономика и культура, тем, в общем, мельче и дробнее территориальные контуры. Насыщенной территорией управлять сложнее. Не зря даже маленькая Швейцария - конфедерация. Территориальные органы власти в США, в Европе, в Японии имеют тенденцию дробиться и двигаться вниз, ближе к реальной жизни. У федерации хоть в Америке, хоть в Германии политически, технически и информационно нет возможности командовать своими субъектами. Им дай бог справиться с собственными верховными функциями. Максимум полномочий они вынужденно сбрасывают вниз, на уровень округов, федеральных земель, префектур и муниципалитетов.

У нас - строго наоборот. Только в нашей стране возможен такой конфуз, как реформа самоуправления, идущая сверху вниз (реформа Козака, равно как и земская реформа позапрошлого века). А попробуй по-другому - без поддержки из Центра все ростки самоуправления будут в ту же секунду растоптаны региональными властителями. Как, например, произошло в демократической Москве. И что характерно, никто не вздрогнул. Рано еще: вопрос о самоуправлении для москвича чисто теоретический. За живое не трогает. Потому что еще слишком мало живого наросло на обглоданных коммунизмом костях.

Конкретные сюжеты - объединять ли Пермскую область с Коми-Пермяцким АО (да, объединять), или Агинский Бурятский АО с Иркутской областью (да, тоже объединять), или Ямало-Ненецкий АО с Тюменской областью (нет, ни в коем случае, да и не выйдет здесь никакого объединения) - не должны затенять главное. Не так уж важно, реальный это проект, имеющий целью уменьшить число субъектов Федерации до 40 - 50 штук, или голый пиар. Все равно он отражает суть стоящих перед властью проблем и ее взгляд на возможное решение. Власть, понимает она или нет, путает слово "управлять" со словом "командовать". Управлять - в смысле принимать решения ради повышения экономической и социальной эффективности - удобнее небольшими территориями. При условии, что там есть мобильная экономика и активное самодеятельное население, которое сознает свои интересы. Если же там самодеятельного населения нет, а есть лишь самодеятельная элита, которая озабочена консервацией пребывания у кормушки и вытаптыванием любых ростков конкуренции, - то приходится не управлять, а командовать. Иначе, в понятном желании сохранить преимущества "самоуправления", элиты раньше или позже пойдут на территориальный раскол страны, чтобы обрести себя в счастливом качестве какого-либо нового Туркменбаши.

Кстати. За идеей укрупнения с очевидностью просматривается и тень чеченского вопроса. Возможно, единственный из еще неиспробованных вариантов решения - это растворить Чечню в новообразованном "Кавказском крае" с выносом функций управления из деградирующей республики в Ростов или в Краснодар. Нравится это или не нравится теоретикам прав человека и прав наций, федеральный Центр просто вынужден принимать управление на себя. Никакой Кадыров не справится, и никакой Буданов не победит.

Отсюда печальный вывод. В обозримой политической перспективе - имеется в виду прежде всего второй срок президента Путина - борьба за стабилизацию будет усиливаться. Федеральный центр будет наращивать административные и силовые ресурсы в борьбе с регионами. Не управлять, а командовать. Не управленческий аппарат приспосабливать к нуждам людей и территорий, а территории подгибать под нужды управленческого аппарата. Который, понятно, будет при этом пухнуть и отбирать у губернаторов все больше управленческих функций и ресурсов. Будут расти унитарные, державные и имперские амбиции. Демократические институты де-факто продолжат ужиматься, выборы станут еще больше походить на договорные футбольные матчи. Президент, занятый игрой на поле интересов, неизбежно будет отдаляться от народа, который в игре интересов не участвует.

Решая тактические проблемы, который она сама склонна считать стратегическими, исполнительная власть России незаметно для себя встала на рельсы военно-бюрократического управления державой. И уже довольно далеко уехала.

Между тем в городах (а Россия - страна городская) сам собой подрастает класс свободных людей, имеющих новые индивидуалистические склонности и нужды. Русские граждане (от слова град, то есть город), точно как французские буржуа (тоже горожане, в переводе на русский) или жители британских сити (опять-таки граждане!) раньше или позже упрутся в необходимость ограничить аппетиты как сюзерена, так и его региональных олигархо-вассалов.

Поскольку восстановительный подъем по ступеням марксовых общественно-политических формаций от сталинского рабовладения до капитализма европейского образца у нас идет в догоняющем режиме, быстро и довольно бескровно, новый кризис отношений между властью и обществом вряд ли заставит себя долго ждать. Лет 5 - 10.

Ну, а пока - время реакции. Регионы должны быть выстроены, чтоб была видна грудь четвертого губернатора. У президента в глазах посверкивает сталь. Как бы в шутку. Но и всерьез тоже. В духовной сфере меж тем - неопределенность, отсутствие новых лидеров и консолидирующих идей, толкотня и сопение в Госдуме, бесконечный передел собственности, упадок нравов, желтая пресса, модная интеллигентская левизна и богоискательство. И вместе с тем - экономический рост, расцвет неортодоксальной культуры, мучительные размышления о нехватке денег на жилье улучшенного качества...

Не самое плохое время для жизни, скажу я вам. Развитой феодализм олигархо-бюрократического разлива. И при чем здесь Конституция, если вдруг стала доступна севрюжина с хреном?



Дмитрий ОРЕШКИН, руководитель группы "Меркатор"

Московские новости
18.06.2003
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/friends.cgi?news=00000001023


Док. 380126
Перв. публик.: 18.06.03
Последн. ред.: 09.10.07
Число обращений: 342

  • Орешкин Дмитрий Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``