В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
КОСОВО: КОМПРОМИСС ВОЗМОЖЕН Назад
КОСОВО: КОМПРОМИСС ВОЗМОЖЕН
В Вене состоялся очередной раунд переговоров по статусу Косова. Представители стран-посредников - России, США и Евросоюза - предложили делегациям Сербии и косовских албанцев ряд тем для обсуждения. Как известно, по вопросу о предоставлении Косову независимости Белград и Приштина занимают противоположные позиции. На встрече в Вене был выработан новый подход к решению этой проблемы. Международные посредники сосредоточились на поиске точек соприкосновения между двумя сторонами и тех вопросов, по которым диалог возможен. По мнению представителей России и Сербии, в переговорах наметилась определенная динамика. Однако представители косовских албанцев считают, что соглашение невозможно. Прокомментировать ход переговоров специально для ruvr.ru согласились Дмитриев Анатолий Васильевич - член-корреспондент Российской академии наук, директор Института конфликтологии РАН; Гусейнов Вагиф Алиовсатович - директор Института стратегических оценок и анализа, главный редактор журнала "Вестник аналитики", Пядышева Евгения Борисовна - политический обозреватель журнала "Международная жизнь".

Дмитриев Анатолий Васильевич, член-корреспондент Российской академии наук, директор Института конфликтологии РАН:

"По-видимому, быстро вопрос о предоставлении независимости Косову не удается решить. Этому решительно противится и сербская сторона, и российская сторона. Представители некоторых других государств сохраняют нейтралитет, понимая позицию Сербии. Страны НАТО, в основном, хотят вывести оттуда войска, прекратить ситуацию, при которой Косово стало зоной, не подконтрольной никому. Там происходят стычки, это крупнейший центр наркоторговли в Европе. Конечно же, европейским странам и Соединенным Штатам Америки хочется как-то решить проблему. Но как решить? Предоставляя независимость Косову. Сербия же считает, что Косово - это историческая область Сербии, и сербы не согласны предоставлять ей независимость. В Конституции Сербии Косово указано как автономная часть Сербии.

Попытки каким-то образом решить отдельные вопросы - это в рамках общей проблемы. Это единственный, по-видимому, путь, когда по отдельным, в частности, гуманитарным проблемам можно договариваться. Главное здесь - изменить умы и сербов, и албанцев. Можно сколько угодно решений принимать, но этнические распри могут затихнуть только через несколько лет, или десятков лет. Вот тогда можно что-то решать. Кстати, в конфликтологии существует теория так называемых отложенных конфликтов, которые сразу решить нельзя, нужно время для решения этих проблем. Изменение умов должно быть, снятие стереотипов, в том числе, этнических стереотипов.

Такие ситуации существуют в нескольких странах. В Африке сплошь и рядом - территориальные претензии, поскольку между государствами нарезались границы без учета их полиэтничного состава. Африка вся испещрена вот этими точками, линиями, которые созданы искусственно. Борьба по этому поводу, вытеснение племен, народов, геноцид этих народов - происходит постоянно. Противоречие между стремлением наций к самостоятельности и нерушимостью границ характерно не только для Балкан, но и для многих государств. С этим сталкивается человечество все время с тех пор, как появились границы. Все зависит от силы: силы борющихся сторон и силы их союзников.

В Косово сила на стороне НАТО: как известно, Югославию разбомбили в конце 90-х годов, то есть решили силой эту проблему. Итогом силового решения может стать предоставление Косову независимости. Но это не решит проблему. Потому что Сербия будет постоянно не соглашаться с таким решением. Ее поддерживает Россия, а Россия голосует в Совете безопасности.

Такого рода конфликты нужно откладывать. Они отложены во многих странах. Тот же Кипр возьмите: Турецкую республику, которая расположена на территории Кипра, признала только Турция, другие страны не признали. Ну и что? Находится в бедственном положении эта часть острова. Договориться никак не могут. Это отложенный конфликт. Таких много, повторяю. Многие народы стремятся к собственной государственности. На ближайших к России территориях существуют похожие конфликты. Это проблема предоставления независимости Левобережью Молдовы, это предоставление возможной независимости Абхазии, Южной Осетии. Россия выступает за то, чтобы государства не меняли границ, в том числе, чтобы и Грузия не меняла границ, и Молдова не меняла границ. Но Россия просит и требует, чтобы соблюдались права человека, чтобы признавалось стремление народов этих стран к какой-то доле самостоятельности, чтобы предоставлялись права этим республикам на расширенную автономию.

Албанцы издавна проживали в Косове, но они не составляли большинства. Благодаря политике поощрения рождаемости, а рождаемость у албанцев намного выше, чем у сербов, и, главное, вытеснению сербов с этих территорий, которое началось уже несколько десятилетий назад, 200 тысяч сербов выехало, сейчас в Косове 90% населения - албанцы".


Гусейнов Вагиф Алиовсатович, директор Института стратегических оценок и анализа, главный редактор журнала "Вестник аналитики":

"В переговорном процессе чувствуется некая динамика. "Тройкой" международных посредников сторонам был представлен список из 14 позиций, которые могли бы стать предметом дискуссии. Официальный документ, обозначающий рамки возможных договоренностей, разработан не был, дабы не оказывать давления на стороны. Данный подход используется впервые в ведущемся переговорном процессе. Посредники рассчитывают, что он станет основой для достижения последующих договоренностей.

Белград и Приштина могут найти общий язык по таким вопросам, как энергетика, социальные проблемы, права этнических меньшинств и защита культурного наследия, борьба против организованной преступности, проблемы беженцев и вынужденных переселенцев. Эти вопросы, безусловно, могут быть рассмотрены безотносительно обсуждения статуса Косово. Согласно предлагаемому проекту, Косово будет пользоваться полной финансовой самостоятельностью и сможет заключать соглашения с международными финансовыми институтами, что не вызовет возражения Белграда. Ранее основным вопросом, стоящим на обсуждении, был вопрос об окончательном статусе края, по которому стороны не могли прийти к компромиссным решениям.

Возвращение к плану Ахтисаари в его нынешнем виде невозможно в связи с тем, что реализация данного Плана приведет к нарушению зафиксированной в Уставе ООН одной из основополагающих и универсальных норм международного права - принципа территориальной целостности государств, подтверждаемой, кроме того, закреплённым участниками ОБСЕ принципом нерушимости европейских границ, сложившихся после Второй мировой войны. Против этого будет выступать Россия, как неоднократно было заявлено представителями РФ.

Сомнительно, что к 10 декабря, когда "тройка" международной Контактной группы на переговорах по Косово планирует выступить в Совбезе ООН с докладом о своей посреднической деятельности, будет возможно выработать конкретное предложение по статусу Косово.

Наиболее оптимальным вариантом, продвигаемым Россией, было бы продолжение переговоров с оказанием скоординированного давления, как на Белград, так и на Приштину и после 10 декабря, до тех пор, пока компромисс не будет найден".




Пядышева Евгения Борисовна, политический обозреватель журнала "Международная жизнь":

"Исторически Балканы вошли в политическую историю ХХ века как мягкое "подбрюшье" Европы. Сейчас идет формирование новой геополитической конфигурации современного мира. Россия является одним из центров складывающейся системы. Балканы и, в частности, Сербия - традиционно близкие для нас страны. Это и общее славянское происхождение, это и православная церковь, которая достаточно сильна и в Сербии, и в некоторых других республиках бывшей Югославии. Западу, конечно, не хочется "отдавать" такой регион, как Балканы и, в частности, Сербия. Он всячески пытается втянуть Сербию в сферу своего влияния.

Вместе с тем, существует еще и другая причина. Сегодня этот регион очень важен в стратегическом плане. Сербские политики не раз заявляли о том, что они не согласны с возможностью организации стратегической военной базы США и стран НАТО в Косово. А это очень удобный плацдарм, который позволяет контролировать Иран, Афганистан и страны Среднего и Ближнего Востока. Это одна из причин, почему Европа и Соединенные Штаты поддерживают план Ахтисаари, и почему они настроены на полную независимость Косова. При этом США и Евросоюз стимулируют террористический, экстремистский режим в Косово.

Россия - это та сторона, которая исторически всегда и во всем поддерживала Сербию. Сербы всегда были России благодарны и считались пророссийской стороной. Но, вместе с тем, Сербия сейчас заявляет о том, что она начинает интенсивный, ускоренный процесс интеграции в европейские структуры. Какую цену она сможет и захочет заплатить за то, чтобы как можно быстрее вступить в ЕС - это большой вопрос.
Еще я хочу сказать, что у России на Балканах, в том числе в Сербии, достаточно серьезные экономические интересы. Идет достаточно крупная инвестиционная политика. Российские средства инвестируются и в туристическую область, и в электронные средства массовой информации, создаются совместные компании в сфере легкой промышленности и так далее. Европа не проявляет такой экономической активности в этом регионе.

Позиция России - это мирное разрешение вопроса, компромиссное решение, найденное путем переговоров, решение, которое не вызывало бы никаких негативных последствий ни в регионе, ни за его пределами. Не секрет, что одностороннее решение о независимости явится весьма заразительным для других региональных ситуаций. Это может послужить прецедентом в политической истории, в мировой истории. В таком случае, как решать проблему Приднестровья, Южной Осетии, Абхазии, албанских курдов? Международному сообществу просто в целях безопасности не стоило выдвигать такие жесткие планы и делать такие жесткие заявления, какие делает, например, американская сторона, которая всячески поддерживает косовских сепаратистов. 10 декабря план трехсторонней Контактной группы, трехсторонней комиссии будет представлен в ООН для обсуждения и последующей передачи в Совет безопасности. Соединенные Штаты считают, что 10 декабря должна быть объявлена независимость Косова, и на карте появится новое государство.

В Сербии считают, что Белград и Приштина смогут на переговорах решить вопрос о статусе Косова не раньше конца 2008 года. Но это, мне кажется, очень оптимистические заявления. Настоящие переговоры по статусу Косова только начинаются".

Интернет-сайт радиокомпании <Голос России>, 25/10/2007
http://www.ruvr.ru/main.php?lng=rus&q=47530&p=25.10.2007


Док. 387643
Опублик.: 26.10.07
Число обращений: 705

  • Гусейнов Вагиф Алиовсатович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``